Роль компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы
статья по литературе на тему

Лоскутова Ольга Александровна

В статье говорится о роли компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль компьютерных технологий в обучении старшеклассников

интерпретации драмы

Интенсивно развивающиеся в настоящее время педагогические  технологии  во многом связаны с внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, поскольку именно компьютерные технологии способны обогатить их информационный, методический и дидактический арсенал, помочь в решении образовательных задач. Информационные компьютерные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Их внедрение в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп  урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Поэтому использование современных информационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой школьного преподавания литературы и современного образования в целом.

Можно выделить следующие характеристики новых информационных (компьютерных) технологий, которые обусловливают их широкие педагогические возможности в современном образовательном процессе: 1) интерактивность (диалоговая форма); 2) мультимедийность – представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных формах; 3) способность к моделированию – моделирование реальных объектов и процессов с целью их исследования; 4) коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации.

Визуальные информационные технологии могут, например, озадачивать, будить, поддерживать интерес и любопытство, создавать стимулы для преодоления трудностей. «Медиасредства могут передавать содержание предметов и исполнять их роль, – отмечает В.В. Волков. – Объекты, которые не доступны из-за их дороговизны или других своих особенностей, предстают ученикам в иллюстрациях или диаграммах, звуковых документах или фильмах (выполняют функции заместителя). С этим тесно связано то, что медиасредства содействуют интенсификации восприятия через образное представление. Они открывают доступ к скрытым процессам, целостно показывают процессы движения через замедленную или ускоренную киносъемку, увеличивают или уменьшают то, что уже не различимо для нашего зрительного восприятия (например, микроорганизмы) или из-за их размера уже не может быть целиком обозримо (например, аэрофотоснимка земли)» [3: 113].

Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам  информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа – и Интернет-ресурсов. Между тем до сих пор в достаточной мере не разработана методическая база использования современных информационных технологий на уроках литературы в школе: как правило, ученые ограничиваются отдельными замечаниями и рекомендациями по вопросу.

Роль компьютерных технологий на уроках литературы особенно важна при изучении драматических произведений в силу особой значимости зрительной образности, дополняющей образность словесную, в процессе чего обогащается и облегчается процесс восприятия образной ткани художественного произведения, а через нее осуществляется проникновение в авторский замысел, основную идею повествования, его мотивную структуру.

Тяготение драмы к внешне эффектной подаче изображаемых явлений и событий обусловлено одной из ее главных особенностей – сценичностью. Для конкретизации своих образов драматург располагает и вещами, и звуками, и светом, и, самое главное, голосом, внешностью, жестами артиста. Если писатель должен тщательно описывать вещи, движения, звуки и т.п., при помощи слова заставляя читателя представить себе то, о чем он говорит, то драматург имеет возможность непосредственно показать их на сцене. Образность драмы оказывается гиперболической, броской, театрально-яркой. По справедливому мнению Л.И. Тимофеева, «чтение не дает читателю полного представления о содержании драмы, она получает свое окончательное воплощение только на сцене... Драматическое искусство, принадлежа литературной своей стороной к искусству словесному, другой стороной – сценической – подходит под определение искусства вообще. Все, что называется в пьесе сценичностью, зависит от особых художественных соображений, не имеющих ничего общего с литературными. Художественные соображения основываются на так называемом знании сцены и внешних эффектов, т. е. на условиях чисто пластических» [7: 383]. Поэтому при изучении драматических произведений, составляющих значительную часть школьной программы по литературе, к задаче формирования у учащихся читательских компетенций добавляется и необходимость развития компетенций зрительских, сочетание которых обусловлено спецификой драмы как рода литературы, интегрирующего в себе элементы двух видов искусств: словесного и сценического.

Следовательно, зрительная образность при чтении и изучении драматических произведений приобретает наибольшую значимость, и роль компьютерных технологий как средства достижения наилучшего результата в данном случае также возрастает. Компьютер на уроке по изучению драмы значительно расширяет возможности представления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды, создавая различные интерпретации драматического произведения, представленные когда-либо в кино, на театральной сцене или предложенные самими учащимися.

В современных общеобразовательных программах по литературе драма занимает важное место, охватывая все ступени литературного образования современных школьников, однако, наиболее активно она изучается в старших классах, когда у учащихся сформированы умения и навыки грамотного чтения художественного произведения. При этом если на уроках в классах среднего звена учащиеся знакомятся с драматическими произведениями отдельных авторов  (Д.И. Фонвизина, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и др.), то в XI классе им приходится осваивать художественную специфику драмы как рода литературы в творчестве целого ряда художников слова – представителей русской литературы начала ХХ века (А.П. Чехова, М. Горького) и литературы 1950-90-х годов (А. Володина, А. Арбузова, В. Розова, А. Вампилова и др.).

А. Вампилов – один из самых необычных и интересных советских драматургов, автор четырех больших пьес и двух одноактных, трагически погибший в возрасте 35 лет, он не увидел ни одного из своих произведений на сцене. Тем не менее, он произвел революцию в современной драматургии. Целое литературное и театральное поколение – Л. Петрушевская, В. Славкин, В. Арро, А. Соколова, А. Галин – в критике 1980-х называют «поствампиловской драматургией», драматический метод которых непосредственно вырастает из художественных открытий Вампилова. Тем не менее, как это ни парадоксально, Вампилов современным отечественным литературоведением изучен недостаточно. Единичны публикации по творчеству автора и методической направленности, несмотря на то, что знакомство с пьесами А. Вампилова на уроках литературы в старших классах имеет большое образовательное и воспитательное значение.

Наиболее известна широкому читателю, в том числе и учащимся, пьеса А. Вампилова «Старший сын» (1967), благодаря множеству талантливых экранизаций и театральных постановок по мотивам произведения. Вместе с тем в школьных общеобразовательных программах она редко предлагается для чтения и изучения (в программе под ред. Т.Ф. Курдюмовой ее постижение предусмотрено в IX классе). Среди известных режиссерских интерпретаций пьесы необходимо, прежде всего, отметить следующие: 1) постановку в Иркутском драматическом театре, режиссёр В. Симоновский (в подготовке спектакля участвовал сам Вампилов). В ролях: Т. Панасюк – Наталья, Г. Марченко – Васенька Сарафанов, 1969 г.; 2) постановку в Театре им. М.Н. Ермоловой, режиссер Г. Косюков, 1972 г.; 3) оперу «Старший сын» (композитор Г. Гладков) в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, 1983 г.; 4) постановку в Московском театре-студии под руководством О. Табакова, режиссёр К. Богомолов, 2008 г.;  5) постановку в Театре на Таганке, режиссёр Ю. Погребничко, 2008 г.; 6) экранизацию режиссёра В. Мельникова, в ролях         Е. Леонов – Андрей Григорьевич Сарафанов, Н. Егорова – Нина Сарафанова,  В. Изотов – Васенька Сарафанов, Н. Караченцов – Владимир Бусыгин, М. Боярский – Сильва, С. Крючкова – Наталья.

К видеозаписям указанных театральных постановок и экранизации пьесы А. Вампилова «Старший сын» целесообразно, на наш взгляд, обращаться в ходе применения компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы. Отметим следующие способы организации такой работы:

1. Создание мультимедийных презентаций (учителем или учащимися, в качестве группового или индивидуального задания). Это может быть и лекционная презентация, иллюстрирующая рассказ учителя о сценической истории произведения, или презентация «плакатная» (фотографии с подписями), использующаяся в качестве зрительной наглядности в ходе аналитической беседы по пьесе. Мультимедийная презентация, содержащая материалы театральных постановок и экранизации пьесы (фотографии актеров в роли героев произведения, фотографии отдельных эпизодов, оформления сцены и проч.) поможет учащимся, с одной стороны, лучше представить себе персонажей «Старшего сына», с другой стороны, сопоставить собственное восприятие героев пьесы с вариантами их режиссерского прочтения и таким образом глубже проникнуть в их содержание, авторский замысел, положенный в их основу. Учитель при этом может использовать вопросы примерно следующего характера:

– Что можно сказать о характере Сарафанова-старшего в исполнении Леонова? Какие черты характера подчеркнул режиссер, выбрав на роль этого героя данного актера? А какого актера представляете вы в роли Сарафанова? Почему? Чья интерпретация данного образа в театре и кино вам кажется наиболее удачной и приближенной к его авторскому пониманию? Обоснуйте свой ответ.

– Что вы можете сказать о характере Владимира Бусыгина? Отметьте положительные и отрицательные черты данного персонажа. Насколько оказался точен в их передаче Караченцов? Что вы можете сказать о сценической истории данного образа в театре?

Интересны вопросы и сравнительно-сопоставительного характера:

– Сравните актерскую игру Леонова, Караченцова и Боярского. Можно ли отметить в начале фильма некоторую «оппозицию» характеров. В чем и как это проявляется? Что происходит потом? Какие черты характера просыпаются в Бусыгине, и как это мастерски отражает игра Караченцова?

– Сравните сценографию спектаклей по мотивам пьесы «Старший сын». Какое оформление сцены вам кажется наиболее подходящим? Как бы вы подошли к решению этой задачи и почему? Кратко расскажите о спектакле, режиссером которого бы вы стали.

Можно предложить учащимся заполнить таблицу следующего содержания:

Герой пьесы

Каким его изобразил автор

(можно приводить примеры из текста)

Каким его представляю я

Каким его показал режиссер фильма или спектакля (указать имя актера)

Сарафанов-старший

В руках кларнет. Разговаривает с беспокойством.

Мягкий, доверчивый, пухлый мужчина средних лет, очень добрый, немного наивный.

Е. Леонов – добрый, открытый, доверчивый, домашний; с чувством собственного достоинства, человеколюбец.

Сарафанов-младший

«В его поведении

много беспокойства и неуверенности, он чего-то ждет»,  тревожный, растерянный, с горькой иронией в голосе.

Нервный, немного истеричный, неуверенный в себе молодой человек, сильно влюблен, худощав, с горящими глазами, немного смешон.

В. Изотов – смешной молодой человек, страстно переживающий свою первую любовь, склонный к вспышкам гнева, острой обиды и разочарования.

Нина Сарафанова

«В халате и домашних  туфлях», смущается, смеется, «с полотенцем на плече», «с веником и тряпкой», ласковая, немного капризный голос.

Миловидная, светловолосая, очень мягкая, умная девушка, любит свою семью и дорожит ею. Собирается выходить замуж, но не испытывает любовных чувств к своему избраннику, отчего кажется немного холодной.

Н. Егорова – очень красивая девушка, спокойная, рассудительная, домовитая, сдерживает свои чувства, не подает виду, если обижена или расстроена. Полная противоположность Васеньки.

Бусыгин

Смешливый, неестественно покашливает.

Оба друга очень веселые, любят подшутить над другими, поэтому кажутся циничными. Обычные молодые люди, творческие натуры. Склонны поступать необдуманно, что бы развеять скуку.

Н. Караченцов – модный, веселый молодой человек, любит пошутить.

Сильва

Дерзкий, «наигрывает на гитаре».

М. Боярский – дерзкий молодой человек, к окружающим относится подчеркнуто равнодушно, отчего выглядит еще большим циником, чем Бусыгин.

Наталья

Равнодушная, кричит, со снисходительными жестами.

Очень смелая, циничная, одинокая, ищет серьезные отношения, поэтому к любви Васеньки относится снисходительно и с пренебрежением.

С. Крючкова – резкая молодая девушка, со сложным характером, внешность обычная, имеет жизненный опыт.

После заполнения таблицы учащиеся должны сделать выводы о многообразии интерпретаций героя драматического произведения, а также поразмышлять над вопросами:

– Насколько режиссерские интерпретации персонажей пьесы учитывают авторское представление о них? Верно ли это, на Ваш взгляд?

– Мешает или затрудняет предварительное знакомство с режиссерскими интерпретациями пьесы формированию собственных представлений о ее героях и содержании произведения в целом?

– Может ли просмотр спектакля или фильма по пьесе заменить ее прочтение? Какова роль знакомства с режиссерскими интерпретациями в восприятии и понимании драматического текста?

В результате работы подобного характера учащиеся должны сделать заключение о важной роли знакомства с режиссерскими интерпретациями изучаемого драматического произведения с целью расширения собственного эстетического опыта, совершенствования восприятия художественного текста, более глубокого проникновения в авторский замысел и постижения основной идеи повествования.

Индивидуальными и групповыми заданиями в данном случае может стать самостоятельная подготовка учащимися мультимедийных презентаций по следующим темам: «Сценическая история образа Сарафанова-старшего», «Сценическая история образа Бусыгина», «Образы Нины и Бусыгина в театре и кино», «"Старший сын" Вампилова в интерпретации …» и др. Основным требованием к мультимедийным презентациям такого характера является широкое использование иллюстративного материала (фотографий актеров, исполнявших роли персонажей «Старшего сына», фотографий сценографических элементов, видеоматериалов – отдельных эпизодов спектакля или фильма, которые сопровождаются вопросами, адресованными к учащимся, различного рода комментариями, например, высказываниями театральных критиков, литературоведов, уместных и необходимых в данном случае).

2. Включение в содержание урока различных видеофрагментов из фильма или спектаклей по произведению, в том числе и в рамках мультимедийных презентаций. Просмотр таких видеофрагментов способствует повышению эмоциональности восприятия текста драматического произведения, «вчувствованию» во внутреннее состояние героев, усвоению сути их конфликтов и душевных переживаний. Так, например, в ходе аналитической беседы по тексту «Старшего сына» учащимся можно предложить просмотреть эпизод объяснения Бусыгина с Сарафановым о том, что тот является его старшим сыном. Учащимся можно предложить поразмышлять над тем, какими средствами Бусыгин убеждает Сарафанова в том, что он является его старшим сыном, понаблюдать над эмоциями и чувствами всех персонажей, участвующих  данной сцене, сопоставить их характеры (доверчивые, добрые, искренние – Нина и Сарафанов-старший и предприимчивые – Бусыгин и Сильва). Однако со временем все меняется, и прежде всего меняется отношение к окружающим самого Бусыгина (здесь можно обратиться к двум сценам: сцене объяснения Бусыгина с Ниной и сцене объяснения Бусыгина с Сарафановым-старшим). Учащиеся должны сосредоточить свое внимание на эмоциях Бусыгина и подумать над вопросами: Почему вдруг Бусыгин решил рассказать правду? Только ли любовь к Нине и чувство ревности заставили его сделать это? Как это проявилось в актерской игре? Какими средствами Караченцов смог передать внутреннюю, духовную эволюцию своего героя? Можно ли говорить о том, что доброта и искренность одних людей может служить способом к перевоспитанию других? 

3. Творческие задания для учащихся. Диапазон творческих заданий с опорой на современные компьютерные технологии на уроках литературы при обучении старшеклассников интерпретации драмы очень широк. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Во-первых, это может быть самостоятельная поисковая работа учащихся, предполагающая использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, конечным итогом которой может стать написание творческой работы, подготовка сообщения, презентации или фотогалереи. Учитель в данном случае, разбив учащихся на группы, может дать ориентировочные вопросы, направляющие и организующие информационный поиск школьников. Например, между группами учащихся можно распределить следующие темы для поисковой работы: «Пьеса А. Вампилова на сценах русских театров», «"Старший сын" в отечественном и зарубежном кинематографе», «Леонов в роли Сарафанова», «Сарафановы в кино» и др.

Во-вторых, это может быть участие школьников в Интернет-фестивалях творческих работ, посвященных творчеству А. Вампилова.

В-третьих, к творческим заданиям на основе использования компьютерных технологий относится и работа над сценарием фильма. Создание киносценария – «это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения» [5: 52]. После написания сценария можно предложить учащимся осуществление видеосъемки, в которой принимают участие их близкие родственники и знакомые. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут.

Знакомство с режиссерскими интерпретациями художественных текстов с целью создания видеоролика о сценической истории того или иного литературного персонажа – также весьма эффективный образовательный прием, позволяющий не только расширить общий кругозор учащихся, но и углубить понимание произведения, лучше понять его идею, авторский замысел, многомерность и сложность каждого из созданных писателем характеров, чему содействует знакомство с разными вариантами его кинематографического и сценического «прочтения».

Одним из вариантов такого видеоролика может стать создание видеоклипа (или промо-версии) к фильму или спектаклю. Целью такой работы учащихся в данном случае является передача содержания фильма или спектакля с помощью небольшого видеоряда (продолжительностью от 3 до 5-6 минут); в задачи школьников входит выбор наиболее информативных эпизодов, подбор к ним музыкального сопровождения (например, песни известного современного исполнителя или, наоборот, отрывка из классического музыкального произведения), монтаж. Остальные учащиеся не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки. «Взаимодополняя друг друга, разные виды искусства создают образ отдельной культурной эпохи, передают ее дух, ее эстетические и этические ценности. Причем в этом процессе в центре внимания все же должен быть текст, а произведения других видов искусства, в свою очередь, создают лишь культурный контекст. В этом аспекте наиболее эффективным способом постижения произведений разных видов искусства будет являться интеграция», – отмечает З.С. Старкова [6: 277].

В-четвертых, создание рекламных проектов по прочитанному. Как отмечает Е.А. Исаева, «создание рекламного ролика на прочитанное произведение – это полифункциональный вид работы, который способствует формированию таких читательских качеств, как творческое воображение, внимательное отношение к художественной детали литературного текста, ассоциативность и логичность мышления. Этот вид творческого задания требует предварительной подготовки учащихся. Они получают домашнее задание разбиться на микрогруппы и коллективно создать при помощи компьютера рекламный ролик на произведение. Они должны четко продумать цель, адресата, вид ролика. Целесообразно обратить внимание школьников на форму презентации рекламных проектов. Это может быть: 1) инсценизация; 2) словесное описание рекламы произведения на телевидении; 3) реклама произведения, звучащая на радио; 4) реклама произведения в печатном издании; 5) телереклама; 6) комбинированный вид рекламного проекта произведения» [4: 155].

В-пятых, составление интерактивных литературных викторин, кроссвордов, ребусов и головоломок по художественному произведению.

В-шестых, создание макета иллюстраций к тексту, обложки к пьесе. В данном виде заданий особую значимость приобретает этап рефлексии, когда учащиеся должны рассказать, что своим макетом иллюстраций или обложки к пьесе они хотели подчеркнуть в ее содержании и почему; остальные же учащиеся

В-седьмых, создание фотогалереи по сценической истории произведения, фотопортретов персонажей текста. Работа выполняется группами по 5-6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности, сопоставляя их с иллюстрациями известных художников к произведению, размещенных на Интернет-сайтах.

Разнообразна система и контролирующих заданий, однако в большинстве своем они представляют собой различные средства обучающего контроля, ориентированные на интерактивный характер учебной деятельности учащихся. Компьютерные тесты, разработанные учителем по тексту драматического произведения, а также различные задания в интерактивном режиме, предполагающие трансформацию и моделирование текста (например, продолжить фразу или дописать эпизод, саму пьесу, придумать другой конец произведения и др.), предназначены для контроля уровня усвоения знаний учащимися и используются, как правило, на этапе закрепления и повторения пройденного.

Таким образом, драма как сложнейший для ученического восприятия род литературы требует использования на уроках литературы различных инновационных технологий, прежде всего компьютерных. Современные компьютерные технологии представляют собой процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) с применением компьютера. Применение компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы – одного из наиболее сложных мест в школьном курсе литературы в плане его усвоения школьниками (в виде мультимедийных презентаций, предложенных учителем или подготовленных учащимися по заранее предложенным вопросам; посредством включения в ход урока видеоматериалов или творческих заданий для школьников, предполагающих использование компьютера: создание видеоклипов, рекламных роликов, составление интерактивных литературных викторин, кроссвордов, ребусов и головоломок по художественному произведению; создание макета иллюстраций к тексту, обложки к пьесе, фотогалереи по сценической истории произведения и др.) помогает разнообразить формы их работы, их деятельность, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности, другими словами, способствует достижению образовательных и воспитательных целей, прежде всего глубокому пониманию идеи художественного произведения, верному восприятию характеров действующих лиц драмы.

_____________________________________________

Библиографический список

  1. Акуджба, И.Х. Пьеса А. Вампилова «Свидание» [Текст] /                       И.Х. Акуджба // Литература в школе. – 1997. –  № 5. – С. 112-114.Вампилов, А. Утиная охота. Пьесы. Рассказы [Текст] / А. Вампилов. – М.: Эксмо, 2011. – 736 с.Волков, В.В. Современные мультимедиа [Текст] / В.В. Волков. – М.: Компьютер-инфо, 2009. – 256 с.          
  2. Исаева, Е.А. Инновационные подходы изучения и преподавания русской литературы в школах Украины [Текст] / Е.А. Исаева // Современные образовательные технологии в изучении и преподавании русской литературы: сб. ст. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – С. 153-155.
  3. Матюха, Л.В. Проектно-исcледовательская деятельность учащихся на уроках языка и литературы [Текст] / Л.В. Матюха // Русская словесность. – 2009. – № 1. – С. 48-53.
  4. Старкова, З.С. Содружество искусств на уроке: учеб. пособие [Текст] / З.С. Старкова. – М.: Просвещение, 1998. – 380 с.
  5. Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / Л.И. Тимофеев. – М.: Просвещение, 1976. –          548 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ в процессе формирования информационной компетентности учащихся на уроках физики.

Использование ИКТ в школьном курсе естествознания эффективно способствует развитию у учащихся информационной компетентности...

Роль информационных компьютерных технологий в обучении детей с ОВЗ

В статье рассказывается о роли информационных компьютерных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья,о том какие задачи ИКТ решает в коррекционной педагогике....

Роль компьютерных технологий в образовательном процессе.

Анализ современных информационных источников и практический личный опыт показал, что на данном этапе развития образовательного процесса и государство, и общественность в лице педагогов и родителей про...

Методика использования кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы

В статье говорится об использовании кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы...

Роль компьютерных технологий на уроках французского языка

Роль компьютерных технологий на уроках французского языка...

Роль компьютерных технологий в обучении старшеклассников интерпретации драмы

Интенсивно развивающиеся в настоящее время педагогические  технологии  во многом связаны с внедрением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, поскольку именно комп...

Методика использования кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы

Сегодня перспективы развития многих школьных дисциплин закономерно связывают с внедрением инновационных технологий обучения. Не является исключением и литература. Актуальным является обращение к...