Главные вкладки

    Читательская конференция в 11 классе «Разговор о прочитанной книге В.П. Астафьева «Звездопад»
    методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

    Карачёва Елена Валентиновна

    Материал можно использовать в 9-ых и 10-ых классах. Читательская конференция приобщает обучающихся к чтению художественных произведений, развивает интерес к художественной литературе. Учащиеся учатся правильно определять проблемы, которые автор поднимает в своём произведении. Важно, чтобы обучающиеся не боялись высказывать свои мнения, суждения. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл astafev_zvezdopad.docx15.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Читательская конференция в 11 классе

    «Разговор о прочитанной книге В.П. Астафьева «Звездопад»

    Цели: - приобщить обучающихся к чтению художественных произведений,

                 развивать интерес к художественной литературе;

               - развивать умение пересказывать художественный текст, давать

                 характеристику героям и их поступкам;

               - совершенствовать умение правильно определять проблемы, которые

                 поднимает автор в своём произведении;

               - учить обучающихся не бояться высказывать свои мысли, взгляды,

                 суждения;

               - воспитывать чувство патриотизма, ответственности за свои поступки,

                 чувство сострадания к ближнему.

    Учитель: Сегодня мы с вами проведём читательскую конференцию по произведению В.П. Астафьева «Звездопад». Поговорим о сюжете, героях произведения и выясним, какие проблемы поднимает автор.

        В этом году в рамках программы по литературе мы познакомимся с такими произведениями автора, как «Царь-рыба», «Печальный детектив».

         - Вспомните рассказы Астафьева, изученные в среднем звене. Назовите их. («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет»)

         - Коротко об авторе этих произведений расскажет….. (ученик)

    Ученик: Имя Виктора Петровича Астафьева известно всему миру. Он родился1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, неподалёку от Красноярска. И деда. В годы коллективизации оказался с семьёй в числе «спецпереселенцев» в Заполярье, в Игарке. Брошенный мачехой, бродяжничал, затем попал в детский дом. В начале войны работал составителем поездов на станции Базаиха. Осенью 1942 года был тяжело ранен. После Победы уехал с женой на её родину – в город Чусовой на Урал. Поменял много тяжёлых профессий. В 1951 году был опубликован его первый рассказ «Гражданский человек», а известность принесли повести «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража». С 1959 по 1961 годы учился на Высших литературных курсах в Москве. Жил в Перми, Вологде, а в 1980 году переехал на родину – в Красноярск. Перу писателя принадлежат такие замечательные произведения, как «Последний поклон», «Царь-рыба», «Пастух и пастушка». О войне – роман, написанный в 90-ые годы, - «Прокляты и убиты», повести «Весёлый солдат», «Обертон» и другие произведения. В.П. Астафьев скончался 29 ноября 2001 года и похоронен в родном селе.

    Учитель: Произведения Астафьева о войне, о судьбах детей, о любви никого не оставляют равнодушным. Эти произведения заставляют сострадать всей своей душой. Зачастую, читая их, невозможно удержать слёзы.

    - Как вы думаете, почему?

    (Астафьев –очевидец событий войны, детдомовец. Почти все произведения написаны им в послевоенные годы, когда уже всё пережитое им осознанно, и он, как никто другой, понимает, что такое война)

         Повесть «Звездопад» написана спустя 15 лет после войны. Это одно из первых произведений В.Астафьева принесло автору широкую известность и на многие годы стало любимым произведением молодёжи.

    - Как вы полагаете, в чём заключается секрет успеха этого произведения среди читателей? (Ответы)

         Произведение В.П. Астафьева «Звездопад» написано от первого лица. Автор ведёт повествование в исповедальной манере. Делает он это предельно искренне.

    - Обратите внимание, как начинает автор своё повествование. Прочитаем.

    (Чтение начала произведения)

    - Что необычного вы заметили в таком повествовании? Почему автор сначала говорит о том, как он родился, а потом только переходит к теме любви?

    (Автор понимает, что настоящая любовь – это как рождение, такое же таинственное, великое, как сам приход в жизнь)

         С первых же страниц мы окунаемся в последствия страшной войны. Герой описывает свои будни и будни своих товарищей в госпитале.

    - Каковы же они?                 (Рассказ ученика)

    Чтение эпизода   (сон о бабе).

         Именно в таких условиях приходит к герою Михаилу и героини Лидочке первое настоящее чувство.

    - Как развиваются события этой трогательной любви? Зачитаем.

    Выразительное чтение двух эпизодов  (Чтение Мишей стихотворения, признание в любви).

         Астафьев описывает историю, которая имела место быть в военные годы. Герои расстаются. Война есть война. Надо идти на фронт. Надо дальше служить Отечеству. Воспоминания об этой истории сжимают сердце главного героя, но «печаль его светла».

    - Вот как он сам описывает всё случившееся с ним.

    Чтение учителем конца повести. Вставка песни Ю. Шатунова «Падают листья (звёзды)». Пение учителем припева этой песни.

    - Почему повесть называется «Звездопад»? (Ответы)

    - На ваш взгляд, какие проблемы поднимает автор в этом произведении? (Война и любовь не совместимы. Долг перед родиной)

         Мишка понимает: война и любовь не совместимы. «И я выдержал, не согласился. Я, вероятно, ограбил нашу любовь, но иначе было нельзя. Стыдился бы я рассказать о своей любви. Я презирал бы себя всю жизнь, если бы оказался слабей Лиды».

    - Принимаете ли вы такое авторское решение? (Ответы)

    - Что вас задело при чтении этого произведения? Какие мысли и чувства вызвало оно у вас? (Запись в тетрадях 8 – 10 предложений. Проверяем)

    - Дорогие друзья, на следующей читательской конференции мы с вами обсудим произведение В.П. Астафьева «Людочка».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Читательская конференция по книге К.Паустовского "Заячьи лапы"

    Читательская конференция представляет собой обобщающее мероприятие-итог по книге К.Паустовского "Заичьи лапы", в которую входит несколько рассказов. Именно по этим рассказам составлен кроссворд, вопро...

    Читательская конференция по книге Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"

    Разработка мероприятия  по теме:   «Настоящий человек»Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Полевого; раскрыть характер главного героя в  повести; воспитывать такие ...

    Урок-турнир в 5 классе "По страницам прочитанных книг"

    Этот урок может быть проведён в конце учебного года в качестве повторения и систематизации изученного....

    Читательская конференция по книге В.Закруткина "Матерь человеческая" 8-11 классы

    На примере героини  повести раскрыть  учащимся духовную красоту  и величие, силу духа русской женщины, ее человечность, цельность натуры, мужество и стойкость в годы Великой Отечественн...

    Сценарий читательской конференции по книге Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена", 5 класс

    Данный сценарий разработан с целью активизации читательского интереса учащихся 5 класса. Книга Э.Распе "Приключения барона Мюнхгаузена" - кнгиа юбиляр (230 лет со дня создания в 2014-2015 году). В теч...

    читательская конференция по книге В.Катаева 8 вид (3-4 классы)

    Читательская конференция по книге В.Катаева "Цветик-семицветик" 8 вид , 3-4 класс...

    читательская конференция по книге В.Катаева 8 вид (3-4 классы)

    Конференция по книге Катаева "Цветик- семицветик" 8 вид...