урок литературы 6 класс по теме : К.М.СИМОНОВ « ТЫ ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г.

Цель урока:  совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.m.simonov.rar28.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Технологическая карта

Тема урока:     К.М.СИМОНОВ  « ТЫ  ПОМНИШЬ ,АЛЕША, ДОРОГИ СМОЛЕНЩИНЫ».

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.П. Полухина. – Москва: Просвещение, 2014 г.

Учитель: Лепишина С.В.

Дата:

Цель урока:  совершенствование навыков анализа текста; развитие творческих способностей учащихся.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:  готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Межпредметные связи: русский язык, живопись, музыка, кинематограф.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Настроить учащихся на работу. Проверить наличие на партах необходимых для урока принадлежностей и отсутствие посторонних предметов.

Учащиеся оценивают свою готовность к уроку.

Личностные: самоопределение

Регулятивные:

самоконтроль готовности

Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса.

- Ребята, прочитайте  эпиграф к уроку:

«Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны».

                     А.Прокофьев

_ Как вы думаете, о чем мы свами будем сегодня размышлять?

-Кто вспомнить и прочитать стих-е о войне?

-Я  тоже хочу прочитать стих-е о войне.

- Льется свет по ночам из мерцающих чаш.

Колыбели плывут в тишине.

Начеку,

словно мира спасенного страж,-

Наша память о прошлой войне.

Расул Гамзатов.

-  1СЛАЙД.                                                                                   Звучит музыка  ( тихое звучание песни «Священная война»). Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941–1945 гг.» писал: “Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый”. Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии ВОв.

- Казалось бы, задача людей в военное страшное время – выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе “совпало — война, беда, мечта и юность”. Это Константин Михайлович Симонов.(1915-19789).

 2 СЛАЙД биография и фото К.М.СИМОНОВА

-

Учащиеся читают.

Отвечают, формулируют тему урока.

Читают.

Участвуют в обсуждении.

Выступления учащихся:

1. К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: “Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий”. Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.

2. К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну “изнутри”. Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...» и

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

Познавательные:

Логический анализ объектов с целью выделения признаков

Построение проекта выхода из затруднения

- Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии.

“Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище — эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен”.

Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».

27 июля — бои под Смоленском и отступление под Житомиром.

29 июля — новоржевское направление... И — как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.

Участвуют в обсуждении, готовят ответы на вопросы.

-какие черты характера необходимы на войне?

- что значит война для семьи?

- каков был настрой людей ?

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Регулятивные: самоконтроль и взаимоконтроль понимания текста.

Познавательные:

Умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Первичное закрепление

1. Чтение стихотворения учителем.

2. Словарная работа(УСТАРЕВШИЕ СЛОВА)

кринка — глиняный удлинённый горшок для молока;

тракт — большая проезжая дорога;

погост — кладбище;

салопчик — женская одежда.

3. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.

— Сколько частей в стихотворении?

— К кому обращается К.Симонов?

 Алёша — это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка» (обращаем внимание учащихся на портрет А.Суркова).

1ЧАСТЬ— Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?

— что такое эпитеты?

- Строят речевые высказывания.

-Анализируют стих-е.

- записывают в тетрадь

- Ответы учащихся.

-В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: “Ты помнишь...”

-Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны.

Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.

Художественное, образное определение.

Личностные:

самопознание на основе сравнения себя с героем произведения, формирование нравственной позиции на основе сопереживания.

Коммуникативные:

Аргументация своей точки зрения, учёт разных точек зрения, сотрудничество, работа в группе.

Самостоятельная работа с самопроверкой

НАЙТИ В 1ЧАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО.                                                   - Какие эпитеты передают настроение поэта?

— Что такое Родина по мнению поэта?

-  Какое открытие он делает для себя?

- Какой видится Родина поэту?

Бесконечные, злые дожди”, “усталые женщины”, “дорожной тоской”, “со вдовьей слезою”

Ответ на этот вопрос даёт поэт строками:

                                ...всё-таки Родина —
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...)

Это “...деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась”.

Регулятивные:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Коллективная работа.

2ЧАСТЬ — Чем отличается по настроению вторая часть -стихотворения?

- ЧТО ТАКОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ?                               

-  Найдите олицетворения, усиливающие эту веру.самостоятельно.

— Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта?

-— Как меняется образ солдата к концу стихотворения?

— Чей образ предстаёт в последней строфе?

— Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?

- Какой период войны описан в данном стих – ии?

- Какую проблему открывает нам автор?

-   К чему призывает читателя автор?                                                                                                  

Появляется лейтмотив стихотворения: “Мы вас подождём”. И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)

“Мы вас подождём!” — говорили нам пажити. // “Мы вас подождём!” —говорили леса.

“...седая старуха в салопчике плисовом”, “весь в белом, как на смерть одетый старик”, “русская женщина”.)

Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. “На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди”.

- Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.)

Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)

- Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны.

- Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг.    

- Верить в победу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Регулятивные:

Рефлексия

Коммуникативные:

Умение полно и точно выражать свои мысли

Личностные:

Смыслообразование.

Рефлексия деятельности

Домашнее задание

Оценки

-          Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?   

отрывок наизусть.

- Ответы учащихся.

Я чувствую: Тревогу, Сострадание, Радость, Страх, Восхищение, Горе, Боль, Тяжесть испытаний, Сочувствие.

Осуществляют оценку собственной деятельности.

Познавательные.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта интегрированного урока (литература и краеведение) по стихотворению Н.А. Некрасова "Железная дорога".

Если  изучение художественного произведения  всколыхнёт  "эмоциональную память народа", то  тогда произойдёт единение времён (прошлого, настоящего и будущего): современный школьник...

Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»

Конспект урока по литературе в 6 классе . Стихотворение К.М. Симонова «Ты помнишь, Алёша , дороги Смоленщины …»...

Конспект урока на тему "Великая Отечественная война в творчестве К.М. Симонова на примере стихотворения « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»".

Тема: Великая Отечественная война в творчестве К.М. Симонова на примере стихотворения   « Ты  помнишь, Алеша, дороги Смоленщины».Цель урока: дать представление о Великой Оте...