Внеклассное мероприятие "Войной начинается память"...
классный час по литературе (10 класс) на тему

Шашлова Светлана Ивановна

Данное мероприятие на примере произведений современных поэтов и писателей проблемы долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, нравственного выбора и исторической памяти, раскрывает две основных темы писателей о Великой Отечественной войне: ненависть к фашизму и любовь к Родине, воспитывает у учащихся любовь к Родине, родному краю.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voynoy_nachinaetsya_pamyat.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

на тему:

«Войной начинается память…»

          Цели:

          - показать на примере произведений современных поэтов и писателей проблемы долга и личной ответственности за судьбы Отечества и мира, нравственного выбора и исторической памяти;

          - раскрыть две основных темы писателей о Великой Отечественной войне: ненависть к фашизму и любовь к Родине;

           - воспитывать у учащихся любовь к Родине, родному краю.

Форма проведения:

  Литературно- музыкальная композиция с использованием стихов К.Мамонтова, В. Лебедева- Кумача, К. Симонова, М. Джалиля, А. Суркова, Э. Асадова, Ю. Друниной.

Музыкальное оформление:

 « Священная война» - слова В.Лебедева- Кумача, муз. А, Александрова; « В землянке»- сл. А. Суркова, муз. К. Листова, « Журавли»- сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля; « Бухенвальдский набат»- В. Мурадели; « День Победы»- сл. Д. Тухманова, муз. В. Харитонова.

 

 Звуковые эффекты: скрип и хлопанье двери, топот бегущих ног, взрывы, стрельба, крик, детский плач, немецкая речь.

    Оформление:

  - два столика, на которых стоят зажженные светильники, за столиками – участники мероприятия;

  - книжная выставка « Память сердца»;

 Действующие лица:

           Ветеран Великой Отечественной войны.

           Ветеран тыла, Педагогического Труда.

           Учитель

           Ведущие- 2

           Чтецы- 6

           Юноша- 2

           Девушки- 3

           Учащиеся- 7

           Мужчина

            Мать

   

Потомок мой ,не будь холодным к датам

                                                                               Военных битв сороковых годов:

                                                           За каждой цифрой- кровь и смерть солдата,

                                                                          Судьба страны в нашествии врагов.

                                                                             И сколько б лет тебя не отделяло

                                                                       От этих дат, сумей расслышать в них

                                                                   Разрывы бомб, зловещий лязг металла

                                                                      И стон предсмертный прадедов твоих...

       

                                                                                                                К.Мамонтов

Чтец(1): Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил,

Чтец(2): Тем, кто улетал вместе с дымом из Бухенвальдских печей,

Чтец(3): Тем, кто на века безымянный в фашистском плену канул,

 Чтец(4(: Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

 Чтец(5): Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов,

Чтец(6): Всем, кто ушел в бессмертие, выстоял и победил,

Все: Посвящается наш праздник!

Чтец(1):

                             С чего начинается память- с берез?

                             С речного песочка?  

                            С дождя на дороге?  

                            А если с убийства?

                            А если – со слез?

                            А если – с  воздушной тревоги?

                            А если_ с визжащей пилы в облаках,

                           Со взрослых, в пыли распростертых,

                           А если - с недетского знания – как

                           Живое становится мертвым?

                           И в пять,

                           И в пятнадцать,

                          И в двадцать пять лет

                          Войной начинается память!  

Ведущий(1):

    И о чем бы ни  писали фронтовики много лет спустя , тема войны останется главной в любом их произведении .Главной потому, что нельзя забыть поднятую взрывами, как на дыбу, родную землю; нельзя вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин, стариков. Война...это кровь, слезы, ненависть, горе, боль...Это ожидание брата, сына, мужа. Это тоненькая ниточка надежды, которая в любой момент может прерваться.

(включается запись голоса Ю. Левитана « От Советского Информбюро», затем звучит первый куплет песни « Священная война»):

Чтец(2):

                     Казалось, было холодно цветам,

                     И от росы они слегка поблекли.

                     Зарю, что шла по травам и кустам,

                     Обшарили немецкие бинокли.

                     Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

                     И пограничник протянул к ним руки.

                     А немцы, кончив кофе пить, в тот миг,

                     Садились в танки, закрывали люки.

                     Такою все дышало тишиной,

                     Что вся земля еще спала, казалось,

                     Кто знал, что между миром и войной

                     Всего каких- то пять минут осталось!

Чтец(3):

                Плескалось багровое знамя,

                Горели багровые звезды,

                Слепая пурга накрывала

                Багровый от крови закат.

               И слышалась поступь дивизий,

               Великая поступь дивизий,

               Железная поступь дивизий,

               Точная поступь солдат!

 Чтец(1):

             

            Победа!

              Как она досталась,

             Какой ценой мы к ней пришли:

             И раны были, и усталость,

             И шрамы на груди земли.

            Сквозь пот и кровь,

            Через огонь и воду,

            Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад,

            Отстаивая право на свободу,

            К победе шел, Россия, твой солдат.

           И не сломила сердце, не сгубила,

           И душу не растлила нам война,

           Видать, нечеловеческая сила

           Ему, солдату русскому, дана!

          ( Литературное чтение. Отрывок из рассказа Б. Полевого «Мы советские люди».

Ведущий(2): Война продолжалась...

  Их расстреливали в тюрьмах, замучивали в гестапо, отправляли в

концлагеря.

:

Ведущий(1): Стой, остановись, время! Замри! Замри и оглянись в прошлое!    Вспомни...

    Вот какие строки писались в застенках гестапо:

Чтец(1): « Фашизм.. Когда я произношу это слово, на меня веет гнилью застенков и карцеров , до меня доносятся стоны и крики замученных жертв, я слышу стоны матерей, на глазах у которых эти изверги убивают детей. Я вижу нашу культуру, истоптанную кованым сапогом фашистских зверей.

Чтец(2): Да, это были звери .Звери..

Чтец(3): Сегодня мы прослушаем отрывки из произведений, раскрывающие преступные дева, совершенные в годы войны с фашистами..

                         Стихотворение М. Джалиля « Варварство»

     Чтение отрывков из произведений :

Александра Фадеева « Молодая гвардия»,

Светланы Алексиевич « У войны не женское лицо»,

Ольги Берггольц « Февральский дневник»,

Алеся Адамович « Я из огненной деревни».

Ведущий(2): Тысячи и тысячи растоптанных сердец, тысячи и тысячи сожженных в печах крематориев, тысячи и тысячи замученных в карцерах концлагерей...

  И вот в память о них, чтобы никогда не было Маутхаузенов, людей – оборотней, « никогда»- взывают колокола 

                                 ( на фоне песни « Бухенвальдский набат»):

   

       Учащийся(1): Бухенвальда,

      Учащийся(2): Заксенхаузена,

      Учащийся(3): Саласпилса,

      Учащийся(4): Равенсбрюка,

      Учащийся(5): Дахау,

     Учащийся(6): Освенцима.

Ведущий(1): Нет сейчас в живых человека, жившего в нашем селе, человека, который прошел весь ад фашистского концлагеря – ад Бухенвальда.Этот человек – Нюргачев Василий Иванович Более трех лет провел он в Бухенвальде, в 1944 году вместе с другими узниками концлагеря Василий Иванович был освобожден советскими войсками.

    Часто приглашали Василия Ивановича в школу на торжественные общешкольные и классные мероприятия с просьбой рассказать о годах, проведенных в плену. Он не мог спокойно рассказывать о том страшном времени, потому что о войне можно говорить, писать, смотреть фильмы, но почувствовать ее ужас, страх можно только соприкоснувшись с ней....

Учитель: Я держу в руках  книгу, которая называется « Нюрнбергский процесс». Сразу же после войны состоялся суд над фашистскими главарями, развязавшими войну. Это был суд над преступниками, цинизмом, безнравственностью. Фашистские прислужники вынуждены были признать виновными в содеянном.Эту книгу невозможно читать без боли, она не оставляет равнодушными людей. В ней описаны зверства, пытки над советскими людьми; Юлиан Семенов рассказывает о концентрационных лагерях Освенциме, Дахау, Равенсбрюке, детском концлагере Саласпилсе.

      Это был первый в истории судебный процесс, когда перед судом предстали преступники, завладевшие целым государством и сделавшим самое государство орудием чудовищных преступлений. На этом процессе, подчеркнул в своей речи Главный обвинитель от СССР Р. Руденко, « в лице подсудимых мы судим не только их самих, но и преступные учреждения и организации, ими распространяемые в целях осуществления давно задуманных преступлений против мира и человечности».

Ведущий(2): Мужественно сражались наши деды, отцы за то, чтобы нам жилось счастливо. Они сражались за наше светлое будущее и погибали за него.

 

Ведущий(1): И шел солдат четыре года...

   1418 дней...

  И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия, доблести.

 Но иногда случалось затишье, перерыв перед новой атакой. И тогда...пел солдат.

  (Инсценирование песни « Бьется в тесной печурке огонь»)

  Чтец(4): А вы опять ушли туда, где выстрелы, 

                  Где взрывы бомб и мин зловещий вой.  

                  Ушли вперед, чтоб выстоять, чтоб выдержать,

                  Пусть даже самой страшною ценой.              

Ведущий(1):Мы удивляемся сейчас, как можно спать на ходу. Как можно так уснуть, чтобы ,заснув, примерзнуть к стенке окопа? И не почувствовать холода?

И как это можно привыкнуть к грохоту и вою снарядов? И годами не иметь над головой крыши? И хоронить после каждого боя друзей? И самое главное ,знать, что сейчас ты поделишься с другом мирными далекими воспоминаниями, а через несколько минут друга не будет в живых? Или тебя не будет в живых? Как это было на фронте – все 1418 дней войны?

     Кто знает ответы на эти вопросы? И на тысячи других?

 Ответы на эти вопросы знают люди, пережившие все тяготы войны.

            Слово предоставляется Ветерану войны Сизых И.М.

Учитель:

В районной газете «Отчий край» от 10.04.2000 года была напечатана статья « Будь проклята эта война»  А.И. Шустиковой, находившейся в годы Великой Отечественной войны в оккупации в Белоруссии.

  Слово предоставляется Ветерану Педагогического Труда Анне Ивановне

Шустиковой.

Рассказ учителя:     

         Многие слышали о командире партизанского отряда , действующего в Белоруссии ,  

Константине Заслонове. А мне посчастливилось поговорить с человеком, который очень хорошо его помнит. Человек этот- бабушка, маленькая, сухонькая- Короткевич Анастасия Викторовна.

    Тридцать лет прожила  Настя в белорусской деревне Ухле .Вышла замуж, родился сын Федя ...

     Как и для всего народа страшным горем обрушилась на молодую мать Великая Отечественная война .Ослепленные успехами немцы сначала не показывали себя головорезами, но сразу установили свои порядки .

   «Жителям села на родной земле пришлось работать на захватчиков, больно, обидно и несправедливо это было; но ничего не поделаешь», - вспоминает баба Настя.

    С первого же дня начались зверства над евреями, и после первого же  выстрела поднялась деревня. Недалеко от родительского дома Насти долгое время жило несколько еврейских семей в вырытом окопчике. Как могли, помогали им люди: то горячего кипятка принесут, то последним куском хлеба поделятся...

   Очень боялись, как бы кто не дознался, не дай бог узнают немцы или их прислужники - сразу расстрел. Нашелся все-таки предатель - им оказался местный староста - и донес фашистам. Евреев расстреляли, не услышав от них ни одного слова, направленного во вред добрым людям.

   Муж Насти с первого дня ушел в партизаны, а Настя с маленьким сынишкой на руках осталась в деревне. Связь с партизанским отрядом поддерживала.

     Однажды пришла к молодой женщине соседка и говорит: « Немцы что-то прознали и посадили в сарай тринадцать человек. Хотят увезти в Германию. Ложись, доченька, притворись больной, а то и тебя увезут». Спряталась Настя в болоте,

целые сутки просидела в нем, держа на руках сына.

    На глазах Насти расстреляли мужа и его товарищей, это видела она, сидя в болоте. Многих женщин угнали в Германию.  

    После расстрела мужа и его товарищей Настя твердо решила уйти к партизанам. Ночью с подругой и маленьким Федей пробралась к своим.

  Командиром партизанского отряда был  Заслонов Константин, до войны работавший учителем.

    Сел он на бревнышко, посмотрел на женщин и говорит: « Ну что мне с вами делать»?

 «А мы со слезами на глазах отвечаем: « Только не прогоняйте нас, мы будет стирать, варить, да на любую работу согласны. И расплакались: ведь почти у всех погибли мужья, да и куда нам идти? - вспоминает Анастасия Викторовна, - оставил нас Константин в отряде. Чем могли, помогали мужчинам, два раза ходила я в разведку».

    В деревне Настю искал Конаховский - начальник полиции. Но не выдали ее односельчане.

    Беда объединяет людей, особенно если она общая. Но трусы и предатели остаются всегда одни. Не ушел от народного возмездия староста- предатель.

     Когда наша армия начала наступательные бои , фашисты подожгли деревню, осталось всего семь домов. Для того, чтобы выловить всех, кто помогал партизанам, немцы разработали специальный «подход» - переодевание в русскую форму. « Как - то раз работали люди в поле, а они приехали и стали записывать в партизаны. Четырнадцать человек, обманутые русской формой, записались. Тут же, на поле, их и расстреляли.

  Чего только ни делали с собой люди, чтобы не работать на немцев: натирали ноги ядовитой травой, разрезали руку и посыпали рану махоркой...

   А Конаховский после войны он несколько лет жил в Витебской области, сменил фамилию, развел хозяйство. Но спастись от справедливого суда ему не удалось, так как подлость и предательство не прощаются. Когда дознались деревенские жители, кто живет рядом с ними,  сами хотели расправиться  ,но не дали власти устраивать самосуд, и народный суд присудил Конаховскому 25 лет лишения свободы.

  Сейчас в Белоруссии на том месте, где немцы расстреляли мирных жителей за связь с партизанами, стоит памятник погибшим.

  «Много их, таких памятников, почти в каждом селе»,- говорит Анастасия Викторовна.

...Ушла в прошлое война, оставив неизгладимый след в сердцах и памяти народной...

  И муж Анастасии Викторовны  лежит в братской могиле в небольшой белорусской деревне Ухле.  А сама она сразу после войны вместе с сыном приехала  в Сибирь и осталась здесь жить. Выросли внуки, уже и правнуки взрослые...

 Ходит Анастасия Викторовна , держась за табурет. « Очень болят ноги после памятных суток, проведенных в болоте»,- объясняет причину баба Настя. Через столько лет не забыла она варварства фашистов, и по лицу ее текут слезы, она ничего не простит, такое не забывается. Когда к ней приходят школьники, учащиеся 9-10 классов, или ученики, посещающие элективный курс по литературе, она делится  своими воспоминаниями и всегда говорит: « Только б не было войны»...  

                   

 Чтец(2):   Первое слово ребенок сказал: «Мама...»

                 Вырос, солдатом пришел на вокзал: « Мама...»

                 Вот он в атаке на дымную землю упал «Мама!»

                 Встал и губами горячими к жизни припал: « Мама...»

   

Ведущий(1):  В сложных жизненных обстоятельствах люди вспоминают Мать.

В Берлине, на стене еще горевшего рейхстага, над которым реял красный флаг, висел плакат, изображающий советскую женщину – Мать, и надпись: « Дорогая наша мама! Наша победа – твоя наполовину!»

    На священную войну, на подвиги , солдат провожали матери. Это к ним, к мамам, из пекла металла и пороха вырывались ласковые, полные нежности письма рано повзрослевших детей.

     В письмах неизменно стояли рядом два слова: « Мама. Родина.»

 Мать не просто провожала на войну – она провожала своих сыновей на подвиги.

     Чтение стихотворения Э. Асадова « Письмо матери».

Ведущий(2):  А сколько было на фронте солдат, о которых позже писали: « Им в 43-м выдали медали и только в 45-м  -  паспорта...»

    Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 1941 года, прямо со школьной скамьи ступивших в войну.

      Выходят 1 юноша и 3 девушки в военной форме

Юноша:      И кружит лист последний

                    У детства на краю,

                    И я, 20- летний,

                    Под пулями стою.

 1 девушка:   Ах, война, что ж ты сделала, подлая,

                    Стали тихими наши дворы,

                    Наши мальчики головы подняли,

                    Повзрослели они до поры.

                    На пороге едва помаячили

                    И ушли - за солдатом солдат...

                    До свидания, мальчики!

                    Мальчики, постарайтесь вернуться назад!

                     Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

                     Не жалейте ни пуль, ни гранат,

                     И себя не щадите...

                     Но все - таки

                     Постарайтесь вернуться назад!

                       

2 девушка:   Я только раз видала рукопашный,

                     Раз – наяву. И тысячу – во сне.

                     Кто говорит, что на войне не страшно,

                     Тот ничего не знает о войне...

Ведущий(1):  Это писала Юлия Друнина, прошедшая всю войну медсестрой, « сестричкой», как называли ее ласково солдаты.

3 девушка:   Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней,

                      Шагаем и мы, девчата, похожие на парней.

                      Нет, это горят не хаты, то юность моя в огне,

                      Идут по войне девчата, похожие на парней.

       На сцену выходят ребята с треугольниками писем в руках.

-  Здравствуй, дорогой папа! Мы очень по тебе стосковались, ты все снишься в шинели, пришел бы домой...Поглядел бы ты, папа, сколько у нас снегу...Папа, пока до свидания, присылай привет. Привет от дочек.

-  Здравствуй, дорогой и милый наш братка Ваня! Шлем тебе всем по сердечному привету. Я тебе сообщаю, что живем по – старому, хлеб есть, дрова есть, только насчет корму для скотины плохо...

    Братка Ваня, мы к 23 февраля, ко Дню Красной Армии, собирали подарки. Наша школа собрала 1560 рублей деньгами. Мы, комсомольцы, собрали около 280 рублей от 24 человек. На этом кончаю писать письмо, остаемся живы, здоровы, того и тебе желаем. Быстрее поправляйся, с приветом вся семья.

                                                       9 апреля 1942 года, Шилину Ивану Степановичу

Ведущий(2):

  Не все из них, солдат России, вернулись домой...Многие остались лежать в подмосковных снегах, у берегов Волги, за пределами родной земли...

  Время, оглянись! Оглянись на тех, кто сейчас в камне смотрит с высоты своих памятников.

Чтец(3):    В Хатыни, в Смоленске, в Бресте,

                  Над Волгой, над Бугом, над Тисой,

                  Как вечного пламени всплески,

                  Застыв, стоят обелиски...

Учитель:  Иду вдоль памятников  Славы...

                 Почти у каждого села

                 Моя великая держава, ты обелиски возвела.

                 Разрой могилу, и, быть может,

                 В кощунстве не вини меня,

                 Найдешь ты там солдатский ножик

                 Да только пряжку от ремня.

                Останки бывших тел, останки солдат,

                Хоть прикоснись рукой.

                 Но то, что их вело под танки,

                 Измерить мерою какой?

                 Ведь не подержишь на ладони

                 Ни их сердечного тепла,

                 Ни веры их, ни малой доли той совести,

                 Что в них жила.

                 Ни преданности их, ни риска,

                 Ни даже страха, черт возьми,

                 Стоят недвижно обелиски

                 Над прахом их, над их костьми.

                 Я своей веры не разрушу в них не в убитых, а в живых,

                 Но где же памятники душам,

                 Тому, что было главным в них?

Чтец(3): Ушла в прошлое война. Но до сих пор ищут своих родных, не вернувшихся с войны, многие люди...Иногда – находят.

                                                     Кадр из фильма « Баллада о солдате».

                  Идут дожди, смывая вмятины, воронок вечную вину,

                  И до сих пор находят матери детей, потерянных в войну.

                  Разлука давняя жива, еще видны ее приметы...

                 Так разбросать людей по свету способна лишь одна война.

                 Как уголек в седой золе, надежда теплится скупая,

                 Что где – то дети их ступают по утренней родной земле.

                 Детей встречает каждый день на сквере женщина седая,

                По праву матери, считая всех других детей.

                Нам памятны воронок вмятины, и все, кто жизнь отдал свою

                За то, чтоб вновь не ждали матери детей, потерянных в войну.

   

 Ведущий (1):  Мы, поколение 21 века, помним всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, чтобы мы сейчас жили спокойно!

                     

                                   Живым поверка. Павшим слава.

                                   Салютов гром и тишина.

                                   Победу празднует держава,

                                   Надев цветы и ордена.

 

                                  Речевой хор:

1 Учащийся:       Со всех площадей и из улочек тесных

                             Стекаются люди и множатся ряды.

2 учащийся:        Идущие, кто вы?

Все участники:   Мы голос протеста,

                             Должны мы планету сберечь от беды.

1 Учащийся:      Вы кто? Ты, в джинсах, затянутых  туго,

                           Ты, с черною челкой по самую бровь?

Юноша и девушка:

                                     Мы юность, мы юность,

                                     Мы любим друг друга,

                                     Чудовищно целиться в нашу любовь.

1 Учащийся:  А ты кто, везущая перед собою коляску?

Мать:             Я молодость, мать я, любою ценою

                     Дитя от войны уберечь я должна.

2 учащийся: А  ты кто, плечистый, в очках и в берете

                         С висками  заметной уже седины?

Мужчина:        Я зрелость, а значит, я трижды в ответе

                          Всей жизнью в ответе за мир на земле.

 Все участники:  Голосуем за мир!

3 учащийся:  Удивительно светлый и чистый!

Все участники:  Голосуем за мир!

   

 4 учащийся: Потому что иначе нельзя!

5 учащийся: Человечество  просит одной доброты человеческой,

                       Чтоб цветы и улыбки на память дарили друзья!

6 учащийся: Чтоб звенели под ветром колосья обильного хлеба

                        И счастливое завтра вставало в невиданный срок.

7  учащийся:   Чтобы чистым для всех  становилось бескрайнее небо

                           И сбывались мечты среди самых загадочных звезд.

Все учащиеся: Голосуем!

7 учащийся:    И тверже, упорней шагов нарастанье,

                           Воззванье к воззванью,

                           К плакату – плакат!

Все учащиеся: По шару земному шагают земляне

                 И голос протеста звучит как набат!

                         

 Звучит песня « Бухенвальдский набат»

Ведущий (1):   Спасибо вам, отцы, и матери, и деды,

                          Тем, кто врага штыком и пулей бил,

Ведущий (2):    И тем, кто приближая День Победы

                           По суткам из цехов не выходил!

Ведущий (1):    Спасибо женщинам, трудившимся на нивах

                           Осиротевших сел и деревень!

   

Все участники:   Спасибо вам за праздник наш счастливый,

                             За этот трудный, но прекрасный День!

Песня « День Победы..»

                             

                                 Литература и источники:

1.А.Адамович. « Я из огненной деревни».М.Советская Россия, 1993 г.

2.С.Алексиевич « У войны не женское лицо».М., 2004 г.

3. О. Берггольц «Февральский дневник».М.Издательство « Художественная                литература», 2006 г.

4. « Была война».- Сборник.- М.: «Детская литература», 1999 г.

5. «Дорогами Победы».- М.: Советская Россия. 1980 г.

6.Ю. Друнина. Избранные сочинения: в 2 томах.- М., « Художественная литература».1985 г.

7.Ю. Михайлов. Поэты и поэзия.М.,Просвещение.1990 г.

8. Е. Мальцев. В годы испытаний. М., 2007 г.

9. Б. Полевой. « Мы советские люди».Издательство « Детская литература», 2006.

10.Е. Пронина. Произведения о Великой Отечественной войне. Издательство « Просвещение», 1999 г.

11.Ю. Семенов « Нюрнбергский процесс».Воениздат.М.,1982 г.

12. А. Фадеев. « Молодая гвардия».М., Просвещение, 1996 г.

13.Б. Чупрыгина. Стихи о Великой Отечественной войне.М.,2006 г.

14.А.Шустикова «Будь проклята эта война!» (районная газета «Отчий край» от

 10.04.2000 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие " А память нам покоя не даёт"

Внеклассное мероприятие посвящено 65-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне....

Внеклассное мероприятие "Живая память"

День памяти воинов-интернационалистов"Живым бойцам почёт и честь, а мёртвым слава вечная"15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов. Именно в этот день в 1989 году советские войска покинули Аф...

Внеклассное мероприятие "Живая память"

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках муниципального конкурса классных руководителей "Самый классный классный". Материал подготовлен об огнеборце Эдуарде Фомине- выпускнике нашей гимназии(бывше...

разработка внеклассного мероприятия "Живая память", посвященная дню вывода советских войск из Афганистана

методическая разработка внеклассного мероприятия "Живая память", посвященная дню воина-интернационалиста...

Внеклассное мероприятие "Живая память".

Сценарий торжественного мероприятия,  посвященного Дню вывода советских войск из Афганистана «Живая память»....

Сценарий внеклассного мероприятия "Наша память как эхо печальна, наша память как песня горда"

Идеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующих самые низ...