задания по роману Толстого Война и мир
материал по литературе на тему

Иванова Светлана Олеговна

вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_po_romanu_tolstogo_voyna_i_mir.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задания  по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

  1. Указанные в заданиях главы обязательно перечитать  в полном изложении.
  2. При выполнении заданий ознакомиться с материалом учебника по данной теме.
  3.  Для качественного ответа необходимо составить план ответа с указанием страниц для цитирования.

1 ряд

2 ряд

3ряд

1 том

1том

1том

Задание ко 2 апреля

Семья Ростовых (по эпизоду «Именины у Ростовых»- 14-17 главы части1 тома 1)
Сопоставить эти эпизоды с эпизодом «Салон А.П. Шерер» (атмосфера, гости, манера общения
и темы разговоров).

Задание ко 2 апреля

Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему «Тулону».
( главы 15-21 части 2 тома1 и главы 16 и 19 части 3 тома 1).

Задание ко 2 апреля

Семья Болконских (по эпизоду «Князь Андрей в Лысых Горах» - 24-25 главы части1 тома1)
Сопоставить эти эпизоды с эпизодом «Салон А.П. Шерер» (атмосфера, гости, манера общения
и темы разговоров).

2 том

2 том

2 том

Задание к 5 апреля

1) Общее: проанализировать эпизод «Князь Андрей под небом Аустерлица» ( по 1 тому)

2)Пьер в поисках смысла жизни (главы 4-6 части 1 тома 2)

Задание к 7 апреля

( главы 1-4 части 2 тома 2, глава 7 части 3 тома 2).

Задание к 5 апреля

1)Общее: проанализировать эпизод «Князь Андрей под небом Аустерлица» ( по 1 тому)

2)Наташа Ростова и Анатоль Курагин (главы 9-11, части 5 тома 2)

Задание к 7 апреля

(13-15, 17-18 части 5 тома 2 - лучше главы 6-22 части 5 тома 2).

Задание к 5 апреля

1)Общее: проанализировать эпизод «Князь Андрей под небом Аустерлица» ( по 1 тому)

2)Духовные искания князя Андрея (глава 9 части1 тома 2, 11-12 главы части2 тома2)

Задание к 7 апреля

(глава 1-2, главы 4-6, главы 16 части 3 тома 2).

3 том

3 том

3 том

Задание к 9 апреля

Бородинское сражение (главы 19-21, 24-25, 30-32 части 2, тома 3).

Задание к 9 апреля

Кутузов и Наполеон (главы 33-35, 38-39 части 2 тома 3; глава 4 части 3 тома 3).

Задание к 9 апреля

Образ князя Андрея (главы 31-32 части 3 тома 3; глава 16 части 1 тома 4).

4 том

4 том

4 том

Задание к 12 апреля

Образ Пьера Безухова (главы 10-13 части1 тома 4; главы 11-12 части2 тома 4)

Задание к 14 апреля

Образ Пьера Безухова

(глава 17 части 4 тома 4; главы 14, 16 части1 эпилога).

Задание к 12 апреля

Образ Наташи Ростовой (главы 31-32 части3 тома 3; глава16 части 1 тома 4)

Задание к 14 апреля
Образ Наташи Ростовой

(главы 10, 14-16 части 1 эпилога).

Задание к 12 апреля

Партизанская война (главы 1-6 части 3 тома 4).

Задание к 14 апреля

Партизанская война (главы 7-11 части 3 тома 4).

Задание к 16 апреля

1. Оставшееся: Образ Пьера Безухова (главы 14, 16 части1 эпилога).

2. Философия истории в романе ( главы 3-7 части 2 эпилога).

Задание к 16 апреля

Философия истории в романе (глава1 части 1 тома 3; глава 1 части 2 тома 3; глава 1 части 3 тома 3; главы1,2 части 2 эпилога).

Задание к 16 апреля

 1. Оставшееся:  Партизанская война (главы 7-11 части 3 тома 4).

2. Философия истории в  романе (главы 8-12 части2 эпилога).

1. Какие черты позволяют рассматривать роман «Война и мир» Л.Н. Толстого как эпопею?

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого традиционные признаки эпопеи: изображение исторически важного для всей нации события — Отечественной войны 1812 года; широта охвата событий в историческом периоде от 1805 до 1820 года; многочисленность действующих лиц (559); множество сюжетных линий; осмысление народа как главной силы истории; повествование ведется в эпическом плане — действие романа развивается широко и свободно; через историю жизни трех семейств проступает вся эпоха в ее характерных сторонах; эпически представлен быт разных социальных групп и сословий — от императора до простого крестьянина. Широта философско-исторического синтеза и глубина социально-психологического анализа связи человека и истории — все это позволяет рассматривать роман как эпопею.

2. Какой смысл заложен в названии романа «Война и мир» Л.Н. Толстого?

Название романа включает не только антитезу: мир как состояние, противоположное войне, но обозначает войну и общество (мир) в отношении к ней.

3. Что объединяет Андрея Болконского и Пьера Безухова?

При всей несхожести натур и Болконский, и Безухов стремятся к общей цели: понять смысл и открыть движущий источник жизни отдельного человека и человечества в целом и найти свое место в истории.

4. Что понял Болконский на поле Аустерлица?

До Аустерлица Болконский, кумиром которого был Наполеон, мечтал о своем Тулоне. Но после ранения, лежа под высоким небом Аустерлица, Андрей понимает мелочность своих честолюбивых мечтаний. Он понял неуничтожимость вечного потока жизни, символизируемую вечным для всех людей небом.

5. Каковы этапы духовного пути Болконского?

Вначале князь Андрей стремится к личной славе, подобно его кумиру Наполеону. После Аустерлица он испытывает тяжелый душевный кризис, разочаровавшись в личных действиях, не способных изменить ход истории. Он уединяется в своих имениях, но затем любовь к Наташе возрождает его. Он постепенно приходит к мысли, что мало жить только для себя. После ранения на Бородинском поле он думает о всеобщей любви, но чувствует односторонность своих размышлений. Ему не хватает понимания души другого человека. Только страдания помогают обрести это понимание и ощущение полноты жизни.

6. Какой духовный путь проходит Пьер Безухов?

Пьер Безухов в начале романа «Война и мир» — честный, но наивный молодой человек, который отдается порокам светской жизни. Но скоро он начинает понимать ханжескую мораль общества, противную ему. Поиски нравственного усовершенствования приводят его к масонам. В этот период он решает посвятить себя благоустройству жизни крестьян. В период разочарования в масонстве Пьер все время стремится найти причины зла. Он ищет в людях «внутреннего человека» — живую душу. Большое значение в духовных исканиях Безухова имела Бородинская битва. Именно здесь Пьер понимает, что историю творит народ. Встреча с Платоном Каратаевым приводит его к внутренней гармонии, к пониманию, что «человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей». Близость к народу заставляет анализировать жизнь, видеть истоки ее несправедливости, а это в эпилоге приводит его в тайное общество декабристов.

7. Что Л.Н. Толстой считает главной мыслью романа «Война и мир»?

Главная мысль романа «Война и мир» — «мысль народная». Она пронизывает все образы романа, которые проверяются народной нравственностью, она лежит в основе философии личности и истории.

8. Как в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого решается вопрос о роли личности в истории?

Согласно Л.Н. Толстому, история творится не отдельными, даже сверхгениальными личностями, а волей народа. Из множества отдельных воль складывается дух нации, от которого и зависит исход исторических событий. Это доказала Отечественная война 1812 года, когда перед иноземной угрозой вся нация объединилась и обрела «общую жизнь».

9. Какие народные типы рисует Л.Н. Толстой в романе «Война и мир»?

Л.Н. Толстой показывает разных представителей народа. Но он отмечает два полярных типа национального характера. Один — способные на бунт (богучаровские мужики), другой — непротивленцы (Платон Каратаев). Между ними — созидатель, мастер на все руки Тихон Щербатый, отважная старостиха Василиса, староста Дрон.

10. Какие взгляды Л.Н. Толстого воплотились в образе Платона Каратаева?

В образе Платона Каратаева Л.Н. Толстой воплотил мораль идеализируемого им патриархального крестьянства и теорию «непротивления злу насилием». Каратаев оставляет впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. В его облике постоянно подчеркивается округлость как признак завершенности. Он убежден, что все происходит по велению Божьему, потому ничему не надо сопротивляться, надо принимать мир таким, каков он есть. Основное в поведении Платона Каратаева — пассивность и созерцательность. Хотя Л.Н. Толстой подавал образ Каратаева как положительный пример, но он же показывает, что солдаты не восхищаются Каратаевым, относятся к нему даже снисходительно. Не пассивные Каратаевы выиграли войну с французами. Каратаев — толстовский идеал полного растворения в общей жизни, тип «роевого человека».

11. Что Л.Н. Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма»?

В Отечественной войне 1812 года проявилась духовная сила и стойкость народа, его истинный патриотизм, который не нуждался ни в пышных словах, ни в красивых жестах. Все как один человек понимали, что «под французом нельзя было», все направляли свои действия против врага — это и было тем источником победы, который Л.Н. Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма».

12. Каково значение противопоставления Наполеона и Кутузова?

Л.Н. Толстой признавал роль личности в истории, но считал, что она только тогда определяет историческое движение, когда ее воля совпадает с волей ее народа. Именно эта философия отразилась в антитезе Наполеон — Кутузов. По Толстому, нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды. Наполеон же эгоистичен, честолюбив, для него люди ничего не значат — это только фигурки в разыгрываемых им партиях. Солдаты его интересуют только как средство достижения личной славы. В отличие от него, Кутузов не думает о собственной славе. Он умеет уловить общее направление народного духа и направить его на победу. Кутузов живет по нравственным критериям народа. Именно благодаря соединению воли народа и искусства Кутузова Наполеон впервые ощутил приближение разгрома. Русские войска сначала одержали нравственную победу, а затем и историческую военную.

13. Каково значение понятий «внутренний человек» и «внешний человек»?

Понятия «внутренний человек» и «внешний человек» рождаются в сознании Пьера Безухова в период разочарования его в масонстве. «Внутренний человек» — это «душа в жизни», народное чувство, естественность. «Внешний человек» — «лишнее», прах и мертвенность души, искусственность. Воплощение «внутреннего человека» — Кутузов, «внешнего» — Наполеон.

14. Каков толстовский идеал женщины?

Идеал толстовской женщины вырисовывается из эпилога романа «Война и мир». Интересы Наташи сосредоточены только на доме, детях, муже. Л.Н. Толстой — противник женской эмансипации. Его идеал женщины близок патриархальным представлениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение "Бородинское сражение в романе Толстого "Война и мир"

В начале урока по творчеству Л.Н. Толстого я читаю свое стихотворение. Действительно, чтобы до конца познать творчество Толстого, не всегда хватает целой жизни. Хочу добавить к стихотворению ещё неско...

Задания для индивидуальных исследований по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

В материале размещены темы исследовательских работ обучающихся, которые помогут в изучении романа Толстого по проектной технологии....

Проверка домашнего задания по роману Л.Н.Толстого Война и мир. Том 2.

Карточки, по которым можно быстро проверить знание содержания заданных на дом глав романа-эпопеи...

Проверка домашнего задания по роману Л.Н.Толстого "Война и мир". Том 1.

Карточки,  позволяющие быстро проверить знание содержания заданных на дом глав романа....

Презентация к уроку в 10 классе «Мысль семейная» в романе Толстого «Война и мир»

Конспект этого урока представлен на моём сайте. Ребята олпределяют фамильные черты Ростовых и  размышляют о составляющих счастливой семьи....

Задания для групповой работы на уроках литературы в 10 классе по теме "Л.Н.Толстой. Война и мир. Изображение в романе войны 1812 года. Истинный патриотизм в изображении Толстого".

Групповая работа на уроках литературы способствует формированию умений извлекать и преобразовывать необходимую информацию для решения познавательных и коммуникативных задач, формированию умений свобод...