Проект "Словотворчество"
проект по литературе (5 класс) на тему

Кузнецова Ирина Александровна

Художественное творчество как средство обучения эстетическому постижению литературного произведения и развития на этой основе эстетических и нравственных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kuznetsovoy_i.a.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Словотворчество»

Учитель русского языка
и литературы МБС(К)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида»

 г.Перми

Кузнецова Ирина Александровна  

Пояснительная записка

Художественное творчество как средство обучения эстетическому постижению литературного произведения и развития на этой основе эстетических и нравственных качеств личности.

Преподавание литературы в современной школе переживает кризис.

Школьники проявляют активность в потреблении массовой культуры. Большинство учащихся читают литературу поверхностно. И в самом

обществе не часто обращаются к книге с целью удовлетворения высоких духовных запросов, преобладает технократическое чувствование, мышление и мировосприятие, ощущается пренебрежение гуманитарной культурой.

Перед школой стоит задача внедрения современных педагогических технологий с целью создания таких условий, которые бы обеспечивали включение растущего человека в систему общечеловеческих ценностей, духовности, познания эстетических идеалов, самореализации.

Перед учителем литературы стоят новые методические задачи, которые предстоит решить для того чтобы преодолеть главное противоречие между стремлением воспитать активную творческую личность и преобладающими в практике формами и методами, носящими пассивный характер.

Эстетические ценности и сама эстетическая деятельность бесконечно многообразны. Среди эстетических ценностей особо важное место занимает художественная ценность – красота произведений искусства. А среди форм эстетической деятельности – художественная деятельность. Принимаем  определение философа Л.Н.Столовича: «Деятельность, основной целью которой является создание именно эстетических ценностей, деятельность, порождающая произведения искусства и способная создавать и осваивать особый вид эстетической деятельности – художественную деятельность».

Художественную деятельность рассматриваем как систему: художественное творчество, произведение искусства, художественное освоение искусства.

«Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта», - писал Гете.

Художественная деятельность охватывает процессы не только освоения художественных ценностей, но и процессы художественного творчества.

Деятельность ученика, связанная с постижением художественного произведения, должна быть построена с учетом эмоционального воздействия предмета (произведения литературы), т.е. деятельность должна быть художественной: ее единицы деятельности должны быть сходными с творческой деятельностью создателя произведения, определяться художественной структурой самого произведения и особенностями художественного восприятия.

 «Одним из способов, общеизвестных в методике обучения основам наук, является включение учащихся в процесс решения задач. Для того чтобы ученик научился последовательно выполнять творчески все этапы процесса, его необходимо научить выполнению каждого этапа в отдельности». (С.Раппопорт.От художника к зрителю).

Творческие задания, связанные с восприятием и постижением литературного произведения, позволяют построить систему творческих заданий и упражнений:

- стимулирующие,

- художественные,

- свободные.

Стимулирующие творческие задания решают следующие задачи:

1.пробуждение интереса к литературному произведению, включение эмоционально-ассоциативной сферы мышления ученика;

2.выработка и формирование литературно-художественных умений;

3.целенаправленная подготовка к эстетическому анализу произведения.

Художественные задания предполагают на основе постижения художественной идеи произведения создание собственной читательской интерпретации авторского, на основе изученного, учитывая жанровые, стилистические и иные художественные особенности.

Свободные творческие задания помогают раскрытию и пониманию философских, нравственных, эстетических категорий, тесно связаны с жизненным опытом ребенка.

В творческий процесс включаются все учащиеся. Главное – вдохновить детей на творчество.

Дайте первую удачу,

Чтоб в себя поверил человек,

Чтоб в приливе радости горячей

Ощутил себя потомком всех.

Кто творил, тот сделал мир богаче.

Дайте, дайте первую удачу.

Особо хочется сказать о роли художественного творчества на развитие ребенка и ,прежде всего, его эстетических и нравственных качеств: умение видеть прекрасное, мыслить образно, отличать красивое и безобразное, быть искренним, добрым, внимательным к людям.

Многообразие форм работы позволяет вдохновлять детей на творчество:

урок-концерт, читательская или писательская конференции, литературные вечера, выпуск литературного альманаха «Душечка», создание литературных сборников, авторских страничек, ведение творческой тетради, участие в различных конкурсах.

Главный принцип: каждый человек уникален и бесценен. Найти в своем ученике эту уникальность, показать ему и другим, подчеркнуть значимость его способностей или труда - задача не из легких. А.Экзюпери говорил:

«Слишком много людей, которым никто не помог пробудиться».

Образовательная программа.

Проект «Словотворчество»

Проект выявляет, развивает и реализует творческие способности учащихся через создание текстов

Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся

Задачи:

1. Пробуждение интереса к литературному произведению

2. Формирование литературно-художественных умений

3. Развитие эмоциональной сферы ребенка

Проект реализуется через систему творческих заданий на уроках литературы, риторики, кружковую деятельность, во внеклассной работе.

Участники проекта: учащиеся 5-9 классов.

Проект этого года – 5 а класс

Планирование работы с пятиклассниками:

месяц

Вид работы

результат

примечание

сентябрь

Конструирование загадки

Создание собственных загадок, публикация в альманахе «Душечка»

Урок литературы,

кружок результат

сентябрь

Сочинение «Самая смешная история»

Публичное выступление

риторика

сентябрь

мифотворчество

Создание сборника

Урок литературы,

кружок,

публикации.

октябрь

Сочинение волшебной сказки

Создание библиотеки собственных книжек

Урок литературы,

участие в конкурсах

октябрь

Сочинение сказки о животных.

В гостях у сказки. Театральный марафон:

-пластилиновый

-кукольный

-бумажный

-игрушечный

День словесности.

Внеклассная работа

ноябрь

лимерики

конкурс

Урок риторики.

Публикации лучших работ

ноябрь

В стране перепутанных сказок

Сочинение сказок

Урок внеклассного чтения.

Внеклассное мероприятие

декабрь

«Продолжение сказки»

Чтение, обсуждение

Публикации

декабрь

Игра «Перевертыши»

Составление перевертышей

Внеклассная работа

январь

Бином фантазии

Работа в группах: сочинение, чтение, обсуждение

Урок риторики

февраль

Сочинение лирических произведений

Литературная гостиная

Урок литературы, кружок, внеклассная работа

В течение года,

февраль

Создание поэтических сборников

Индивидуальные консультации

март

Индивидуальные проекты

Коллективный портрет «Я плюс Я»

Публичная защита

Риторика,

внеклассная работа

апрель

Фантастическая гипотеза

«Что было бы…»

Обсуждение творческих работ

Риторика, кружок

май

Конкурс эссе, сочинений

«Дню Победы посвящается…»

Выпуск тематического альманаха

Кружок, конкурсы Коллективный портрет «Я плюс Я»

Апрель - май

Итоги года:

Путешествие в страну Фантазии

Презентация лучших работ

Кружок, внеклассная работа

В программе использована следующая литература:

1.Д.Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», М., 1993

2.Д.И.Архарова, Т.А.Долинина «Речь и культура общения», Сократ, 2001

3.Г.Меркин. Литература, 5 класс, учебник-хрестоматия.

4.А.Г.Кутузов «Как войти в мир литературы», методические рекомендации для учителя, М., 2001

5.В.Биллевич. В стране перепутанных сказок, Самовар,2007