Библия как памятник мировой культуры. "Ветхий Завет"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

На уроке Библия  рассматривается как литературное произведение, оказавшее огромное воздействие на всю европейскую культуру от древности до наших дней. Особое внимание обращается на духовно-нравсвенные уроки ветхозаветных историй.  "Маяки " Ветхого Завета это те истины, уроки, которые в огромном океане жизни помогали человеку не сбиться с курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliya_kak_pamyatnik_mirovoy_literatury.docx39.63 КБ
Файл bible.part1_.rar1.91 МБ
Файл bible.part2_.rar1.6 МБ

Предварительный просмотр:

«Библия как памятник мировой литературы. «Ветхий Завет»:

Урок русской словесности в 6 классе

Подкорытова  В.Н.,

учитель  русского языка  и литературы

Сугатовской  средней школы

2015 год

Цель урока:

  • развивающая: развивать коммуникативную деятельность учащихся; формировать умение высказывать и аргументировать свои суждения; развивать познавательный интерес к предмету, культурное восприятие художественных и литературных произведений;
  • образовательная: познакомить учащихся с Библией как памятником мировой культуры; учить анализировать библейские тексты;
  • воспитывающая: формировать духовно-нравственные нормы личности через уроки Ветхозаветных историй; воспитывать навыки коллективной работы.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма работы: коллективная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый,

интерактивный.

Приемы: беседа, рассказ, демонстрация слайдов, работа с текстом.

Межпредметные связи: ИЗО, история.

Оборудование: карточки с заданиями по группам, оценочные листы, карта

маяков Ветхого завета, интерактивная доска, выставка различных изданий

Библии.

Методическая цель урока: показать методы и приемы формирования ключевых

компетенций учащихся.

Структура урока        Хронология

1. Организационный момент.

1 мин.

2. Подготовка к активному и сознательному

усвоению материала.

2 мин.

3. Изучение нового материала.

7 мин.

4. Рефлексия.

1 мин.

5. Изучение нового материала по группам.

2 0 мин.

6. Физкультминутка.

1 мин.

7. Обобщение изученного.

5 мин.

8. Рефлексия.

5 мин.

9. Оценка деятельности учащихся.

1 мин.

10. Домашнее задание.

1 мин.

11. Итог урока.

1 мин.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Создание эмоционально-психологического настроя
  2. Подготовка к активному и сознательному восприятию нового материала.

Мы приступаем к изучению нового раздела «Библейская мифология и
литература»
        слайд 1

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Это слова Генриха Гейне, немецкого писателя, жившего в 19 веке: «Моим прозрением я обязан исключительно чтению одной книги. Книги? Да, одной старой, простой книги, скромной, как природа, и, как природа естественной... и эта книга так прямо и называется: «Книга»

-        Вы догадались, о какой книге идет речь?
(Речь идет о Библии).

Тема нашего урока: «Библия как памятник мировой литературы. «Ветхий завет». Запишите число и тему урока в тетради.

- Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

-        Чтобы узнать, что значит слово «Библия», давайте подберем слова с этим
корнем

(Библиотека, библиография)

Библия (от греч. Библиа) - книга.

-        Что вы знаете о Библии?
(Ответы учащихся)

Библия - собрание древних литературных текстов, история создания которых уходит в глубь тысячелетий.

Библия - «священная книга» христианской религии, в которой изложены основы христианской веры.

Библия - самая необыкновенная, одна из самых читаемых и самых почитаемых (священных) книга в мире.

3)        Изучение нового материала по теме: «Библия как памятник мировой
культуры»

•        Постановка учебной задачи:

  • Все изученные нами мифы принадлежали какому-либо народу. Ваша задача, прослушав мой рассказ, ответить на вопрос:
  • Почему Библия принадлежит мировой культуре?

•        Рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией слайдов.
Библия писалась более 1600 лет, ее создавали свыше 40 авторов из самых

разных слоев общества:

Лука - врач,        слайд 2

Соломон - царь,

Матфей - сборщик налогов,

Амос - пастух,

Моисей - политический деятель.

Библию писали в самых разных местах:        слайд 3

Моисей - в пустыне,

Павел - в тюрьме,

Лука - во время путешествий,

Даниил - во дворце,

Многие - во время военных действий.

Библию писали на трех континентах:
(учащиеся записывают в тетради)        слайд 4

  • в Азии,
  • в Африке,
  • в Европе.

Эту священную книгу писали на трех языках:

  • на еврейском,
  • на арамейском (наречие на Ближнем Востоке до IV н.э.),
  • на греческом.

Библия - это и литературное произведение, оказавшее огромное воздействие на всю европейскую культуру от древности до наших дней. На библейские сюжеты написаны знаменитые произведения живописи:

-        «Троица Ветхозаветная» Андрея Рублева (12 век)        слайд 5

Здесь изображены Бог-отец, сын и святой дух.

-        «Сикстинская мадонна» Рафаэля (16 век)        слайд 6

Рафаэль изобразил богоматерь с младенцем Иисусом на руках. (Мадонна -моя госпожа). Это гениальное произведение полно огромной любви к людям: художник прославил человека, способного ради счастья людей принести в жертву самое для него дорогое - свое дитя.

Архитектурные шедевры - храмы, посвященные богу, есть во всем христианском мире:

-        собор св. Петра в Риме (16 век)        слайд 7

Проект купола, возвышавшегося на 132 метра, разработал знаменитый художник и скульптор Микеланджело

-        Покровский собор Василия Блаженного в Москве (16 век)    слайд 8

Собор построен по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани.

На основе библейских сюжетов написаны многие литературные произведения, с некоторыми из них мы начнем знакомиться со следующего урока.

Библия делится на 2 части:

Ветхий Завет и Новый Завет. Завет - это договор, заключенный Богом с людьми, сначала в лице одного народа - еврейского, затем -        со всеми народами

(учащиеся записывают в тетради)        слайд 9

Обратите внимание, что слова Библия и Бог принято писать с заглавной буквы.

Слово «Ветхий» обозначает «древний, старый». Ветхий завет рассказывает об участии Бога в судьбе человечества в целом и еврейского народа в частности до прихода Иисуса Христа. Ветхий Завет создавался с IX до II века до н.э.

Новый Завет - это рассказ о жизни и учении Иисуса Христа, созданный его учениками и последователями - апостолами - в I - II веках н.э.

Библия - великая книга, «книга книг», она занимает исключительное место в истории человечества.

•   Решение учебной задачи:

-        Почему Библия принадлежит мировой культуре?

4)        Рефлексия.

-        Что в рассказе о Библии вас удивило? Что заинтересовало?

5)        Изучение нового материала по теме « Ветхий завет».
1. Беседа.

Готовясь к уроку, вы прочитали библейские истории из Ветхого Завета.

  • Как называется первая история? («Сотворение мира»)
  • Что побудило наших далеких предков поведать миру эту историю?

(Они пытались объяснить себе, как зародилась жизнь на земле, откуда взялись моря и суша, растения и животные, как появился на земле первый человек).

-        Каким предстает перед нами Бог-творец?
(Могущественным, заботливым).

2. Работа с Картой Маяков Ветхого Завета:

•        постановка проблемы;

Итак, мир создан. Давайте представим его в виде карты Ветхого Завета, пока пустынной и необитаемой. К концу урока мы составим путеводную карту, на которой обозначим все, с чем встретимся в библейских сказаниях. Почему же я назвала эту карту Картой Маяков Ветхого Завета? Я уверена, что вы ответите на этот вопрос.

А сейчас вы разделитесь на группы, и каждая группа будет работать над библейской историей по карточкам с заданиями.

•        работа по группам;

1        группа - «Адам и Ева»        слайд 10
Задание:

  1. Определите 4 ключевых слова вашего сказания.
  2. Ответьте на вопросы:

-        Как вы думаете, почему в сознании древних людей появилась мечта о рае?
(Человек мечтает лишь о том, чего у него нет. Холод, голод, вражда между
племенами заставляли человека мечтать о «золотом веке», когда природа и
человек находились в гармонии, а люди понятия не имели о голоде, болезнях,
тяжелом физическом труде).

-        Как люди объяснили в сказании причину своих бед?

(Адам и Ева нарушили запрет Бога, съели плод с дерева познания добра и зла и были изгнаны из рая).

  1. Подумайте, где на карте вы расположите уголок рая с Древом Познания?
  2. Чему учит библейское сказание об Адаме и Еве? Заполните таблицу в тетради.

{Человек в жизни сам выбирает свою дорогу и отвечает за свои поступки)

2        группа - «Каин и Авель»        слайд 11
Задание:

  1. Определите 4 ключевых слова вашего сказания.
  2. Ответьте на вопросы:

-        Что делает Каин, когда видит, что его жертва не принята?

(Каин убивает брата Авеля, думая, что Бог не видит этого. Он не сознается в содеянном и тогда, когда слышит вопрос Творца: «Где, Авель, брат твой?» «Разве я сторож: брату моему?» - отвечает Каин. Он не услышал в словах Бога призыв к покаянию).

-        Как наказан Каин за свое преступление?

(Бог наказал его вечными муками, запретив людям убивать Каина. Наказанием становится само зло, его преступление, его одиночество, его изгнание).

  1. Подумайте, где на карте вы расположите место совершения жертвоприношения Каином и Авелем.
  2. Чему учит нас библейская история о Каине и Авеле? Заполните таблицу в тетради.

(Не надо никому завидовать, потому что многие преступления совершаются из зависти).

3        группа - «Потоп»        слайд12 -13
Задание:

  1. Определите 4 ключевых слова вашего сказания.
  2. Ответьте на вопросы:

-        Почему Бог решил наслать на землю всемирный потоп?

(Земля была полна насилия и преступлений, и никто не обращал внимания на предостерегающий голос неба)

-        Сколько дней Ноев ковчег находился в плавании по бескрайнему водному
пространству?

(40 дней и ночей лил дождь, через 7 дней после прекращения дождя Ной выпустил голубя, но он вернулся. Спустя 7 дней выпущенный Ноем голубь вернулся с оливковой ветвью, еще через 7 дней голубь не вернулся, ибо земля уже просохла. Ноев ковчег плавал 61 день).

  1. Подумайте, где на карте поместить Ноев ковчег.
  2. Чему учит библейское сказание о потопе? Заполните таблицу в тетради. (Терпение Бога не безгранично. Люди, забывшие о чести, совести, законах человеческого общежития, непременно будут наказаны высшей силой, олицетворяемой стихией. Как маленькие дети бывают наказаны родителями за непослушание).

4        группа - «Вавилонская башня»        слайд 14
Задание:

  1. Определите 4 ключевых слова вашего сказания.
  2. Ответьте на вопросы:

-        За что Бог покарал людей?

(За гордыню, тщеславие, самомнение).

-        Как объясняет легенда происхождение многих языков?

(Бог увидел, что гордыня овладела людьми, и в наказание смешал языки, так что люди перестали понимать друг друга).

  1. Подумайте, где на карте поместить Вавилонскую башню.
  2. Чему учит библейское сказание о Вавилонской башне? Заполните таблицу в тетради.

(Знание языков (истории, культуры других народов) объединяет людей, незнание ведет к непониманию друг друга, невозможности вместе трудиться)

•   слово учителя;

Читая Ветхий Завет, мы узнаем о том, как жили наши далекие предки, какой им виделась история земли и человечества. Свои представления о происхождении мира, богах и героях были и в античной мифологии, и у древних славян. Но библейская мифология имеет одно важное отличие. Какое отличие? Для того чтобы разобраться в этом, обратите внимание на последний вопрос в ваших карточках-заданиях.

-        Что содержит в себе каждый библейский миф?
(Он содержит поучение, мораль)

Каким же правилам, законам должен подчиняться человек, чтобы не прогневить Бога?

В Ветхом завете говорится о глиняных табличках с десятью заповедями
(скрижалях). Заповеди эти исходили от самого Бога.
Заповедь - религиозно-нравственное предписание.
Заповеди Ветхого Завета        слайд 15

  1. Я есть Бог. (Бог - один).
  2. Не сотвори себе кумира. (Не унижай Бога сравнением).
  3. Не поминай имя Господа всуе. (Не тревожь понапрасну, если надеешься на помощь в большой беде).
  4. Шесть дней работай, а седьмой отдыхай. (Посвяти один день душе).
  5. Люби отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убий.
  7. Не изменяй, люби верно.
  8. Не кради.

9.        Не произноси ложного свидетельства.
10.Не завидуй.

Заповеди с первой по четвертую определяют отношения человека с Богом, а с пятой по десятую - отношения человека с человеком.

-        Почему эти Заповеди переведены на все языки и почитаемы во всех уголках
Земли?

(Это естественные законы человеческой жизни).

У каждого из вас на парте лежат листы с Заповедями Ветхого Завета. Вложите их в тетради, дома прочитайте и постарайтесь запомнить, потому что каждый культурный человек должен знать эти Заповеди.

•   Решение проблемы (обобщение изученного).

А теперь вернемся к главному вопросу нашего урока:

«Почему наша карта называется Картой Маяков Ветхого Завета?»

-        Что такое маяк?        слайд 16
(Мощный фонарь, который светит в ночи кораблям, чтобы они не сбились с
курса)

Перед вами одно из семи чудес света - знаменитый Александрийский маяк.

-        Что может произойти, если корабль собьется с курса?

(Корабль может сбиться с курса, может произойти кораблекрушение).

-        В каком значении выступает слово «маяк» применительно к библейским
легендам?

(Маяки Ветхого Завета это те истины, уроки, которые в огромном океане жизни помогали человеку не сбиться с курса)

Сейчас каждая группа прикрепит на Карте Маяков свой Маячок и напомнит всем, о чем он предупреждает. В отличие от настоящего маяка наши маячки находятся в душе и в совести человека. Я надеюсь, что эти Маяки будут светить и вам, помогая найти правильный курс в волнах вашей жизни.

6) Рефлексия. Составление синквейна на тему «Ветхий Завет». (Работа в группах).

Я предлагаю вам, объединившись в группы, составить синквейн на тему «Ветхий Завет» и затем обсудить и сравнить получившиеся работы.

(Каждая группа читает по очереди строчки пятистишия)

7)        Оценка деятельности учащихся.

Оцените работу каждого ученика в группе и свою работу, поставьте оценки

в «Оценочный лист».

-Кто получил за урок оценку «5» и «4»?

8)        Домашнее задание.

Стр. 184-185 читать, ответить на вопрос 3: «Чем христианская религия отличается от язычества?»

* Письменно ответить на вопрос: «Какая из библейских историй понравилась больше всего и почему?»

10)        Итог урока.

Ребята, я задам вам последний вопрос:

- Что вы ответите, если вам скажут, что Библию надо изучать только тем людям,

кто верит в Бога?

Приложение

Карточка - задание к библейской истории «Адам и Ева».

  1. Определите 4 ключевых слова библейской истории.
  2. Ответьте на вопросы:

  • Как вы думаете, почему в сознании древних людей появилась мечта о рае?
  • Как люди объяснили в этой истории причину своих бед?

  1. Подумайте, где на карте Ветхого Завета расположить уголок рая с Древом Познания?
  2. Чему учит библейская история об Адаме и Еве? Заполните таблицу в тетради.

Название  библейской истории

чему учит библейская история

«Адам и Ева»

«Каин и Авель»

«Потоп»

«Вавилонская башня»

Карточка - задание к библейской истории «Каин и Авель».

  1. Определите 4 ключевых слова библейской истории.
  2. Ответьте на вопросы:

  • Что делает Каин, когда видит, что его жертва не принята?
  • Как наказан Каин за свое преступление?

  1. Подумайте, где на карте Ветхого Завета расположить место совершения жертвоприношения Каином и Авелем?
  2. Чему учит библейская история о Каине и Авеле? Заполните таблицу в тетради.

Название  библейской истории

чему учит библейская история

«Адам и Ева»

«Каин и Авель»

«Потоп»

«Вавилонская башня»

Карточка - задание к библейской истории «Потоп».

  1. Определите 4 ключевых слова библейской истории.
  2. Ответьте на вопросы:

  • Почему Бог решил наслать на землю всемирный потоп?
  • Сколько дней Ноев ковчег находился в плавании по бескрайнему водному пространству?

  1. Подумайте, где на карте Ветхого Завета поместить Ноев ковчег?
  2. Чему учит библейская история о потопе? Заполните таблицу в тетради.

Название библейской истории

чему учит библейская история

«Адам и Ева»

«Каин и Авель»

«Потоп»

«Вавилонская башня»

Карточка - задание к библейской истории «Вавилонская башня».

  1. Определите 4 ключевых слова библейской истории.
  2. Ответьте на вопросы:

  • За что Бог покарал людей?
  • Как объясняет легенда происхождение многих языков?

  1. Подумайте, где на карте Ветхого Завета поместить Вавилонскую башню?
  2. Чему учит библейская история о Вавилонской башне? Заполните таблицу в тетради.

Название библейской истории

чему учит библейская история

«Адам и Ева»

«Каин и Авель»

«Потоп»

«Вавилонская башня»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.

На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа  проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...

Урок на тему "мировые памятники в опасности"

урок английского языка к учебнику "Английский в фокусе" 8 класс...

Культурно-исторические памятники мирового значения на Кубани и их исследователи

Урок кубановедения в 5 классе, расширяющий круг знаний учащихся о всемирно известных памятниках культуры, расположенных на территории нашего края....

Памятник сестрам милосердия Первой мировой войны

Статс-секретарь - зам. Министра культуры Ивлиев и депутаты Госдумы почтили память Сестер милосердия.6-го мая на территории Мемориального парка на Соколе прошла церемония торжественного открытия и церк...

Разработка урока ОПК по теме "Библия. Ветхий и Новый Заветы"

Это попытка, доступным для учеников 4 класса светской школы, объяснить, почему для православного христианина Библия – Священная книга (т.е. самая дорогая разуму и сердцу). А также:- показать мест...

таблица "Произведения искусства. Библия. Ветхий Завет"

Данная таблица "Произведения искусства. Библия. Ветхий Завет" может быть использована учителями МХК для подготовки и проведения уроков по искусству...

таблица "Произведения искусства. Библия. Новый Завет"

Данная таблица "Произведения искусства. Библия. Ветхий Завет" может быть использована учителями МХК для подготовки и проведения уроков по искусству...