Рабочая программа по литературе к учебнику под ред. Г.И. Беленького
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Арбатская ( Бортюк ) Людмила Валерьевна

Программа составлена к учебнику Г.И. Беленького

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programa_po_literature.docx76.23 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа разработана на основе

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  
  • Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009,
  • Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения;
  • учебника: Литература. Начальный курс. 9 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Основные цели преподавания литературы в 9 классе:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
  • формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
  • развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
  • воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
  • изученные теоретико-литературные понятия:
  • Художественная литература как искусство слова.
  • Художественный образ.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Литературные роды и жанры.
  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
  • Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Кол-во часов

В том числе

развитие речи

В том числе

внеклассное чтение

В том числе

контрольные работы

Введение.

1

I. Литература Древней Руси.

4

1

II. Литература XVIII  века.

13

1

III. Литература XIX века.

54

7

2

2

IV.Литература  XX века.

22

1

2

1

Зарубежная литература.

2

Итоговый урок за курс 9 класса

1

1

Резерв

3

Итого

102

11

4

3

Уроки  внеклассного чтения:

п/п

Содержание

Жанр баллады в поэзии 20 века: В.Высоцкий, Э.Асадов ( параллель с темой « Романтизм в 18 веке)

Ф.М.Достоевский «Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных» в произведении (продолжение темы «Ф.М. Достоевский»

Б.Васильев «А зори здесь тихие»  ( параллель с темой М.Шолохов «Судьба человека»)

Литература Тюменского края ( региональный компонент)

Уроки по развитию речи:

п/п

Содержание

Кол-во часов

Анализ фрагмента  из «Слова  о полку Игореве

1

Классное сочинение №1(ответ на проблемный вопрос) по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

1

Подготовка к домашнему сочинению по комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума».

1

Классное сочинение №2 по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2

Классное сочинение №3 по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2

Классное сочинение №4 по роману Н.В. Гоголя «Мертвые души»

2

Классное сочинение № 5 (ответ на проблемный вопрос) по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

1

Эссе «А на последок я скажу.. « ( итог года)

1

Контрольные работы

проводятся с целью диагностики усвоения материала объемной по изучению литературной эпохи 19 века

и усвоения к концу 9 класса основных теоретико - литературных понятий.

п/п

Содержание

Кол-во часов

Тестирование по теме «Литература первой половины 19 века  (февраль)

1

Тестирование по теме «Литература второй  половины 19 века  (март)

1

Контрольный терминологический диктант  (апрель)

1

Содержание программы учебного курса

IХ класс

(102 часа (34 учебных недели))

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

Литература Древней Руси (3+1)

Общая характеристика древнерусской литературы. Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве». Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Литература XVIII  века (12+1)

Общая характеристика литературы XVIII  века. Сведения о классицизме. Идейно-художественное своеобразие литературы  эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

 М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта.

Для чтения и бесед

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения. Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Недоросль». Сатирическое  обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Властителям и судьям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэзии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н.М.Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. Сентиментализм в литературе.

Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека. Язык повести.   «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Литература XIX века ( 45+7+1)

Романтизм литературе первой половины XIX века

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы

А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

Лирика. «К  Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «19 октября (1825 г.)», «Анчар», «Пророк», «К*** («Я помню чудное мгновение…»), «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа»  в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои  романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка.  «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила завести. «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Смерть Поэта», ««Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Прощай, немытая  Россия…», «Нет, не тебя я так пылко я люблю…», «Пророк»,  «Родина».

Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе. Оценка романа в русской критике.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения

«Мертвые души». История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести

А.Н. Островский.  Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Свои люди – сочтемся». Тишка - Подхалюзин – Большов – три этапа формирования купца-самодура. Липочка: претензии на образованность и культуру. Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»).

Н.А. Некрасов. Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Для чтения и бесед

Дано -  отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.  

Для чтения и бесед

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви. Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения

«Бедные люди».

Л.Н. Толстой как  исследователь путей нравственного совершенствования человека.

Для чтения и бесед

«Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии. Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе».

Особенности повествования от первого лица.

Литература  XX века ( 19+1+2)

А. А.  Блок. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить…», «Да.Так диктует вдохновение»; «Земное сердце стынет вновь…», «Сольвейг»,  «Утро в Москве», «Ты – как отзвук забытого гимна…».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире.  Покоряющая сила любви.  Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры. Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха.

«Необычайное приключение…».  Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения

«Разговор на одесском рейде..»   –   широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении

Для чтения и бесед

«Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом…», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

А.А. Ахматова (1 час) Слово о поэте.

Для чтения и бесед.

Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).  

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта.  Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор сразбором избранных глав, например:  I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины.

Булгаков – сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст), «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Особенности композиции рассказа. Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета  и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

Роль пейзажа в портретных зарисовках.

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.  

 Для чтения и бесед

«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера.  Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность). Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие.

Поэты 2 половины 20 века: А.Вознесенский, Е.Евтушенко.  Поэты – шестидесятники. Тематика и проблематика творчества.

Зарубежная литература (3)

Данте Слово о поэте.

«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов).

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.

У. Шекспир

Жизнь и творчество (обзор).Трагедия «Гамлет».

Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.


Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе

на 2011-2012 учебный год

№ п.п

Календарные сроки

Тема учебного занятия

Формирование универсальных учебных действий

Знать

Уметь

5-9 сентября

Литература как искусство слова

Теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство слова, историко-литературный процесс.

Составлять тезисы и план прочитанного текста; владеть различными видами пересказа.

Литература Древней Руси

5-9 сентября

Древнерусская литература.. «Слово о полку Игореве».

Общую характеристику древнерусской литературы. Исторические основы произведения,  историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.

Перефразировать мысль; владеть

монологической и диалогической

речью.

Художественное своеобразие «Слова..»

Авторское отношение  к происходящему в «Слове», роль изобразительно-выразительных средств, о художественном своеобразии «Слова»,  о связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.

Найти нужную информацию об отношении автора к происходящему  в произведении, найти нужную информацию о жизни «Слова» в искусстве, создать связный устный текст.

12-16 сентября

 Кого и за что прославляет и осуждает автор?

Теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление, формулировать идею, проблематику произведения

Участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Р.р.№1 Анализ фрагмента  из «Слова  о полку Игореве».

Содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода.

Выполнять анализ фрагмента  из «Слова  о полку Игореве».

Литература XVIII  века

12-16 сентября

Общая характеристика литературы XVIII  века.Класицизм

Основные черты классицизма как литературного направления  

Сопоставлять исторические факты и литературные традиции

19 -23 сентября

М.В. Ломоносов

М.В. Ломоносов – великий энциклопедист.

Знать факты биографии М. В. Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.

Строить высказывание с опорой на критическую литературу. Анализировать стихотворное произведение.

Ломоносов-поэт. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года».

Идейно-художественный мир произведений, восторженное отношение к тайнам природы.

Выразительно читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание, определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры.

Д.И. Фонвизин

Д.И. Фонвизин. «Недоросль».История создания комедии.

Биографию писателя, Историю создания комедии.

Находить сатирическое и комическое в произведении.

26 -30 сентября

«Недоросль». Конфликт и особенности композиции комедии.

С какой целью автор вводит «говорящие» фамилии в произведение,  авторское отношение к теме воспитания в комедии.

Выражать свое отношение к прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа и видами публичных выступлений

«Недоросль» - комедия классицизма.

Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине

Находить реалистические черты характеров  в комедии.

Р.р.№2

Классное сочинение №1(ответ на проблемный вопрос) по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Содержание и проблематику изученного произведения.

Выбрать тему и жанр сочинения; составить

план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.

3-7 октября

А.Н. Радищев

 А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя.

Особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева.

Формулировать идею, проблематику изучаемого произведения.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Пафос произведения.

Понятие о жанре путешествии

Взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие. Объяснять смысл эпиграфа.

Строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произведения.

Г.Р. Державин

Г.Р. Державин. Лирика.

Факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина.

Воспринимать и анализировать поэтический текст, определять стихотворения в творческой эволюции поэта, понять сущность мировоззрения автора, его взгляды на роль поэта и назначение поэзии.

10 -14 октября

«Памятник». Философские размышления о назначении поэта и поэзии.

Новаторство Державина,  особенности раскрытия темы поэта и поэзии, власти.

Анализировать стихотворения  с точки зрения классицизма

Н.М.Карамзин (2)

Н.М.Карамзин.   «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека.

Жизнь и творчество писателя. Основные черты сентиментализма как литературного направления.

Находить черты сентиментализма в повести.

 «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

О языке повести, о конфликте между любовным чувством и нравственными традициями.

Давать характеристику персонажа, выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведения, способы проявления авторской позиции, развернуто обосновывать свои рассуждения.

Литература XIX века

17 -21 октября

Романтизм в литературе первой половины XIX века.

Понимать основные черты романтического произведения, связь с другими литературными течениями..

Видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается художественный образ.

Вн.чт1  Жанр баллады в поэзии 20 века: В.Высоцкий., Э.Асадов.

Находить черты баллады в произведениях, выразительно читать.

А.С. Грибоедов

А.С. Грибоедов.    «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы.

Основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, историю создания комедии.

Работать с разными источниками информации, строить развернутые устные монологические высказывания, составлять план статьи учебника,  обосновывать суждения и приводить доказательства.

24 -28

октября

Общественный и личный конфликт в комедии.  

Понятия комедии, конфликта, интриги, сюжета, текст комедии, действующих лиц. Особенности комедии как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт

Выразительно читать монологи, комментировать и воспринимать, анализировать текст комедии, выявлять черты характера персонажа через речевую характеристику.

Чацкий и фамусовское общество.

Мастерство Грибоедова в создании характеров.

Составить характеристику Чацкого по первому действию пьесы,   выявлять внешний конфликт,  строить связное устное высказывание на тему «Всегда ли ровесники - единомышленники?».

Специфика жанра комедии.

Текст комедии, специфику комедии, традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма.

Выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста.

Богатство языка комедии.

Особенности языка комедии, ее нравственно-философское звучание.

Презентовать проекты, посвященные идейно-художественному своеобразию пьесы, представлять  историю «Горе от ума» в форме компьютерной презентации.

Р.р.№3 Подготовка к домашнему сочинению по комедии  

А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы, понимать личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества.

Строить письменные высказывания по заданной теме, редактировать текст сочинения, определять собственное отношение к персонажам.

А.С. Пушкин

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи).

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Понятия мотива, лирики, лирического героя,  жанровое своеобразие стихотворений.

Создавать хронологическую канву лекции,  писать эссе «А. С. Пушкин в моем восприятии».

Свобода, творчество, любовь – три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Тема поэта и поэзии.

Философские и христианские мотивы в лирике А. С. Пушкина. Идейно-художественное своеобразие стихотворений.

Выразительно читать и анализировать стихотворения, выявлять особенности жанра,  понимать язык художественного произведения, выявлять общие мотивы и темы.

Биографичность, высокий нравственный смысл лирики поэта.

Развитие темы дружбы в лирике поэта, адресаты дружеской лирики. Понимать образную природу стихотворений о дружбе и нравственную основу лирики.

Воспринимать и анализировать стихотворения, выражать свое отношение к прочитанному, выразительно читать.

Любовная лирика А.С. Пушкина

Свобода в лирике А. С. Пушкина представлена как политический, философский, нравственный идеал. Адресаты любовной лирики.

Делать сравнительный анализ стихотворных текстов.

А.С. Пушкин.  «Евгений Онегин»

 История создания.

Творческая история романа в стихах, реализм как литературное направление, жанровые особенности романа в стихах.

Выразительно читать, строить устные высказывания.

Главные герои  романа, причины их жизненной драмы.

Какое воплощение нашел тип «лишнего человека» в отечественной литературе, содержание глав.

Выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя, давать характеристику, сопоставлять произведения искусства, давать характеристики действующим лицам.

 Образ автора в романе.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе.

Обоснованность слов В. Г. Белинского, назвавшего роман «Энциклопедией русской жизни».

Составлять вопросы по теме урока, воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа.

В.Г. Белинский о романе «Евгений Онегин»

Оценка романа в русской критике.

Воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений.

Р.р. №4 -5

Классное сочинение №2 по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Текст романа,  художественные особенности. нравственно-философскую проблематику произведения, типы вступлений и основные приемы их создания.

Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, писать вступление, используя  прием цепочки.

А.С. Пушкин.  «Пиковая дама».

История создания произведения. Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

Воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений

А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери».

Знать содержание трагедии,  уметь определять основную проблему: талант, труд.  вдохновение

Уметь писать сочинение-рассуждение по поднятым в произведении проблема.

М.Ю. Лермонтов 

М.Ю. Лермонтов .  Жизнь и творчество (основные вехи).

Знать основные  факты жизни и творческого пути Лермонтова.

Иметь представление о культурологических основах семейных, социальных традиций.

Лермонтов о поэте и поэзии. «Пророк», «Поэт», «Смерть поэта»

Время создания стихотворений, их художественное своеобразие, жанровые особенности.

Анализировать стихотворения, оценивать идейно-художественные искания поэта в контексте эпохи, создавать историко-культурный и биографический комментарий, выявлять чувства и настроения лирического героя.

Образ России в лирике Лермонтова. Философские размышления о жизни.

Время создания стихотворений, их художественное своеобразие, жанровые особенности.

Выразительно читать стихотворения наизусть, развернуто обосновывать суждения, искать нужную информацию в источниках различного типа.

Любовная лирика Лермонтова.

Тексты стихотворений, адресаты любовной лирики поэта. Понимать идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства.

Уметь анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы).

М.Ю. Лермонтов.  «Герой нашего времени».  История создания произведения.

Теоретические понятия романа, психологического романа, проблематика и особенности композиции.

Выявлять авторскую позицию, формулировать проблемы романа.

История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни.

Текст повести и ее художественное своеобразие.(«Бэла»)

Уметь выявлять смысл названия

художественного произведения, характеризовать особенности сюжета и композиции (нарушение хронологической последовательности повествования).

Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры.

Знать особенности жанра дневника, первый психологический роман в русской литературе.  («Максим Максимыч»).

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей. Уметь интерпретировать события с точки зрения разных персонажей. Знать, отличие путевых записок от дневника..

Уметь излагать события в форме дневниковых записей

Роль других действующих лиц в раскрытии характера главного героя произведения

Понятие двойника и понимать способы создания героя через самооценку. Раскрыть конфликт Печорина и водяного общества.

(«Княжна Мери»).

Владеть различными видами пересказа,  

видеть причины конфликта главного  героя, давать сравнительную характеристику героям: для выявления дурного и хорошего.

Особенности композиции романа.

Художественное своеобразие повести. Понимать значение произведения в истории русской литературы.  («Фаталист»).

Выявлять особенности композиции, свободно работать с текстом.

Печорин и Онегин.

Алгоритм сравнительной характеристики героев.

Уметь давать сравнительную характеристику героев, находить общие черты, взгляды.

Мини-сочинение «Печорин и Онегин «лишние люди»?

Оценка романа в русской критике.

Алгоритм работы с критической статьей.

Выявлять концепцию статьи Белинского, находить необходимый материал  для характеристики героев в тексте статьи, приводить доказательства, развернуто обосновывать суждения, находить черты романтизма и реализма в произведении.

Р.р.6-7 

Классное сочинение №3 по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Текст изученного произведения, психологические особенности образа Печорина.

Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.

Н.В. Гоголь

Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Своеобразие жанра.

Дать понятие о творческом пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости.

Уметь конспектировать лекцию, выделять главное и существенное, уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи.

Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси:.

Историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию. Понимать особенности жанра, художественного осмысления  действительности, реалистической манеры писателя.

Оценивать идейно-художественные искания писателя, развернуто обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Способы создания характеров..

Знать представителей помещичьей  Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и др. Уметь находить типичные черты у представителей чиновничьей России.

Характеризовать персонажей поэмы, уметь анализировать художественный текст на морфологическом, фонетическом уровнях.  

Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора.

Текст поэмы, путь Чичикова – нового героя эпохи. Понимать художественные приемы создания образа Чичикова, роль Чичикова в замысле поэмы.

Создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя, развернуто обосновывать суждения.

«Мертвые души» в оценке русской критики.

Знать позицию русских критиков на поэму «Мертвые души».

Уметь высказывать свою точку зрения на поэму.

Р. р. 8-9

Классное сочинение № 4 по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Текст изученного произведения, психологические особенности образа Чичикова.

Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.

Н.В. Гоголь. «Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Знать содержание изученного  произведения, уметь определять тему и основную идею повести

Знать, какую роль выполняет фантастика в произведении.

Иметь представление о теме «маленького человека» как сквозной в русской литературе, особенностях раскрытия ее А. С. Пушкиным и Н. В. Гоголем.

выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.

Тестирование по теме «Литература первой половины 19 века»

А.Н. Островский

А.Н. Островский.  Сведения о жизни и творчестве. «Свои люди – сочтемся».

Основные факты жизненного и творческого пути драматурга. История создания пьесы. Значение Островского для русского театра.

Выразительно читать диалоги, давать характеристику герою, понимать условный язык драмы.

Стяжательство, эгоизм, бесстыдство  действующих лиц – основа конфликта комедии.

Конфликт пьесы. Особенности авторской позиции в произведении.

Выразительно читать, характеризовать персонажей, высказывать и убедительно доказывать свою точку зрения.

Островский – мастер языка. Реализм островского («пьесы жизни»).

Значение Островского для театра, особенности языка писателя.  «Пьесы жизни» - реализм писателя в творчестве.

Обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы  изображения действительности.

Н.А. Некрасов

Место Н.А. Некрасова в русской поэзии XIX века.

Знать главные факты биографии и основные вехи творческого пути поэта, его программные произведения.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпохи.

Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя.

История создания стихотворений. Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя.

Уметь анализировать стихотворение, определять тему, идею.

Любовная лирика Н.А. Некрасова

Историю создания произведения.

Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения.

Ф.М. Достоевский

Ф.М. Достоевский как писатель-психолог.  «Белые ночи».

Жизненный и творческий путь писателя. Психологизм писателя.

Выявлять авторскую позицию, формулировать проблему произведения.

Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Знать особенности художественной манеры Ф.М. Достоевского.

Уметь определять элементы сентиментализма в повести.

Вн.чт 2 Достоевский «Бедные люди»

Л.Н. Толстой .

Л.Н. Толстой. «Юность». Три эпохи жизни человека в трилогии.

Знать содержание произведения,   о трех периодах жизни человека в трилогии.

Владеть монологической и диалогической

речью; выбирать  и использовать выразительные средства языка.

Способность к духовному росту - основной критерий писателя в оценке людей.

Авторская позиция и способы  ее выражения.

Уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника,

признавать право на иное мнение.

Тестирование по теме «Литература второй половины 19 века»

ЛИТЕРАТУРА XX века

А. А. Блок

Литература  великих и трагических лет.

 А. А.  Блок. Сведения о жизни и творчестве.

Иметь представление о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века. Знать содержание теоретико-литературных терминов.

Уметь выделять главное и значимое в учебном материале.   Уметь конспектировать лекцию.

Тема Родины в лирике А.Блока.  

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

 Уметь воспринимать творчество А. А. Блока в контексте эпохи.

Покоряющая сила любви. «Да. Так диктует вдохновение», «Сольвейг».

Тексты стихотворений, адресаты любовной лирики поэта. Понимать идейный смысл стихотворений, способы выражения любовного чувства.

Анализировать поэтический текст,  делать сравнительный анализ поэтических произведений.

А. Ахматова

Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

Понимать идейный смысл стихотворения, своеобразие лирических интонаций.

Выразительно читать стихотворение, анализировать, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

В.В. Маяковский

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Новаторство Маяковского в стихосложении.

Основные факты, особенности его художественного метода.  Знать теоретико-литературное понятие сатиры.  

Выразительно читать стихотворение, анализировать, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Знать о роли рифмы в творчестве Маяковского

Уметь самостоятельно делать выводы о реальном и  фантастическом в тексте.

Широта диапазона любовной лирики поэта.

Понимать идейный смысл стихотворения, своеобразие лирических интонаций.

Уметь выделять смысловые части стихотворения.

С.А. Есенин

С.А. Есенин.. Родина и родная природа как источник лирических переживаний.

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы.

Нежность «ко всему живому».  

Понимать идейный смысл стихотворения, своеобразие лирических интонаций

Выразительно читать наизусть стихотворение, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.

Грусть от сознания быстротечности жизни.

Особенности поэтических произведений, истории их создания, смысл названий.

Анализировать поэтический текст, высказывать свою точку зрения, анализировать цветную лексику в канве стихотворения.

М.А. Булгаков

М.А. Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце» (обзор).

Основные сведения о жизни и творчестве писателя, содержание повести.

Раскрывать художественное своеобразие, определять нравственную проблематику повести.

Шариков и «шариковщина». Истоки шариковщины.

Шариковщина как явление,  истоки шариковщны.

Пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию.

Булгаков – сатирик.

Особенности булгаковской сатиры, художественные особенности повести.

Раскрывать художественное своеобразие, определять нравственную проблематику повести.

Контрольный терминологический диктант

М.А. Шолохов

М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.  «Судьба человека».

Реализм в художественной прозе, реалистическую типизацию. Идейный смысл рассказа.

Уметь давать пространственно-временную характеристику текста.

Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Особенности композиции рассказа.

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Находить границы эпизода, анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода. Уметь характеризовать образ главного героя.

От судьбы человека к судьбе человечества.

Знать содержание произведения, основную тему, идею,  иметь представление о роли топонимов в художественном тексте.

Уметь определять роль портретных характеристик  и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте.

Р.р.10

 Классное сочинение № 5 (ответ на проблемный вопрос) по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

Текст изученного произведения, психологические особенности образа героя.

Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.

Вн.чт3  Б.Васильев «А зори здесь тихие»

А.И. Солженицын  

 А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве.    «Матренин двор».

Понятие притчи, текст  произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа.

Анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, определять авторскую позицию.

Смысл «праведничества» героини рассказа.

Трагизм судьбы героини, притчевый характер повествования.

Пересказывать с элементами анализа фрагменты повести, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, выявлять авторскую позицию.

Поэты 2 половины 20 века: А.Вознесенский, Е.Евтушенко,

Текст стихотворений

Читать наизусть, выявлять авторскую позицию.

Вн.чт 4.  Литература Тюменского края.

Зарубежная литература (2ч.)

Данте «Божественная комедия» (фрагменты).

Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.

Выразительно читать текст песни, определять аллегорический, моральный, мистический смысл.

В. Шекспир. «Гамлет».

Основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Понимать вечные проблемы в творчестве драматурга, жанровые особенности произведения.

Выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя, давать оценку его поступкам, сравнивать произведение  разных эпох.

РР  Эссе «А на последок я скажу»

Резерв 3 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса, УМК под ред. Беленького

Рабочая программа, незаменимая для учителя литературы....

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по Г.И.Беленькому по ФКГОС (БУП_2004 г.)

Данная программа включает в себя пояснительную записку,  тематический план, поурочное планирование, перечень контрольных работ, требования и список литературы. Программа написана в соответствии с...

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....

Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК Г.И.Беленького)

Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК Г.И.Беленького) включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС ОО...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...