"Лингвистическое путешествие" в 6 классе
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) по теме

Жигалова Олеся Викторовна

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskoe_puteshestvie_6_klass.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Лингвистическое путешествие». 6-й класс

Цель: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников

Задачи:

  • развитие творческих способностей, логического мышления детей;
  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности, к предмету;
  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу;
  • формирование умения работать в команде, сотрудничать;
  • формировать у ребёнка умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их;
  • развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
  • совершенствовать умение учащихся видеть тесные взаимосвязи между разделами русского языка через повторение.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Сегодня мы собрались здесь, чтобы отправиться в увлекательное  путешествие, (слайд 1) а по какой стране мы будем путешествовать вам необходимо отгадать. Для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

Ответ: слайд 2

Л

И

Н

Г

В

И

С

Т

И

К

А

- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке) Слайд 3

- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

Отправляются в путешествие две команды. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать свои знания и умения.

Путешествие нам предстоит непростое. Посмотрите на карту нашего путешествия слайд 4), сколько удивительных мест нам предстоит пройти, чтобы получить ключ знаний.  

Представление жюри: Писарева Е.Ю, Катальникова Н. В.

Представление команд .А сейчас поприветствуем команды. 

Капитан 1 команды: Вас приветствует команда “Бобрята”. Наш девиз:

«Нам сегодня не до скуки –
Мы грызем гранит науки!»

Капитан 2 команды: Вас приветствует команда “Знайки”. Наш девиз:

«Смекалки и находчивости нам не занимать!
Все, чему учились, мы будем вспоминать!»

 Жюри оценивает приветствие. Максимальная оценка – 5 баллов.

 Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

Разминка (немножко разомнемся перед игрой). Слайд 5

  1. Как из столба при помощи досок сделать стол? (стол/б - стол)
  2. Можно ли на башне посеять пшеницу? (башня – пашня)
  3. Можно ли из обёртки для конфет сделать красивый бант для девочки? (фантик – бантик)
  4. Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
  5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семь – я)
  6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (сто – п)
  7. В каком слове сорок гласных? (сорок – а)
  8. Что мы слышим в конце перемены и начале урока? (гласные у, а; перемена – урок)
  9. Какая азбука состоит из семи букв? (алфавит)
  10. Что стоит в середине земли? (буква м)
  11. Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? (звук и)
  12. Можно ли превратить страницу в населённый пункт? (страница – станица)
  13. Какой предмет утверждает, что он – детская болезнь? (я – корь)
  14. Какая часть ноги содержит сто элементов танца? (сто – па)
  15. Как, не изменяя ни одного звука, а лишь меня их местами, превратить кочегара в его рабочий инструмент?(кочегар – кочерга)
  16. Как большой дом превратить в маленький? (добавить суффикс уменьшительности: домик)
  17. Какую часть сова можно в земле найти? (корень)
  18. Какую сточку не может прочесть ни один учёный? (сточка – “сплошной шов на поверхности сшиваемой ткани, кожи”)
  19. Всякий ли предлог и наречие являются частями речи? (предлог – “внешний повод к чему-нибудь”, наречие – “совокупность диалектов какого-либо языка”)
  20. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания? (точка – “след от прикосновения, укола”, “место в пространстве”, “место, пункт, где что-либо происходит”)
  21. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  22. Сколько согласных звуков в русском языке? (42 звука: 6 гласных и 36 согласных)
  23. Часть речи, обозначающая предмет (существительное).
  24. Слово “белый” по отношению к слову “чёрный” (антонимы).
  25. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс).
  26. Неопределённая форма глагола (инфинитив).
  27. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение) .
  28. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому (чему) обращена речь (обращение).
  29. Часть слова без окончания (основа).
  30. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (определение).
  31. Предложение с двумя грамматическими основами (сложное) .
  32. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы (фонетика) .

Наш поезд приближается к станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий правильное произношение. Что это за станция?

  1. СТАНЦИЯ – ОРФОЭПИЯ. (слайд 6)

Сценка «Ударение»

Мальчик: Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама:

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

-А я лекарство принял. А здесь написано…(читает): «Три раза в день по столовой ложке. После приема пищи».

-Ах ты, глупышка, ты неправильно прочел. Три раза после приема пищи, а не пищи.

-Ой, мамочка! Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

 Предлагаю разгадать загадки, поставив правильно ударения в словах.

             *** 

Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращусь в конфету.(ИРИС-ИРИС)

                          ***

Я сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу- преображусь в название

Блестящей, шелковистой  ткани. (АТЛАС-АТЛАС)

                       ****

Скорей ,сестра ,на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руки окуни.

Не бойся это …(ОКУНИ-ОКУНИ)

Ребята, а кто знает, как называются данные слова, которые вы отгадали? (омографы). Это слова, совпадающие по написанию, но не по произношению. Замок(дворец), замок(на двери).  Слайд 7

 Вывод : Необходимо правильно произносить слова. А если не знаете точно как произносится слово, то нужно обратиться к орфоэпическому словарю( показываю словарь).

  Подъезжаем к следующей станции.

- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

2. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА .Слайд 8

Вступит. слово учителя.

Все ценители русского слова, все, кого интересует наш язык, кто хочет постичь его тонкости и тайны, - знают имя Владимира Ивановича Даля.

Часто при возникновении вопросов о языке, можно услышать “посмотрим у Даля”, “встречается у Даля”, “обратимся к Далю”. При этом имеется одно то же “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля.( команды приготовили Д/З, давайте послушаем их, небольшие сообщения). Я думаю ребята поработали достойно, и двум командам можно поставить по 5 баллов. А давайте вспомним какие слова называются заимствованными? (слова, вошедшие в русский язык из других языков) Слайд 9

Замените заимствованные слова русскими:

 1) брошюра – небольшая книжечка 2) финал – завершение, конец 1) инструкция – указание 2) антракт - перерыв 1) шоссе – дорога 2) контролировать - проверять 1) агрессивный – враждебный 2) анонс – предварительное объявление 1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение 2) директор – руководитель учреждения 1) колоссальный – очень большой, огромный (успех) 2)стабильный – прочный, постоянный.

Третья наша станция. Итак! Внимание!!!! Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

3. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

 “Отгадай фразеологизм и объясни его значение” Слайд 10

Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, пуп земли, вешать лапшу на уши, зарубить на носу. Слайды 11,12,13, 14, 15, 16_

Но это еще не все задания на этой станции.

Раскрыть смысл фразеологизмов ( можно одним словом).

  • Рукой подать (близко)                                  мозолить глаза (надоедать)
  • Через час по чайной ложке (медленно)      точить лясы (болтать)
  • Морочить голову (обманывать)                   клевать носом (засыпать)      
  • Во весь дух (быстро)                                    бить баклуши (бездельничать)
  • Работать, засучив рукава (усердно)            хоть глаз выколи (темно)
  •          Прикусить язык (замолчать)                        Ни пуха, ни пера (пожелать удачи)

Следующую станцию вы узнаете ,если назовете раздел лингвистики, изучающий части речи.

4. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ Слайд 17

Раздаю кроссворды. Время выполнения 5 минут. Затем кроссворды сдаются на проверку жюри.

Отгадайте кроссворд ( раздаточный материал “Морфология”)

Кроссворд.

  1. Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
  2. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
  3. Как называется изменение имен существительных?
  4. Какая часть речи может быть одушевленной и неодушевленной?
  5. Определи часть речи выделенного слова:

Снежное покрывало землю покрывало.

http://festival.1september.ru/articles/503687/img1.gif

 После того, как сдали листочки жюри, показать слайд 18. Можете взглянуть, кто допустил ошибки?

А теперь хочу дать полезные советы ученикам. Команды по очереди вставляют орфограммы, раскрывают скобки. Слайд 19

Ребята, на следующей станции  капитаны команд будут исправлять  пунктуационные ошибки . Как же называться будет наша станция?  (станция-пунктуация) . Что изучает пунктуация? (систему знаков препинания и правила их построения)

5 Станция-пунктуация

Прошу капитанов остановиться на данной станции, выполнив задание. (раздаточный материал по пунктуации). Пока капитаны выполняют задания, мы с вами не будем терять времени и попробуем разгадать ребусы. (Слайд 20,21,22)

Белка – запасливое животное. Она отлично лазает по ветвям, ловко перепрыгивая с дерева на дерево, а при необходимости может спуститься на землю. Свой длинный, пушистый хвост она использует в качестве руля при прыжках.
Обыкновенная белка приносит потомство два раза в год – весной и летом. В одном выводке от трех до десяти бельчат. Малыши рождаются голыми, слепыми и практически беспомощными. Примерно через месяц после рождения у бельчат прорезываются глазки, а уже через год это полноценная взрослая особь.
 Она запасает в дуплах или у корней различный корм и использует его в голодный сезон года. Рацион белок обширен: древесные семена, фрукты, орехи и ягоды, грибы, кора и лишайники. Помимо растительной пищи, белка питается насекомыми и мелкими беспозвоночными, охотно поедает птичьи яйца, ящериц и змей, птенцов.

Заключительная часть.

Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу.

Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать.

Слово жюри. Награждение команд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие 5-6 класс "Лингвистическое путешествие к Лукоморью"

Представлен подробный конспект мероприятия и презентация к мероприятию. Интеграция русского языка (тема "Лексика") и литературы (тема "Фольклор")....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистическое путешествие"

Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку. На данном мероприятии используется муль...

Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"

Интеллектуальный марафон  по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" (викторина)...

Внеклассное мероприятие о русскому языку "Лингвистическое путешествие" для учеников 6 класса

Данное внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса детей к изучению русского языка, открытие творческих способностей детей. Урок можно проводить как в середине, так и в конце учебного год...

Лингвистическое путешествие

Лингвистическое путешествие...

Презентация "Лингвистическое путешествие" для 5 класса

Презентация содержит задания по русскому языку для 5 класса...