Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Лаврененко Ольга Александровна

разработка конспекта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема дуэли в русской литературе первой половины 19 века

Цели:  выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины      19 века темы, образы и приемы изображения человека;

подбирать материал по теме, используя справочный материал и ресурсы Интернета;

подбирать цитаты из текста по заданной теме;

сопоставлять сюжеты, персонажи литературных произведений;

писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта;

Оборудование: тексты произведений (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов    «Герой нашего времени»);

портреты писателей;

компьютерная презентация;

пистолет( иллюстрация);

Методические приемы: аналитическая беседа( чтение и пересказ соответствующих страниц),    сообщения  учащихся, творческая работа

…Душа- Богу, сердце- женщине, долг- Отечеству, честь- никому!

Генерал Корнилов

Слово учителя

-

(1)

- «Дуэль в русской литературе первой половины 19 века»

-

 (таблички)

Борьба

Битва

Дуэль.

Соперники

Смерть 

Окно для презентации.

Портрет Пушкина А.С.

Портрет Лермонтова М.Ю.

-  сообщения с презентацией.

  1. Сообщения учащихся ( показ презентации)

История русской дуэли XIX веков – это история  человеческих  трагедий,

мучительных смертей, высоких порывов  и  нравственных  падений.  И  все  это

многообразное   и   яркое   явление   было    результатом    сокрушительного

психологического перелома – перехода  от  Московской  Руси  к  петербургской

России.

      Трудно представить себе быт  и  нравы  России  двух  предреволюционных

столетий без такого явления, как дуэль. Словно в  зеркале  с  увеличительным

стеклом, в этом явлении выпукло отразились  характерные  черты  нормативного

поведения тогдашнего русского общества, дворянско-чиновничьей среды,  прежде

всего.

      Дуэль имеет свою историю. Ее истоки отыскивают в  рыцарских  турнирах,

типичных для европейского  средневековья;  тогда  рыцари  затевали  поединки

ради демонстрации мужества и силы -  и,  как  правило,  во  имя  «Прекрасной

Дамы». Противники большей частью не испытывали друг к другу никакой  вражды,

мало того: они могли быть незнакомы между собой  и  выступать  инкогнито,  в

масках. Победителя увенчивали наградой.

      С течением  времени  рыцарство  утратило  свой  авторитет,  но  обычай

открытого поединка сохранился - хотя функция его  изменилась.  В  XVII-XVIII

вв. уже не требовалось совершать подвиги с именем Дианы или Лауры на  устах,

зато возникла потребность, как мы бы сегодня  сказали,  выяснять  отношения,

связанные с понятиями  чести,  достоинства,  благородства,  провоцируемые  к

тому же спором, ссорой, взаимной неприязнью.

      Из Европы дуэль перешла в Россию,  для  русского  XVIII  века  дуэлянт

(тогда говорили  «дуэлист»)  -  уже  достаточно  симптоматичная  фигура.  За

французским   «заимствованием»   тянулся   кровавый   след,   что    вызвало

беспокойство властей; Петр I категорически запретил поединки  и  повелел  их

участников «смертию казнить и оных пожитки описать».  Позднее  Екатерина  II

подтвердила запрет Петра, и потом ситуация не претерпела  изменений.  В  XIX

веке смертная  казнь  дуэлянтам  не  угрожала,  но  офицер  мог  поплатиться

разжалованием в солдаты и ссылкой  на  Кавказ,  в  зону  боевых  действий  -

наказание достаточно суровое.  Тем  не  менее,  россияне  «стрелялись»  и  в

столице, и в провинции, и непросто указать на  случай  отказа  от  дуэли  по

причине официального запрета. С другой стороны, восприятие и оценка  явления

были неоднозначными, громкие «за» и резкие «против»  чем  дальше,  тем  чаще

смешивались,   переплетались.    Официальный    запрет    сопровождался    и

противодействием, и поддержкой общественного мнения.

      Дворянские поединки были  одним  из  краеугольных  элементов  новой  –

петербургской – культуры поведения, вне зависимости от того, в  каком  конце

империи они происходили.

      С  дуэльной  традицией  неразрывно  связано  и  такое   ключевое   для

петербургского периода нашей истории понятие  как  честь,  без  исследования

которого мы  не  сможем  понять  историю  возмужания,  короткого  подъема  и

тяжкого поражения русского дворянства.

      В  истории  дуэли  сконцентрировалась  драматичность   пути   русского

дворянина от государева раба, к человеку, «взыскующему  свободы  и  готовому

платить жизнью за неприкосновенность  своего  личного  достоинства,  как  он

понимал его на высочайшем  взлете  петербургского  периода  –  в  пушкинские

времена».

      Русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской.  И  не  потому,

что французский журналист  или  австро-венгерский  офицер  обладали  меньшей

личной храбростью, чем российский дворянин. Отнюдь нет.  И  не  потому,  что

ценность человеческой жизни представлялась  здесь  меньшей,  чем  в  Европе.

Россия,  вырвавшаяся  из  феодальных  представлений  одним  рывком,   а   не

прошедшая  естественный  многовековой   путь,   обладала   совершенно   иной

культурой регуляции  человеческих  отношений.  Здесь  восприятие  дуэли  как

судебного поединка,  а  не  как  ритуального  снятия  бесчестия,  оставалось

гораздо острее.

      Отсюда и шла жестокость дуэльных условий – и не только  у  гвардейских

бретеров (неоправданно кровожадных), а и у людей зрелых и рассудительных,  -

от подспудного сознания, что победить  должен  правый.  И  не  нужно  мешать

высшему правосудию искусственными помехами.

      Тогда же, наряду с холодным оружием, стали  применять  пистолеты;  это

еще более упростило ход события,  но  заставило  твердо  определить  правила

поединка: так сложился дуэльный кодекс.

      Прежде всего, дуэль есть единоборство между двумя лицами по  обоюдному

их соглашению, с смертоносным оружием, при заранее определенных  условиях  и

в присутствии свидетелей с обеих сторон. Причина  ее  –  вызов  одного  лица

другим за нанесенное оскорбление.

      Цель дуэли – получение силою  оружия  удовлетворения  за  оскорбление.

Оскорбленный дерется, чтобы получить  удовлетворение;  оскорбитель  –  чтобы

дать удовлетворение.

      Если единоборству  не  предшествовало  предварительного  соглашения  в

условиях и если оно произошло не в присутствии свидетелей, то оно  не  дуэль

и не признается ею ни общественным мнением, ни законами.

      Предел, когда именно известные действия теряют характер обыкновенного,

неважного, и становятся оскорблениями, вообще трудно определим  и  находится

единственно в зависимости от степени обидчивости того лица, на которого  эти

действия были обращены. Этот взгляд, конечно,  может  применяться  только  к

оскорблениям легкого свойства, между тем как все,  разделяющие  с  обществом

вкоренившиеся в нем понятия о чести, должны относиться к оскорблениям  более

серьезным  с  одинаковой  щепетильностью.  Исходя  из  этого  предположения,

различают три рода оскорблений.

      1) Оскорбление легкое.  Невежливость  не  есть  оскорбление.  Кто  был

         оскорблен за оказанную другому невежливость, тот  считается  всегда

         оскорбленным.  Если  за  легкое  оскорбление  будет  отвечено  тоже

         оскорблением  легким,  то  все-таки  сперва  затронутый   останется

         оскорбленным.

      2) Оскорбление обруганием. Оно может быть  вызвано  как  произнесением

         ругательных слов, так и обвинением в позорных качествах.

         Кто за легкое оскорбление был обруган, тот считается оскорбленным.

         Если  обруганный  ответит  обруганием  же,  то  все-таки  он  будет

         считаться оскорбленным.

      3)   Оскорбление   ударом.   Под   ударом    подразумевается    всякое

         преднамеренное прикосновение.

         Кто за обругание был побит, тот считается оскорбленным.

         Если после получения удара  будет  оплачено  тем  же,  то  все-таки

         сперва побитый останется  оскорбленным.  Последний  не  становиться

         ответственным за то, что он, будучи взбешен полученным ударом и  не

         помня себя, воздал равным за равное. Это правило не изменилось бы и

         в том случае, если второй удар был  бы  сильнее  первого  или  имел

         последствием поранение.

         К оскорблению ударом обыкновенно  приравнивают  и  те  оскорбления,

         которые грозят уничтожить каким-либо образом нравственно  человека,

         как-то: обольщение жены  или  дочери,  несправедливое  обвинение  в

         шулерстве, обмане или воровстве.

      Дуэль, ставшая страстью, породила тип бретера - человека,  щеголявшего

своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то  ни

было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника  входило

в его расчеты. И, опять же, бретерство оценивали по-разному. Одни  видели  в

нем максимальное проявление дуэльной традиции, другие -  смесь  позерства  и

жестокости.

2.     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности русской литературы первой половины 19 века.

Презентация содержить тезисы к лекции по теме "Особенности русской литературы первой половины 19 века", рассматривает такие вопросы:   1. Общая характеристика и своеобразие русской лите...

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века...

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века...

Литература первой половины ΧΙΧ века.

Материал для приема зачета...

 Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века

Мультимедийная презентация для студентов 1 курса....

Зачетная работа по русской литературе первой половины 19 века. 10 класс

Зачетная работа предназначена для контроля уровня усвоения материала по русской литературе первой половины 19 века учащимися за первое полугодие учебного года....