Подготовка к итоговому сочинению.
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс) на тему

Подготовка к итоговому сочинению по литературе 10 - 11 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknoe_itogovoe_sochinenie.ppsx462.78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА 10 – 11 класс Подготовила: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №36» г.Перми Квасникова Елена Юрьевна

Слайд 2

Цель: Обобщение знаний и умений учащихся рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме

Слайд 3

Задачи: анализировать темы сочине-ний отбирать литературный материал знать особенности структуры сочинения-рассуждения проверять свой текст по критериям оценивания сочинения-рассуждения

Слайд 4

РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ.

Слайд 5

1. Выбор темы. выделить ключевые слова определить ключевое понятие переформулировать тему-понятие (не содержится прямого указания на идею рассуждения) или тему-суждение (в формулировке выражена идея рассуждения) в тему-вопрос

Слайд 6

Переформулируйте тему-понятие в тему-вопрос «Век нынешний» и «век минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума». Истинный и ложный патриотизм. Лирический герой М.Ю.Лер-монтова.

Слайд 7

Переформулируйте тему-суждение в тему-вопрос Печорин как «герой своего времени». «Евгений Онегин» – роман, в котором отразился век. «Величайшие истины – самые простые» (Л.Н.Толстой).

Слайд 8

2. План к сочинению. сформулировать вопросы, связанные с основным.

Слайд 9

«ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВОЙНОЙ » Что делает война с человеком? В чем проявляется героизм людей? Почему на войне ярче выявляется сущность человека? Как ведут себя люди перед лицом смерти? Ради чего люди готовы умереть? Как меняется на войне привычная система ценностей? Чем можно оправдать жестокость на войне?

Слайд 10

«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ». Как связана природа с нравственными ценностями человека? Почему чувство природы связано с чувством родины? Как связано чувство природы с философией жизни ? За что мы должны быть благодарны природе?

Слайд 11

« СПОР ПОКОЛЕНИЙ: ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ». Почему возникает спор поколений (спор старого и нового)? В чем положительный смысл этого конфликта? Как определить, что должно остаться в прошлом? Что будет всегда нужным и ценным? В чем заключается главный путь развития человечества?

Слайд 12

На примере предыдущих слайдов Сформулируйте вопросы к блоку тем «чем люди живы?»

Слайд 13

3. Использование литературного материала. отобрать материал для доказательства выбранной темы выбрать наиболее яркие, важные эпизоды или ситуации, в которых натура героя (авторская позиция, суть явления) раскрывается наиболее полно цитирование: а) словосочетание, меткая характеристика или определение б) пересказ своими словами близко к тексту в) сокращение цитаты (не нарушая ее смысла !)

Слайд 14

«ВОПРОСЫ, ЗАДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ВОЙНОЙ» 1. Л.Н.Толстой «Война и мир». 2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка». 3. М.Шолохов «Родинка» (из цикла «Донские рассказы»). 4. В.Быков «Сотников». 5. В.Кондратьев «Сашка ». 6 . Б.Васильев «А зори здесь тихие». 7. М.Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон». 8. В.Г.Распутин. «Живи и помни».

Слайд 15

«ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ». 1. И.Бунин «Господин из Сан-Франциско». 2. А.Куприн «Олеся ». 3 . Л.Н.Толстой «Война и мир». 4. М.Лермонтов «Мцыри». 5. В.Распутин «Прощание с Матёрой». 6. В.Астафьев «Царь-рыба». 7. Э.Хемингуэй «Старик и море». 8. Поэзия.

Слайд 16

«СПОР ПОКОЛЕНИЙ: ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ». 1. А.Н.Островский «Гроза». 2. И.С.Тургенев «Отцы и дети». 3. А.С.Грибоедов «Горе от ума». 4. А.П.Чехов «Вишневый сад». 5. Д.И.Фонвизин «Недоросль». 6. Л.Н.Толстой «Война и мир».

Слайд 17

«ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ?» 1. Л.Н.Толстой «Война и мир». 2. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени». 3. И.А.Гончаров «Обломов». 4. А.Островский «Гроза». 5. А.С.Пушкин «Евгений Онегин », «Капитанская дочка». 6. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». 7 . И.Бунин «Господин из Сан-Франциско». 8. М.Горький «На дне». 9. М.Булгаков «Мастер и Маргарита». 10. В.Быков «Сотников». 11. В.Распутин «Прощание с Матёрой».

Слайд 18

4. Написание сочинения. - логично выстроить рассуждение - точно выражать свои мысли - не допускать резких переходов от одной части к другой - соблюдать соответствие нормам литературного языка

Слайд 19

СТРУКТУРА (КОМПОЗИЦИЯ).

Слайд 20

Вступление (тезис) сформулировать проблемные вопросы, на которые можно ответить в рамках темы, обосновать их выбор привести термины, которые понадобятся для ответа на эти вопросы кратко охарактеризовать эпоху создания произведения кратко охарактеризовать само произведение

Слайд 21

Основная часть (доказательство) дать развернутый ответ на вопросы, которые сформулировали во вступлении доказать свою позицию, используя литературный материал

Слайд 22

Заключение (вывод) подвести итоги по тем вопросам, которые сформулированы во вступлении сделать выводы, используя ключевые слова или термины, входящие во формулировку темы

Слайд 23

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2, а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). Рекомендуемое количество слов – 350.

Слайд 24

1. Соответствие теме (основной). Выпускник должен в той или иной форме рассуждать на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечать на вопрос, поставленный в теме, или размышлять над предложенной проблемой, или строить высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

Слайд 25

2. Аргументация . ( основной). Выпускник при раскрытии темы сочинения должен строить рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывать разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания.

Слайд 26

3. Композиция. Сочинение должно отличаться композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей не должно быть нарушений последовательности и необоснованных повторов.

Слайд 27

4. Качество речи. Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать штампов.

Слайд 28

5. Грамотность . - речевые нормы. - орфографические нормы. - пунктуационные нормы.

Слайд 29

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочник для подготовки к итоговому сочинению 10 - 11 класс

В справочнике учащиеся последовательно знакомятся со структурой и планом экзаменационной работы, который содержит проверяемые элементы содержания и виды деятельности, а также примерное время, за...

Список литературы для подготовки к Итоговому сочинению

1. «Недаром помнит вся Россия…»Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник». И лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению-2014/2015 для учащихся...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...