Урок-семинар 9 класс - А.С.Пушкин – "Начало всех начал".
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Власова Лидия Александровна

     Подготовить школьников к самостоятельному овладению знаниями, воспитать творчески мыслящих людей - одна из главных задач учителя. Для достижения этой цели учитель должен использовать методы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся на уроках. Я в своей работе использую урок-семинар. Такая форма работы дает возможность повысить активность учащихся при изучении литературы, приучает к самостоятельной и творческой работе с разными источниками информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-seminar_9_klass_-_a.s.pushkin_-_nachalo_vseh_nachal.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Колледж Олимпийского Резерва №1

Урок-семинар по литературе

9 класс  

Конспект урока-семинара.

Учитель: Власова Лидия Александровна

Санкт-Петербург

2012-2014

Урок-семинар

Подготовить школьников к самостоятельному овладению знаниями, воспитать творчески мыслящих людей - одна из главных задач учителя. Для достижения этой цели учитель должен использовать методы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся на уроках. Я в своей работе использую урок-семинар. Такая форма работы дает возможность повысить активность учащихся при изучении литературы, приучает к самостоятельной и творческой работе с разными источниками информации.

В ходе подготовки семинара решаются задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера.

Семинар по литературе формирует у учащихся аналитические умения, приучает к нестандартности в оценке художественных произведений, служит воспитанию у них культуры речи.

Представляю семинар повторительно-обобщающего типа, который проводится в конце изучения темы.

Итоговый урок-семинар по литературе в 9 классе.

Тема урока: А.С.Пушкин – «Начало всех начал».        

Цели урока:

  • Образовательная: показать многогранность личности и творчества Пушкина, формировать  умение работать с разными источниками информации.  Формировать умение работать в группе.

  • Развивающая: способствовать развитию логического мышления ,  творческих способностей , познавательных  интересов, чувств и эмоций при восприятии живописи и музыки.
  • Воспитательная : способствовать воспитанию интереса к литературе, музыке, живописи. Воспитание  творческой личности , умеющей ценить и понимать значение личности и творчества Пушкина.

Подготовка к уроку

  1. Этап. Знакомство с литературой по теме урока.
  2. Этап. Распределение тем по группам для подготовки к уроку.
  1. Язык произведений Пушкина.
  2. Пушкин и изобразительное искусство.
  3. Пушкин и музыка.
  4. Создание презентаций (портреты, рисунки, аудиозапись музыкальных произведений   на стихи Пушкина)

Ход урока

Вступление.

Учитель: всей жизнью мы приходим к Пушкину. В нашу жизнь

                                входит Пушкин и вместе с ним ощущение родной

                                природы, родины.

               Сообщение темы и целей урока.

               Эпиграф  к уроку: «И счастлива та литература, в которой был и есть

                                               Пушкин».    ( В. Цыбин)

План урока

  1. Итоговое стихотворение Пушкина.
  2. Роль Пушкина в развитии литературного языка.
  3. Пушкин и изобразительное искусство.
  4. Произведения Пушкина в музыке.

5)Подведение итогов семинара.

Ход урока

1 группа

Вопрос : как оценивает свое творчество Пушкин?

Выступление ученика. Тезисы выступления « Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

  1. Поэтому не надо вещественных знаков признания. Он сам творец искусства. которое не забудется.
  2. «Народная тропа»- не зарастет к памятнику поэта. Тропа-это не дорога, она возникает стихийно и естественно, люди идут по тропе по доброй воле.
  3. Стихотворения Пушкина – вечное торжество поэзии.
  4. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Памятник» в исполнении В. Яхонтова.

3)      Роль Пушкина в развитии русского литературного языка.

Группа учащихся представляет тезисы по теме:

  1. Гениальность Пушкина в том, что он сумел овладеть стихией действующего языка, выбрать из него все живое и соединить в органическое целое.
  2. Сохраняя литературные традиции, Пушкин видел перспективу развития языка.
  3. По словам Пушкина, язык-это стихия, данная нам для сообщения мыслей.
  4. Богатство языка Пушкина на примере романа «Евгений Онегин»

Обобщение: Пушкин решил грандиозную задачу И. Тургенев писал: «Ему одному пришлось исполнить две работы: установить язык и создать литературу»

2 группа.

IV) Пушкин и изобразительно искусство.

                Выступление ученика.

  1. Пушкин – поэт, художник.

Презентация: «Рисунки Пушкина»

Рисунки Пушкина удивительно живы и выразительны. Это автопортреты, рисунки к роману «Евгений Онегин»

Что вы можете сказать об этих рисунках?

  1. Рисунки Пушкина - это отражение процесса создания произведения, они волнуют нас загадочными ассоциациями.
  2. Иконографический материал (портреты писателя)

Слайды: Какого Пушкина выбираю я? Почему?

  1. Викторина (проводит подготовленный ученик)

А) Кем был создан знаменитый памятник Пушкину в Москве?  (скульптором  А.Опекушиным)

Б) Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А. Пушкина? (В.Тропининым и О.Кипренским)

В) О каком из портретов Пушкин сказал:

«Себя,  как в зеркале, я вижу, но это зеркало мне льстит» (О портрете О.Кипренского)

Г) В содружестве каких художников была написана картина на сюжет стихотворения Пушкина «К морю». (И.Репина и И.Айвазовского)

Д) Кто написал картину «Пущин в Михайловском» (Н.Н. Ге)

5) Иллюстрации к Пушкинским произведениям. (Брюллов, Репин, Врубель, Васнецов). Особо отмечаем рисунки Н.В. Кузьмина, которые восходят к рисункам самого Пушкина. (Слайды)

3 группа

Пушкин и музыка.

Главное  для меня в Пушкине – это глубина его чувств, высота душевных помыслов, «порывов» (Г.В. Свиридов, композитор.)

а) Романсы на пушкинские тексты. (Алябьев,Глинка, Даргомыжский, Балакирев,Рахманинов ).

Б) Прослушивание аудиозаписи романса Г. Свиридова «Зимняя дорога».

Вопрос: что вы представляете, слушая романс?

Запишите в тетрадь  (тема движения, пути, звон колокольчиков ).

В) Опера Чайковского «Евгений Онегин»

Характеры героев, переживания героев.

Прослушивание ориозо Онегина «Ужель та самая Татьяна…»

Записать в тетрадь ответ на вопрос: как музыка передает чувства Онегина?

ИТОГ УРОКА. Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин»

Литература.

В.Цыбин. Черновики Пушкина. М.Просвещение. 1985

М.Дроздова. Музыка на уроках по лирике Пушкина. Литература в школе, 1981, № 5

Энциклопедический словарь юного филолога. М., Педагогика, 2001.

Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения «Начало всех начал» по сказкам А.С. Пушкина. (5 класс)

Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С. ...

Конспект урока по литературе в 10 классе "Пушкин - начало всех начал"

Обобщающий урок по литературе о творчестве А.С. Пушкина (межпредметные связи: литература-живопись-музыка)...

урок-семинар 9 класс

решение сложных заданий по квадратичной функции...

Занимательный урок "Вода – начало всех начал"

Мы познаём ценность воды лишь, когда колодец пересыхает.Benjamin Frankli...

Сценарий выступления агитбригады "Вода-начало всех начал"

сценарий был использован на областном конкурсе экологических агитбригад...