Слова-перевёртыши
материал по литературе (5 класс) на тему

Васильева Вера Александровна

Предлагаемая игра проводится в 5 классе на уроке литературы после изучения пословиц. Эта игра интересна тем, что в ней перевернуты все слова. Она состоит их двух этапов.  На первом этапе учащиеся должны  прочитать   пословицы русского народа, взятые из двухтомного сборника В.И.Даля, но для этого им придётся немного потрудиться:  слова или переставлены, или  заменены на противоположные по смыслу, или в каждом слове перевёрнуты буквы.  На втором этапе каждая команда должна найти слово, спрятанное в пословицах, над которыми они работали.  Побеждает команда, назвавшая правильное слово. В конце игры из найденных слов все вместе составляют фразу, в которой   заключается смысл  всей игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slova-perevertyshi.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Слова-перевёртыши

                                         Игра для учащихся 5 классов

Предлагаемая игра проводится в 5 классе на уроке литературы после изучения пословиц. Эта игра интересна тем, что в ней перевернуты все слова. Она состоит их двух этапов.  На первом этапе учащиеся должны  прочитать   пословицы русского народа, взятые из двухтомного сборника В.И.Даля, но для этого им придётся немного потрудиться:  слова или переставлены, или  заменены на противоположные по смыслу, или в каждом слове перевёрнуты буквы.  На втором этапе каждая команда должна найти слово, спрятанное в пословицах, над которыми они работали.  Побеждает команда, назвавшая правильное слово. В конце игры из найденных слов все вместе составляют фразу, в которой   заключается смысл  всей игры.

Перед началом  игры «Слова-перевёртыши» учащиеся делятся на три команды, каждая  получает конверт с  правилами игры и карточками, на которых написаны пословицы с «перевернутыми» словами. На доске написана ключевая фраза с закрытыми буквами. Каждой команде нужно дать три попытки, чтобы  назвать  спрятанное в пословицах слово.

                               Первый этап игры - «Отгадай пословицу»   

Первой команде дается 6 пословиц с переставленными словами.  Условие игры: поставить  слова на место и угадать пословицу.

  1. Не счастливой красивой родись, а родись.  (Не родись красивой, а родись счастливой).
  2. Не суйся броду, не спросившись в воду!  (Не спросившись броду, не суйся в воду!)
  3. Там  нет, где нас хорошо. ( Там хорошо, где нас нет).
  4. Где знает сорока, зимовать зиму. ( Знает сорока, где зиму зимовать).
  5. Не гриба поклонясь, и не подымешь до земли.  (Не поклонясь до земли, и гриба не подымешь)
  6. Каково плод, и дерево таков.  (Каково дерево, таков и плод).

 Вторая команда  получает  5 пословиц и условие игры:  в каждом слове  перемешаны буквы, нужно вернуть словам их первоначальное значение (например, рабезё – берёза)

  1. Белх  сувем волога (Хлеб всему голова).
  2. Дробая лавса жилет, а духая  жибет.  (Добрая слава лежит, а худая бежит).
  3. Свяот стоем не дебут стопу.  (Свято место не будет пусто).
  4. Из валпох убыш не ёшьсошь.  (Из похвал шубы не сошьёшь).
  5. Не вёс то лотзоо, точ лебстит.  (Не всё то золото, что блестит).

 

Третья команда получает  7 пословиц, слова в которых заменены на противоположные. Условие: подобрать антонимы к словам  и узнать пословицы.

  1. Хуже орел в ноге, чем воробей близко (Лучше синица в руке, чем журавль  вдалеке).
  2. Не хвали, и не хвалён будешь. Не осуждай, и осуждён не будешь.
  3. Пачкай одежду стару, а бесчестье в старости. (Береги платье снову, а честь смолоду!)
  4. В свой дом с чужим правилом не ездят. ( В чужой монастырь со своим уставом не ходят).
  5. Насекомое хмурится осени, а старик  отцу. (Птица радуется весне, а младенец матери).
  6. Мёртвый лев хуже живого пса. Живой пёс лучше мёртвого льва.
  7. Бесчестье бесчестьем, а безделье бездельем. (Честь честью, а дело делом).

                          Второй этап игры – «Назови слово»

Это задание довольно сложное. Детям обязательно надо дать подсказку. Здесь выбор за учителем. Я, например, предлагаю  вариант, связанный с фонетическим составом слова. Характеристики букв  можно спроецировать  на экран или заранее написать на доске и открыть  только на втором этапе игры.

-  Игроки  1 команды, ваше слово состоит из 6 букв, которые обозначают следующие звуки:

  1. звонкий  мягкий парный согласный звук
  2. безударный гласный звук
  3. сонорный мягкий согласный
  4. безударный гласный
  5. звонкий мягкий парный согласный
  6. гласный ударный

Ответ: береги.

-  Игроки  2 команды, ваше слово состоит из 5 букв, которые обозначают следующие звуки:

  1. глухой твердый парный согласный
  2. сонорный  твёрдый согласный
  3. гласный ударный
  4. звонкий твердый парный согласный
  5. гласный безударный

Ответ: слово

-  Игроки  3 команды, ваше слово состоит из 7 букв, которые обозначают следующие звуки:

  1. Сонорный  твёрдый согласный
  2. Гласный ударный
  3. глухой твердый парный согласный
  4. глухой твердый парный согласный
  5. глухой твердый парный согласный
  6. гласный безударный
  7. гласный безударный

Ответ: русское

Если команда правильно выполнила задание, учитель или ассистент открывает на доске слово. Если же дети не справились со вторым заданием, фраза открывается полностью. В конце игры можно провести небольшую беседу о русском языке.

Удачи вам, дорогие коллеги!

Слово  - великая сила.

Поскольку основная цель нашего проекта – нести культуру в массы, то необходимо сделать такую программу, которая превозносила бы язык русских писателей и разоблачала язык современного человека, напичканный жаргонными словами и выражениями. Одним из эпизодов таких передач могут стать сцены из произведений великих русских писателей в переводе на современный сленг, которые наглядно показывали бы, как несовершенна наша речь и как низка наша культура слова. Тогда эту передачу могут вести два человека: ведущий, представитель молодого поколения, и гость, представитель интеллигенции, носитель литературного языка и культурных традиций русского народа.

Предполагаемые темы обсуждения:

  1. Слово. Его роль в развитии культуры народа.
  2. Пушкин - родоначальник современного русского языка.
  3. Ломоносов -  создатель литературных стилей.
  4. Крылатые выражения  комедии Грибоедова «Горе от ума».                                                                                                    
  5. Маяковский – новатор языка, создатель неологизмов.
  6. Метафоричность языка  Есенина.
  7. «Низкая» лексика произведений Эдуарда Лимонова.
  8. Богатство русского языка.  

Темы для разговора о языке всегда найдутся. И эта программа - для очень серьезных людей.  Только вот будет она востребована?

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРИВЕТСТВИЯ
ЧАСТЬ 3
ДОПОЛНИТЕ ДИАЛОГИ ПРИВЕТСТВИЕМ

...... - Добрый день! Спасибо, хорошо!

...... - Здравствуй! Отлично. Все в порядке.

...... - Здравствуйте! Плохи мои дела. Недобрал проходной балл.

ДОПОЛНИТЕ ДИАЛОГИ ОТВЕТАМИ НА ПРИВЕТСТВИЕ.

- Добрый день! Я счастлив, что встретил вас. Как вы живете? Как успехи?
.........

- Здравствуйте! Рад вас видеть. Как ваше здоровье?
..........
- Привет! Как успехи?
..........

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРИВЕТСТВИЯ
ЧАСТЬ 4
ВЫБЕРИТЕ НУЖНОЕ И ВСТАВЬТЕ ВМЕСТО ТОЧЕК.

СИТУАЦИЯ 1
На улице встречаются два бывших сослуживца.
- Петр Иванович! Здравствуйте! ... (Где вы пропадали? Не ожидал вас встретить! Не думал не гадал, что встречу
вас) - … (Привет! Добрый день! Приветствую вас!), Александр Вячеславович! … (Кого я вижу! Давно мы с вами не виделись! Сколько лет, сколько зим!)

СИТУАЦИЯ 2
Директор школы входит в учительскую перед уроками , где встречает новую учительницу.
- … (Привет! Доброе утро! Здравствуйте! Приветствую всех!) Какое настроение сегодня? О, Алевтина Николаевна! … (Рад вас приветствовать! Добрый день!) … (Ну, как дела? Как идут ваши дела?)
- … (Приветствую. Здравствуйте) , Борис Алексеевич! … (Как будто неплохо. Отлично! Спасибо, хорошо!)
- Очень рад.

СИТУАЦИЯ 3
Подруги договорились встретиться у памятника вечером и пойти погулять.
- … (Здравствуй. Привет. Добрый вечер), Марина! …(Я рада, что ты пришла. Как хорошо, что ты пришла. Хорошо, что ты пришла. Ну вот и ты!) - Ты давно меня
ждешь? - Да нет, только пришла. - … (Ну что у тебя нового? Как дела? Как ты живешь? Как учеба?)
- (Спасибо, все нормально. Отлично. У меня все замечательно. А ты как?)
- Неплохо.

СообщениеВера Васильева 22 фев 2009, 20:03

Речевой этикет представления.
I.
Роль местоимений ТЫ и ВЫ в речевом этикете.
Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений – ТЫ и ВЫ как формы 2 лица единственного числа.
Игровая ситуация.
Выберите нужное местоимение: обратитесь
1. К незнакомому или малознакомому человеку.
2. К хорошо знакомому человеку.
3. К знакомому в официальной обстановке общения.
4. К незнакомому в неофициальной обстановке общения.
5. При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату.
6. При дружеском, фамильярном отношении к адресату.
7. К равному по положению и старшему по возрасту адресату.
8. К равному по положению, но младшему по возрасту.
(Чтобы было более наглядно, неплохо сделать соответствующие рисунки адресанта и адресата, куда можно вставить выбранное местоимение).
II.
Самопредставление незнакомому человеку.
По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо сделать.
1. Разрешите (позвольте) с вами познакомиться.
2. Я хотел бы с вами познакомиться.
3. Будем знакомы.

III.
Представление при посещении учреждения (офиса) чиновнику (администратору).

1. Позвольте (разрешите) представиться. Моя фамилия Петров.
2. Я Петров Петр Петрович.

IV.
 Визитная карточка.
Визитная карточка подается во время представления. Тот, кому представляются, должен взять ее и прочитать вслух и во время разговора, если он происходит в кабинете, держать визитку перед собой, чтобы правильно называть собеседника.
(Сценку с визитной карточкой хорошо бы обыграть).
V.
Нормы поведения при представлении.
Игровой момент.
Дать правильный и неправильный варианты. Задание: выбрать нужное.
(Все ситуации дать в картинках).
1. Мужчину представляют женщине.
2. Женщину представляют мужчине.
3. Младшего по возрасту представляют старшему.
4. Старшего по возрасту представляют младшему.
5. Сотрудника представляют начальнику.
6. Начальника представляют сотруднику.


Занявшись вплотную речевым этикетом, обнаружила, что вы, Любовь, правы. На этой теме, действительно, можно создать все 12 передач.
Выкладываю подтемы.
1. Речевой этикет представления.
2. Этикет приветствия.
3. Этикет обращения и привлечения внимания.
4. Этикет приглашения.
5. Этикет просьбы, совета, предложения.
6. Этикет согласия, несогласия, отказа.
7. Этикет извинения, жалобы.
8. Этикет утешения, сочувствия, соболезнования.
9. Этикет комплимента, одобрения.
10. Этикет неодобрения, упрека.
11. Этикет поздравления, пожелания.
12. Этикет благодарности, прощания.
Передачи, правда, будут однотипными, зато с игровыми речевыми ситуациями, фрагментами из фильмов, отрывками из литературных произведений (русской классики).
Их можно построить по следующему плану.
1. Общее определение подтемы. А что такое
ЭТИКЕТ и РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, как заставка, будет перед каждой передачей.
2. Выражение речевого этикета и ситуации, в которых они употребляются (образцы).
3. Фрагменты из советских и русских фильмов, опять же как образцы.
4. Речевые ситуации в картинках и с заданиями:
- дать описание персонажей по рисунку:
- составить возможные варианты диалогов.
5. Составление диалогов по данному началу или продолжению.
6. Отрывки из классических произведений с заданием: выделить в текстах выражения и дать характеристику персонажей.


 

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРИВЕТСТВИЯ
ЧАСТЬ 1
Поскольку, как я думаю, наша передача будет адресована подросткам, считаю не лишним напомнить им вежливые формы обращений и выражений, которыми они в своей среде практически не пользуются.
ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Здравствуй(те)! Наиболее употребительное.
Добрый день!
Употребляется в значении «здравствуй», а также при встрече в дневное время.
Доброе утро !
С добрым утром!

Употребляется в утреннее время, и
наиболее употребительно утром непосредственно после сна.
Добрый вечер! При встрече в вечернее время.
Привет!Салют! Непринужденное, широко распространенное в дневное время.


Приветствую вас (от имени…)
Разрешите вас приветствовать!

Рад(а) вас приветствовать! Официальное, может употребляться как приветствие, обращенное к аудитории.


ВЫРАЖЕНИЯ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ВСЛЕД ЗА ПРИВЕТСТВИЕМ

Очень рад(а) вас видеть! Как хорошо, что я встретил(а) вас! Выражение радости при встрече.
Как вы (ты) живете? Как ваши дела? Распространенные выражения .
К
ак ваше(твое) здоровье? Как вы себя чувствуете? Осведомление при приветствии, если человек болен,или долгое время болел, или пожилой.
Как живешь? Как жизнь? Как дела? Как успехи? Что нового? Дружеское, непринужденное осведомление о жизни хорошо знакомых людей.
Как поживаешь (поживаете)? Употребляется чаще всего среди людей старшего поколения или в среде молодежи в ироничном значении.


РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ПРИВЕТСТВИЯ
ЧАСТЬ 2
УПОТРЕБЛЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Здесь уместно дать примеры использования выражений в жизненных ситуациях. Чтобы не было слишком дидактично, можно дать диалоги в картинках с игровыми моментами.
ДИАЛОГИ
Диалог 1
- Здравствуйте, Виктор Петрович! Давно вас не было видно. Как вы живете?

- Здравствуйте, Александр Николаевич! Спасибо, хорошо. Слышал, вы болели. Как вы себя чувствуете? - Да, у меня, действительно, был грипп. Но теперь я здоров, чувствую себя нормально.
Диалог 2
- Привет, дружище! Что нового? - Все по-старому. А у тебя? - У меня неплохо. Сдал, наконец, все экзамены. Теперь можно и отдохнуть.
Диалог 3
- Оленька, здравствуй! Ну как дела? - Отлично, Катя! Достали путевку в «Зеркальный»! Завтра еду!
- Ой, как здорово! Я бы тоже еще раз поехала! Передавай привет вожатым Ире и Олесе.
- Обязательно. Пока, я спешу. - Счастливо!