Урок-игра "Герои народных и литературных сказок разных стран мира"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Шудракова Анна Петровна

Урок в 5 классе посвящен теме сказок мира. Данный материал с успехом был продемонстирован на открытом уроке в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_skazki_narodov_mira.docx42.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра «Герои народных и литературных сказок разных стран мира» в 5 классе

Цели и задачи урока:

  • Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся, развитие внимания, воображения;
  • Работа с литературными понятиями «литературный герой», «диалог», «характер», «народная сказка», «литературная сказка»
  • Воспитание чувства дружбы и коллективизма в классном коллективе, толерантности по отношению к культуре и традициям других народов;
  • Мотивация к чтению сказок и художественной литературы.

Оборудование:

  • Подборка иллюстрированных книг со сказками разных народов мира;
  • Слайд-шоу сказочных и литературных персонажей на начало и конец урока;
  • Картинки с героями сказочных и литературных  произведений;
  • Географическая карта мира, на которой прикреплены разные сказочные герои;
  • Выставка рисунков школьников на тему «Сказки планеты  Земля»
  • Игровое поле с изображением стран «Франция», «Венгрия», «Африка», «Египет», «Турция», «Алжир», «Германия», «Америка», «Китай», «Англия», «Испания», «Италия», «Индия»;
  • Раздаточный материал с заданиями (на русском и на английском языке для ребят и для гостей);
  • Цветные карточки для ответов (синего, белого и красного цветов);
  • ТСО: компьютер, проектор, музыкальные колонки;
  • Подготовка членов жюри (учащиеся старших классов);

Организационный момент. Перед  уроком  ребятам раздаются цветные карточки ответов, учащиеся делятся на три команды: белых, красных и синих, подавая ответ – ребята поднимают карточки (символизирующие триколор российского флага)

Урок представляет собой игру-викторину с разноплановыми заданиями, связанными с понятием «литературный герой».  Игрокам предоставляются 12 тем,  на каждую из которых предлагается 1 вопрос.  Выбирает задание команда, которая дала правильный ответ (сложность состоит в том, что участники перед тем, как дадут правильный ответ, должны посовещаться, на английском языке объяснить задание помощнику – гостю-иностранцу из студенческой организации AECIEK, донести до него смысл задания и получить ответ именно от него, только после этого команда может отвечать). Правильный ответ оценивается в 1 балл. За соблюдением правильности оценивания следит представитель жюри. Для помощи командам подключаются учителя английского языка, цель которых  - помочь ребятам сформулировать вопрос и ответ. У иностранных гостей – текст заданий на английском языке (см. приложения)

Ход урока.

Учитель литературы: (слайд 1) Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами проводим необычный урок, на котором откроем для себя очень важные ценности. Мы с вами в очередной раз убедимся, что все народы мира сочиняют сказки. Что многие писатели разных национальностей возрождают национальные сказки, придав им литературную форму.  И самое главное – каждая сказка чему-то учит независимо от того создана ли она народным фольклором или написана великим писателем.

Посмотрите на географическую карту мира – наша планета Земля такая огромная. Россия, Африка, Америка, Европа, Азия…И во всех ее уголках проживают совершенно разные народы. Нам же с вами сегодня предстоит уникальная возможность увидеть, услышать и понять, что  независимо от разного цвета кожи, языка и традиций во всем мире люди учат друг друга одним и тем же ценностям, а герои, которые живут в мудрых народных сказках и знаменитых литературных сказках, учатся  на своих ошибках, делают сложный выбор и стремятся к тому, чтобы победило добро.

Давайте поприветствуем наших  замечательных гостей:  Макс из Германии, Лила из Венгрии, Ионнат из Румынии, Филипп из африканской республики Гана, Джин из Малайзии и Аммед из Египта и Навиш из Индии.

(ребята здороваются с гостями на разных языках, пожимают руки: guten Tag – на немецком,  buna ziua  -  на румынском, jó nap – на венгерском, мархаба – на арабском, Selamat siang – на малайзийском, намаскар – на индийском)

Слово учителя литературы: Наши гости для вас сегодня не просто новые знакомые. Они ваши помощники в игре. Ведь многие задания будут связаны со сказками именно их народов или народов соседствующих, а  угадывать нам с вами придется героев  литературы и сказок.

(Слайд 2)Но сначала давайте разберемся, а что такое ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ. Разберем это словосочетание по частям. Сначала выясним, что значит слово «герой».

(ребята объясняют понятие, раскрывая слово «герой» с разных сторон: человек, совершающий подвиги,  необычные поступки,  участник какой-то истории, человек своей эпохи, героем можно назвать и участника обычной истории, герой типа «ну ты герой», затем определяют, что такое именно литературный герой)

Слово учителя литературы: А как мы определяем, плохой или  хороший герой перед нами? Как мы угадываем его характер, выясняем его мысли, получаем оценку о персонаже?  Что нам помогает дать характеристику герою? (слайд 3)

(ребята отвечают: героя характеризуют поступки, место/ обстановка, лексика/слова/фразы, речь,  портрет/описание /,проявления особенностей характера, пейзажи, реплики персонажей о главном герое, слова автора, на экране слайд с перечисленными понятиями на русском и английском языках: Поступок / Act, Место / Place Лексика, слова, фразы, речь / Lexicon, words, phrases, speech, Описание / Description, Характер / Character, Обстановка / Situation, Пейзажи / Landscapes, Реплики персонажей о главном герое / Remarks of characters about the main character, Слова автора / Words of the Author)

Слово учителя литературы: Совершенно верно, молодцы. Сегодня в нашей игре мы будем, используя все подсказки, которые вы перечислили угадывать спрятавшихся от нас героев. А кода речь будет идти о героях сказок, мы с вами выясним, чему они учат.  Но так как мы с вами живем в России    - должны знать и уважать свою историю и культуру,  давайте начнем с задания, связанного с русским фольклором.

Внимание: конкурс «Разминка».  По команде вам, уважаемые игроки, предстоит вспомнить и записать на листочке как можно больше героев русских сказок. Победит та команда, которая назовет большее количество и  не допустит ошибок. На старт, внимание, марш!

(ребята записывают, отдают членам жюри для подсчета)

Слово учителя литературы: А сейчас мини-конкурс «Иностранный специалист». Ребята, попробуйте, узнать у своих помощников, кого из героев русских сказок они знают. Балл получит та команда, чей помощник назовет хотя бы одного.

(ребята пытаются объяснить помощникам смысл задания, первый ответивший приносит балл команде)

Слово учителя: Итак, приступаем к заданиям сегодняшней игры. Для начала отправимся в Германию (с игрового поля снимает карточку с заданием, которое появляется на экране): Определите по описанию, о каком герое немецкой сказки известного писателя идет речь (приложение 1)(слайд 4)

 (ответ Эрнест Теодор Гофман, «Щелкунчик и мышиный король»)

Слово учителя литературы: Отправляемся в Италию (слайд 5, снимает  задание, читает). По цитате автора и фразе одного из героев, определите, о каком герое и произведении идет речь: «Ложь бывает двух видов: у одной лжи короткие ноги, у другой длинный нос (…) Деревянный Человечек мертв. Однако, если бы он, по несчастному стечению обстоятельств, оказался не вполне мертв, это было бы несомненным признаком того, что он еще жив»

(ответ «Пиноккио», Карло Коллоди)

Слово учителя литературы: Продолжаем путешествовать, посетим Англию (снимает  карточку с изображением Англии, читает). По описанию обстоятельств определите, о каком герое идет речь (приложение 2, слайд 6) 

(ответ Дж. Свифт, «Путешествие Гулливера в страну лилипутов»)

Слово учителя литературы: А теперь отправимся в сказочную страну – Индию (снимает карточку с изображением Индии, читает задание). По диалогу героев определите, как зовут главного персонажа (приложение 3, слайд 7)

 (ответ Р.Киплинг, «Маугли»)

Учитель литературы: А сейчас, дорогие ребята, мы с вами отправимся в гости в Америку, к одному известному писателю (снимает задание «Америка», читает). По описанию обстановки определите, о каком герое идет речь (приложение 4, слайд 8)

(ответ Толкиен «Хоббит»)

Слово учителя литературы: Сейчас мы с вами окажемся на Востоке.   Там существует множество легенд и сказок. Прочитайте одну из них, распространенную в Алжире и в Египте (в сокращении) и назовите, под каким названием нам известна похожая  история? Как зовут главного героя, попавшего в чудесный сборник лучших сказок под названием «Тысяча и одна ночь» (дети читают сказку, приложение 5, определяют героя  и название сказки – «Али Баба и сорок разбойников, слайд 9)

Слово учителя литературы: Внимание, горячее задание из Африки. Прочитайте предложенную народную сказку и сформулируйте, чему она учит (жюри за лучшую формулировку команде дает балл, приложение 6 слайд 10)

Слово учителя литературы: А теперь полетим в Китай – страну с древними традициями и поверьями (снимает  карточку с заданиями, приложение 7, слайд 11)Главного героя народ наделил уникальными свойствами и внешним видом. Прочитайте сказку и ответьте на вопрос, почему аист желтого цвета? Чему учит эта сказка?

(жюри за лучший ответ дает балл)

Слово учителя литературы: А теперь мы снова возвращаемся в Европу (снимает задание с карточкой «Венгрия»). Перед вами – известная венгерская сказка «Два жадных медвежонка». Прочитайте ее и придумайте продолжение.  Не забудьте ответить на вопрос, чему учит эта сказка? (приложение 8, слайд 12)

(ребята предлагают свои варианты продолжения сказки, за лучшие жюри дает баллы)

Слово учителя литературы: Итак, пришла пора подвести итоги нашей игры. Пока жюри готовится объявить результаты, давайте еще раз вспомним, что на сегодняшнем уроке мы с вами вспомнили, что узнали?

(дети отвечают, что сформулировали понятие литературный герой, вспомнили, как дать характеристику персонажу, на игровых этапах, используя свои знания, определили героев сказок, познакомились  с народными сказками разных национальностей, убедились, что все сказки чему-то учат)

Слово учителя литературы: Давайте послушаем и гостей из разных стран мира. Какие сказки они помнят, чему их учили сказки, которые рассказывали мамы? (гости отвечают, учителя английского переводят). 

Объявление итогов. Награждение победителей.

Слово учителя литературы: Народные сказки передавались из поколения в поколение тысячи лет. Литературные сказки были важной частью культуры. Благодаря сказкам мы усваиваем, что такое хорошо, а что такое плохо, что добро всегда побеждает зло, а поэтому лучше быть хорошим. Сказки всех народов мира учат одному – добру, честности, порядочности, справедливости. Все сказки учат нас жить в мире и согласии друг с другом и с соседями. Давайте читать больше сказок и никогда не забывать их истинных ценностей. Завершим мы наше путешествие веселой песней, которую мы сочинили вместе с ребятами и танцем с простыми движениями (приложение 9, слайд 13)

Учителя, педагоги и гости вместе исполняют флеш-моб танец  с песней «Что бы не случилось – все зависит от нас»

Приложение 1

«…в строю у самой елки, очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на субтильных ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа»

Приложение 2

«Читатель  может  себе  представить, в каком неудобном положении я лежал все  это  время.  Наконец  после большого усилия мне посчастливилось порвать веревочки  и  выдернуть  колышки,  к  которым была привязана моя левая рука; поднеся  ее к лицу, я понял, каким способом они связали меня. В то же время,

рванувшись изо всей силы и причинив себе нестерпимую боль, я немного ослабил шнурки,  прикреплявшие мои волосы к земле с левой стороны, что позволило мне повернуть  голову  на  два  дюйма. Но созданьица вторично спаслись бегством, прежде чем я успел изловить кого-нибудь из них. Затем раздался пронзительный вопль, и,  когда  он  затих,  я услышал, как кто-то из них громко повторил: "Толго фонак".  В  то же  мгновение  я почувствовал, что на мою левую руку посыпались  сотни  стрел,  которые  кололи  меня,  как иголки(…) Когда эти люди заметили, что я лежу спокойно, они перестали метать стрелы, но в то же время по усилившемуся шуму я  заключил,  что  число  их  возросло.  На расстоянии четырех ярдов от меня напротив моего правого уха я услышал стук, продолжавшийся больше часа, точно возводилась   какая-то  постройка.  Повернув  голову, насколько  позволяли державшие  ее веревочки и колышки, я увидел деревянный помост, возвышавшийся над  землей на полтора фута, на котором могло уместиться четверо туземцев, и две  или  три  лестницы,  чтобы  всходить  на  него»

Приложение 3

– Свободный Народ, – громко прозвучал его голос. – Разве Шер Хан водит стаю? Какое дело тигру до места нашего вожака?

– Ввиду того, что это место ещё свободно, а также помня, что меня просили говорить… – начал Шер Хан.

– Кто просил?  – Разве мы шакалы и должны прислуживать мяснику, убивающему домашний скот? Вопрос о вожаке стаи касается только стаи.

Раздался визг, вой; голоса кричали:

– Молчи ты, щенок человека!

– Дайте ему говорить. Он хранил наш Закон!

Наконец, прорычали старшие волки:

– Пусть говорит Мёртвый Волк.

Приложение 4

«Жил-был  в  норе  под  землей …............ Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех  сторон  торчат  хвосты

червей  и  противно  пахнет  плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была..................., а значит - благоустроенная.  Она начиналась идеально круглой, как иллюминатор,  дверью, выкрашенной зеленой  краской,  с  сияющей  медной  ручкой точно

посередине. Дверь отворялась внутрь, в длинный коридор, похожий

на железнодорожный  туннель, но туннель без  гари и без  дыма и

тоже очень благоустроенный: стены там были обшиты панелями, пол

выложен  плитками   и   устлан   ковром,   вдоль   стен  стояли

полированные стулья, и всюду  были  прибиты крючочки для шляп и

пальто, так как …..................любил гостей. Туннель вился все дальше и

дальше и заходил довольно глубоко, но не в самую глубину Холма,

как его  именовали жители на  много миль в окружности. По обеим

сторонам туннеля шли двери - много-много круглых дверей. …......................

не  признавал  восхождений  по   лестницам:   спальни,  ванные,

погреба, кладовые  (целая  куча  кладовых), гардеробные (…..........................

отвел несколько  комнат  под  хранение одежды), кухни, столовые

располагались в одном  этаже  и, более того, в  одном  и том же

коридоре. Лучшие комнаты находились  по  левую руку, и только в

них имелись окна - глубоко сидящие круглые окошечки  с видом на

сад и на дальние луга, спускавшиеся к реке»

Приложение 5

Алжирская сказка «Джеха и…..». Шайка разбойников держала в страхе всю страну. Все знали, что в шайке сорок один человек и что живут они в городе, но ни одного поймать не удавалось.
Люди стали запирать двери на огромные деревянные засовы, вешать на окна железные решётки, но ничто не помогало.
Повелел тогда султан привести к нему известного своею хитростью Джеху и говорит ему:
– Избавь нас от этой шайки, Джеха, и ты получишь всё, что пожелаешь. А если ты ничего не сумеешь сделать, я буду тебя самого считать разбойником. Ты ведь очень хитрый и за счёт своей хитрости живёшь. Я даже могу подумать, что ты и есть атаман разбойников. А уж тогда тюрьмы тебе не миновать!
Задумался Джеха – что же делать? Откажешься, султан в тюрьме сгноит. А вдруг удастся как-нибудь выкрутиться? И согласился он исполнить повеление султана.
Зная, что разбойников сорок один вместе с атаманом, потребовал Джеха предоставить ему сорок один день на размышление и выдать из султанского курятника сорок жирных кур и одного большого петуха. Ну, а заодно получил он из султанских кладовых масло, специи, овощи, лепёшки, чтоб было с чем курятину есть.
Всё это принёс Джеха домой и говорит жене:
– Есть у нас теперь всё, чтоб безбедно прожить сорок один день, а там будь что будет! Зарежь первую курицу и сделай из неё хороший кускус*.
(* Алжирское национальное блюдо, по виду напоминающее пшённую кашу с подливкой из мяса и овощей.)
Тем временем слух о том, что султан велел Джехе поймать разбойников, разнёсся по всему городу. Вскоре и сами разбойники узнали об этом.
Посылает атаман одного из них к Джехе, чтобы подслушать, как же он их ловить собирается.
Прокрался разбойник к дому, приложил ухо к двери и слышит, как Джеха, съев кускус из первой курицы и поглаживая себя по животу, говорит жене:
– Первый сюда уже попал.
Подумал разбойник, что речь идёт о нём, побежал к своим товарищам и рассказал им о том, что слышал.
На следующий день послал атаман другого разбойника. Залез тот на ограду и слышит, как Джеха говорит жене, съев кускус из второй курицы и поглаживая себя по животу:
– Вот и второй сюда попал...
Каждый вечер посылал атаман нового разбойника, и каждому из них казалось, что Джеха его узнал.
Так продолжалось сорок вечеров.
На сорок первый вечер решил атаман сам разузнать, в чём дело, и отправился к дому Джехи. А тот в это время размышлял, как поступить с единственным петухом, который у них остался: съесть его сейчас или пока оставить, тем более что следующий день не сулил ничего хорошего.
Вот слышит атаман, как говорит Джеха жене:
– Сейчас очередь самого главного. Можно бы его пощадить на день-другой. Он такой благородный и красивый, что просто жаль лишать его жизни. Зарежем его, а там тюрьма, и всему конец. Вот бы удалось тюрьмы избежать!
Услышал это разбойничий атаман и решил, что вся его шайка раскрыта. Не хотелось ему умирать. И стал умолять он хитрого Джеху помочь ему избежать казни.
– О, прозорливейший из прозорливейших, о, мудрейший из мудрейших! Не губи меня, не причиняй нам зла! Спаси нас, и мы всегда придём тебе на помощь, когда потребуется. Мы готовы с сегодняшнего же дня забыть о разбое.
Согласился Джеха и пошёл к султану. А атамана связал и оставил у себя дома.
С того дня прекратились все грабежи. А те, кто был раньше грозным разбойником, стали лучше любых стражников. А Джеха? Конечно, он не получил от султана всего, чего пожелал, но тюрьмы избежал и до сих пор живёт в своём маленьком домике!

Приложение 6

Как случилось это?

Жил-был маленький леопард. Пошел он на реку погулять, напился воды и увидел маленькую антилопу. Они пили воду вместе, и вместе вышли на берег, и стали играть на песке. Наигрались досыта и расстались. Малыш леопард сказал малышу антилопе:

- Мне пора домой, а завтра я приду снова, будем опять играть. И ты приходи.

— Я приду,— сказала антилопа.

И пошли по домам. На другой день они снова встретились у реки, и играли на песке, и совсем подружились. Каждый день они так играли, десять дней подряд. Как-то говорит малышу леопарду его мать:

— Чем это ты пахнешь, сынок? Никак антилопой! А сын отвечает:

— Ну да, мы вместе с ней играем у реки, на песочке. Мать ему:

— Что ты, сынок! Ведь антилопа — это еда! Это самое вкусное мясо! Вот пойдешь завтра на реку играть вместе с ней — укуси ее зубами вот здесь, за горло, и тащи сюда. Это кушанье, это мясо, ведь мы каждый день его едим!

— Хорошо,— сказал малыш леопард,— я сделаю так, как ты велишь.

Малыш антилопа пришел к себе домой. Мать и говорит:

— Чем это ты пахнешь, сынок? Никак ты пахнешь леопардом?

Малыш отвечает:

— Ну да, мы вместе с ним играем у реки, на песочке. Это мой друг.

Тогда мать сказала:

— Ох, сынок, разве ты не знаешь, что сталось с твоими братьями? Ведь их всех убил леопард. Помнишь своего отца? И его убил леопард. Помнишь младшего брата отца? И его убил леопард. Помнишь старших братьев отца? Их убил леопард. Мы забрались в самую густую чащу и тут живем, потому что боимся леопарда. Мы не смеем жить там, где чаща пореже. Когда завтра пойдешь есть траву, ешь потихоньку. Если леопард увидит тебя, то убьет.
И как будешь пить воду, пей потихоньку, а увидишь леопарда — беги со всех ног! Поверь своей матери — беги со всех ног! Они убивают нас всюду, где только увидят! Малыш антилопа сказал:

— Хорошо. Я сделаю, как ты велишь.

На другое утро пошел малыш антилопа к водопою. Малыш леопард увидел его издали и кричит ему:

— Это ты, антилопа?

— Это я.

— Беги же сюда, поиграем!

— Нет, не хочу,— отвечал малыш антилопа.

Тогда кинулся маленький леопард, чтобы схватить маленькую антилопу. А малыш антилопа крикнул ему:

— Видно, у тебя родители такие же, как у меня! И пустился бежать прочь. А малыш леопард? Малыш леопард пошел домой. Вот как это случилось. И сказка вся.

                Приложение 7

Говорят, что жил когда-то в Китае бедный студент. Звали его Ми. Он был так беден, что не мог заплатить даже за чашку чая. Ми просто бы умер с голоду, если бы один хозяин чайной не стал бесплатно кормить его и поить.
Но вот однажды Ми явился к хозяину и сказал:
- Я ухожу. Денег у меня нет, и заплатить за все, что я здесь выпил и съел, мне нечем. Однако я не хочу оставаться неблагодарным. Вот, смотри!
И с этими словами студент Ми вынул из кармана кусок желтого мела и нарисовал на стене чайной желтого аиста.
- Этот аист, - сказал Ми, - принесет вам в десять раз больше денег, чем я вам задолжал. Каждый раз, когда соберутся люди и трижды хлопнут в ладоши, он будет сходить со стены и танцевать. Но помните: никогда не заставляйте аиста танцевать для одного человека... А теперь прощайте.
И с этими словами студент Ми повернулся и вышел.
Хозяин был удивлен, однако решил попробовать. Когда на другой день в чайной собралось много народу, он попросил всех трижды хлопнуть в ладоши. И сейчас же аист сошел со стены и протанцевал несколько танцев. Да еще как весело и забавно! А потом ушел обратно. Гости были в восхищении: удивлялись, ахали, не могли поверить своим глазам.
И так было каждый раз. Слух о диковинке разнесся повсюду. Народ валом валил в чайную, и хозяин быстро богател. Обещание студента Ми сбывалось.
Но вот однажды в чайную зашел богатый начальник - мандарин. Видит - сидят кругом одни крестьяне да ремесленники. Рассердился мандарин и приказал всех выгнать.
Слуги налетели с палками, народ разбежался, и мандарин остался один. Выложил он перед хозяином кучу денег и потребовал показать ему аиста. Хозяин при виде денег забыл обо всем. Он трижды хлопнул в ладоши; аист нехотя сошел со стену и протанцевал один танец. Вид у него был пасмурный и больной. Потом он ушел обратно и больше не шевелился. Мандарин кричал, грозил, но сделать ничего не мог.
А ночью у дверей чайной раздался сильный стук. Хозяин пошел открывать. Видит - стоит студент ми и молчит. Вынул ми из кармана дудочку, заиграл и пошел не оборачиваясь. Аист встрепенулся, соскочил со стены и поспешил за ним. С тех пор никто уже не видел студента Ми и его волшебного желтого аиста. Старые люди говорят, что если где-нибудь появится такая диковинка, то это для всех. А если завладеет ею один человек, она все равно исчезнет.

Приложение 8

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым - лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить приказ матери и тронулись в путь-дорогу. Сначала пошли они по опушке леса, а оттуда - в поле. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего.
Понурые брели рядышком медвежата.
- Э, братик, до чего же мне есть хочется! - пожаловался младший.
- А мне и того пуще! - сокрушенно покачал головой старший.
Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее по справедливости, поровну, но не сумели.
Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.
Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.
- О чем вы спорите, молодые люди? - спросила плутовка.
Медвежата рассказали о своей беде.
- Какая же это беда? - сказала лисица, - Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший - все одно.
- Вот это хорошо! - воскликнули с радостью медвежата. - Дели!
Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:
- Этот больше! Лисица успокоила их:
- Тише, молодые люди! И эта беда - не беда. Малость терпения - сейчас все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
- И так неровно! - забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.
- Ну, полно, полно! - сказала она, - Я сама знаю свое дело!
И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.
- И так неровно! - вскричали медвежата в тревоге.
- Да будет вам! - сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. - Еще самая малость - и будет поровну.
Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда - от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.
К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!
- Ну что ж, - сказала лиса, - хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! - захихикала и, помахав хвостом, убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает

Приложение 9

Песня «Все зависит от нас» (на мотив «They don't  care about us» Майкла Джексона)

Белый, черный, рыжий и зеленый...
Хмурый, добрый, радостный, влюбленный...
Солнце, ветер, облака и небо... 
Мир прекрасен, где бы ты не был! 
Юг и запад, восток и крайний север...
Розы, астры, ромашки и клевер...
Греки, финны, татары и китайцы, 
Японцы, индийцы, мордва и итальянцы...
Что бы ни случилось в этом мире - все зависит от нас!
2 к
Ваня, Оля, Таня и Полина, 
Юра, Вася, Дима и Алина...
Нос в веснушках или нос курносый, 
Взгляд открытый или взгляд раскосый...
Что бы ни случилось в этом мире - все зависит от нас!
3к: 
На планете Земля мы живем
Не для войн и кровопролитий. 
На планете Земля мы живем
Ради жизни и новых открытий. 
Этот мир только в наших руках. 
Он такой же как мы - он, как дети! 
Пусть искрится счастье в глазах
И не гаснет на этой планете. 
МИР СВОБОДНЫЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ, ЧЕСТНЫЙ, 
ЛОЖЬ И ЗЛО В НЕМ НЕ НАХОДЯТ МЕСТА. 
В НЕМ ЦАРИТ ЛЮБОВЬ, ДОБРО И РАДОСТЬ, 
ТОЛЬКО КАЖДОМУ ПОНЯТЬ ОСТАЛОСЬ: 
ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, В ЭТОМ МИРЕ ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый год и рождество в разных странах мира

Презентация о праздновании нового года и рождества в разных странах, красочная и познавательная...

Новый год в разных странах мира

Творческая работа ученицы 9 "Б" класса Желниной Екатерины...

"Чайные традиции и церемонии в разных странах мира". Открытое внеклассное мероприятие

   Трудно  найти уголок Земли, где не любили бы чай. Этот напиток занимает второе место после воды.     Чай называют одним из главных напитков человечес...

Игра - викторина "Народная мудрость в фольклоре разных стран".

Игра предназначена для среднего и старшего школьного возраста. Всегда воспринимается учениками с большим интересом, проходит энергично, весело. Очень полезна для повторения русского и английского фоль...

Открытый урок. Сходство и различие русских народных и литературных сказок

Урок-исследование по сказкам в формате ФГОС в 4 классе....

Рабочий лист "Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм "Снегурочка" и "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина

Рабочий лист помогает провести сравнительную характеристику народных и литературных сказок, самостоятельно сделать вывод...