Внеклассное мероприятие по литературе на тему "Россия - Родина моя!"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Митрофанская Анжела Петровна

Цель мероприятия:  формирование патриотических качеств личности, воспитание активного гражданина - патриота своей Родины.

Задачи:

  • способствовать воспитанию осознания детьми неповторимости Отечества, своей принадлежности к малой родине;
  • способствовать формированию знаний о государственных символах России;
  • обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о происхождении слов «Русь», Россия; о защитниках русской земли;
  • способствовать формированию умений выражать своё отношение к родине в рисунках. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya_-_rodina_moya.doc61.5 КБ
Файл rossiya_-_rodina_moya.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе

в 6 «Б» классе на тему

«Россия – Родина моя!»

Составила и провела учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №30 города Подольск Московской области

Митрофанская Анжела Петровна

Цель мероприятия:  формирование патриотических качеств личности, воспитание активного гражданина - патриота своей Родины.

Задачи:

  • способствовать воспитанию осознания детьми неповторимости Отечества, своей принадлежности к малой родине;
  • способствовать формированию знаний о государственных символах России;
  • обеспечить в ходе занятия усвоение знаний о происхождении слов «Русь», Россия; о защитниках русской земли;
  • способствовать формированию умений выражать своё отношение к родине в рисунках.  

(Опережающие задания ученикам: 1)выучить стихи о России; 2)подготовить рисунки на тему «Россия – Родина моя!»; 3)найти пословицы о родине.)

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

 Ребята,   сегодня я предлагаю вам ещё раз пройтись  по нашей родной земле,  которую мы зовем  Россия.

Назовем мы наше занятие  «Россия – Родина моя!»

Эпиграфом нашей встречи станут слова поэта Серебряного века Игоря Северянина:

О России петь - что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

О России петь - что тоску забыть,

что любовь любить, что бессмертным быть.

- Как вы понимаете слова И.Северянина?

-  С какими образами у поэта ассоциируется образ России? (Храм, леса, горы, поля, весна, невеста, мать, любовь, бессмертие, утешение).

Вот сегодня мы с вами и поговорим о нашей Родине, о России.

  1. Откуда взялось такое название – «Россия»?

Выступления подготовленных учеников.

 Ученик 1:

В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как предполагают ученые, произошло от слова « русло». Русло – ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озёр.

Так называли страну, которая лежала между реками Вяткой и Дунаем, между Белым и Черными морями. Она была населена русичами, т.е. людьми, живущими по берегам рек и озер. Река поила  кормила, по ней можно было сплавлять лес и добираться на лодке до других селений.

Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называли «россами», а страну, где они живут – Россия. Такое название в языке закрепилось с  XV века, когда русские стали объединяться в одно государство.

Ученик 2:    

                        За ясные зори, умытые росами,

                За русское поле с колосьями рослыми,

                За реки разливные в пламени синем

                Тебя по-славянски назвали

Россия.

                        Россия…

                                      Россия…

                                                     Раздолье…                

                                                             Равнины…

                Березы босые, седые осины.

                Всё дорого с детства,

                Всё памятно с детства. И всё же не можешь никак наглядеться.

                                                                                 

                                                                                                                          (Виктор Коротаев)  

Учитель:          

 - Что же, по-вашему, объединяет нас всех, сидящих здесь? (Мы граждане одного государства).

 - У каждого государства есть свои символы. Есть они, конечно же, и у России.

              III. Символы России.

Ученик 3:

Флаг. По решению Государственной Думы и Президента Россия вступила в третье тысячелетие с бело-сине-красным флагом. (Демонстрирует флаг России).

 Герб. Он представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скрепленные единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народо: русских, украинцев и белорусов.

Скипетр и Держава в когтях орла - образное выражение незыблемости устоев нашего Отечества.

Грудь орла, защищенная щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву, как собирательницу и защитницу всех земель русских. Недаром на пороге века двуглавый орёл  снова становится символом России.

(  Демонстрирует герб России).

  Гимн. Это торжественная песня, которую поют и слушают стоя.

1 января 2001 года Гимном снова стало     произведение с современным текстом С.Михалкова на музыку А.В.Александрова. Текст Гимна утвержден Государственной Думой и Президентом.

  1.   Просторы России.

Ученик 4: Россия занимает площадь в 17 миллионов кв. км. Это в два раза больше, чем территория целого материка Австралия.

Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние в четыре тысячи километров.

А если мы полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над пространствами России  10 тыс. км.

Россия располагается в двух частях света – Европа и Азия. Россия занимает северо-восточную часть материка Евразия, омывается водами трёх океанов: Тихого – с востока,  Атлантического – с запада, Северного Ледовитого – с севера.

(Звучит русская народная песня «Родина»).

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это Родина моя.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга –

Это русские картины ,

Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это родина моя.

  1. Защитники земли русской.

Учитель:  Сильна и могуча Русь. Всегда славилась Россия своими  защитниками  – от простых солдат до генералов.

Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов говорил, что лучше русского солдата нигде в мире нет. Он и сам не пропадет, и товарища спасёт. А где сил не хватит, там смекалкой возьмёт.        

Это Россия спасла Западную Европу от татаро-монгольского нашествия.

Это из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.

Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году Знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.

Ученик 5:    Россия!

                Зарождалось это слово

В звучании разбуженных мечей,

                В холстах голубоглазого Рублёва

                И в тишине предгрозовых ночей.

                На поле боя

Вызревали росы,

На пепелищах пели топоры.

                Мы всё прощали:

                Мы великороссы,

                Всегда великодушны и добры.

  1. Россия - малая родина.

Учитель:  Родина – понятие многогранное. Это и дом, в котором ты родился и вырос, и деревня или город, где проходило твоё детство. Это и вся огромная Россия… и родное Подмосковье… Подольск…

Песня «С чего начинается Родина…» (1 куплет)

Учитель: Поэты и писатели, создавая неповторимый образ Родины, вкладывают в это слово особое содержание.

Вот как ощущает Родину наш земляк, поэт, родившийся в Подольске, Михаил Шаповалов.

Ученик 6:

Догорает заката полоска.
Небо чисто. Стрижи верещат.
Это я говорю из Подольска,
Говорю в равнодушный закат.

- Мира Божьего святы приметы,
Миру Божьему не прекословь!..
Давит жаром высокое лето.
Потаенная душит любовь.

И конечно, закат не ответит,
Что мне делать в разлив синевы.
И качает размеренно ветер
Изумрудные волны листвы.

Учитель: А поэтесса Лариса Короткова написала настоящую «Оду Подольску».

Ученик 7:                  Ода Подольску

Я влюблена в тебя до сумасшествия,

Мой дорогой, неповторимый город!

Здесь каждый день — весна и путешествия!

И каждый миг здесь — несказанно дорог.

Я не со зла, поверь, тебя оставила!

Московский шум так и не стал мне милым!

И год за годом, нарушая правила,

Я возвращаюсь снова стать счастливой!

Я возвращаюсь снова в твои улицы,

И улыбаюсь всем прохожим встречным,

Все еще веря, что однажды сбудется

Моя мечта: остаться здесь навечно.

С тобой. В тиши, вдали, в уединении —

Пока еще мое сердечко бьется…

Коль похоронят где-то в удалении —

Моя душа всегда к тебе вернется…

Учитель:  Для кого-то малая Родина – Кузбасс, кому-то – Красноярский край или Дальний Восток, Кубань или Подмосковье. А всё вместе – это одна большая страна – наша Россия.

Ученик 8:         Хороша Россия!

В полдень так нежна.

Но ещё красивее

В сумерках она.

Хороша Россия

Утром на заре,

Но ещё чудеснее

В лунном серебре.

  1. Россия на полотнах русских художников и в рисунках учеников.

Учитель: Восхищение красотой своей Родины нашло отражение не только в полотнах русских художников, но и  в ваших рисунках о родном крае.

( Экскурс по рисункам детей)

Ученик 8:        Родина моя, моя Россия,

                Как сказать, что я тебя люблю?

                Это море, это небо синее,

                Это жизнь в моём родном краю,

                Этот дождь, и эти вьюги злые,

                Эти клёны, эти тополя…

                Родина моя, моя Россия,

                Как сказать, что я люблю тебя?

  1. Пословицы о Родине

Учитель: Любовь к Родине – святое, трепетное чувство, живущее в сердце каждого русского.  Недаром народ веками создавал пословицы о Родине. Давайте вспомним некоторые их них.

Ученики:

  • Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
  • Всякому мила своя сторона.
  • С родной земли – умри не сходи.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Дома и стены помогают.
  • За морем веселье – да чужое, а у нас и горе – да свое.
  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • На родной стороне и камешек знаком.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Родная землица и во сне снится.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Кто Родиной торгует, того кара не минует.
  • Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
  • Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
  • Человек без Родины – что соловей без песни.
  • Родина – мать, умей за неё постоять.
  • На чужой сторонушке рад родной воронушке.
  • За край родной иди бесстрашно в бой.
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • Смело иди в бой – Родина за тобой.

Учитель: В этих пословицах – любовь русского человека к своей отчизне.

( Выслушивает ответы детей на вопрос « Что значит – любить Родину?»)

  1. Заключительное слово учителя:

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый её любит. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса, поля и реки. Любит  свою зиму и своё лето, свою осень и свою весну. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Любит свой родной язык и песни, сказки, танцы своего народа.  А всё это и есть Родина.

Ученик 9:        Берегите Россию –

                Нет России другой.

                Берегите её тишину и покой,

                        Это небо и солнце,

                Этот хлеб на столе

                И родное оконце

                В позабытом селе.

                

                        Берегите Россию –

                Без неё нам не жить.

                Берегите её,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой.  

                                              (Е.Синицын)

        

                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 «Б» классе на тему «Россия – Родина моя!» Митрофанская Анжела Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №30 г.Подольска Московской области

Слайд 2

О России петь - что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам… О России петь - что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать… О России петь - что тоску забыть, что любовь любить, что бессмертным быть . Игорь Северянин

Слайд 3

Откуда взялось такое название – «Россия »?

Слайд 5

Флаг прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3

Слайд 6

Герб Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

Слайд 7

Гимн

Слайд 8

Карта России

Слайд 9

Защитники земли русской

Слайд 10

Малая Родина –город Подольск

Слайд 11

Малая Родина –город Подольск Догорает заката полоска. Небо чисто. Стрижи верещат. Это я говорю из Подольска, Говорю в равнодушный закат . Мира Божьего святы приметы, Миру Божьему не прекословь!.. Давит жаром высокое лето. Потаенная душит любовь. И конечно, закат не ответит, Что мне делать в разлив синевы. И качает размеренно ветер Изумрудные волны листвы.

Слайд 12

Лариса Короткова Ода Подольску Я влюблена в тебя до сумасшествия, Мой дорогой, неповторимый город! Здесь каждый день — весна и путешествия! И каждый миг здесь — несказанно дорог. Я не со зла, поверь, тебя оставила! Московский шум так и не стал мне милым! И год за годом, нарушая правила, Я возвращаюсь снова стать счастливой! Я возвращаюсь снова в твои улицы, И улыбаюсь всем прохожим встречным, Все еще веря, что однажды сбудется Моя мечта: остаться здесь навечно. С тобой. В тиши, вдали, в уединении — Пока еще мое сердечко бьется… Коль похоронят где-то в удалении — Моя душа всегда к тебе вернется…

Слайд 13

Россия на полотнах художников Шишкин И.И. «Рожь»

Слайд 14

Россия на полотнах художников Левитан И. «Золотая осень»

Слайд 15

Россия на полотнах художников Маторин В. «Дмитрий Донской»

Слайд 16

Россия на полотнах художников Горбатов К. «Городской пейзаж»

Слайд 17

Берегите Россию – Нет России другой. Берегите её тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе. Берегите Россию – Без неё нам не жить. Берегите её, Чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой. Берегите Россию- Нет России другой. (Е.Синицын)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по географии Башкортостана: «Моя Родина - Башкортостан»

Внеклассное мероприятие  в игровой форме позволит  углубить знания по географии и истории Башкортостана...

Внеклассное мероприятие по географии Башкортостана: «Моя Родина - Башкортостан»

Внеклассное мероприятие  в игровой форме способствует углублению  знаний по географии и истории Башкортостана...

Внеклассное мероприятие "Проблемы экология моей малой родины"

Проект 6г класса«Проблемы экологии моей  малой родины»Руководители: Окорокова Н.В. учитель географии, Новосельская Т.В. учитель математикиЦель: выяснить наиболее значимые экологические проблемы У...

Внеклассное мероприятие "Растительный мир моей малой Родины"

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 класса "Растительный мир моей малой Родины" проводится в форме игры - соревнования....

Внеклассное мероприятие "Ой, Кубань, ты наша родина"

Внеклассное мероприятие по кубанскому фольклору...

Внеклассное мероприятие по литературе: "Тихая моя Родина"

Малая Родина. Памяти забытых деревень посвящается...

Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе к юбилею С.А.Есенина »Тема Родины в творчестве С.А.Есенина» (Литературное кафе) Учитель МОУ» Филимоновская СОШ» Мешкова В.Н.

Цели урока: - раскрыть своеобразие личности С.А.Есенина, основной мотив его творчества,- донести до учащихся мысль о том, что биография и творчество поэта – биография и творчество исключит...