Рабочая программа по литературе 6 класс по программе Коровиной 68 часов
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Перепёлкина Галина Эдуардовна

Рабочая программа по литературе составлена на основе программы по литературе В.Я. Коровиной. Рассчитана на 68 часов. Программа содержит пояснительную записку ( общая характеристика предмета, цель и задачи, место предмета в учебном плане школы, формы и средства обучения, формы контроля, УМК,планируемые результаты изучения предмета ( личностные, метапредметные, предметные)), учебно-тематический план, содержание, календарно-тематическое планирование, список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №72 с углублённым изучением

немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию                                                              «Утверждаю»

Педагогическим советом                                                                   Директор ГБОУ СОШ№72

Протокол _____ от ____________                                                    _______________________

                                                                                                                            И.В.Стрешинская

                                                                                                             «____»____________2015г.

Образовательная программа

основного общего образования

Рабочая программа учебного предмета

«Литература»

(базовый уровень)

для  6  класса

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Перепелкина Галина Эдуардовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №72

Калининского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе рассчитана на 68 часов, составлена на основе примерной программы к учебнику Коровиной.

Рабочая программа по литературе  составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :

1. Концепцией модернизации российского образования на  период до 2010 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29.12.2001 г.

2.Федеральным компонентом  государственного стандарта основного общего образования, одобренного  совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного  приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089

3. Законом Российской Федерации «Об образовании»

4. Учебным планом  ГБОУ СОШ № 72 с углублённым изучением немецкого языка калининского района города Санкт-Петербурга

5. «Программа по литературе .5-11 классы»..(базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И., И.С. Збарский, В.П. Полухина («Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы. (Профильный уровень). Под  редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. М.: «Просвещение», 2007)

Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения  и  навыки,  лежащие  в основе  человеческой деятельности,  мышления.  Оба предмета способствуют и формированию личности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что он  представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

При работе с учащимися  6 класса, в достаточной мере владеющими техникой чтения, следует больше внимания уделять анализу произведений, не забывая тем не менее работать над разными видами чтения. Особое внимание следует уделить смысловому чтению. Уроки литературы должны готовить учащихся к самостоятельной работе с литературным произведением, воспитывать вдумчивого, творческого читателя.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического, проблемного -тематического принципов.

В 6 классе ведущей проблемой является проблема взаимосвязи художественного произведения и автора, характеров героев.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и т. д.)

Материалы по истории и теории литературы представлены в каждом разделе. В процессе изучения курса литературы совершенствуется речь учащихся, на развитие речи отведены специальные часы. Предусмотрены уроки внеклассного чтения, на которых учащиеся переносят опорные знания, умения, навыки, полученные на уроках литературы, на материал, не изучаемый в курсе литературы 6 класса.

Цель и задачи обучения. Цель учебного предмета – обеспечение выполнения требований стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

   воспитание  духовно  развитой  личности,  обладающей  гуманистическим  мировоззрением, национальным и общероссийским гражданским  сознанием,  чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

   развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом  основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного;

   овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск , искать информацию в Интернете и проч.)

  использование опыта общения с произведениями художественной литературы  в повседневной жизни и учебной деятельности.

Место предмета литература в учебном плане ГБОУ СОШ № 72.Количество часов, отведенных на реализацию программы. Изменения в программе.

 В программе под редакцией В.Я. Коровиной   на изучение литературы в 6 классе отведено 68 часов. В рабочей программе – 68 часов.

В целом рабочая программа придерживается рекомендаций составителей. Программа под редакцией В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту.)

 Учебно-методический комплекс. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В.Я. Коровиной:

1.Коровина В.Я. и др. « Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч.» - М.: Просвещение, 2009.

2.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: « Методические советы: 6 класс». - М.: Просвещение, 2006.

3.Коровина В.Я. и др. «Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе:  6класс». - М.: Просвещение, 2008.

4.«Программа по литературе .5-11 классы»..(базовый уровень). Авторы -В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, Коровин В.И., И.С. Збарский, В.П. Полухина ( «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы ( Базовый уровень). 10-11 классы. ( Профильный уровень). Под  редакцией В.Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации .М.: «Просвещение», 2007)

Технологии обучения, формы уроков, методы обучения. При реализации программы используются следующие методы:

•    Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)

•    Проблемное изложение материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

•    Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, тестирование и др.);

•    Исследовательский

При реализации данной программы используются классно-урочная система уроков с традиционной классификацией уроков.

Предусмотрено проведение уроков с элементами театрализации, игры, уроков-конкурсов.

Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся, творческой интерпретации произведений, предусмотрено использование ИКТ-технологии. Стратегия смыслового чтения – одна из ведущих на уроках литературы. Не менее важным является и использование словарей и справочной литературы во время уроков и во время подготовки к ним. В основе выбора методов и приемов лежит деятельностный подход к изучению  произведений. Предполагается и использование проектной технологии.

Формы контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление характеристики, сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение- рассуждение.

итоговый: сочинение на основе литературного произведения, или анализ эпизода, или тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

Периодичность и сроки проведения аттестации предусмотрены локальным актом ГБОУ СОШ № 72.

Соответствие государственной итоговой аттестации. Содержание данной программы, формы её реализации нацелены на формирование знаний, умений и навыков, универсальных учебных умений, необходимых для прохождения  государственной итоговой аттестации.

Планируемые результаты изучения курса литературы в 6 классе.

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;

осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;

 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов  деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения  образовательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать  своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии  с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты.

Учащиеся должны знать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия: фольклор, УНТ, предания, пословицы, поговорки как жанры УНТ,  древнерусская литература, летопись, ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры (в том числе трехсложные и тонические), аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, баллада (развитие представлений),басня, ода, поэма, повесть, сказка и сказ, портрет, пейзаж, литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, композиция литературного произведения,  автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы,  роды литературы, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения.

Учащиеся должны понимать:

(осознанно воспринимать) текст фольклорного или литературного произведения;

связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности;

духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;

 образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;

эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведениях;

Учащиеся должны уметь:

воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов, отличать стихотворения от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

выявлять основную нравственную проблематику произведения; выявлять авторскую позицию в произведении;

определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

пользоваться алфавитным каталогом библиотеки;

ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка загадка, басня, рассказ);

подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

высказывать свое отношение к изучаемым произведениям, аргументировать свою точку зрения;

составлять характеристику и сравнительную характеристику героев;

видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

создавать развернутый ответ на вопрос по изучаемому произведению; создавать сочинение-рассуждение по изучаемому произведению;

сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.;

использовать произведения малых фольклорных жанров в своей речи;

создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению;

выбирать произведения для самостоятельного чтения;

использовать информацию, найденную в Интернете, для создания собственных текстов

Учебно-тематический план

Содержание.

Название раздела

Кол-во часов на изучение раздела

Кол-во контрольных

 Уроков развития речи ( из общего количества часов)

 Кол-во уроков  внеклассного

 чтения ( из общего количества

 часов)

Введение

1

Устное народное творчество

3

1

Из древнерусской литературы

1

Из русской литературы 18 века

1

Из русской литературы 19 века

31

2

4

3

Из русской литературы 20 века

19

2

3

2

Из литературы народов России

1

1

Из зарубежной литературы

10

1

6

Заключительный урок

1

1

ИТОГО

68

4

10

12

Содержание  тем учебного курса

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество.(2+1)

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

 Из древнерусской литературы (1 ч)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления).

Из русской литературы ХVIII века.( 1 ч)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

 Из русской литературы ХIХ века.( 31+4)

Иван Андреевич Крылов.

Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин.

Краткий рассказ о писателе. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимнее утро». Приметы зимнего пейзажа. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести.( из двух повестей изучается одна- по выбору учителя).

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи».  Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений.

Федор Иванович Тютчев.

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов.

 Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

 «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;  А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..».  Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

 Из русской литературы ХХ века.(19+3)

Андрей Платонович Платонов.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).

Александр Степанович Грин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

Михаил Михайлович Пришвин.

 Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений суть Насти и Митраши. Одухотворение природы, её участив судьбе героев. Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения о Великой Отечественной войне.

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» . Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь  с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

Валентин Григорьевич Распутин.

Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов.  

Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия).

Фазиль Искандер.

Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы

Писатели улыбаются.

Василий Макарович Шукшин.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Из литературы народов России.(1 ч)

Габдулла Тукай. Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье,  традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

 Из зарубежной литературы.(10+1)

Мифы Древней Греции

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот. «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. 

Гомер. Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель  де Сервантес Сааведра. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме.

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Учебно-методическое обеспечение.

Список литературы ( основной и дополнительной)

Литература для учителя.

1.Коровина В.Я. и др. «Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч.» - М.: Просвещение, 2009.

2.Коровина В.Я., Збарский И.С.» Литература: Методические советы: 6 класс.» - М.: Просвещение, 2006.

3.Коровина В.Я. и др. « Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе:  6класс.» - М.: Просвещение, 2008.

4.Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класса.

5.Н.В. Егорова. «Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс.» М. «Вако»,2007

6. О.А. Ерёмина. «Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. «Литература. 6 класс»». М.: «Экзамен», 2008

Литература для учащихся.

1.Коровина В.Я. и др. «Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. «- М.: Просвещение, 2009.

2.Коровина В.Я. и др. «Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе:  6класс.» - М.: Просвещение, 2008.

3..Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класса.

4. «Литература: справочные материалы для школьника.» - М., 1994.

5. Ушакова О.Д. «Мировая художественная культура: понятия и определения.» Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2006.

6. Ушакова О.Д. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения.» Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2011

Приложение.

Календарно-тематическое планирование.

Тема. Раздел

Дата

Примечание

1

Введение. Литература как художественное отражение жизни. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

2

УНТ. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

3

УНТ. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

4

Р/р. Русский фольклор. Подготовка к сочинению «В чём красота и мудрость русских обрядов?»

5

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

6

Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII века.

7

И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

8

И.А. Крылов. «Осел и соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Конкурс инсценированной басни. Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

9

А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выр. чтению

10

Р/р. А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.

11

А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике Пушкина.

12

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести. «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения.

13

А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

14

Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

15

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

16

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский».

17

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

18

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

19

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения.

20

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация. Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М. Ю. Лермонтова.

21

Вн. чт. Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики».

22

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.

23

Роль картин природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров. И.С. Тургенев- мастер портрета и пейзажа.

24

Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

25

Ф.И. Тютчев. «Листья». Анализ одного стихотворения.

26

А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Природа как воплощении прекрасного. Эстетизация конкретной детали.

27

А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у березы…» Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

28

Р/р. Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике  Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

29

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.

30

Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

31

Вн. чт. Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова.

32

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

33

Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Лескова. Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.

34

Р/р. Особенности языка повести Н.С. Лескова «Левша». Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» и сказе Н.С. Лескова «Левша».»

35

Вн. чт. А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте.

36

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

37

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град..» А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Развитие понятия о лирике.

38

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова.

39

Вн. чт. А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.

40

М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

41

Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

42

Р/р. Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Подготовка к сочинению.

43

Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

44

Р/р. Стихи русских поэтов о ВОВ. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Д.С. Самойлов. «Сороковые..» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. Обучение выразительному чтению.

45

Вн. Чт. А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

46

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа. Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа.

47

Р/р. В.П. Астафьев. Юмор в рассказе «Конь с розовой гривой». Особенности использования народной речи в художественном произведении.Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».»

48

В. Г. Распутин. Слово о писателе «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени.

49

Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Урока французского». Роль учительницы в жизни мальчика. Подготовка к сочинению.

50

Р/р. Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

51

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние..», «В горнице». Тема родины в поэзии Рубцова. Человек и природе в его «тихой» лирике.

52

Ф Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

53

Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, М.М. Пришвина, литературе о ВОВ.

54

Родная природа в русской поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О,  как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали..». «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению.

55

А.А. Ахматова. Слово о поэтессе. «Перед весной бывают дни такие…» Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики.

56

В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

57

Вн. чт. К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека.

58

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авигия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

59

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

60

Вн. чт. Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.

61

Вн. чт. М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ  Санчо Пансы.

62

Ф. Шиллер. Слово о поэте. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

63

Вн. чт. П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

64

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средство создания комического. Юмор в произведении.

65

М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средство создания комического. Юмор в произведении.

66

Вн. чт. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке.

67

«Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» Выявление уровня литературного развития учащихся.

68

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по программе под ред. В.Я. Коровиной. 8 класс. 3 часа в неделю

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература»...

Рабочая программа по литературе 5 класс 105 часов ФГОС Коровина В.Я.

Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ лицей и ориентирована на преподавание по учебнику «Литература. 5 класс. Учебник для общеобраз...

Рабочая программа по литературе В. Я. Коровина 7 класс 102 часа в неделю ФГОС

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии требованиями ФГОС. Предусматривает изучение литературы с нагрузкой 102 часа в год (3 часа в неделю). Содержит обширный теоретичес...

Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...

Рабочая программа по литературе, 5 класс, 102 часа, ФГОС, УМК Коровиной В.Я.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной п...

Рабочая программа по литературе, 9 класс, 102 часа, УМК Коровиной В.Я.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерно...

Рабочая программа по литературе для 7класса (68 часов) по УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина.

Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № № 1089 от 05.03.2004 г....