Конспект урока по теме "Японская литература. Хокку"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Гречишкина Вероника Владимировна

Разработка открытого урока по  литературе в 7 классе. Ученики получают представление о японской культуре и литературе, подробно рассматриваются особенности жанра хокку. Ученики развивают свои творческие способности путём создания хокку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_urokahokku.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Японская поэзия. Хокку.

Цели урока: дать представление о японской культуре;

                      - дать понятие о жанре хокку;

                      - выявить особенности лирического мира японского

                        поэта;

                      - познакомить с творчеством М.Басё;

                       -развитие творческого воображения и творческих  

                        способностей учащихся.

Оборудование урока: музыкальное сопровождение( композиция

                                        «Японец» М.Кабалье,Ф Меркьюри);

                                         -репродукции с гравюр японских художников;

                                         -фото цветущей сакуры, горы Фудзияма;

                                          -БЭС с фото городов Японии, театра кабуки;

                                          -распечатанный дидактический материал;

                                          -элементы японской культуры: зонт, хризан-

                                            тема.

 Опережающее задание: подобрать слова-ассоциации к понятию «Япония»; небольшое сообщение о Японии.

Ход урока: I.Вступительная беседа.

Звучит музыкальная композиция, японская мелодия.

У: Сегодня мы погрузимся в необычный мир, культуру и литературные традиции

     далёкой и загадочной страны Японии.

     Что же вы уже знаете об этой стране, какие ассоциации у вас возникают при сло-

      ве Япония?

Ответы: икэбана,сумо,суши, кимоно,самурай, оригами,сакура,бабочка, барабаны,шёлк, чай, зонтик, рис и др.

       (Даётся толкование всех понятий самими учениками)

       ( Просмотр  иллюстраций в книгах и фото на доске)

У: Итак, мы в общих чертах создали образ Японии. А теперь прослушаем небольшой  официальный комментарий об этой стране.

Ученик сообщает информацию о Японии( география, население, строй, производство, ремёсла).

                         (См. приложение № 1)

У: Отметим, что происходит взаимопроникновение культур, и некоторые явления культуры Японии вошли в нашу жизнь, а вместе с этим наш язык обогащается японской лексикой.

II. Объяснение нового материала через сопоставительный анализ.

У: А сегодня мы познакомимся ещё с одним японским словом и понятием литера-

     туры «ХОККУ»

    ( делается запись в тетради: Японская поэзия. Хокку)

У: Сравните два стихотворения (см. приложение №2).Что общего и есть ли различия? Это стихи японского поэта Басё и В.А.Жуковского.

     Учитель читает их, тексты перед глазами учащихся.

Ответы: тема одна: оба о весне, жаворонке; одно маленькое, другое больше и подробнее; первое без рифмы, второе – с рифмой.

У: Верные наблюдения. При чтении какого стихотворения легче представить картину весны и почему?

Ответы: При чтении стихотворения В.Жуковского, т.к. в нём больше конкретных образов: лес,долина.солнце,пар, есть эпитеты.

У: Каков эмоциональный фон стихотворений?

Ответ: Радость, восторг.

У: А что же тогда передаётся в первом стихотворении? Как представить весну в Японии?

 

Ответы: В японском стихотворении только один образ и чувство радости от наступившей весны.

 

При сопоставлении учитель попутно составляет на доске таблицу:

                      Общее                                         Различное

              Тема: весна                                         Размер

              Образы: жаворонок                            Рифма и её отсутствие

              Настроение: радость                          Количество образов

                                                                           Художественные средства

У: Да, ребята, в этом и особенность японской поэзии: при скудном образном строе

передаётся определённое настроение, а картины у каждого читателя могут возникать разные. Т.е., требуется большая работа воображения, японскому поэту

нужно сотворчество читателя.

 

Итак, запишите в тетрадь:

Хокку (или хайку) – жанр японской поэзии, форма трёхстрочной  лирической миниатюры без рифмы.

Хокку изображает жизнь природы и человека в их слитности и единстве.

Хокку – поэтическая картина, набросанная 1-2 штрихами.

Задача японского поэта – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение.

Строение хокку: 3 строки. 1 строка -5слогов, 2 строка -7 слогов, 3строка -5слогов.

                             Но это не строгое правило( количество слогов)

У:    Искусство хокку   существует уже много веков ( с 8 века).Хокку писали многие поэты, но самым знаменитым их автором является великий поэт Японии Мацуо Басё.

III.  Краткое сообщение учащегося о жизни и творчестве М.Басё. 

        ( См. приложение № 3).

  1. А)Чтение  хокку М.Басё

 У: Ребята, почитаем стихи знаменитого поэта, попробуем увидеть традиционные образы для японской поэзии и попытаемся разбудить своё воображение.

           Чтение ребятами хокку

            ( См. приложение № 4)

Ответы: Эти зарисовки проникнуты какой-то непонятной грустью

               Миниатюры загадочны

               Образы птиц и насекомых

               Не очень понятные стихи

У: А теперь попробуем поработать с нашим воображением, проникнуть в загадки хокку.

              Б) Творческое задание:

Представьте, что вы режиссёр и вам надо снять зарисовку об одном из хокку.

Напишите историю, сценарий по любому из понравившегося хокку.

               Учащиеся самостоятельно работают минут10-15.

 

У: Зачитаем, что у вас получилось, какие истории вы увидели за этими штрихами хокку.

                  Зачитываем 3-4 варианта, взаимная оценка.

                  (См. приложение № 5 – лучшие варианты с точки зрения ребят и учителя)

V. Этап развития творческих способностей

     

У: А сейчас вы сами попробуете стать поэтом. Вам даны тексты хокку с пропущенной последней строкой. Закончите  хокку, помня об особенностях образов, настроения хокку. Смотрите на репродукции гравюр, может, они навеют определённые идеи.

                         

                      Учащиеся самостоятельно работают 8-10 мин.

У: Зачитаем получившиеся варианты и сверим с авторскими

     (См. приложение № 6 )

VI. Итоги урока:

А)У: Итак, сделаем выводы.

     В чём особенность хокку?  - загадочность, недосказанность, сотворчество.

     О чем пишет Басё?               - о птицах, животных, растениях и человеке.

     Каков лирич. герой японской поэзии? – человек, понимающий природу,

                                                                          родственный ей, видящий каждую

                                                                          деталь.

     Какими настроениями пронизаны стихи Басё? – радость, восторг, светлая  

                                                                                        грусть.

 

У: Подготовимся к выполнению домашнего задания .

     Надо написать хокку о цветке.

     Перед вами белая хризантема – любимый цветок в Японии. Подберём сейчас

     эпитеты, сравнения, метафоры, которые помогут создать образ этого цветка.

Ответы: звезда, белая шапка, сияющий шар, нежная, горделивая, стройная,

               застенчивая, одинокая, многолистная, терпко пахнет, солнце на земле,

               свежая, чистота и др.

 Б) Оценки за урок.

VII. Домашнее задание:

        Написать хокку о цветке(любом);

        Сообщение по теории о японской поэзии ( записи в тетради и материалы  

         учебника, стр.        );

         Анализ хокку из ученика, стр.    .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл конспектов уроков по литературе для 11 классов. Литература конца XIX - начала XX века.

Конспекты уроков созданы мною в свободной форме. Представляет собой ход урока, слова учителя и т. д.Буду рада, если подготовленные материалы кому-то помогут! Урок №1. Литературный процесс рубежа ...

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

План-конспект открытого урока по хоккею на траве

Место проведения: спортзал МОУ СОШ № 11 Задачи урока: 1) Изучить и совершенствовать ведение мяча в хоккее на траве и индорхоккее 2) Способствовать развитию скоростно-силовых качеств 3) Спосо...