конспект урока "Роман А.С. Пушкина в стихах "Евгений Онегин". Творческая лаборатория. Система образов. Онегинская строфа"
план-конспект занятия по литературе (9 класс) на тему

Анохина Светлана Вячеславовна

конспект урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature_v_9_klasse.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по литературе в 9 классе.

Тема: «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Творческая история романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа»

Цель – в лекционной форме знакомство с историей создания, жанром, системой образов романа в стихах «Евгений Онегин».

Задачи:

  • знакомство с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», научными концепциями,
  • закрепление навыков лекционной работы,
  • воспитание любви к творчеству А.С. Пушкина, роману «Евгений Онегин».

Оборудование:

  • портрет писателя,
  • план лекции.

Тип урока: урок – лекция.

Урок № 38 по календарно-тематическому планированию. Количество часов – 1.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей и темы урока:

   Сегодня на уроке мы начнём знакомство с гениальным романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», первым романом в стихах в европейской литературе. Урок пройдёт в форме лекции. План лекции записан на доске. Основные положения лекции вы будете фиксировать в тетрадях.

  План лекции:

  1. «Даль свободного романа…»
  2. Система образов романа в стихах.
  3. Понятие онегинской строфы.
  1. Лекция учителя:

   «Евгений Онегин» принадлежит к величайшему созданию русского гения. Уже после своего создания (1823-1830 года. Работа над романом заняла 7 лет, которые были периодом высочайшего развития в творчестве А.С. Пушкина.       Впервые в мировой литературной традиции поэт вводит читателя в свою творческую лабораторию, всё ему доверяет: о замысле романа, о героях, об их именах  (противоречия не хочет исправить, так как жизнь полна противоречий, он свободный художник, поэтому «Евгений Онегин» - свободный универсальный социальный роман):

Я думал уж о форме плана и как героя назову;

Покамест моего романная кончил первую главу…

    Пишу, и сердце не тоскует,

   Перо, забывшись не рисует

   Близ нескончаемых стихов ни женских ножке, ни голов…

          Прости и ты, мой спутник странный,

         И ты, мой верный идеал…

  Начал работу над «Онегиным» Пушкин в 1823 году, во время своей южной ссылки. Автор отказался от романтизма как ведущего творческого метода и начал писать реалистический роман в стихах, хотя в первых главах ещё заметно влияние романтизма. Изначально предполагалось, что роман в стихах будет состоять из 9 глав, но впоследствии Пушкин переработал его структуру, оставив только 8 глав. Он исключил из произведения главу «Путешествие Онегина», которую включил в качестве приложения. Из романа также пришлось исключить одну главу полностью: в ней описывается, как Онегин видит военные поселения близ Одесской пристани, а далее идут замечания и суждения, в некоторых местах в слишком резком тоне. Оставлять эту главу было слишком опасно — Пушкина могли арестовать за революционные взгляды, поэтому он уничтожил эту главу).  А.С. Пушкин читал свой роман в салонах Москвы и Петербурга, а в 1833 году роман  вышел отдельным изданием и имел колоссальный успех. О романе писала вся русская критика, начиная от Ивана Киреевского, Константина Аксакова, Аполлона Григорьева. Пушкин обратился к жанру романа, магистрального жанру эпохи.

    Ещё Гегель в своих «Лекциях по эстетике» писал: «В Новое время на смену высокой эпической поэме пришёл роман».  

     В.А. Недзвецкий в работе «Русский социальный универсальный роман 19 века» первым универсальным социальным романом назвал «Евгения Онегина»: «Именно в нём, - пишет учёный, - совершается знаменитый переход от поэмы к роману. Роман самый востребованный жанр, в нём – жизнь личности во всей её исторической и хронологической сложности раскрывается ярко, пластично, выразительно в соответствии с духом эпохи».

       Другой современный исследователь, Ю.Н. Чумаков, пишет: «Пушкин создаёт в «Евгении Онегине» уникальный тип романа: эпическое и лирическое начала уравновешены, гармонизированы. В романе представлена пушкинская картина мира 1810  - начала 1820 годов, перед восстанием декабристов, исторически сложившиеся типы эпохи (Онегин, Татьяна, Ленский) и лирический образ автора во всей совокупности своего исторического, духовного, интимно-личностного бытия».

     Пушкин назвал свой роман «свободным»: «Даль свободного романа» (8 глава):

С тех пор как юная Татьяна и с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне – и даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл ещё не ясно различал…

     Свобода – универсальное качество пушкинского гения, пушкинского художественного метода, свобода пушкинского жанра (роман) и кончая знаменитой онегинской строфой. Всё дело в том, что роман А.С. Пушкина – это роман о любви, это самое свободное, бескорыстное чувство. Это роман о любви русского гения к России.

     П.П. Макогоненко отмечает: «Читая роман, мы узнаём свою Родину, учимся любить её».

          Именно эта тема сделала роман таким магически притягательным для русского читателя.  При том, что А.С. Пушкин во многом критически изображает русский мир, дворянство, он любит Россию. Любовь к России, её обычаям, традициям.  Это делает роман «божественно свободным», как сказал Ап. Григорьев.

         Поговорим о системе героев. Главными действующими лицами романа являются Евгений Онегин, «Онегин – добрый мой приятель…», Татьяна Ларина, «…милый идеал», Владимир Ленский «философ и поэт».

      «Именно потому, что главные герои ЕО не имели прямых прообразов в жизни, они исключительно легко сделались для современников психологическими эталонами: сопоставление себя или своих близких с героями романа становилось средством объяснения своего и их характеров» (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»).

  1. Евгений Онегин — прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина, назван самим Пушкиным в первой главе. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева. Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным. «В образе Онегина можно найти десятки сближений с различными современниками поэта — от пустых светских знакомцев до таких значимых для Пушкина лиц, как Чаадаев или Александр Раевский. То же следует сказать и о Татьяне» (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»).
  2. Татьяна Ларина — одним из прототипов можно считать Авдотью (Дуня) Норову, подругу Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины. В этом образе также можно найти черты Марии Волконской, дочери героя войны 1812 года Н. Н. Раевского (у которого Пушкин гостил в Крыму во время южной ссылки) и жены декабриста С. Г. Волконского, друга Пушкина, а также Анны Керн, возлюбленной Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Карениной. Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, в романе Толстого «Анна Каренина» можно найти связь с романом «Евгений Онегин».
  3. Владимир Ленский — «энергичное сближение Ленского с Кюхельбекером, произведенное Ю. Н. Тыняновым (Пушкин и его современники. С. 233—294), лучше всего убеждает в том, что попытки дать поэту-романтику в ЕО некоторый единый и однозначный прототип к убедительным результатам не приводят» (Ю. М. Лотман. Комментарии к «Евгению Онегину»).

         Как мы ухе говорили, роман написан онегинской строфой. В основу строфы был положен сонет — 14-строчное стихотворение с определенной рифменной схемой. От сонета «английского» («шекспировского») типа Пушкиным было взято строфическое строение (три катрена и заключительное двустишие), от «итальянского» («петраркианского») сонета — принцип упорядоченности рифменной схемы. Однако, в отличие от сонетной традиции, в которой упорядочение рифмы шло по линии связывания катренов между собой рифменными цепями, Пушкин упорядочил саму систему рифмовки: в первом катрене она перекрёстная, во втором — парная, в третьем — опоясывающая. Рифменная схема AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами традиционно обозначается женская рифма, строчными — мужская).

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример — другим наука;
Но, Боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!

  1. Подведение итогов.
  1. Назовите магистральный жанр литературы 19 века.
  2. Почему именно роман становится ведущим жанром?
  3. Раскройте значение выражения «Даль свободного романа».
  4. Расскажите о научных концепциях романа «Евгений Онегин». Какая из них ближе вам и почему?
  5. Дайте определение онегинской строфы.
  6. Перечислите основных героев романа «Евгений Онегин».
  1. Домашнее задание.
  1. Чтение 1 главы романа «Евгений Онегин».
  2. Отрывок «Мой дядя…» выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система образов романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин".

Презентация к уроку литературы в 9 классе. Сюжет. Композиция. "Онегинская строка"....

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...

РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ЗАМЫСЕЛ И КОМПОЗИЦИЯ. «ОНЕГИНСКАЯ» СТРОФА

Цели: дать общую характеристику романа, объяснить понятие «онегинская» строфа; познакомить с мнениями критиков о романе....

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».

Цели: познакомить с системой образов романа, особенностями сюжета; обучать работе с текстом....

Конспект урока А.С.Пушкин роман "Евгений Онегин"

Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему....