Вечные образы «Слова о полку Игореве».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Урок литературы разработан для обучающихся 9-ых классов. Предусматривает анализ образов главных героев произведения «Слово о полку Игореве» и направлен на формирование представления  о героях произведения и  понятия «вечные» образы; на развитие умения работать  с текстом, анализировать его, наблюдать и обобщать, работать  самостоятельно и в группе; на воспитание  чувства патриотизма, коллективизма, ответственности за себя и команду.

Знакомство с образами «Слова…» идет параллельно с заполнением кластера «Образы Русской земли», который обучающиеся начали составлять на предыдущем уроке. Он позволяет зрительно запомнить систему образов изучаемого произведения.

      Используется  презентации учеников, что позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти, также позволяет достигать высокой степени результативности и оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие обучающихся.

Урок разработан с использованием элементов Сингапурской программы. Обучающиеся работают попарно, в группах, в командах, что дает возможность выслушать мнение одноклассников и самому выступить со своей точкой зрения, согласившись или не согласившись с этим мнением по поставленному вопросу;  собрать достаточно богатый материал для предстоящей индивидуальной работы.

Работа по теме урока рассчитана на то, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик, поэтому заметное место в анализе отводится обсуждению содержания произведения, его основной мысли, идеи. В этом  проявляется воспитательный смысл работы над данным текстом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вечные  образы    «Слова о полку Игореве».

Заляева Р.К., учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Арская СОШ №1 им.В.Ф.Ежкова с УИОП»

Арского района Республики Татарстан

Аннотация.

Урок литературы разработан для обучающихся 9-ых классов. Предусматривает анализ образов главных героев произведения «Слово о полку Игореве» и направлен на формирование представления  о героях произведения и  понятия «вечные» образы; на развитие умения работать  с текстом, анализировать его, наблюдать и обобщать, работать  самостоятельно и в группе; на воспитание  чувства патриотизма, коллективизма, ответственности за себя и команду.

Знакомство с образами «Слова…» идет параллельно с заполнением кластера «Образы Русской земли», который обучающиеся начали составлять на предыдущем уроке. Он позволяет зрительно запомнить систему образов изучаемого произведения.

      Используется  презентации учеников, что позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти, также позволяет достигать высокой степени результативности и оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие обучающихся.

Урок разработан с использованием элементов Сингапурской программы. Обучающиеся работают попарно, в группах, в командах, что дает возможность выслушать мнение одноклассников и самому выступить со своей точкой зрения, согласившись или не согласившись с этим мнением по поставленному вопросу;  собрать достаточно богатый материал для предстоящей индивидуальной работы.

Работа по теме урока рассчитана на то, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик, поэтому заметное место в анализе отводится обсуждению содержания произведения, его основной мысли, идеи. В этом  проявляется воспитательный смысл работы над данным текстом.

Тип урока: комбинированный урок с элементами интеграции (связь с музыкой и живописью).

Цель:  рассмотрение героев произведения «Слово о полку Игореве» и оценка их «вечности» в жизни и искусстве.

Задачи: 1) обучающие – формирование представления  об образах героев, понятия «вечные» образы;

               2) развивающие – развитие умения работать  с текстом, анализировать его, наблюдать и обобщать, работать  самостоятельно и в группе;

               3) воспитательные – воспитание  чувства патриотизма, коллективизма, ответственности за себя и команду.

Оборудование:

1) учебник «Литература 9 кл.» для  общеобразовательных  учреждений. Авторы Коровина, Журавлев, 2012 года;

 2) презентации учеников «Слово…» в живописи», «Слово…» в музыке»;

3) Парты расставлены по две, ученики сидят по четыре человека. Столы пронумерованы, и каждый ученик тоже имеет свой номер за столом (1-4).

Метод: однократный Раунд Робин, Тимбилдинг, Конэрс (Углы),  аналитическая беседа при анализе текста и характеристике героев.

План.

  1. Организационный момент. Знакомство с целями задачами урока.
  2. Актуализация:1) индивидуальное выполнение тестовых заданий (слабыми учениками),

2) фронтальный опрос:

а)вспомнить особенности  произведения «Слово о полку Игореве» (проблематика, композиция, образная система)

б) рассказать об образах природы, истории: работая над образной системой «Слова…» мы составили кластер «Образы Русской земли» (Приложение 1). Расскажите об образе природы (ветер, дождь, солнце, пейзаж, птицы, звери, города и села, реки и море);  образе истории в произведении (это времена старого Владимира  и время Игорева похода).

3) проверка домашнего задания: рассмотрение образа князя Игоря. При анализе первой части  произведения мы рассмотрели образ  главного  героя  произведения - князя Игоря.  Дома  вы должны были  подытожить этот анализ, написав, каким он предстает  перед нами.(Князь Игорь – мужественный и сильный, способный побеждать врагов и оборонять  Русскую землю.  Это храбрый воин, патриот  своей земли. Его не останавливает  дурное предзнаменование – солнечное затмение. Коротко и убедительно  объясняет он  своей дружине цель похода – «копье переломить в конце поля половецкого». Не богатства его интересуют, а слава военная. Однако автор не скрывает и отрицательных его черт: он честолюбив, эгоистичен, т.к не считается с общерусскими интересами, наносит вред общему делу.)

4) Желающие могли составить синквейн. Кто желает прочитать?

Князь Игорь.

Молодой, своенравный.

Пришел, увидел, не победил.

Сражается за Русскую землю.

Виновник.

III. Работа по теме.

  1. Работа над образом Святослава.

 Следующий герой произведения, на чей образ хочется обратить внимание – образ  Святослава, с которым знакомимся  во второй части «Слова…». (Обращение к кластеру.)

- Кто такой Святослав? (Отец князя Игоря и Всеволода.) Знакомство с ним начинается  с описания его сна. Как вы думаете, каково значение  этого сна? (Прослушивание мнений учеников. Затем выступление подготовленного ученика с анализом данного эпизода (анализ эпизода может подготовить ученик- «олимпиадник»): «На кровати тисовой меня / Покрывали черной пеленою» - на тисовую кровать клали мертвецов, черная пелена – это тьма, боль, тревога, смерть; «Черпали мне синее вино» - отравленное вино, т.е происходит предательство, убийство; «Сыпали жемчуг…/ Из колчанов вражьего изделья» - жемчуг во сне сулит человеку слезы, огорчения, он снится к ссорам, раздорам, в данном случае к проблемам с половцами; «Златоверхий терем мой стоял/ Без конька» - Конек на крыше дома – символ счастья, достатка, благополучия; «Предвещая горе/ Серый ворон… кричал» - в данном случае ворон отождествляется с птицей-падальщиком, он летит  к месту боя, на мертвечину. Сон Святослава вещий, так как предвещает гибель сыновей Святослава и приход горя на его землю».

Можно вспомнить, в каких произведениях русской литературы встречается образ сна.)

-Почему  автор использует  прием введения вещего сна? (Это психологическая подготовка  к полной страдания и боли  речи Святослава.) Выразительное чтение отрывка.

-В чем упрекает он своих сыновей? («На врага не вовремя напали», «буйство  самочинное» проявили.)

-К кому еще обращается Святослав?(К князьям.)Какую цель он имеет своим обращением? (Обращается с целью призыва русских князей к объединению, чтобы постоять за Русскую землю).

-С кем сравнивает себя Святослав? (С соколом, который «не даст гнезда в обиду».)

-Почему отожествляет себя именно с соколом?(Охотничья птица.) (В сильном классе можно прослушать сообщение подготовленного ученика о значении образа сокола в русской мифологии и литературе.Приложение2.)

-Эту речь Святослава называют «Золотым словом».Как вы думаете, почему? (Оно имеет политический смысл, заключенный в призыве к объединению русских князей против половцев.)

-Попробуйте объяснить, почему автор идеализирует Святослава? Подумайте и запишите свои мысли в тетрадях.(Ученики записывают свое мнение в тетрадях или на приготовленных листах.)

- Теперь проведем Однократный Раунд Робин(Приложение 3): передайте свою тетрадь вашему соседу, чтобы он записал свое мнение по этому вопросу, и так по кругу, пока все четыре ученика не сделают записи в тетрадях своих товарищей по группе.

Попросим ответить всех учеников под №2. Ребята отвечают по очереди нумерации столов.

(Святослав – человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения князя Игоря, не оправдывает его перед князьями и Русской землей; призывает к объединению.Бояре уважают Святослава. Он талантливый военачальник. Автор видит в нем  реальную силу, способную преодолеть врага.)

2. Работа над образами князей, к которым обращается Святослав. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на тех, к кому обращается Святослав. Это князья. (Обращение к кластеру.)К кому из князей и как он обращается? Какова интонация обращения?

     3. Если политическая идея «Слова…»-это монолог Святослава, то лирическая тема заключена в образе Ярославны, за которой открываются образы всех жен русских воинов.

-К каким силам она обращается в своем плаче? Почему она верит, что они могут ей помочь? (Народ веками соблюдать языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их к вещему слову.И Ярославна в трудную минуту обращается к вере отцов и дедов, надеясь на защиту и помощь).

-Каким  вам видится ее образ? Работаем командой,Тимбилдинг(Приложение 3). (Обсуждение проходит в группе: один пишет – другие подсказывают). Участник №1 каждого стола записывает ответ команды.

Мнение команд будут высказывать №4. Читают.

4) Определение «вечности» образов «Слова…».Ребята, как вы думаете, почему эти образы мы называем «вечными»? (Это не просто исторические и литературные герои. Через их образы автор обращается к «вечным» проблемам, то есть актуальным во все времена: проблеме патриотизма, любви и верности, преданности своему делу и слову, ответственности за свои поступки…)

Эти образы всегда привлекали людей, особенно творческих, которые запечатлели их в живописи, музыке, в литературе…Об этом вам расскажут подготовленные ученики:

а) «Слово…» в живописи (Приложение 4);

б) «Слово…» в музыке (Приложение 5);

в) «Слово…» в литературе. Существуют несколько переводов данного произведения. Это перевод Заболоцкого, с которым мы уже познакомились, а также переводы В.А.Жуковского, Д.С.Лихачева. С ними мы познакомимся на следующем уроке.

5. Работа по образу автора.  Но есть еще один образ в произведении- это автор.

Нам известна проблема  авторства  «Слова..». Имя автора неизвестно. Анонимность входила в этикет средневекового искусства.Мы же лишь можем предположить, кем он был…

-Перед вами листочек с перечислением предположений:

Кем может быть автор «Слова…»:

  1. князем,
  2. слугой князя Игоря,
  3. воином войска Игоря,
  4. летописцем,
  5. мирным жителем,
  6. подругой Ярославны.

Выберите вариант ответа или предложите свой, запишите в тетради, почему вы так решили.

-Теперь я вас попрошу встать,задвинуть стулья и пройти в тот Угол кабинета (Приложение 3), где вы видите выбранное вами наименование. (На стенах по углам кабинета прикреплены листы с записями «Князь», «Слуга князя Игоря», «Воин», «Друг» и т.д.)

Посовещайтесь в группе, выслушайте чужое мнение, поделитесь своим, выберите одного выступающего для ответа. Озвучьте, пожалуйста, свое мнение или мнение партнеров. (Прослушивание представителей каждой группы.)

-Вы молодцы. Обратите  внимание, что  мнения у людей могут быть разные, но вы должны суметь доказать  свою точку зрения. Садитесь на свои места.

IV. Домашнее задание.

1) На ваших столах лежат зеленые листы с планами работы по образу Автора. Подготовьте устное сочинение на тему «Каким я  представляю автора...» по данному плану:

  1. Патриот земли русской.
  2. Человек, обладающий широкими историческими познаниями и политическим мышлением.
  3. Поэт, вложивший в свое творение глубоко личное чувство, умеющий ярко и образно рассказать о событиях, участником которых был.
  4. Тонкий психолог, умеющий не только рассказывать о героях и событиях, но и объяснять их внутренние мотивы и состояния.
  5. Писатель-новатор, опередивший свое время.

2) Индивидуальные задания:

Айза, Аделина – учебник  стр. 34, в.1.

Айгуль, Алина – в. 2, стр. 34

3) Индивидуальные сообщения:

Марат, Леонард – подготовить сообщения по переводам «Слова...»

V. Итог урока.

1) Ребята, какие вы знания сегодня получили: что нового узнали?

2) О чем бы вы рассказали своему другу?

Самоанализ урока.

1.Место урока. Третий урок визучении произведения «Слово о полку Игореве».

2.Тип урока: комбинированный урок с элементами интеграции (связь с музыкой и живописью).

3. Цель:  рассмотрение героев произведения «Слово о полку Игореве» и оценка их «вечности» в жизни и искусстве.

Задачи: 1) обучающие – формирование представления  об образах героев, понятия «вечные» образы;

2) развивающие – развитие умения работать  с текстом, анализировать его, наблюдать и обобщать, работать  самостоятельно и в группе;

3) воспитательные – воспитание  чувства патриотизма, коллективизма, ответственности за себя и команду.

4. Характеристика класса, учет особенностей развития учеников.

Отношение к учебе: среднее

Активность:      средняя

 Работоспособность: средняя.

Дети владеют навыками получения информации, основная масса класса заинтересована в получении знаний(но интеллектуальное развитие - среднее, индивидуальные черты характеров – стеснительность, боязнь высказать свою точку зрения, отчасти лень  - не дают возможности работать в полную силу).

5.Этапы урока: 1) Эмоциональное начало -  настрой на позитив, командная работа помогает настроиться на нужный лад:

а)работа вместе – интересно, весело ;

б) слабые успокаиваются;

в)индивидуальные сообщения подобраны по интересам, итог.

2)Проверка Д/З-слабым тест .

3) Выход на тему урока, постановка цели.

6. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  1. Словесные формы- беседа, объяснения.

Наглядные- презентации.

Практические- работа с текстом.

Метод самостоятельной работы и коллективной (групповой)

Метод стимулирования – поощрения.

  1. Использование элементов сингапурской программы.

7. Оценка урока:

Урок соответствует  требованиям  программы, цели и задачи достигнуты через реализацию принципов систематичности, последовательности, доступности, интеграции, связи обучения с жизнью.

Приложение 1.

img1[1].gif

Приложение 2.

Для того чтобы это узнать значение образа сокола в речи Святослава,  мы коротко рассмотрим образ сокола в русской мифологии и литературе.
Примеров использование образа сокола в русском фольклоре довольно много, мы рассмотрим наиболее характерные.
Все читатели наверно помнят сказку про Финиста ясного сокола, где главный герой периодически превращался в птицу сокола. Сказка очень интересная, а для нас главное проследить связь главного героя молодца удальца с птицей соколом.
Вспомните былину из цикла про Илью Муромца, эпизод его поединка со своим неузнанным сыном. Сын имеет очень интересное имя – Сокольничек. Как бы подразумевается, что сам Илья Сокол, а его сын – Сокольничек, имя сокола дано в уменьшительном виде. Опять тесная связь главного героя богатыря с соколом. Во многих былинах, когда описывается образ русского богатыря, всегда упоминается птица сокол его постоянный спутник.
Русский былинный герой-волшебник Вольга, имеет такое очень важное умение при желании превращаться в птицу сокола. 
Сказка про Кащея, так же имеет упоминания о соколе помогающем герою доброму молодцу, Ивану царевичу отыскать смерть Кащея.
В славянском фольклоре в разных странах встречается упоминание о рогатом соколе, огненном духе - Рарашике. Он в русских сказках принимает облик недавно умершего человека. Прилетает ночью, перед трубой на крыше рассыпается в виде огненных шариков и проникает в дом человека.Здесь мы видам образ сокола связан с огнем (огненным духом).
Наиболее полно образ сокола прослеживается в замечательном древнерусском художественном произведении – в «Слове о полку Игореве». В этом произведении русские князь ушедшие в половецкую степь сравниваются с 4 солнцами, с 4 соколами. Здесь вновь подтверждается связь сокола с к воинской функцией, княжеской властью, огнем, солнцем.
Давайте посмотрим этимологию слова сокол.В славянских языках слово сокол встречается в форме сокол и соколо.Не трудно увидеть, что слово состоит из двух частей со и коло или кол.Со приставка объединения например со-трудник, вмести трудящийся, со-ратник вместе идущий на рать и т.д.
Коло или кол- солнце.В итоге значение слово со-кол(о) – вместе с солнцем, спутник солнца.

Приложение3.

Методические рекомендации.

Справка по сингапурской программе.

Столы в классе расставлены попарно, обучающиеся сидят за ними по 4 человека и каждый имеет свой номер.

Описание методов:

  1. Однократный Раунд Робин – обучающая структура, в которой обучающиеся проговаривают в тетради ответы на данный вопрос по кругу один раз.  Можно ответы записывать в тетради: ученики записывают ответ в тетради, затем обмениваются тетрадями по кругу и тот же ответ записывают в тетради товарища, и так, пока его тетрадь не вернется к нему.
  2. Тимбилдинг – работа в команде, во время которой один ученик записывает на листке ответ остальных.
  3. Конэрс (Углы)  – обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам кабинета в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Приложение 4

«Слово о полку Игореве» в живописи.

Владимир Андреевич Фаворский
(1886-1964)

  1. Оформил книгу «Слово о полку Игореве» в технике ксилографии – гравюры на дереве. (3 слайда)

Считал, что все художественные элементы книги – сюжетные иллюстрации, заставки и шрифты составляют единый образно-стилистический ансамбль.(некоторые его работы мы можем увидеть в наших учебниках: стр.13 «Затмение солнца», стр. 29 изображена Ярославна. На картине удачно переданы близость человека к природе, поклонение ее силам. Обратите внимание на глаза, полные тоски, ожидания и надежды на возможное возвращение Игоря и на счастье; на руки, протянутые к силам природы. Такое ощущение, что сама она готова поднять руки-крылья и полететь к своему супругу на помощь).

  1. Князь Игорь. И. Билибин. 1929 (1 слайд)
  2. В.М. Васнецов «Боян» (1880 год) (1 слайд)
  3. Н. Рерих. Поход князя Игоря. (1 слайд)
  4. В.Г. Перов. Плач Ярославны (1 слайд)

Приложение 5

«Слово о полку Игореве» в музыке.

1) Сообщение ученика о биографии и разносторонних интересах  А.П. Бородина.http://funeral-spb.narod.ru/necropols/tihvinskoe/tombs/borodin/borodin.html

                     Александр Порфирьевич Бородин(1833 – 1887)

•         Химик – создал первые органические соединения (изобретение пластмассы)

•         Композитор – автор оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других произведений

•         Поэт – писал тексты к собственным музыкальным сочинениям

•         Медик – академик Медико-хирургической академии

 2) Сообщение ученика о работе над оперой.

Опера «Князь Игорь» - наиболее значительное произведение Александра Порфирьевича Бородина. Она стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над либретто оперы, изучая труды по русской истории, летописи, народные сказания и песни. Опера писалась в течение 18 лет (с 1869 года), но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили  его друзья Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков. А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш. Премьера «Князя Игоря» прошла в Петербурге в Мариинском театре в 1890 году с большим успехом.



Предварительный просмотр:

Вечные  образы    «Слова о полку Игореве».

Заляева Р.К., учитель русского языка и литературы

 МБОУ «Арская СОШ №1 им.В.Ф.Ежкова с УИОП»

Арского района Республики Татарстан

Аннотация.

Урок литературы разработан для обучающихся 9-ых классов. Предусматривает анализ образов главных героев произведения «Слово о полку Игореве» и направлен на формирование представления  о героях произведения и  понятия «вечные» образы; на развитие умения работать  с текстом, анализировать его, наблюдать и обобщать, работать  самостоятельно и в группе; на воспитание  чувства патриотизма, коллективизма, ответственности за себя и команду.

Знакомство с образами «Слова…» идет параллельно с заполнением кластера «Образы Русской земли», который обучающиеся начали составлять на предыдущем уроке. Он позволяет зрительно запомнить систему образов изучаемого произведения.

      Используется  презентации учеников, что позволяет сократить время на усвоение нового материала за счет большей наглядности и активизации зрительной памяти, также позволяет достигать высокой степени результативности и оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие обучающихся.

Урок разработан с использованием элементов Сингапурской программы. Обучающиеся работают попарно, в группах, в командах, что дает возможность выслушать мнение одноклассников и самому выступить со своей точкой зрения, согласившись или не согласившись с этим мнением по поставленному вопросу;  собрать достаточно богатый материал для предстоящей индивидуальной работы.

Работа по теме урока рассчитана на то, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик, поэтому заметное место в анализе отводится обсуждению содержания произведения, его основной мысли, идеи. В этом  проявляется воспитательный смысл работы над данным текстом.

Тип урока: комбинированный урок с элементами интеграции (связь с музыкой и живописью).

Цель:  рассмотрение героев произведения «Слово о полку Игореве» и оценка их «вечности» в жизни и искусстве.

Задачи: 1) обучающие – формирование представления  об образах героев, понятия «вечные» образы;

               2) развивающие – развитие умения работать  с текстом, анализировать его, наблюдать и обобщать, работать  самостоятельно и в группе;

               3) воспитательные – воспитание  чувства патриотизма, коллективизма, ответственности за себя и команду.

Оборудование:

1) учебник «Литература 9 кл.» для  общеобразовательных  учреждений. Авторы Коровина, Журавлев, 2012 года;

 2) презентации учеников «Слово…» в живописи», «Слово…» в музыке»;

3) Парты расставлены по две, ученики сидят по четыре человека. Столы пронумерованы, и каждый ученик тоже имеет свой номер за столом (1-4).

Метод: однократный Раунд Робин, Тимбилдинг, Конэрс (Углы),  аналитическая беседа при анализе текста и характеристике героев.

План.

  1. Организационный момент. Знакомство с целями задачами урока.
  2. Актуализация:1) индивидуальное выполнение тестовых заданий (слабыми учениками),

2) фронтальный опрос:

а)вспомнить особенности  произведения «Слово о полку Игореве» (проблематика, композиция, образная система)

б) рассказать об образах природы, истории: работая над образной системой «Слова…» мы составили кластер «Образы Русской земли» (Приложение 1). Расскажите об образе природы (ветер, дождь, солнце, пейзаж, птицы, звери, города и села, реки и море);  образе истории в произведении (это времена старого Владимира  и время Игорева похода).

3) проверка домашнего задания: рассмотрение образа князя Игоря. При анализе первой части  произведения мы рассмотрели образ  главного  героя  произведения - князя Игоря.  Дома  вы должны были  подытожить этот анализ, написав, каким он предстает  перед нами.(Князь Игорь – мужественный и сильный, способный побеждать врагов и оборонять  Русскую землю.  Это храбрый воин, патриот  своей земли. Его не останавливает  дурное предзнаменование – солнечное затмение. Коротко и убедительно  объясняет он  своей дружине цель похода – «копье переломить в конце поля половецкого». Не богатства его интересуют, а слава военная. Однако автор не скрывает и отрицательных его черт: он честолюбив, эгоистичен, т.к не считается с общерусскими интересами, наносит вред общему делу.)

4) Желающие могли составить синквейн. Кто желает прочитать?

Князь Игорь.

Молодой, своенравный.

Пришел, увидел, не победил.

Сражается за Русскую землю.

Виновник.

III. Работа по теме.

  1. Работа над образом Святослава.

 Следующий герой произведения, на чей образ хочется обратить внимание – образ  Святослава, с которым знакомимся  во второй части «Слова…». (Обращение к кластеру.)

- Кто такой Святослав? (Отец князя Игоря и Всеволода.) Знакомство с ним начинается  с описания его сна. Как вы думаете, каково значение  этого сна? (Прослушивание мнений учеников. Затем выступление подготовленного ученика с анализом данного эпизода (анализ эпизода может подготовить ученик- «олимпиадник»): «На кровати тисовой меня / Покрывали черной пеленою» - на тисовую кровать клали мертвецов, черная пелена – это тьма, боль, тревога, смерть; «Черпали мне синее вино» - отравленное вино, т.е происходит предательство, убийство; «Сыпали жемчуг…/ Из колчанов вражьего изделья» - жемчуг во сне сулит человеку слезы, огорчения, он снится к ссорам, раздорам, в данном случае к проблемам с половцами; «Златоверхий терем мой стоял/ Без конька» - Конек на крыше дома – символ счастья, достатка, благополучия; «Предвещая горе/ Серый ворон… кричал» - в данном случае ворон отождествляется с птицей-падальщиком, он летит  к месту боя, на мертвечину. Сон Святослава вещий, так как предвещает гибель сыновей Святослава и приход горя на его землю».

Можно вспомнить, в каких произведениях русской литературы встречается образ сна.)

-Почему  автор использует  прием введения вещего сна? (Это психологическая подготовка  к полной страдания и боли  речи Святослава.) Выразительное чтение отрывка.

-В чем упрекает он своих сыновей? («На врага не вовремя напали», «буйство  самочинное» проявили.)

-К кому еще обращается Святослав?(К князьям.)Какую цель он имеет своим обращением? (Обращается с целью призыва русских князей к объединению, чтобы постоять за Русскую землю).

-С кем сравнивает себя Святослав? (С соколом, который «не даст гнезда в обиду».)

-Почему отожествляет себя именно с соколом?(Охотничья птица.) (В сильном классе можно прослушать сообщение подготовленного ученика о значении образа сокола в русской мифологии и литературе.Приложение2.)

-Эту речь Святослава называют «Золотым словом».Как вы думаете, почему? (Оно имеет политический смысл, заключенный в призыве к объединению русских князей против половцев.)

-Попробуйте объяснить, почему автор идеализирует Святослава? Подумайте и запишите свои мысли в тетрадях.(Ученики записывают свое мнение в тетрадях или на приготовленных листах.)

- Теперь проведем Однократный Раунд Робин(Приложение 3): передайте свою тетрадь вашему соседу, чтобы он записал свое мнение по этому вопросу, и так по кругу, пока все четыре ученика не сделают записи в тетрадях своих товарищей по группе.

Попросим ответить всех учеников под №2. Ребята отвечают по очереди нумерации столов.

(Святослав – человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения князя Игоря, не оправдывает его перед князьями и Русской землей; призывает к объединению.Бояре уважают Святослава. Он талантливый военачальник. Автор видит в нем  реальную силу, способную преодолеть врага.)

2. Работа над образами князей, к которым обращается Святослав. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на тех, к кому обращается Святослав. Это князья. (Обращение к кластеру.)К кому из князей и как он обращается? Какова интонация обращения?

     3. Если политическая идея «Слова…»-это монолог Святослава, то лирическая тема заключена в образе Ярославны, за которой открываются образы всех жен русских воинов.

-К каким силам она обращается в своем плаче? Почему она верит, что они могут ей помочь? (Народ веками соблюдать языческие обряды, олицетворяя силы природы, стремясь подчинить их к вещему слову.И Ярославна в трудную минуту обращается к вере отцов и дедов, надеясь на защиту и помощь).

-Каким  вам видится ее образ? Работаем командой,Тимбилдинг(Приложение 3). (Обсуждение проходит в группе: один пишет – другие подсказывают). Участник №1 каждого стола записывает ответ команды.

Мнение команд будут высказывать №4. Читают.

4) Определение «вечности» образов «Слова…».Ребята, как вы думаете, почему эти образы мы называем «вечными»? (Это не просто исторические и литературные герои. Через их образы автор обращается к «вечным» проблемам, то есть актуальным во все времена: проблеме патриотизма, любви и верности, преданности своему делу и слову, ответственности за свои поступки…)

Эти образы всегда привлекали людей, особенно творческих, которые запечатлели их в живописи, музыке, в литературе…Об этом вам расскажут подготовленные ученики:

а) «Слово…» в живописи (Приложение 4);

б) «Слово…» в музыке (Приложение 5);

в) «Слово…» в литературе. Существуют несколько переводов данного произведения. Это перевод Заболоцкого, с которым мы уже познакомились, а также переводы В.А.Жуковского, Д.С.Лихачева. С ними мы познакомимся на следующем уроке.

5. Работа по образу автора.  Но есть еще один образ в произведении- это автор.

Нам известна проблема  авторства  «Слова..». Имя автора неизвестно. Анонимность входила в этикет средневекового искусства.Мы же лишь можем предположить, кем он был…

-Перед вами листочек с перечислением предположений:

Кем может быть автор «Слова…»:

  1. князем,
  2. слугой князя Игоря,
  3. воином войска Игоря,
  4. летописцем,
  5. мирным жителем,
  6. подругой Ярославны.

Выберите вариант ответа или предложите свой, запишите в тетради, почему вы так решили.

-Теперь я вас попрошу встать,задвинуть стулья и пройти в тот Угол кабинета (Приложение 3), где вы видите выбранное вами наименование. (На стенах по углам кабинета прикреплены листы с записями «Князь», «Слуга князя Игоря», «Воин», «Друг» и т.д.)

Посовещайтесь в группе, выслушайте чужое мнение, поделитесь своим, выберите одного выступающего для ответа. Озвучьте, пожалуйста, свое мнение или мнение партнеров. (Прослушивание представителей каждой группы.)

-Вы молодцы. Обратите  внимание, что  мнения у людей могут быть разные, но вы должны суметь доказать  свою точку зрения. Садитесь на свои места.

IV. Домашнее задание.

1) На ваших столах лежат зеленые листы с планами работы по образу Автора. Подготовьте устное сочинение на тему «Каким я  представляю автора...» по данному плану:

  1. Патриот земли русской.
  2. Человек, обладающий широкими историческими познаниями и политическим мышлением.
  3. Поэт, вложивший в свое творение глубоко личное чувство, умеющий ярко и образно рассказать о событиях, участником которых был.
  4. Тонкий психолог, умеющий не только рассказывать о героях и событиях, но и объяснять их внутренние мотивы и состояния.
  5. Писатель-новатор, опередивший свое время.

2) Индивидуальные задания:

Айза, Аделина – учебник  стр. 34, в.1.

Айгуль, Алина – в. 2, стр. 34

3) Индивидуальные сообщения:

Марат, Леонард – подготовить сообщения по переводам «Слова...»

V. Итог урока.

1) Ребята, какие вы знания сегодня получили: что нового узнали?

2) О чем бы вы рассказали своему другу?

Самоанализ урока.

1.Место урока. Третий урок визучении произведения «Слово о полку Игореве».

2.Тип урока: комбинированный урок с элементами интеграции (связь с музыкой и живописью).

3. Цель:  рассмотрение героев произведения «Слово о полку Игореве» и оценка их «вечности» в жизни и искусстве.

Задачи: 1) обучающие – формирование представления  об образах героев, понятия «вечные» образы;

2) развивающие – развитие умения работать  с текстом, анализировать его, наблюдать и обобщать, работать  самостоятельно и в группе;

3) воспитательные – воспитание  чувства патриотизма, коллективизма, ответственности за себя и команду.

4. Характеристика класса, учет особенностей развития учеников.

Отношение к учебе: среднее

Активность:      средняя

 Работоспособность: средняя.

Дети владеют навыками получения информации, основная масса класса заинтересована в получении знаний(но интеллектуальное развитие - среднее, индивидуальные черты характеров – стеснительность, боязнь высказать свою точку зрения, отчасти лень  - не дают возможности работать в полную силу).

5.Этапы урока: 1) Эмоциональное начало -  настрой на позитив, командная работа помогает настроиться на нужный лад:

а)работа вместе – интересно, весело ;

б) слабые успокаиваются;

в)индивидуальные сообщения подобраны по интересам, итог.

2)Проверка Д/З-слабым тест .

3) Выход на тему урока, постановка цели.

6. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  1. Словесные формы- беседа, объяснения.

Наглядные- презентации.

Практические- работа с текстом.

Метод самостоятельной работы и коллективной (групповой)

Метод стимулирования – поощрения.

  1. Использование элементов сингапурской программы.

7. Оценка урока:

Урок соответствует  требованиям  программы, цели и задачи достигнуты через реализацию принципов систематичности, последовательности, доступности, интеграции, связи обучения с жизнью.

Приложение 1.

img1[1].gif

Приложение 2.

Для того чтобы это узнать значение образа сокола в речи Святослава,  мы коротко рассмотрим образ сокола в русской мифологии и литературе.
Примеров использование образа сокола в русском фольклоре довольно много, мы рассмотрим наиболее характерные.
Все читатели наверно помнят сказку про Финиста ясного сокола, где главный герой периодически превращался в птицу сокола. Сказка очень интересная, а для нас главное проследить связь главного героя молодца удальца с птицей соколом.
Вспомните былину из цикла про Илью Муромца, эпизод его поединка со своим неузнанным сыном. Сын имеет очень интересное имя – Сокольничек. Как бы подразумевается, что сам Илья Сокол, а его сын – Сокольничек, имя сокола дано в уменьшительном виде. Опять тесная связь главного героя богатыря с соколом. Во многих былинах, когда описывается образ русского богатыря, всегда упоминается птица сокол его постоянный спутник.
Русский былинный герой-волшебник Вольга, имеет такое очень важное умение при желании превращаться в птицу сокола. 
Сказка про Кащея, так же имеет упоминания о соколе помогающем герою доброму молодцу, Ивану царевичу отыскать смерть Кащея.
В славянском фольклоре в разных странах встречается упоминание о рогатом соколе, огненном духе - Рарашике. Он в русских сказках принимает облик недавно умершего человека. Прилетает ночью, перед трубой на крыше рассыпается в виде огненных шариков и проникает в дом человека.Здесь мы видам образ сокола связан с огнем (огненным духом).
Наиболее полно образ сокола прослеживается в замечательном древнерусском художественном произведении – в «Слове о полку Игореве». В этом произведении русские князь ушедшие в половецкую степь сравниваются с 4 солнцами, с 4 соколами. Здесь вновь подтверждается связь сокола с к воинской функцией, княжеской властью, огнем, солнцем.
Давайте посмотрим этимологию слова сокол.В славянских языках слово сокол встречается в форме сокол и соколо.Не трудно увидеть, что слово состоит из двух частей со и коло или кол.Со приставка объединения например со-трудник, вмести трудящийся, со-ратник вместе идущий на рать и т.д.
Коло или кол- солнце.В итоге значение слово со-кол(о) – вместе с солнцем, спутник солнца.

Приложение3.

Методические рекомендации.

Справка по сингапурской программе.

Столы в классе расставлены попарно, обучающиеся сидят за ними по 4 человека и каждый имеет свой номер.

Описание методов:

  1. Однократный Раунд Робин – обучающая структура, в которой обучающиеся проговаривают в тетради ответы на данный вопрос по кругу один раз.  Можно ответы записывать в тетради: ученики записывают ответ в тетради, затем обмениваются тетрадями по кругу и тот же ответ записывают в тетради товарища, и так, пока его тетрадь не вернется к нему.
  2. Тимбилдинг – работа в команде, во время которой один ученик записывает на листке ответ остальных.
  3. Конэрс (Углы)  – обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам кабинета в зависимости от выбранного ими варианта ответа.

Приложение 4

«Слово о полку Игореве» в живописи.

Владимир Андреевич Фаворский
(1886-1964)

  1. Оформил книгу «Слово о полку Игореве» в технике ксилографии – гравюры на дереве. (3 слайда)

Считал, что все художественные элементы книги – сюжетные иллюстрации, заставки и шрифты составляют единый образно-стилистический ансамбль.(некоторые его работы мы можем увидеть в наших учебниках: стр.13 «Затмение солнца», стр. 29 изображена Ярославна. На картине удачно переданы близость человека к природе, поклонение ее силам. Обратите внимание на глаза, полные тоски, ожидания и надежды на возможное возвращение Игоря и на счастье; на руки, протянутые к силам природы. Такое ощущение, что сама она готова поднять руки-крылья и полететь к своему супругу на помощь).

  1. Князь Игорь. И. Билибин. 1929 (1 слайд)
  2. В.М. Васнецов «Боян» (1880 год) (1 слайд)
  3. Н. Рерих. Поход князя Игоря. (1 слайд)
  4. В.Г. Перов. Плач Ярославны (1 слайд)

Приложение 5

«Слово о полку Игореве» в музыке.

1) Сообщение ученика о биографии и разносторонних интересах  А.П. Бородина.http://funeral-spb.narod.ru/necropols/tihvinskoe/tombs/borodin/borodin.html

                     Александр Порфирьевич Бородин(1833 – 1887)

•         Химик – создал первые органические соединения (изобретение пластмассы)

•         Композитор – автор оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других произведений

•         Поэт – писал тексты к собственным музыкальным сочинениям

•         Медик – академик Медико-хирургической академии

 2) Сообщение ученика о работе над оперой.

Опера «Князь Игорь» - наиболее значительное произведение Александра Порфирьевича Бородина. Она стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над либретто оперы, изучая труды по русской истории, летописи, народные сказания и песни. Опера писалась в течение 18 лет (с 1869 года), но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили  его друзья Александр Константинович Глазунов и Николай Андреевич Римский-Корсаков. А. К. Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и оркестровал третье действие. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и четвёртое действия и половецкий марш. Премьера «Князя Игоря» прошла в Петербурге в Мариинском театре в 1890 году с большим успехом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

жанровое своеобразие "Слова о полку Игореве"

папка содержит презентацию и аудио- и видеоприложения к этой презентации. Работа рассчитана на 1 урок и может стоять в череде уроков как в начале изучения произведения, так и в конце....

Презентация Слово о полку Игореве

В презентации разобраны основные композиционные элементы, темы и проблемы произведения, особенно необходимые тем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе....

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Презентация к уроку на тему:"Слово о полку Игореве"

Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в 9 классе при изучении произведений Древнерусской литературы....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....

Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"

Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....