Проект урока литературы в 5 классе по теме "Дети и война в лирике А.Твардовского и К.Симонова"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Косорукова Татьяна Юрьевна

Образовательная цель: формировать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского, К. М. Симонова

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия; повышение  навыков анализа поэтического произведения, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosorukova_t.yu_._konspekt.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»

Проект урока литературы в 5 классе по теме:

«Дети и война

в лирике А.Твардовского и К.Симонова»

Автор: Косорукова Татьяна Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории.

                                                                2014 г.


Технологическая карта изучения темы «Дети и война

в лирике А.Твардовского и К.Симонова»

Тема

Дети и война в лирике А.Твардовского и К.Симонова

Цель

Образовательная: формировать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского, К. М. Симонова

Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия;

повышение  навыков анализа поэтического произведения, создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности.

Планируемый результат

Предметные: знать  особенности анализа лирического произведения;

уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Лирика,поэзия, художественные средства

Межпредметные связи

Русский язык, География, История;

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 Коровина В.Я часть 2 Литература: учебник для 5 класса, 2013.

- Интерактивная доска CLASUS

- План учебной деятельности

- презентации «К.Симонов», «А.Твардовский»

- тетрадь рабочая

- алгоритм самооценки

- лист рефлексии «лесенка успеха»

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в паре, самостоятельная  работа

Педагогические технологии

- личностно - ориентированного обучения;

- объяснительно - иллюстративного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)

Этапы урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- создание благоприятной рабочей обстановки.

Приветствуют учителя и своих одноклассников, проверяют свою готовность к уроку.

На основе своих знаний делают сообщения. Вспоминают правила «рабочего» человека.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Ориентирует учащихся на правильную посадку.

–Я рада вас видеть на уроке литературы. Сегодня копилка знаний каждого из вас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу.

- Что необходимо нам для успешной работы на уроке? (внимательно слушать, запоминать, отвечать на вопросы…)

- Откройте рабочие тетради и запишите 20 апреля. Классная работа.

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

Предметные

УУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Чувствовать необходимость учения

(Личностные УУД)

II.Актуализация знаний учащихся

Цели:

- повторить изученный материал, необходимый для работы по теме урока.

- выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Просматривают фильм о детях во время Великой Отечественной войны

Организует актуализацию умений  выделять и объяснять

Организует диалог с учащимися по изученному ранее материалу.

1.Запишите в тетрадь тот жанр художественного произведения, который был популярен в годы Великой Отечественной войны

Знать жанры художественной литературы

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

III.Постановка учебной задачи

Цель: Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?

Рассказ ученика. Поэтическая летопись Вов 1941-1945 годов создавалась стихотворениями, поэмами, песнями  замечательных поэтов и писателей. В годы войны лирика была одним из самых популярных жанров, поднимала боевой дух у каждого. Появляются стихотворения, посвященные детям. Для детей и о них писали А.Т. Твардовский, К. М. Симонов, С. Я. Маршак и другие.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Читают отрывок из стихотворения наизусть по ролям.

Работа с текстом, комментарии

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Организует диалог.

Кто писал для детей и о них во время войны? Какие авторы?

Вспомните определение баллады. Докажите, что «Рассказ танкиста» - баллада

-Откройте учебник по литературе, познакомьтесь в разделе Великая Отечественная война с творчеством писателей.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?

- А зачем нам это нужно? (Чтобы знать свою историю, помнить героев войны)

         

О чеэт О чем это стихотворение? (о войне, военных событиях)

          - О каком событии идет речь?  (наступление, бой)

         -Подтвердите это текстом (Мы прорывались к площади вперед)

        -От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика, бывалого танкиста. Автору важно передать живую речь бойца. Можно вспомнить Лермонтова «Бородино».);

         - Каким вы себе его представляете? (Степенным, неторопливым);

         - Назовите одного из главных героев произведения. (Мальчик)

         - Охарактеризуйте его. (Ему лет десять-двенадцать, часто возглавляет детские компании, он озорной, и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырём. Бедовый).

         - Как автор обращается к герою стихотворения? (Мальчонка. Парнишка, дружище, хлопец);

         -Какой поступок совершил мальчик? (Он помог танкистам уничтожить вражеское оружие, разведал, где оно находится).

         - Почему командир принял помощь мальчика? (Думать не было времени, бой был трудным).

         - Как танкист отблагодарил мальчика? (Он пожимает ему руку с уважением и благодарностью).

        -Чего себе не может простить танкист? Почему? (1 и последняя строфы стихотворения «Был трудный бой….(кольцевая композиция) Трудность военного пути, ещё не скорую, но обязательную победу.

        - Можем ли мы сказать, что иллюстрация «Вот солдаты идут…» на стр. 151 учебника отражает события стихотворения?

        -Как вы понимаете строки, словосочетания (стр.152, вопрос 2, работа по вариантам и парами);

        - Можно ли поступок мальчика считать геройским? (Да)

        -Как бы вы поступили на месте мальчика?

-В наше мирное время, какие поступки можно назвать героическими?

Запись в тетрадях термина баллада и его определения.

       

 

Уметь выразительно читать

Иметь представление о балладе

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД)

Уметь выдвигать гипотезы и их обосновывать

(Познавательные УУД)

Постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно

(Регулятивные УУД)

Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата

(Регулятивные УУД)

Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями

(Личностные УУД)

Прослушивание стихотворения Симонова в актерском исполнении

Какое настроение возникло после прослушивания текста?

Какова композиция стихотворения?

Зачем К.Симонов рассказал эту историю?

V.Физкультминутка

Цель: создание условий для психоэмоциональной  разгрузки.

Проговаривают стихотворение и имитируют действия мишки.

Создаёт условия психоэмоциональной разгрузки.

-А сейчас немного отдохнем и разомнёмся.

Слайд

Уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе.

(Коммуникативные УУД)

VI. Формирование новых знаний и умений.

Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи.

С помощью учителя проговаривают название следующего этапа.

Под руководством учителя выполняют составленный план действий.

Отвечают на вопросы.

- сходство героев;

Уметь оформлять свои мысли в игровой ситуации.

(Коммуникативные УУД)

Интерес к способу решения и общему способу действия.

(Личностные УУД)

VII. Первичное закрепление

Цель: организовать усвоение учениками новых знаний.

Слушают учителя и выполняют действия, контролируя свои знания.

Слушает учителя, фиксирует новое знание.

-отзыв о произведении «Рассказ танкиста»;

- отзыв о произведении «Майор привез мальчишку на лафете»

Организует коллективное выполнение задания .

Подводит обучающихся к выводу.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

Контролировать свои действия с заданным эталоном.

(Регулятивные УУД)

Интерес к способу решения и общему способу действия.

(Личностные УУД)

Уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

(Познавательные УУД)

Интерес к способу решения и общему способу действия.

(Личностные УУД)

VIII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

Организовать самопроверку по эталону, самооценку;

Выполняют задание самостоятельно по карточкам.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организует взаимопроверку по эталону.

А сейчас проверьте свои силы и запишите в тетрадь сходство героев произведений.

Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет»?

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5кл. «Образ малой родины в лирике курских поэтов»

Форма урока: ролевая игра в форме заседания редакционной коллегии по созданию литературно- художественного альманахаЦели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских  поэтов; закре...

О.В.Мутыгулина, Е.А.Суслова Интегрированный проект по литературе и истории "Детство, опалённое войной"

Данный проект способствует  воспитанию патриотизма, чувства гордости за свое Отечество, уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны....

Проект урока литературы "Детство, опаленное войной" /по стихотворению К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"/

Данный проект урока литературы по стихотворению К.Симонова предполагает в числе главных задач развитие устной и письменной речи учащихся на основе анализа стихотворения....

Урок литературы по теме "Образ Василия Теркина в поэме А. Твардовского"

Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А. Тврдовского "Василий Теркин" проводится в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. ...

Проект урока литературы в 10 классе «Философская лирика Ф.И.Тютчева»

Вид урока: реализация краткосрочного проекта - самостоятельная работа учащихся.Тип урока: комбинированный – урок закрепления и комплексного использования знаний, выработка умений.Методы обучения...

Интегрированный урок литературы и истории «Человек на войне» (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

ПрППрошло уже более 75 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей и в литературном твортворчестве....