«Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений А.М.Горького. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей.Романтический сюжет и романтический образ Данко»
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Мирошниченко Ольга Николаевна

Урок литературы в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_gorkiy_7_klass.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по литературе

в 7 классе

«Старуха Изергиль» как одно из ранних

произведений А.М.Горького. «Легенда о Данко» -

утверждение подвига во имя людей.

Романтический сюжет  и романтический образ Данко»

Учитель Мирошниченко О.Н.

2010 год


Цели урока:

  • Знакомство школьников с легендой о Данко и Ларе;
  • Повторение, углубление знаний учащихся по таким понятиям, как «романтизм», «романтический герой»
  • Развитие навыков сопоставительного анализа
  • Воспитание чувства ответственности, гуманности

Задачи:

  • Развитие навыков анализа текста
  • Развитие художественного мышления
  • Развитие художественного вкуса
  • Развитие логически связанной монологической речи
  • Формирование читательской позиции

Оборудование:

Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль», потрет писателя, иллюстрации к произведению, мультимедиапроектор

Тип урока: изучение новой темы

Форма урока: анализ текста 

Ход урока:

Эпиграф «В жизни всегда есть  место подвигу»

- Существует древняя легенда. Одного философа спросили: «Диоген, что ты ищешь днем с огнем?»

- Я ищу человека.

- Кого? Днем с огнем?

- Да, я ищу человека.

- Как  вы думаете, что имел в виду Диаген?  ( человек сложен, загадочен, часто его душа скрыта  даже от него самого).

-Обращение к эпиграфу урока. В конце не стоит никакого знака. Давайте проследим , как будет меняться значение фразы в зависимости от знака препинания: .- законченная мысль; ? – сомнение; !- утверждение; ,- обязательное  продолжение мысли; … - незаконченная мысль.

- В 1895 году в «Самарской газете»  был впервые напечатан рассказ А. М. Горького «Старуха Изергиль».

- Жанр произведения ( рассказ, легенда, сказка). Использовал жанр легенды, потому что подходил для замысла писателя:  кратко, взволнованно. Ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке.

- Работа с текстом. Определите время действия легенд. Как легенды связаны с настоящим временем? ( тень Лары, голубые искры, старуха Изергиль)

  • Произведение Горького называют романтическим произведением. Как вы думаете, почему

-Романтизм. Романтический характер ранних рассказов Горького – выражение стремлений молодого писателя  «возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня  с высоты …прекрасных целей». Принципы романтизма Горького явно обозначены им самим: «  Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого,  такого, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее».

- Легенда о Ларе.

- Попробуем охарактеризовать главного героя. Кто он? Какой? Что можно сказать о его характере? ( гордый, жестокий,  корыстолюбивый, одинокий, самовлюбленный, эгоистичный).

Гордость и презрение к людям – вот два начала, которые несет в себе образ Лары. Герой в гордом одиночестве  противостоит людям  и не боится их суда, потому что презирает людей.

Его хотели приговорить  к смерти,  а приговорили к бессмертию.  

- Чтение отрывка : «И ушли, оставив его… до слов «Вот как был поражен человек за гордость».

- Кого из героев «Ветхого Завета напоминает Лара? ( Каин и Авель).

- Какую еще легенду рассказывает Изергиль?

-Какое впечатление произвел  на вас рассказ о Данко? ( Большое, ясный и красивый язык, захватывающий сюжет, заставляет нас задуматься над смыслом жизни).

- Какой композиционный прием лежит в основе сюжета? (антитеза).

-Что общего в этих легендах? (история отношений человека к жизни и его роли в ней).

Некоторых героев Горького называют «людьми с солнцем в крови».

-Как вы понимаете аллегорический смысл метафоры? (Солнце несет людям тепло, свет, день, все, что связано  с радостью, счастьем. Герои «с солнцем в крови»  живут не для себя, а для людей, приносят в жизнь радость, добро, надежду, красоту. У Горького много таких героев: бабушка Акулина Ивановна, Сокол и др. Кого из героев рассказа назовете?)

-А почему не Лара? (он жил только для себя, противопоставив себя другим людям, за это он был обречен на одиночество и бессмертие).

- Нарисуем словесный портрет Данко, включая в него слова, которыми характеризует героя автор.

-Какую роль в рассказе играет портрет? (Красота Данко – отражение его благородства).

- В чем особенность пейзажа? ( Зловещий образ дремучего леса. Мастерское использование языковых средств: гипербола «в лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи; олицетворение «великаны – деревья, гудели сердито песни, болото разевало свою жадную гнилую пасть; яркие эпитеты « холодный огонь, ядовитый смрад»).

Пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает неукротимую сущность стихии, ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется  и как бы выражает неординарность характера героя. Пейзажу отводится большое значение в романтических произведениях.

В тексте много восклицательных предложений, риторических вопросов, многоточий, т. Е. умолчаний. Все это передает напряженный, взволнованный тон повествования.

- Каковы отношения Данко и остальных людей? ( Данко вступает в противостояние с миром людей, этот герой жертвует собой из любви к другим, попадает в положение отверженного.

- Чтение текста  «Данко смотрел  на тех…»

 - Какой подвиг совершает Данко во имя людей? С чем сравнивается сердце Данко?

-Как изменилась природа, когда герой совершил свой подвиг?

У природы свой характер, свое отношение к людям. ( «Тьма разлетелась и пала в гнилой зев болота» ).  Писателю важно показать, что лес торжествует победу сил зла над людьми, которые стали похожи на зверей. Когда же Данко осветил дорогу людям, « лес замолчал…, а тьма  разлетелась от света его   и пала в гнилой зев болота».

 - Что произошло дальше?

- Закономерен ли финал легенды?

- Чтение.

-Данко освещал своим сердцем дорогу людям, не думая об их благодарности, ему важно было помочь этим людям.

-Чего испугался осторожный человек, наступивший на гордое сердце Данко

Он испугался того, что кто-нибудь  увидит это пылающее сердце, и вдруг из этого что-нибудь выйдет.

  • Подвиг какого античного героя, похожий на подвиг Данко вы можете назвать?
  • Разумен ли поступок Данко?
  • Что произошло с людьми? ( Люди меняются, увлеченные чудом, они вновь становятся, как  раньше, сильными и смелыми.  « Радостные и полные надежд», но и безжалостные, равнодушные. Они не заметили смерти героя, а один даже наступил « на гордое сердце ногой».
  • Легенда о Данко заканчивается словами: « вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой».
  • Какие искры имел в виду писатель?
  • В каких пределах разумен подвиг  и когда человеку необходимо его совершать?
  • Назовите примеры героизма людей в годы Великой Отечественной войны.
  • Требует ли писатель в легенде о Данко героизма от людей? (Наверное, нет, но он учит уважать  подвиг других).
  • В чем смысл легенды о Данко – в прославлении  героизма  или в стремлении людей  научить уважать героизм? Или в чем-то другом?
  • Обращение к легенде о Диагене. Какого человека искал Диаген?
  • Обращение к эпиграфу урока. Какой знак препинания поставите в конце предложения?
  • А. М. Горький: « Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую, каждому, кто любит красоту, ясно, где величественное».
  • Обобщение по уроку, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы "М.Горький. "Легенда о Данко"

Данный урок является заключительным при изучении творчества М.Горького в 7 классе....

Конспект урока Литература 7 класс М.Горький «Легенда о Данко»

Конспект урока по литературе               (7 класс)  М.Горький «Легенда о Данко»(Урок с использованием технологии разви...

Презентация к уроку литературы в 7 классе. М.Горький "Легенда о Данко"

На примере этой легенды воспитывать мужество и патриотизм. Углубить интерес к чтению серьёзных произведений. повысить общую культуру....

М.Горький "Легенда о Данко".Анализ произведения.

Анализ "Легенды о Данко" М.Горького и Презентация к нему.По умебнику В.Коровиной....

М.Горький "Легенда о Данко"

Презентация помогает наглядно представить материал при дистанционном обучении....

" Во имя жизни" ( по произведению М.Горького "Легенда о Данко")

Урок можно использовать как при изучении творчества М.Горького,так и на классном часу....

Конспект урока литературы в 7 классе по теме М. Горький "Легенда о Данко"

Цели:· показать особенности раннего творчества М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль»;· проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейного...