Открытый классный час "Лестница жизни"
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс) на тему

Классный час, посвященный правильному выбору жизненных ориенитров учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lestnitsa_zhizni.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon ktp_9_kl_russkiy_yazyk_po_uchebniku_barhudarova.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Открытый классный час

                                                          «Лестница жизни»


Мои жизненные ориентиры

(7 класс - классный руководитель Винокурова А.В.)


Цель: Осмысление учащимися собственных жизненных ориентиров, ценностей;

Задачи: формировать умение осмысливать и определять для себя истинные и мнимые жизненные ценности;

развивать у семиклассников стремление к осмыслению себя, собственной жизненной позиции; 

воспитывать культуру взаимоотношений.

Оборудование: презентация

1.Орг.момент

Учитель: 

     У каждого человека и взрослого, и ребенка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаются в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идем вверх, в будущем, во взрослую жизнь. Наше право – выбирать, какой будет эта лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. И, чтобы нам (сделать, совершить) меньше ошибок, поднимаясь по лестнице жизни, мы должны понимать следующее.
   
 Поднимаясь по любой лестнице, мы не всегда идем уверенно, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже происходит по-разному. Человек не всегда выбирает сразу верный путь, он ошибается, разочаровывается. То, что казалось ценным, теряет вдруг смысл. Но зато обретаются новые жизненные ориентиры. Я сегодня хочу пожелать, чтобы ваш путь по лестнице жизни был выбран верно.

2. Словарная работа

- Ребята, давайте посмотрим, какое значение имеют эти слова «ценности», «ориентиры».

Ценности – важность, значение.

Ориентир – избранная цель в жизни, поведение.

Учитель (возвращает учеников к «лестнице»)

- Назовите жизненные ценности, ориентиры (вместе располагают по ступенькам жизненные ценностные ориентиры )

- У тебя семья на первом месте? Дружба? Любовь? Богатство?

-  Я не отвечу вам «да» или «нет». Я просто прочитаю вам легенду и задам несколько вопросов.

Легенда
     В одной из стран жила старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой.

     Только спустя годы люди узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

3. Беседа с учащимися: 

Много ли достигла в жизни эта старушка?

Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?

Каковы были жизненные ценности этой старушки?

Как вы думаете, а зачем я сегодня прочитала вам эту легенду?


Учащиеся высказывают мнения, размышляют, спорят, приводят доводы и опровергают к общему выводу: на всех ступеньках «лестницы жизни» человека должны сопровождать нравственные качества, чтобы на любой ступеньке оставаться Человеком.


Учитель: На перилах «лестницы жизни» записывает названные учащимися нравственные качества.


Рефлексия: тест

Нарисовать быстро, не задумываясь, дом, дерево, солнце, озеро, забор и дорогу.

Дерево- это вы сами. Показывает, как вы относитесь к себе. Если вы нарисовали дерево посередине и крупно, то вы чувствуете себя уверенно, быстро находите общий язык в любом коллективе. Если же расположили дерево с краю, то вы чувствуете себя неуверенно. Если ветки тянутся вверх, то вы энергичный, веселый, неунывающий человек. А если ветки смотрят вниз, то вас легко огорчить, обидеть.

Дом - отношение к материальному, богатству. Если вы нарисовали большой двухэтажный каменный дом, то для вас материальное обогащение стоит на первом месте. А если это маленький деревянный дом для вас главное - семья, любимая работа. Если дом имеет окна, т.е. прорисованы мелкие детали, то вы материалист, не смотрите на мир сквозь розовые очки.

Озеро - символизирует мать. Если вы нарисовали озеро поблизости от дерева, то вы близки сердцем матери и понимаете друг друга с полуслова.         Если озеро большое, значит мать оказывает на вас большое влияние. Если озеро маленькое, то это показывает, что вы не прислушиваетесь к матери.

Солнце - символ отца. Если солнце светит над деревом, то отец для вас близкий друг. И насколько дальше находится солнце от дерева, тем отдаленнее от вас отец.

Дорога - отношение к работе, карьере. Длинная и прямая дорога показывает успешную работу. Все у вас легко получается. узкая и кривая дорога указывает, что вы часто ленитесь. Если дорога ведет к дому, вы можете многого достичь в жизни, а если дорога проходит мимо - не отчаивайтесь, значит, вы находите в поиске  себя.

Забор - это твой характер. Простой забор, без украшений - значит простой, веселый, легкий на подъем, человек. Высокий забор говорит о скрытном характере. Железный забор - указывает на целеустремленного человека.

Обрати внимание, если дорога проходит между домом и деревом, то это может указывать на некое противостояние, внутреннюю борьбу. Если солнце светит над озером и деревом, то вы выросли в счастливой и дружной семье.


Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

П/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

1

2

4

5

6

7

9

10

1

Введение.

Международное значение русского языка

УИНМ

Знакомство с содержанием курса русского языка в 9 классе, международное значение русского языка; функции русского языка – национальный язык, государственный язык РФ, международный язык.

Познакомить учащихся с понятием «мировые языки», функция русского языка и причинами его включения в состав мировых и международных языков.

Объяснительный диктант. Беседа по вопросам.

2

Повтор изученного в 5-8 классах. Фонетика

УПОЗ

Основные разделы языкознания. Основные языковые единицы – звук, слово, предложение. Фонетический разбор. Основные орфограммы.

Повторить сведения о звуковой стороне языка, повторить орфограммы, написание которых определяется фонетическими условиями; закрепить навыки фонетического разбора слов.

Лексико-орфографическая работа. Фронтальная беседа. Самостоятельная работа.

3

Лексика и фразеология

УПОЗ

Лексическое значение слова. Словарный состав слов. Синонимы и антонимы. Зависимость правописания слова от его лексического значения (ПРЕ-, ПРИ-). Изобразительно-выразительные средства языка. Фразеология.

Повторить основные сведения, касающиеся смысловой стороны слова; закрепить умение определять правописание слова в зависимости от его значения.

Фронтальная беседа. Работа по карточкам. Объяснительный диктант.

4

Морфемика и словообразование

УПОЗ

Зависимость правописания слова от его строения. Способы словообразования.

Повторить основные сведения по словообразованию и морфемике, полученные в предыдущих классах; закрепить умение определять зависимость правописания слова от его строения;

Самостоятельная работа.

5-6

Морфология

УПОЗ

Части речи. Две группы частей речи. Омонимичные части речи. Орфографические, пунктуационные умения и навыки.

Повторить основные сведения по морфологии, полученные в предыдущих классах; закрепить умение определять зависимость правописания слова от его грамматических признаков («Н/НН в суффиксах страдательных причастий»).

Работа по таблице. Объяснительный диктант. Тест.

7-8

Синтаксис словосочетания простого предложения. Текст.

УПОЗ

Основные синтаксические единицы. Грамматическая основа предложения. Признаки текста (смысловое единство, тема, основная мысль, наличие средств связи, стилевое единство, абзацное членение). Типы подчинительной связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание). Виды односоставных предложений. Обособленные члены предложения (определения, приложения, дополнения, обстоятельства). Средства связи предложений в тексте (местоимения, однокоренные слова, синонимы, лексический повтор, синтаксический повтор).

Повторить основные сведения по синтаксису и пунктуации, полученные учащимися в 7-8 классах: типы словосочетаний по способу связи; виды простых предложений по строению (по наличию главных, второстепенных членов, осложненности), вводные конструкции.

Закрепить пунктуационные навыки, полученные  в 7-8 классах (обособление, обращение, обобщающие слова при однородных членах); повторить основные сведения по теме «Текст»; продолжить работу  по формированию грамотной устной и письменной речи учащихся.

 Фронтальная беседа (блиц-опрос). Самостоятельная работа. Работа по карточкам.

9

Р.Р. Изложение

УРР

Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль.

Изложение

10

Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.

УИНМ

Понятие сложного предложения. Сложносочиненное предложение (ССП), его строение, грамматические признаки. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения.

Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом. Фронтальная беседа. Проверочная работа.

11-12

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

УКЗ

Синтаксический разбор . Постановка знаков препинания в сложных предложениях. Безударная гласная в корне слова.

Проверить качество усвоения материала и сформированность орфографических и пунктуационных умений учащихся.

Диктант с грамматическим заданием.

13

Группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП.

УИНМ

Понятие сложного предложения. Сложносочиненное предложение (ССП), его строение, грамматические признаки. Смысловые отношения между его частями и способы их выражения.

Знать грамматические признаки ССП, его строение. Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и конструировать предложения по схеме.

Тестирование. Объяснительный диктант.

14

Р.Р. Способы сжатого изложения содержания текста. Тезис. Конспект.

УРР

Тезис – глагольные, назывные. Конспект. Составление конспекта текста.

Дать понятие о двух способах сжатого изложения содержания текста – тезисах  и конспекте; сформировать умение  различать данные способы компрессии текста и применять  их на практике.

Практическая работа по таблице.

15-16

Сложносочиненные предложения.

УИНМ

Основные группы ССП по союзам и значению. Различие простого предложения с однородными членами от ССП. Знаки препинания в ССП.

Формирование умения определять виды сложносочиненных предложений по союзам и значению; отработка умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения.

Объяснительный диктант. Орфографический диктант. Работа по карточкам.

17

Р.Р. Изложение

УРР

Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль.

18-19

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

УКЗ

Средства связи простых предложений в составе сложного. Знаки препинания в ССП.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов, интонационно правильно оформлять, производить синонимичную замену ССП, различать ССП и простые предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, воспроизводить аудируемый текст в соответствии с нормами письма.

Диктант с грамматическим заданием.

20

Р.Р. Рецензия

УРР

Рецензия. Особенности жанра. Составление плана рецензии. Отбор языковых средств.

Уметь создавать рецензию на художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, оценивать тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения.

Работа с образцами. составление рецензии.

21-22

Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания при нем.

УИНМ

СПП, его строение. Главная и придаточная части. Средства связи частей СПП: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Главная и придаточная части предложения, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей СПП. Знаки препинания в СПП.

Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей, опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания.

Уметь определять место придаточного предложения по отношению к главному, правильно расставлять знаки препинания, использовать различные средства связи главной и придаточной части, интонационно оформлять СПП.

Синтаксический разбор СПП.

Объяснительный диктант. мини-диктант.

23

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

УИНМ

Местоименно-определительные придаточные предложения и собственно определительные придаточные предложения. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. союзы и союзные слова в придаточных определительных.

Формировать умения находить придаточные определительные предложения, правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы сложноподчиненных предложений  с придаточными данного вида, производить синонимическую замену.

Орфографическая работа. Комплексная работа с текстом.

24

Р.Р.Изложение

УРР

Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль.

25-26

Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными.

УИНМ

Место придаточных изъяснительных СПП. Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические и пунктуационные нормы.

Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, уметь различать подчинительные союзы и союзные слова. Уметь опознавать СПП с придаточными изъяснительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов, конструировать СПП с придаточными изъяснительными, заменять предложения с прямой речью на них.

Графический диктант.

27

Закрепление изученного по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными».

УПОЗ

Виды предложений (сложное, простое); роль сочинительных союзов, комплексная работа с текстом (стилистическая окраска, структура текста, языковые средства, фонетический разбор).

Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Определять место придаточных определительных и изъяснительных в СПП, различать их по характерным признакам; правильно расставлять знаки препинания; составлять схемы СПП с данными придаточными.

Контрольный словарный диктант. Схематический диктант. Объяснительный диктант.

28-29

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

УКЗ

Диктант с грамматическим заданием.

Проверить качество усвоения материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными».

Диктант.

30

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными.

УИНМ

Придаточные обстоятельственные (времени, места, условия, причины, уступки и др.), составление схем предложений для определения видов придаточных.

Дать обобщенное представление о сложноподчиненном предложениях с различными видами  придаточных

обстоятельственных.

Объяснительный диктант.

31-32

Придаточные предложения образа действия и степени.

УИНМ

Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Понятие «многозначность придаточных предложений».

Уметь опознавать придаточные образа действия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, оценивать роль придаточных образа действия в художественных текстах.

Контрольный словарный диктант. Фронтальный опрос.

33-34

Придаточные предложения места и времени.

КУ

Виды придаточных обстоятельственных. Простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными. Синонимия простых и сложных предложений. Придаточные места и времени.

Знать виды обстоятельственных придаточных, уметь опознавать СПП с придаточными места и времени, определять их место по отношению к главной части. Употреблять СПП с придаточными места и времени, производит синтаксический, пунктуационный разбор, выразительно читать, употреблять в речи, сопоставлять с придаточными определительными с союзными словами «где», «куда», «откуда».

Работа с таблицей. Проверочная работа.

Объяснительный диктант.

35-36

Придаточные предложения условные.

КУ

Представление о придаточных условных в СПП, средства связи придаточного условного с главным; правильно ставить знаки препинания.

Распознавать придаточные условия, отличать от других придаточных; определять их место в СПП; способы связи придаточных условия с главными;

Проверочная работа. Объяснительный диктант.

37-38

Р/р. Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине.

УРР

Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине.

Уметь создавать текст-рассуждение, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, целями и стилем т; отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста.

Сочинение.

39-40

Придаточные предложения причины и цели.

КУ

Структура СПП с придаточными  причины и цели и их отличие от других видов. Знаки препинания в СПП. Стилистические особенности союзов, связывающие придаточные предложения с главным.

Уметь опознавать придаточные  причины и цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных, выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену.

Синтаксический и пунктуационный разбор. Диктант.

41-42

Придаточные предложения сравнительные

КУ

Понятие «придаточные сравнительные». Средства связи придаточных сравнительных в СПП – союзы как, будто, точно, словно и др.

Отличие СПП с придаточными сравнительными от простых предложений со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций в речи.

Находить придаточные сравнительные, определять средства связи с главным; правильно расставлять знаки препинания в СПП с изученными видами придаточных, составлять их схемы; различать синтаксические конструкции, содержащие сравнительные союзы.

Объяснительный диктант. Работа с раздаточным материалом.

43-44

Придаточные предложения образа действия и степени.

КУ

Средства связи главного предложения с придаточным. Синтаксические нормы. Понятие «многозначность придаточных предложений».

Уметь опознавать придаточные образа действия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, оценивать роль придаточных образа действия в художественных текстах.

Работа со схемами.

45-46

Контрольный диктант.

Работа над ошибками.

УКЗ

Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, Опознавать виды придаточных и знаки препинания при них.

Контрольный диктант.

47-48

Придаточные предложения присоединительные, уступительные, следствия.

КУ

Средства связи придаточного с главным. Знаки препинания в СПП с придаточными уступки, сравнения, следствия.  

Уметь опознавать придаточные предложения с придаточными уступительными, следствия , сравнительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных.

Словарный диктант. Проверочная работа. Объяснительный диктант.

49

Повторение изученного о сложноподчиненном предложении.

УПОЗ

Виды придаточных предложений. Средства связи и знаки препинания в СПП.

уметь различать ССП и СПП и простые осложненные предложения; производить синонимическую замену подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значение придаточных и разные способы его выражения, конструировать СПП с различными видами придаточных, интонационно и пунктуационно оформлять.

Проверочная работа. Работа по карточкам.

50-51

Контрольная работа.

Работа над ошибками.

УКЗ

Проверить знания учащихся по теме: «Сложноподчиненные предложения с различными видами придаточных». Знаки препинания в придаточных, смысловая связь.

Уметь определять виды придаточных предложений. Конструировать предложения с различными видами придаточных. Знаки препинания.

Контрольная работа.

52-53

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

УИНМ

Значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному. Последовательность и параллельное подчинение. Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синонимическая замена предложений.

Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием сложных предложений с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов.

Словарный диктант. Объяснительный диктант. Практическая работа.

54

Закрепление по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

КУ

Повторить сведения о СПП с несколькими придаточными. Расстановка знаков препинания.

Различать основные виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными; правильно ставить знаки препинания в предложениях с более сложными комбинациями придаточных; составлять схемы предложений указанных видов.

Орфографический диктант. Объяснительный диктант. Работа по карточкам.

55-56

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

УКЗ

Диктант с грамматическим заданием.

Проверить качество усвоения материала по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными».

Диктант.

57-58

Р.Р. Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему.

УРР

Тема, основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты, при создании сочинения интерпретировать основную мысль.

Изложение с элементами сочинения.

59

Р.Р. Деловые бумаги.

УРР

Особенности официально-делового стиля. Лексика делового стиля. Заявление  как официально-деловой документ. Автобиография  как документ. Особенности автобиографии.

Повторение и углубление сведений об особенностях официально-делового стиля; формирование умения составлять заявление и автобиографию по предложенному образцу.

Фронтальная беседа.

60

Понятие о бессоюзном сложном предложении.

КУ

Бессоюзные предложения, их грамматические признаки. Смысловые отношения между частями в БСП. Знаки препинания в БСП.

Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания.

Контрольно-орфографический диктант. Составление предложений по схемам.

61-62

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

КУ

Запятая и точка с запятой в БСП. Смысловые отношения между частями БСП. Интонационные особенности БСП. Пунктуационные нормы.

Уметь выявлять смысловые отношения между частями БСП (отношения перечисления), расставлять знаки препинания, обосновывать их выбор, выразительно читать БСП, передавая голосом отношения перечисления, конструировать БСП.

Орфографическая разминка. Объяснительный диктант. Комплексный анализ текста.

63-64

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

КУ

Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Знать условия постановки двоеточия между частями БСП, выявлять смысловые отношения (причины, пояснения, дополнения), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом  смысловые отношения между частями БСП.

Объяснительный диктант.  Орфографическая разминка. Работа по карточкам.

65

Тире  в бессоюзном сложном предложении.

КУ

Бессоюзные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Знать условия постановки тире между частями БСП, выявлять смысловые отношения (противопоставления, времени, условия и следствия), конструировать предложения с данными значениями, интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые отношения между частями БСП.

Орфографическая разминка. Объяснительный диктант. Фронтальная беседа.

66

Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

КУ

Пунктуация в БСП. Смысловые отношения между частями  бессоюзного сложного предложения. Составление предложений по схемам.

Определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с двоеточием и тире и правильно ставить знаки препинания в них; производить синонимическую замену предложений и составлять предложения по схемам; различать простые и сложные предложения с указанными знаками препинания.

Фронтальная беседа. Проверочная работа. Самостоятельная работа.

67-68

Контрольный диктант. Работа над ошибками.

УКЗ

Контрольный диктант. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в нем. План устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора.

Проверить качество усвоения материала по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Диктант с грамматическим заданием.

69

Р.Р.Реферат.

УРР

Реферат как один из видов изложения текста. Лексика реферата. Составление устного репродуктивного реферата.

Дать представление о реферате как одном из видов изложения текста. Сформировать умение отличать данный вид работы от конспектирования; подготовить учащихся к самостоятельному написанию реферата.

Самостоятельная работа.

70-71

Изложение с творческим заданием по отрывку из произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души».

УРР

Тема текста, основная мысль. Составление плана изложения. Сжатое изложение.

Отработка умения излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой; отработка умения формулировать развернутый ответ на предложенную тему; проверка знаний, умений учащихся по орфографии и пунктуации.

Изложение

72-73

Сложные предложения с различными видами связи.

УИНМ

Структурные особенности сложного предложения с различными видами связи. Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности сложного предложения с разными видами связи, Основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи: сочинительной и подчинительной, подчинительной и бессоюзной; интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Орфографическая разминка. Работа с раздаточным материалом.

74

Сложные предложения с различными видами связи. Закрепление.

УПОЗ

Знаки препинания в предложениях с различными видами связи. Сочетание знаков препинания. Сочинительные и подчинительные союзы.

Уметь производить синтаксический разбор и конструировать сложные предложения с разными видами связи, ставить знаки препинания, выразительно читать, находить синтаксические конструкции в художественных текстах.

Орфографическая разминка. Объяснительный диктант.

75

Авторские знаки препинания.

КУ

Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания при них. Авторские знаки препинания.

Дать понятие об авторских знаках препинания, их роли в художественном тексте; сформировать умение отличать авторские знаки препинания от регулируемых пунктуационными правилами.

Объяснительный диктант. Фронтальный опрос.

76

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

УПОЗ

Структура сложного предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, разное сочетание видов связи.

Уметь конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи частей, выразительное читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию.

Предупредительный диктант.

77-78

Р. Р. Портретный очерк. Подготовка к сочинению.

УРР

Отрывки из очерков В.М.Пескова, Л.Почивалова «Рисунок с буквой «К», «Останкинская игла». Описание.

Уметь делать портретный очерк. Составить план работы. Знакомство с понятием «портретный очерк».

79

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как историческое развивающееся явление.

КУ

Работа с текстом, составление плана текста. Сообщение учащихся .

Познакомить учащихся с общими сведениями о языке, этапами формирования русского национального языка.

80

Русский литературный язык и его стили.

УИНМ

Русский литературный язык - основа национального языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы. Стили речи. сфера употребления, задачи речи, языковые средства, характерные для каждого стиля. Основные жанры стилей.

Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка. Уметь различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы, определять их Жанры, тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип.

Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка».

81

Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

УРР

Разновидности речевого сообщения: неопосредованное и опосредованное; устное и письменное; диалогическое и монологическое; их особенности.

Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией.

Устное монологическое высказывание на тему: «Значение Интернета для российского образования».

82-83

Язык художественной литературы.

УПОЗ

Язык художественной литературы: цели, функции.

Уметь производить анализ художественных текстов, видеть и обосновывать их эстетическую функцию, отличать ее от практических функций языковых стилей, анализировать индивидуальный стиль писателя (манера письма, художественные приемы, средства выразительности).

84-85

Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

УПОЗ

Звуки русского языка, их классификация. Смыслоразличительная роль звука. Орфоэпические нормы и нормы письма.

Уметь делать по плану сообщение о звуках речи, об особенностях произношения гласных и согласных звуков; из вариантов ударения выбрать правильный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать тексты, оценивать свою и чужую речь с точки зрения орфоэпических норм, производить элементарный звуковой анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности, уметь опознавать орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий.

Зачет.

86-87

Лексика. Фразеология. Орфография.

УПОЗ

Употребление слов речи в зависимости от лексического значения. Основные способы объяснения лексического значения. Фразеология. Фразеологические обороты.

Уметь толковать лексическое значение слов с известными способами, использовать в своей речи фразеологизмы.

Комплексный анализ текста.

88

Повторение: Состав слова и словообразование. Орфография

УПОЗ

Значимые части слова. Способы словообразования. Морфемный и словообразовательный разборы.

Обобщить знания по разделу «Состав слова и словообразование»; совершенствовать орфографические навыки.

89

Морфология. Именные части речи.  Орфография.

УПОЗ

Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий.

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли; использовать в речи, соблюдая нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий.

Объяснительный диктант.

90

Морфология. Глагол. Орфография.

УПОЗ

Инфинитив. Деепричастие и причастие как формы глагола. Отглагольные прилагательные.

Обобщить знания по морфологии глагола и его форм; совершенствовать орфографические навыки морфологического разбора.

Лингвистическая разминка.

91

Повторение. Морфология. Наречие. Орфография.

УПОЗ

Отличие наречия и деепричастия. Морфологические, синтаксические и грамматические признаки наречия.

Обобщить знания по морфологии наречия; совершенствовать орфографические навыки и навыки морфологического разбора.

Лингвистическая разминка.

92

Повторение. Морфология. Предлог, союз, частица. Орфография.

УПОЗ

Предлог как часть речи. Составные и простые предлоги. Производные и непроизводные предлоги.

Союз как часть речи. Составные и простые  союзы. Группы союзов.

Частица как часть речи.

Обобщить знания по морфологии служебных частей речи; совершенствовать орфографические навыки и навыки морфологического разбора.

93

Р.Р. Изложение

УРР

Изложение текста. Сжатый и детальный пересказ текста изложения. Составление плана изложения.

Совершенствовать навыки изложения текста; формировать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст; развивать творческие способности учеников.

Изложение.

94-95

Повторение. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. Пунктуация.

УПОЗ

Единицы синтаксиса. Строение словосочетания. Средства связи слов в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Отличия словосочетания от простого предложения.

Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, умение использовать теоретические знания по синтаксису для целей грамотного письма.

96-97

Повторение. Синтаксис. Простое и сложное предложение. Пунктуация.

УПОЗ

Отличие простого предложения от сложного. Знаки препинания в сложных предложениях. Виды сложных предложений.

Закрепить знания о синтаксисе словосочетания и простого предложения, умение использовать теоретические знания по синтаксису с целью грамотного письма.

98

Р.Р.Текст. Типы речи.

УРР

Типы речи. Тема. Основная мысль текста. Идея. Типы связи предложений в тексте.

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о типах речи, совершенствование навыков анализа текста; правила составления конспекта.

99

Употребление знаков препинания.

УПОЗ

Повторение правил постановки знаков препинания: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.

Обобщить знания учащихся о правилах постановки знаков препинания в русском языке.

Объяснительный диктант.

100

Итоговый контрольный диктант.

УКЗ

Орфографические и пунктуационные навыки.

Проверить качество усвоения материала по теме «Сложные предложения с разными видами связи».

Диктант с грамматическим заданием.

101-102

Контрольное изложение

УКЗ

Изложение с элементами сочинения.

Уметь воспринимать текст на слух, производить композиционно-содержательный анализ текста, определять выразительные слова и конструкции для передачи темы, основной мысли, сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты; при создании сочинений интерпретировать основную мысль исходного текста.

Изложение с элементами сочинения.

                                                                                                                                                                                                           

Рабочая программа по русскому языку

9 класс.

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования. Примерной программой основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классы (С.Г.Бархударов, С. Е. Крючков, Л.Ю.Максимов, Л.А.Чешко. – М.: Просвещение, 1994).

     Примерная программа использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.

     Преподавание русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать и понимать:

-роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

-смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог;

-основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

-основные единицы языка, их признаки;

-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

-фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

-формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

-понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

-составлять конспект прочитанного текста;

-оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

-владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание по содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

ПИСЬМО:

-владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической  связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

-писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

-вводит в тексты элементы сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

ТЕКСТ:

- проводить анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛООБРАЗОВАНИЕ:

-владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

-толковать значение слова, исходя из его морфемного состава;

-пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

-пользоваться разными видами толковых словарей;

-верно использовать термины в текстах научного стиля;

-оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

-проводить анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

-распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

-правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

-определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

-опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила, объяснять правила правописания слов с трудно проверяемыми орфограммами;

-проводить орфографический анализ текста;

 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

-интонационно выразительно читать предложения изученных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

-уместно пользоваться синтаксическими;

-правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

-проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

-строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

-самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

-проводить пунктуационный анализ текста.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНРОЛЯ:

-диктант (объяснительный , предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, комментированный);

-комплексный анализ текста;

-сочинение по картине;

-изложение с элементами сочинения;

-тест;

-устное высказывание;         Количество учебных часов в неделю – 3 ч., в год – 102 ч.

Список сокращений:

УИНМ – урок изучения нового материала

УПОЗ – урок повторительно-обобщающий знания

УРР – урок развития речи

УКЗ – урок контроля знаний

КУ – комбинированный урок

«УТВЕРЖДЕН»                                                                                                                                                            «СОГЛАСОВАНО»                                              

Директор МКОУ «СОШ                                                                                                                                                Зам. директора по УР

им Е.Мыреева с. Беченча»                                                                                                                                            Иванова Н.Г

МО «Ленский район»                                                                                                                                                    ______________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Арбатская В.А.                                                                                                                                                                                                      

_____________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Русский язык»9  класс

Составлен:

учителем русского языка

и литературы

Винокуровой А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

Конспект открытого классного часа на тему "Мы за здоровый образ жизни"

Тема: «Мы за здоровый образ жизни»Цель: Пропаганда здорового образа жизни среди детей.Задачи: Формировать негативное отношение к алкоголю, никотину, наркотикам; помочь обучающимся сделать вывод, что с...

Открытый классный час по теме "Опасности в повседневной жизни", 2011-2012 г.

Открытый классный час по правилам безопасности в повседневной жизни....

Открытый классный час о здоровом образе жизни: "Мониторинг по определению уровня физической работоспособности" ( с приглашением младшего научного сотрудника кафедры физической культуры и спортивных дисциплин МГОСГИ - Ефремовой Е. В.) МБОУ СОШ № 6

Открытый классный час ЗОЖ (здоровый образ жизни): определение максимального потребления кислорода – основного показателя работоспособности с помощью степ-теста; определение относительн...

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС: "ТВОЙ ВЫБОР - ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ"

КЛАССНЫЙ ЧАС ПРОВОДИЛСЯ С ЦЕЛЬЮ •пропаганды здорового образа жизни школьников,   формирования  знаний  о  вреде  наркомании, росту  самосознания  и  самооц...

Открытый классный час "Ложь как темная сторона жизни"

Открытый классный час в 9 классе "Ложь как темная сторона жизни"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – формирование позиции противостояния опасным дл...