История одной любви по повести Тургенева "Ася"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Решетникова Галина Владимировна

Тургеневские девушки. История любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_odnoy_lyubvi_po_povesti_asya_turgeneva.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. История одной любви по повести «Ася»      И.С.Тургенева.

(8класс)

Цель: учить учащихся понимать авторскую позицию в произведении; определить его отношение к героям; учить отстаивать свою точку зрения; воспитывать нравственные качества личности учащегося, правильное отношение к вечно юному чувству любви.

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели урока.

Эпиграф к уроку:

«А счастье было так возможно…»

А.С.Пушкин.

2. Вступительное слово учителя:

«У счастья нет завтрашнего дня

У него есть настоящее-

и то не день, а мгновенье».

                        И.С.Тургенев.

2. Вступительное слово учителя:

Любовь, любовь - загадочное слово,

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты иль благодать?

Да, как вы убедились сами, главное в повести - любовь.

Любовь… это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств, и Тургенев, один из немногих писателей «с поэтическим трепетом воспринимал рождение вечно юного чувства- любви».

-Как справиться с сердечной болью, как одолеть печаль?

-Безответная любовь - что это?

-Как первой сказать «люблю» человеку, в котором  ты не совсем уверена?

- Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства?

-И вообще, как совершается это таинство любви?

Ведь полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра. Вопросы, вопросы прямых ответов мы не найдем у Тургенева, но все тургеневские герои проходят испытание любовью и вот мы должны проследить как знакомство НН с Гагиным перерастает в историю любви, которая оказалась источником сладостных романтических томлений и горьких терзаний, которые обрекли героя на судьбу бобыля.

Итак, обращаемся к повести:

-Какую форму повествования выбирает автор?

- Что вы можете сказать о НН от лица, которого ведется рассказ? (стр. 172)

-Как он воспринимает окружающий мир?

(Он художник в душе, одержим стремлением наблюдать особенно людей, он праздный путешественник, созерцатель).

-Чем поразил Гагин и его сестра НН при первом знакомстве? (стр.176)

Рассказ о первом дне знакомства с Гагиным завершается лирическим пейзажем.

Зачитаем его стр. 178.(Гагин был прав, я был счастлив).

- Соответствует ли этот пейзаж настроению героя?

Встреча с Гагиным обострила его внимание к прекрасному. Он полностью отдается созерцанию и возвышенному настроению.

- Каково состояние души НН после первого знакомства?

(Он весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.)

-Где встретился НН с Гагиным на второй день знакомства?

-Какое чувство вызывает Ася у НН?

 (Подтвердить текстом стр. 180, 181 неприязнь, досаду).

Учитель.

По словам брата, Ася «вольница сумасшедшая». НН она представляется полузагадочным существом,  «хамелеоном».

-Какие речи принимает Ася? Почему она так поступила?

-Может ли НН ответить на этот вопрос?

-Как заканчивается второй день знакомств?

Учитель.

Прошли две недели ежедневных встреч. НН все более огорчался ревнивыми подозрениями, хотя еще в полной мере не догадывался о своей любви к Асе. Она постепенно овладевает его сердцем. Он оказывается во власти этого чувства.

- Какое настроение было доминирующим в этот период?

(Настойчивое любопытство, зачитать стр. 186)

- Каким образом подтверждается подозрение НН о том, что Гогин и Ася не брат и сестра?

(Пересказ учащегося подслушанного разговора в беседке).

-Какие чувства овладевают героем после этого?

(Горечь сожаления, обиды, нежелание видится с Гагиным).

 Учитель.

Сам герой не находит точного определения своим чувствам, но мы понимаем, что его захватило глубокое  и тревожное чувство любви. Именно от него он и уходит в горы, а когда возвращается то, прочитав записку, отправляется к Гагиным.

- Что же узнал НН об асе из рассказа брата?

(Выборочный пересказ истории Аси  стр. 191,193).

-Как меняется душевное состояние героя?

(Он обретает утраченное равновесие).

Учитель.

После разговора об Асе, наступила новая фаза в развитии любовных отношений героев, взаимное доверие и сближение. Все вокруг влюбленных освещается волшебным светом. И Ася восклицает: «Если бы мы были птицами - как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве.

- Как понимаете вы эти слова?

(Любовь окрыляет человека, приподнимает).

Учитель.

Придя на следующий день к Гагиным, НН находит Асю не такой, как вчера. Его поражает Асина серьезность, он видит, что она размышляет о жизни, и вновь Ася возвращается к разговору о крыльях. «Крылья у меня выросли»- да летать некуда.

Все поведение Аси во время этой встречи было признанием в любви. Большое чувство любви заставило Асю повзрослеть, вырасти как личность. Многого стоят эти слова Аси. Она поняла, что у ее любви нет будущего к молодому аристократу.

Ася «крылатая» натура в мире бескрылатых  существ. Но это все-таки заставило

НН, задуматься над вопросом: «Неужели она меня боится?». Но он боится «заглянуть в самого себя», медлит, обрекая на страдания любящее существо. А любовь требует решения без промедления.

- Что происходит в душе героя?

(Он чувствует тайное беспокойство на сердце.  В нем загорелась жажда счастья, которая связывается с Асей, но он выжидает. Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо. А Ася?  Она назначает любимому свидание, так как не умеет все скрывать и ждать, по словам брата).

- С какой целью пришел Гагин к НН?

( Его поставили перед необходимостью сделать быстрый решительный выбор).

-В каком состоянии шел НН на свидание с Асей?

Найти и зачитать сцену свидания.

- Понравился ли вам НН в этой сцене?

(Он предал Асю, переложил ответственность за разрыв на ее плечи. Обвиняет в том, в чем она не виновата).

- Понимает ли он, что поступил бесчестно?

(Да, об этом говорят его слова: «Я старался не глядеть на Асю»).

Учитель.

Таким образом, предав Асю НН предал и самого себя, свои крылатые надежды. Любовь стала проверкой, и он ее не выдержал.  Как вы знаете, характер Аси противоречив, ее поступки часто непредсказуемы. НН боится Асиной странности, неожиданности и беспокойности, которые ему сулила женитьба на ней. Он должен взять груз моральной ответственности на себя, но это ему силам, так как он привык жить без оглядки не задумываясь глубоко не только о будущем, но и о завтрашнем дне.

- А когда же приходит к герою сознание, что он любит?

(Позже, после свидания, когда он ищет Асю, когда пугается, что возможно несчастье, что Ася может убить себя).

- Почему НН, услышав от Гагина, что Ася нашлась, не настоял на разговоре?

-Как автор относится к такому поведению героя?

(Он не привык принимать быстрые решения, привык жить без оглядки и поэтому решение этого вопроса он отложил на завтра).

Учитель.

Автор осуждает своего героя, да и сам НН с сарказмом говорит о своем решении быть счастливым завтра.

Но это слова человека, на 20 лет старше того, юного НН, о ком мы говорим сейчас.

-А тогда в каком состоянии возвращался НН домой?

-Что же произошло на следующий день?

-Понял ли он свою ошибку, осудил ли себя?

-Почему же не состоялось счастье героев?

Учитель.

Жизнь Аси и НН протека по-разному.  Итак, мы проследили историю одной любви. Любовь- с ней пришлось столкнуться рассказчику лишь тогда, когда все было потеряно, потеряно из-за того несказанного слова люблю. Но чувства не забылись НН помнит все до мелочей, свято хранит «священные реликвии любви» (засохший цветок герани). Он доживет годы бобылем и в грустные минуты перебирает Асины записочки и высохший цветок герани.

-Какой вывод можно сделать в конце нашего урока?

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание. Составить и написать характеристику «тургеневской девушке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Романтическая история первой любви (по повести А. Грина "Алые паруса")

Урок-исследование по повести А. Грина "Алые паруса"...

Карамзин Н.М. "История одной любви" (урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП)

Урок по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" с применением технологии РКМЧП...

История одной любви. Иван Тургенев и Полина Виардо.

Фото разных лет Ивана Тургенева и Полины Виардо...

Урок литературы в 8-м классе " История одной любви" ( по повести И.С.Тургенева "Ася")

Этот  урок формирует у учащихся  чувства прекрасного через поэтический  текст повести, музыку, знакомит учащихся с произведением 19 века, учит восьмиклассников текстуальному анализу пов...

"История одной любви"

Сценарий вечера, посвященной трагической годовщине гибели царской семьи и 400-летию дома Романовых.(Композиция сопровождается презентацией, видеофильмом «Николай II» и отрывками из музыкальных произве...

История одной любви

Урок литературы в 9 классе по повести Н.М. Крамзина "Бедная Лиза"...

Конспект урока "Твой милый образ, незабвенный... История одной любви. (тема "Любовная лирика Ф.И.Тютчева")

Стихотворение Ф.И.Тютчева "Я встретил Вас" - жемчужина русской любовной лирики. Этому стихотворению стоит уделить особе внимание пр изучении лирики Тютчева....