Судьба поэта в тоталитарном государстве (Проект)
проект по литературе (11 класс) на тему

Колбасова Елена Васильевна

Урок-защита проектов. Проблемный вопрос:Что в творчестве  разных поэтов не соответствовало идеологии Советского государства?Группа учащихся (4-5 человек) представляет свои проекты, подготовка которых включала поиск биографического материала, в том числе видеофильмы, отбор стихотворений соответствующей тематики, их анализ, соотнесение творчества поэтов с историческими и политическими событиями в стране и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Судьба поэта в тоталитарном государстве

(Проект)

I Проблемная ситуация:

        Н. Гумилев, В. Маяковский, С. Есенин, М. Цветаева,  Н. Заболоцкий, И. Бродский, В. Высоцкий…

Разное время, разные поэты, разные судьбы… Но всех их объединяет одно - сложные взаимоотношение с государством и властью, непризнание и неприятие их творчества.

- Что в творчестве столь разных поэтов не соответствовало идеологии Советского государства?

II. Поиск способов решения (осуществляется учащимися, учитель при необходимости координирует деятельность):

- формирование творческих групп;

- определение направление работы;

- распределение обязанностей.

III. Исследовательская, поисковая проектная деятельность (осуществляется учащимися; учитель помогает в сборе материала):

- поиск и сбор материала (документы, воспоминания современников, исторические справки, подбор стихотворений других произведений искусства, художественных и документальных фильмов и т. п.);

- анализ собранного материала, решение постановленной проблемы, ответ на вопрос.

IV. Оформление результатов (учитель консультирует, координирует работу).

V. Презентация проекта (защита). (Учитель организует экспертизу: приглашает в качестве экспертов учащихся параллельного класса, учителей-предметников, родителей).

VI. Рефлексия.

(Учащиеся сами оценивают свою работу и работу других групп, выслушивают мнение своих товарищей, возможна постановка следующей учебной задачи).

Оформление: портреты поэтов: Н.Гумилева, О.Мандельштама, С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой, Н.Заболоцкого, И.Бродского, В.Высоцкого; видеозапись «Живой Маяковский», фрагменты фильма о Есенине «Крови!», о Николае Заболоцком; запись песни В. Высоцкого; стихотворения М.Цветаевой; репродукции картин Б.М. Кустодиева «Вступление» и «Большевик», Д.Д.Жилинского «1937 год» и «С нами Бог», В.А. Комара и А.Д.Меламида «Происхождение социалистического реализма».

Ход урока:

Учитель: Двадцатый век….Еще бездомней,

Еще страшнее жизни мгла

(Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла)

Пожары дымные заката

(Пророчества о нашем дне)

Кометы грозной и хвостатой

Ужасный призрак в вышине,

Безжалостный конец Мессины

(Стихийных сил не превозмочь),

И неустанный рев машины,

Кующей гибель день и ночь…

В этих стихах Александра Блока предчувствие апокалипсиса, странное пророчество о судьбе России в 20 веке.

Поэт в России всегда «больше, чем поэт», это совесть и душа народа, властитель дум, хранитель главных, вечных, незыблемых ценностей. Поэтический талант-это всегда в какой-то мере пророчество.

Но судьба пророка всегда трагична. Вспомним лермонтовские строки:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья-

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

В 20 веке этот трагизм еще более усилился, метафора Лермонтова материализовалась и настоящие поэты в годы Советской власти подвергались не только репрессиям и гонениям, но и физическому уничтожению.

Почему это происходило? Чем поэзия была опасна для большевиков?

Вспомним имена поэтов, чьи жизни оборвались по вине государства, которое уничтожало таланты или создавало невыносимые условия, такие, что жить не имело смысла.

Такие разные поэты: Николай Гумилев, О.Мандельштам, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Николай Заболоцкий, Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий…

Это лишь малая часть всех писателей, поэтов, которые были необоснованно обвинены, оклеветаны, репрессированы, выселены из страны, доведены до самоубийства, уничтожены, …

Тема нашего урока: «Трагическая судьба поэта в тоталитарном государстве»

В конце урока мы попытаемся ответить на вопросы:

1)Что в творчестве этих поэтов было неприемлемо в Советском государстве?

2)Совместимы ли литература, поэзия и тоталитарное государство?

3)Обсуждение строк «Есть лишь убийства на свете, запомните,/ Самоубийств не бывает вообще» (Е. Евтушенко); «И нас хотя расстрелы не косили,/ Но жили мы поднять не смея глаз, - / Мы тоже дети страшных лет России,/ Безвременье вливало водку в нас» (В. Высоцкий).

Группа учащихся (4-5 человек) представляет свои проекты, подготовка которых включала поиск биографического материала, в том числе видеофильмы, отбор стихотворений соответствующей тематики, их анализ, соотнесение творчества поэтов с историческими и политическими событиями в стране и т.д.

1-я группа: Н. Гумилев, О.Мандельштам

2-я группа: С.Есенин, В.Маяковский, М.Цветаева

3-я группа: Н.Заболоцкий

4-я группа: И.Бродский, В.Высоцкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Судьба человека в тоталитарном государстве по творчеству А.Солженицына,В.Шаламова, А.Жигулина

На данном уроке мы знакомимся с биографией писателей,исследуем особенности представления"лагерной темы" в творчестве каждого;формируем чувство сопричастности и ответственности за судьбу своей страны и...

Урок литературы в 11 классе по теме «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И.Замятина «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве»

Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Урок знакомит детей с жанрами утопии и антиутопии, развивает навыки анализа художественного текста, развивает общечеловеческие ценности....

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Евгений Иванович Замятин. «Мы». Судьба личности в тоталитарном государстве Методическая разработка урока по литературе в 11 классе

Евгений Иванович Замятин. «Мы».Судьба личности в тоталитарном государствеЛитература (11 класс)Цель урока: углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа. По...

"Судьба личности в тоталитарном государстве"

Цель:·        Показать противоестественность человеческих отношений в тоталитарном государстве.·        Развивать исследоват...

Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...

Тема: «Судьбы людские в тоталитарном государстве»

Тип урока:  Урок-семинар  (защита проектов)Цель урока:  показать особенности освещения «лагерной темы» в литературе периода «оттепели» ( на примере произведений ...