А.П.Чудаков – человек с мировым именем // «Ложится мгла на старые ступени» как роман о красоте и живой жизни
статья по литературе на тему

Фатхуллина Алиня Рафаилевна

Прошлое постепенно покидает нашу память. Так ли это? Связано ли настоящее с прошлым? Данная статья посвящена творчеству А.П.Чудакова, который хотел доказать, что настоящее всегда связано с нашим прошлым, с нашими корнями.Роман А.П.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» об истории, о преемственности поколений, о жизни, о судьбе, о человеке. В целом, это книга о красоте души и естественной живой жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aleksandr_pavlovich_chudakov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Фатхуллина Алиня Рафаилевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №71» Ново-Савиновского района г. Казани        

А.П.Чудаков – человек с мировым именем // «Ложится мгла на старые ступени» как

роман о красоте и живой жизни

        «Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое… значит, не понимать настоящее», – писал первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру. Так ли это на самом деле? Прав ли наш индийский мудрец? Безусловно, прав. Прошлое постепенно покидает нашу память, наше сознание, настоящее вытесняет прошлое из-за нашей суетной жизни. Однако настоящее всегда связано с прошлым, с нашими корнями, в целом, с нашей историей. Эту глубокую мысль и пытался доказать читателям известный литературовед, писатель, доктор филологических наук и просто удивительный человек – Александр Павлович Чудаков.

        В «Чеховском вестнике» были опубликованы статьи и заметки его друзей, коллег, ученых и филологов. С уважением и восхищением говорят о личности А.П.Чудакова, о его произведениях, о его художественном даровании. Владимир Катаев отмечает: «Мало сказать о Чудакове, что это был прекрасный филолог, филолог Божьей милостью. В наши дни, когда филология дробится на бесконечное множество дисциплин и представители разных ее ветвей говорят на разных языках, – Чудаков, как немногие, владел полнотой знаний и языковеда, и литературоведа, напоминая всей своей деятельностью о единстве нашей науки, продолжая традиции своих учителей от Потебни до Виноградова. Но не только в науке о слове оставил глубокий след Александр Павлович Чудаков. Талант исследователя языка соединился в нем с талантом писателя, творящего на этом языке, раскрывающего новые возможности родного языка. Его книга «Ложится мгла на старые ступени» получила заслуженное признание читателей, собратьев по перу» [Катаев, 2005, с.4]. Исследователь называет А.П.Чудакова одаренной натурой, «яркой личностью ренессансного склада».

        «Для меня уход Александра Павловича – потеря невосполнимая, он был одним из главных людей в моей жизни. Со студенческих лет он дарил меня своей дружбой; общей была у нас любовь к нашему главному писателю; его работы были вызовами, на которые хотелось достойно отвечать; немало было спето вместе, пройдено и проплыто вместе…» [Катаев, 2005, с.4].

        Другие исследователи высоко оценивают творчество писателя, главное, его роман «Ложится мгла на старые ступени». Они называют его «неисследованным материком русской жизни» [Лапушин, 2005, с.6]. Александр Павлович чувствовал укорененность литературы в жизни, в повседневности, в быте; ощущал проявления истории в обыденном.

Он сумел представить в собственном романе родство истории и повседневности.

        Средоточие романа «Ложится мгла на старые ступени» – жизнь одной семьи, большой, из нескольких поколений. Собственно выживанием эта жизнь становится в непростое время ссылок, репрессий, депортаций, военные и послевоенные годы. Семья деда Антона (и героя, и рассказчика) обосновалась в Казахстане, в Чебачинске, где помимо собственно казахов, получают новое место жительство чеченцы, русские немцы, ссыльная столичная интеллигенция.

        Чебачинск – место ссылки. Семья деда, сосланного священника, оказалась именно там. По-разному люди выживали в этом отрезанном от мира месте с плодородными землями и чистым воздухом, выживание требовало от них силы: «Во время войны Нина Ивановна как педиатр была прикреплена к Копай-городу: там, в трёх километрах от Чебачинска, разместили чеченцев и ингушей — спецпереселенцев (депортированными их тогда не называли). Холодный февральский день сорок четвёртого года. Я стою во дворе, у калитки. По улице движется нескончаемый обоз. Это — чеченцы. Мне мешает смотреть штакетник калитки, но я боюсь выйти на улицу, потому что про чеченцев всё знаю — по колыбельной, которую мне перед сном поёт бабка: «Злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал». Надо мной смеются, но через несколько месяцев оказывается, что младенец был прав» [Чудаков, с.12].

        Автор вспоминает рассказы бабушки о тяжелой жизни ссыльных: «Чеченцев и ингушей выгрузили в голой степи, они нарыли себе землянок-нор — Копай-город. Рассказы Нины Ивановны о жизни в выдолбленных в мёрзлом грунте и накрытых жердями землянках, где по утрам в зыбках находили младенцев с инеем на щеках, были страшны. В первые же дни новосёлы образовали кладбище — за два-три года оно сравнялось с местным, которому было сорок лет» [Чудаков, с.12].

        Необходимо отметить, что за историей посёлка проглядывается история всей России, а за историей отдельной семьи, которая пыталась восстановить привычный образ жизни в новых условиях – история народа.

        Дом – это малая родина, и возвращаясь в родные стены, неизбежно припадаешь к истокам. Герой вспоминает своё детство, пытается записать запомнившуюся по рассказам жизнь деда, дабы увековечить его образ, описать родной посёлок и попытаться это осмыслить. Рассказчик вспоминает своих родных, отца, мать, бабушку и деда: «В голод они выжили только благодаря бабке. Семеро детей, младшему — три года. Бабка брала на дом бельё, стирала его целыми днями, и четыре старшие дочери — им было по 10–12 лет — гладили огромные кипы. Отправляла всех, включая пятилетнюю маму, собирать вдоль дорог маленькие яблочки, которые потом сушила и делала на сахарине что-то вроде компота. Дед преподавал литературу в расквартированном неподалёку конном полку — начальство считало, что кавалеристам это необходимо. Когда резали выбракованных лошадей, деду давали конину, бабка крутила котлеты, а 14-летний Коля продавал их на базаре; на эти деньги покупали детям молоко, а также спички, мыло, соль. Прошёл слух, что в крупную соль мешочники подмешивают толчёное стекло, отличить невозможно» [Чудаков, с.176].

        Автор восхищается силой воли и терпением своих героев, как они выживали, как терпели голод и ссылки: «А в учительницы мама попала так. На руднике сначала устроилась счетоводом. Впрочем, это только называлось так, а на деле она переписывала (машинка была только в секретариате директора) своим замечательным почерком ведомости и полугодовые отчёты. Когда она переписала китайской тушью и пером № 86 первый, выполнив начальную буквицу церковно-славянским шрифтом и разрисовав синими и красными чернилами и зелёнкой, сбежалось смотреть всё управление рудника» [Чудаков, с.177].

        «Главное воспоминанье об отце: ночь, стол, бумаги, жёлтый круг от керосиновой лампы-молнии. Иногда с другой стороны стола, близко к лампе, Антон видел соседку Полину, жену Гурки, — она вязала по ночам, днем не давали её пятеро мал мала меньше, просилась посидеть: «Вы ж всё равно керосин жгёте». Проснувшись, Антон любил разглядывать его лицо, может, потому, что днём это было невозможно, всегда, как ветром, отца куда-то несло, дом был станцией пересадки, где получалось только наскоро перекусить, чтоб лететь дальше. Он преподавал в техникуме, педучилище, в школе (историю как дисциплину идеологическую ссыльным не доверяли), вечерами читал лекции о международном положении, и когда не получалось с транспортом, ходил за четыре километра в депо и за пять в Батмашку, в туберкулёзные санатории, и своим же ходом возвращался. Уже в темноте, не заходя в дом, не мог удержаться, чтоб не поотбрасывать во дворе снег или понакидывать завалинку» [Чудаков, с.182].

        В романе А.П.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» достоверны чувства и мысли героев. Кульминацией романа становится последняя глава под названием «И все они умерли»: «И живо представил Антон, как покатился под засученный рукав круглый шар, и впервые заплакал.

— Но ты же не виноват, — говорила сквозь слёзы баба, — что они отобрали у нас всё.

— Они отобрали сад, дом, отца, братьев. Бога они отнять не смогли, ибо царство Божие внутри нас. Но они отняли Россию. И в мои последние дни нет у меня к ним христианского чувства. Неизбывный грех. Не могу в душе моей найти им прощения. Грех мой великий. В предсмертные часы молчал, хотя был в уме и памяти. Дочери упрашивали: «Скажи что-нибудь». Но он лишь тихо улыбался. «Сказал только что-то про немоту перед кончиною. Это стихи, Антоша?» Это было их любимое с дедом издавна стихотворение Некрасова. Антону больше всего нравилось: «На избушку эту брёвнышки Он один таскал сосновые», казалось, что это про деда — он сам видел, как тот нёс на плече пятивершковое бревно. «Немота перед кончиною подобает христианину» [Чудаков, с.194].

        Смерть деда становится большой утратой для Антона, для всей родни, для всей России. В романе мы видим образ подлинной России в её тяжелейшие годы. Роман А.П.Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» об истории, о преемственности поколений, о жизни, о судьбе, о человеке. В целом, это книга о красоте души и естественной живой жизни.

        Память об Александре Павловиче Чудакове будет всегда светлой, так как он пользовался неоспоримым авторитетом и всеобщей любовью. Каждому из нас предстоит осознать размеры этой утраты, масштабы личности ушедшего от нас удивительно прекрасного человека с мировым именем!

Список использованных источников и литературы:

1. Чудаков А.П. Избранное. – М.: «Худож.лит.», 2007.– 194 с.

2. «Чеховский вестник» №17 под ред. В.Б.Катаева, Р.Б.Ахметшина, П.Н.Долженкова. – М, 2005. – 84 с.

3. http://www.radovech.ru/catalog.php?id=462

4. http://www.herzenlib.ru/greenlamp/detail.php?CODE=2013_letopis_n20120207


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - игра по роману И.А. Гончарова "Обломов".("Жизнь, похожая на сон...")

Урок переработан с добавлением видео материала Роман И.А. Гончарова "Обломов". Литературная игра.Давыдова Лилия Сергеевна, учитель русского языка и литературыСтатья отнесена к разделу:...

Воспитательный час на тему: «Любовь и красота - основа нашей жизни».

Разработка классного часа на тему: "Любовь и красота - основа нашей жизни" проведенная на кануне женского праздника 8 марта....

"Нет человека более достойного имени гения…" Литературная игра, посвящённая жизни и творчеству Л.Н.Толстого

Литературная игра способствует развитию познавательной активности, интереса к жизни и творчеству Л.Н. Толстого, пробуждению чувства восхищения талантом мастера-человековеда....

Открытый урок по мировой художественной культуре. Тема. Романтизм в зарубежной литературе. Роман В.Гюго "Собор Парижской Богоматери".

Роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" с интересом читают люди разных поколений . Гениальное творение В. Гюго стало художественным манифестом романтиков......

" Автомат с мировым именем"

Представляемый презентационный материал носит познавательно - обучающий характер и предназначен для учителей ОБЖ при подготовки допризывной молодежи  к военно-полевым сборам...

Андрей Петрович Гагарин - ученый с мировым именем

Презентация, посвященная Андрею Петровичу Гагарину, Ленинградскому ученому с мировым именем....