Творческое направление "Путь"
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Найда Александра Владимировна

Презентация Красовской С.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put.pptx1.65 МБ
Microsoft Office document icon sochineniya_dlya_11klassa.doc211 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговое сочинение . Тематическое направление «ПУТЬ»

Слайд 2

Алгоритм работы над сочинением Выберите одну из предложенных тем. Сформулируйте главную мысль вашего сочинения, она же — первый тезис, который вы поместите во вступление. Для того чтобы её сформулировать, её надо увидеть в теме, «зацепившись» за ключевое слово или слова. Помощниками вам здесь могут быть пословицы, поговорки, фразеологизмы, афоризмы, словарные статьи из толкового словаря, энциклопедии, википедии . Подумайте, что именно вы будете утверждать, доказывать или опровергать. Подумайте, есть ли к вашему тезису антитезис. Напишите вступление. Оно не должно быть большим — до пяти предложений. Продумайте, какие аргументы вы приведёте для доказательства своей мысли; сформулируйте их для себя. Подумайте, есть ли в ваших доказательствах слабое звено; представьте, какие аргументы мог бы привести ваш воображаемый оппонент и что бы вы ему ответили. Подумайте, какие литературные тексты могли бы помочь вам быть убедительными в доказательствах. Изложите всё на бумаге и проверьте себя .

Слайд 3

Тематическое направление «ПУТЬ» Задание: Подумайте какими выражениями, в том числе и устойчивыми, со словом « путь » ( « дорога » ) пользуетесь вы. Часто ли вы употребляете их? В каких ситуациях и с какой целью? слово путь , помимо своего прямого значения, наделено множеством метафорических, закрепившихся во фразеологических оборотах: жизненный путь , последний путь; встретить препятствия на своём пути — столкнуться с трудностями при достижении цели; окольным ( или обходным) путём — неблаговидным способом, сойти с (своего) пути — отказаться от намеченной цели, задач и т. п., изменить прежним целям; пробить себе путь — достичь значительного положения, добиться успехов на каком-л. поприще; встать ( или стать, вступить) на путь чего или какой — начать действовать или развиваться в каком-л. направлении.

Слайд 4

Выберите из предложенных определений те, которые могут быть отнесены к обоим словам — путь и дорога, и те, что сочетаются только со словом «путь» в разных его значениях. Боевой, большой, великий, глухой, законный, короткий, лёгкий, крутой, окольный, скользкий, собственный, порочный, проверенный, прямой, роковой, тернистый, трудовой . Задание: Соотнесите цитаты с героями литературных произведений. Как можно охарактеризовать, используя цитаты, героев, их жизненный путь? Герои: Евгений Онегин, Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова, Катерина Кабанова, Родион Романович Раскольников, Григорий Александрович Печорин, Илья Ильич Обломов. .

Слайд 5

Тематическое направление «ПУТЬ» Задание: Мотив и образ бездорожья не менее важен, чем мотив пути. Можно вспомнить несколько произведений, в которых этот мотив наблюдается особенно отчётливо. Это повести А. С. Пушкина «Метель», «Капитанская дочка», его стихотворение «Бесы», поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Прочитайте фрагмент из эссе А. Гениса . «Они не могли выбраться из просёлков раньше полудня. Без девчонки было бы трудно сделать и это, потому что дороги расползлись во все стороны, как пойманные раки, когда их высыпают из мешка. <…> Гоголь поменял местами дороги с ездоками. Способность к движению перешла от вторых к первым. Одушевив дороги, Гоголь сперва положил их в один мешок, а потом вышвырнул в поле, позволил им разойтись, запутав следы. Неуклюжие и неторопливые, как раки, они не столько ползут, сколько пятятся, норовя вернуться в исходное состояние. Поэтому бричка Чичикова никак не может покинуть владения Коробочки. Сплетаясь и кружа, просёлки, как в чёрной дыре или народной сказке, сворачивают вокруг путника пространство. Дорога стала границей, она не ведёт, а держит. Но ведь именно по ней должна скакать Русь…» Сформулируйте тезис, по возможности используя слова и выражения: цель, путник, дорога, суетный жизненный путь, обман, случайность, кружение, заблуждаться, история страны. Сравните роль случая и случайных дорожных встреч в сюжетах пушкинских повестей, стихотворения «Бесы» и гоголевской поэмы. Что в них общего?

Слайд 6

Тематическое направление «ПУТЬ» На мотив пути-дороги нанизана поэма и другого русского классика XIX века — «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, где множество отдельных эпизодов организованы вокруг основной задачи странников. Задание: Вспомните, нашли ли мужики того, кому живётся «весело, вольготно на Руси». Прочитайте отрывок из главы «Пир на весь мир» Сформулируйте две модели жизненного пути, по Некрасову. Подумайте над тем, что объединяет эти две модели. Как вы думаете, возможна ли третья модель жизненного пути, отличная от первой и второй? Подсказка : Подумайте над выражением «свой путь». Задание:

Слайд 7

Тематическое направление «ПУТЬ» Поработайте с материалами на тему «Не оборачивается тот, кто идёт к звёздам» (Леонардо да Винчи). Опираясь на них, попробуйте сформулировать тезис и написать вступление Фернандо Магеллан, португальский мореплаватель и исследователь, вошёл в историю как человек, организовавший первое кругосветное путешествие. При этом он не был уверен в счастливом завершении плавания, потому что мысль о шарообразной форме Земли была лишь предположением. Путешествие окончилось удачно: было доказано, что Земля круглая, однако сам идейный вдохновитель не дожил до возвращения на родину — он умер в пути. Но перед смертью он знал, что его цель достигнута. Задание:

Слайд 8

Тематическое направление «ПУТЬ» Прочитайте факты из биографий известных людей. Какая мысль объединяет все примеры? Может она служить тезисом сочинения? Зигмунда Фрейда освистали на сцене, когда он впервые представил свои теории группе учёных в Европе. Он продолжил работу и был удостоен премии Гёте за свои труды в области психологии. Альберт Эйнштейн до четырёх лет не говорил, до семи лет не умел читать простые слова, а позднее его отчислили из школы. Впоследствии его теория относительности произвела переворот в физике. Генри Форд не добился успеха на фермерском поприще, не состоялся как подмастерье или механик и четырежды становился банкротом. Тем не менее он усовершенствовал массовое производство. Стэна Смита не взяли на должность мальчика, подбирающего мячи, из-за неуклюжести. Смит 8 раз становился победителем Кубка Дэвиса и считается одним из лучших парных теннисистов всех времён. Винсент ван Гог за всю свою жизнь продал лишь одну картину — сестре своего друга примерно за 50 долларов. Он нарисовал более 800 шедевров, семь из которых в сумме стоят 1 миллиард долларов. Задание:

Слайд 9

Тематическое направление «ПУТЬ» Прочитайте факты из биографий известных людей. Какая мысль объединяет все примеры? Может она служить тезисом сочинения? Зигмунда Фрейда освистали на сцене, когда он впервые представил свои теории группе учёных в Европе. Он продолжил работу и был удостоен премии Гёте за свои труды в области психологии. Альберт Эйнштейн до четырёх лет не говорил, до семи лет не умел читать простые слова, а позднее его отчислили из школы. Впоследствии его теория относительности произвела переворот в физике. Генри Форд не добился успеха на фермерском поприще, не состоялся как подмастерье или механик и четырежды становился банкротом. Тем не менее он усовершенствовал массовое производство. Стэна Смита не взяли на должность мальчика, подбирающего мячи, из-за неуклюжести. Смит 8 раз становился победителем Кубка Дэвиса и считается одним из лучших парных теннисистов всех времён. Винсент ван Гог за всю свою жизнь продал лишь одну картину — сестре своего друга примерно за 50 долларов. Он нарисовал более 800 шедевров, семь из которых в сумме стоят 1 миллиард долларов. Задание:

Слайд 10

Продолжите фразы. Если оглядываться постоянно на прошлое, можно пройти мимо… Иди вперёд и не давай прошлому тянуть тебя назад, потому что… Прочитайте начало сочинения на тему «У каждого из нас есть только одно истинное призвание — это найти путь к себе» (Герман Гессе). Попробуйте продолжить его. Звучит немного категорично и пафосно , но, пожалуй, верно. Куда бы и зачем бы мы ни шли, мы всегда идём к себе. Ведь даже охота к перемене мест, страсть к путешествиям вызваны не только и не всегда любознательностью путешественника, азартом следопыта, тягой к скитаниям странника и набожностью богомольца. Всё это, разумеется, есть, но за всей этой неусидчивостью на одном месте, внешней неугомонностью кроется ещё и внутренняя неуспокоенность — поиск себя, испытание своих возможностей, забрасывание лота внутрь себя и измерение своей собственной глубины. .. Задания : ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Слайд 11

Штампы — это слова, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д. Обычно универсальные слова сопровождаются шаблонными привязками: работа — повседневная, уровень — высокий, поддержка — горячая, литература — великая . Штампы бывают и публицистическими, и литературоведческими: волнующий образ, гневный протест . Типичные речевые ошибки

Слайд 12

Клише — речевые стереотипы, готовые обороты, которые с готовностью и лёгкостью «выскакивают» из нашего сознания, когда мы хотим сказать что-то «умное» и «правильное». Ниже приведены цитаты из школьных сочинений. Вы без труда распознаете в них и штампы, и клише: «Книги — ваши друзья. Они вам всегда помогут, дадут совет и подскажут. О книгах нельзя забывать! Берегите и уважительно относитесь к книгам. Они вам всегда помогут. Книги всегда остаются вашим источником и всегда помогут вам». Типичные речевые ошибки

Слайд 13

«…но быть развитым духовно и развиваться в этом направлении обязан каждый. В этом очень помогает литература, ведь она делает нас людьми, она воспитывает в нас принципы, учит морали, учит доброте, что делать хорошо, а что плохо». Заметили, что делают штампы? Вроде бы и правильные мысли, но высказанные таким образом, облачённые в изношенное платье, становятся фальшивыми и смешными. Типичные речевые ошибки

Слайд 14

«Русская литература полна замечательными творениями великих писателей и поэтов, в произведениях которых скрывается вся широкая палитра чувств русской души. Ярким примером глубокого сострадания к окружающим является Лука из пьесы М. Горького «На дне», смысл которой актуален и в наше время». Типичные речевые ошибки

Слайд 15

Готовимся к сочинению Тетради-практикумы для развития письменной речи 5-9 классы

Слайд 16

Тетради-практикумы направлены на развитие речи и систематическую подготовку к написанию сочинения по русскому языку и литературе, а также иных видов письменных работ. Эффективные упражнения разного вида сложности помогут научиться: понимать прочитанный текст связывать слова в предложения, предложения – в текст писать сочинения – описания, повествования, рассуждения разобраться с типичными логическими, речевыми и стилистическими ошибками редактировать написанное писать проектные и исследовательские работы по всем предметам гуманитарного цикла: истории, обществознанию, мировой художественной культуре, географии, биологии Систематически работая с тетрадями-практикумами, школьники подойдут к итоговым экзаменам с необходимыми навыками и умениями и успешно напишут сочинение. Методические рекомендации для учителя будут размещены на сайте издательства «Просвещение

Слайд 17

Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций. Добавьте необходимые слова, в том числе частицы, союзы, местоимения. 8 класс Франсуа Виет родился во Франции в 1540 г. Он был адвокатом по профессии. Он был всесторонне образованным человеком. Он хорошо знал древние языки, астрономию. Его истинным призванием была математика. Он бывал увлечен математической задачей. Он мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна. Ответ Франсуа Виет родился во Франции в 1540 г. Адвокат по профессии , он был всесторонне образованным человеком, хорошо знал древние языки, астрономию. Но его истинным призванием была математика. Увлеченный математической задачей , он мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна.

Слайд 18

Казалось бы, отличить живое от неживого легко. Например, голубь двигается, дышит, клюет зерно, выводит птенцов, которые вырастают во взрослых птиц… Значит, голубь живой. Дерево , конечно, не двигается, но оно растет, на нем распускаются листья, созревают плоды, из семян появляются молодые деревья. Дерево тоже живое. А вот камень и не двигается, и не растет, и не дышит, и не дает потомства. Несомненно, камень неживой. Но надежны ли эти признаки? Ведь течет вода в реках, двигаются, хотя и очень медленно, даже горы и материки, вращается вокруг Солнца Земля. И расти неживое может, как, например, кристалл поваренной соли, погруженный в солевой раствор. 8 класс Добавьте в текст, где нужно, подходящие по смыслу вводные слова, а также союзы и частицы . Отличить живое от неживого легко. Голубь двигается, дышит, клюет зерно, выводит птенцов, которые вырастают во взрослых птиц… Голубь живой. Дерево не двигается, оно растет, на нем распускаются листья, созревают плоды, из семян появляются молодые деревья. Дерево живое. Камень не двигается, не растет, не дышит, не дает потомства. Камень неживой. Надежны ли эти признаки? Течет вода в реках, двигаются, хотя и очень медленно, горы и материки, вращается вокруг Солнца Земля. Расти неживое может, как кристалл поваренной соли, погруженный в солевой раствор. Ответ

Слайд 19

Раздел «Рассуждаем и доказываем» 5 класс а ) Самый интересный для меня урок − география. Мне очень нравится разглядывать карту, слушать рассказы о вечных льдах и пустынях, определять координаты городов. б ) Самый интересный для меня урок – география. Но он всегда первый в расписании, а я по утрам часто опаздываю в школу, так что редко на нем бываю. в ) Самый интересный для меня урок − география. И еще мне нравится история, особенно когда речь идет о древней Греции. Я давно прочитала книгу, где пересказываются древнегреческие мифы. Прочитайте пары предложений. Запишите в тетради буквы утверждений, в которых есть формулировка мысли (тезис) и доказательство (аргумент).

Слайд 20

Прочитайте текст; разберитесь в его структуре. 8 класс Человек в первобытные времена чувствовал себя частью природы. Это подтверждают мифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек произошел от разных частей природы: плоть его – от земли, кровь – от воды, кости – от камней, дыхание – от ветра, а глаза – от солнца. Звери и птицы, небесные светила, камни, деревья, источники – все это считалось одушевленным и сходным с человеком. Запишите недостающий элемент рассуждения и укажите место, куда его нужно вставить.

Слайд 21

Прочитайте два отрывка — высказывания писателей 20 века о героях «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. а) В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо — Пугачёв. Вся вещь оживает при звоне его колокольчика. Мы все глядим во все глаза и слушаем во все уши: ну, что-то будет? И что бы ни было: есть Пугачёв — мы есьмы . <…> Любопытно, что все, решительно все фигуры «Капитанской дочки» — каждая в своём направлении — контрфигуры Пугачёва: добрый разбойник Пугачёв — низкий злодей Швабрин; Пугачёв, восставший на Царицу, — комендант, за эту царицу умирающий; дикий волк Пугачёв — преданный пес Савельич; огневой Пугачёв и белорыбий немецкий генерал, — вплоть до физического контраста физически очаровывающего нас Пугачёва и его страшной оравы (рваные ноздри Хлопуши ). Пугачёв и Екатерина, наконец. И ещё любопытнее, что пугачёвская контрфигура покрывает, подавляет, затмевает — всё. Всех обращает в фигурантов. (М. И. Цветаева. «Пушкин и Пугачёв») б) Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. Не только меня, я уверен, и весь класс. «Как? — могут удивиться некоторые ценители литературы. — Тебе понравился холоп и раб Савельич?». Да, именно Савельич мне понравился больше всех, именно появления его я ждал с наибольшей радостью. Более того, решаюсь на дерзость утверждать, что он и самому автору, Александру Сергеевичу, нравился больше всех остальных героев. Дело в том, что рабство Савельича — это только внешняя оболочка его сущности. Во время чтения «Капитанской дочки» мы это всё время чувствовали, и потому его рабская должность, если можно так сказать, нам никак не мешала. Что же в нём было прекрасного, заставлявшего любить его вопреки ненавистному нам рабству и холопству? (продолжение на следующем слайде) 8 класс

Слайд 22

Была преданность. Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. Ненасытный, видно, так голодал по этому чувству особенно в его материнском проявлении, что, посвятив столько стихов своей няне Арине Родионовне, он решил и в прозе, уже в облике Савельича, создать ещё один образ материнской преданности. <…> Савельич — это то чувство, которое всю жизнь Пушкин так ценил в людях. И, наоборот, предательство, коварство, измена всегда заставляли его или в ужасе бежать, или корчиться с пристальным отвращением. Наверное, страшнейшей казнью для поэта было бы, связав по рукам и ногам, заставить его, бессильного вмешаться, наблюдать за картиной предательства. В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. Тут преданность выступает во всех обличиях. Преданность — готовность отдать жизнь за жизнь барчука. Преданность — готовность каждую вещь его беречь, как собственную жизнь и даже сильнее. Преданность, творящая с робким человеком чудеса храбрости. И наконец, преданность, доходящая в своем ослеплении до того, что Савельич затевает с Пугачёвым разговор о злосчастном зипуне, когда его любимец находится на волоске от виселицы. Но Пушкину мало и этого. Комендант Белогорской крепости предан царице точно так, как Савельич своему барчуку. Жена коменданта, такая же ворчливая, как Савельич, сама предана до последнего часа своему мужу, как предан своему барину Савельич. То же самое можно сказать о Маше и о юном Гриневе. Одним словом, здесь торжество преданности. (Ф. А. Искандер. «Старый дом под кипарисом») Вспомните, что вы думали о Пугачеве и Савельиче до знакомства с предложенными отрывками. Напишите, изменилось ли ваше личное восприятие пушкинских героев теперь и почему.

Слайд 23

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук, профессор, заведующий редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение»



Предварительный просмотр:

По Д. Гранину. Упражняется ли милосердие в нашей жизни?

(1)Упражняется ли милосердие в нашей жизни? (2)...Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (3)Часто ли мы получаем призыв к нему? (4)В «Памятнике», где так выношено каждое слово, Пушкин итожит заслуги своей поэзии классической формулой:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(5)Как бы ни трактовать последнюю строку, в любом случае она есть прямой призыв к милосердию. (6)Стоило бы проследить, как в поэзии и в прозе своей Пушкин настойчиво проводит эту тему. (7)От «Пира Петра Первого», от «Капитанской дочки», «Выстрела», «Станционного смотрителя» – милость к падшим становится для русской литературы нравственным требованием, одной из высших обязанностей писателя. (8)В течение XIX века русские писатели призывают видеть в таком забитом, ничтожнейшем чиновнике четырнадцатого класса, как станционный смотритель, человека с душой благородной, достойной любви и уважения. (9)Пушкинский завет милости к падшим пронизывает творчество Гоголя и Тургенева, Некрасова и Достоевского, Толстого и Короленко, Чехова и Лескова.

(10)Это не только прямой призыв к милосердию вроде «Муму», но это и обращение писателей к героям униженным и оскорблённым, сирым, убогим, бесконечно одиноким, несчастным, к падшим, как Сонечка Мармеладова, как Катюша Маслова.

(11)Живое чувство сострадания, вины, покаяния в творчестве больших и малых писателей России росло и ширилось, завоевав этим народное признание, авторитет.

(12)Милость к падшим призывать – воспитание этого чувства, возвращение к нему, призыв к нему – необходимость настоятельная, труднооценимая. (13)Я убеждён, что литература наша, тем более сегодня, не может отказаться от пушкинского завета.(По Д.Гранину)

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку

1

Вступление

2

Постановка проблемы

    Тема статьи Д.Гранина - нравственность, а точнее одна из ее составляющих-милосердие. 
    Автор статьи поднимает актуальную проблему: является ли чувство милосердия устаревшим?

3

Комментарий к поставленной проблеме

Свои рассуждения писатель начинает с тезиса, что милосердие устарело. 
    Аргументом является то, что даже в словаре слово «Милосердие» отмечено как устаревшее и в подтверждение своей мысли приводит пример, когда в г.Ленинграде была переименована улица Милосердия. 
    Для того чтобы мы понимали как важна эта проблема, автор рассказывает о том,что милосердие - «древнее необходимое чувство, свойственное всему живому». 
    В конце своих размышлений Д.Гранин приходит к выводу, чтобы милосердие не утрачивалось из нашей жизни его необходимо тренировать.

4

Позиция автора

Позиция самого Д.Гранина ярко выражена в последнем абзаце: автор убежден, что воспитание чувства милосердия в современном обществе – необходимость. 
    Автор не обличает, не критикует, он обращает наше внимание на то, как дорого чувство милосердия. 
    Такое отношение писателя не случайно, будучи совсем молодым, он прошел великую Отечественную войну и видел много примеров проявления милосердия, спасших жизни людей. 

6

Аргумент

  Ведь в современном обществе порой многие люди забывают, что такое милосердие. 
    Я считаю, причиной является тот факт, что с переменной власти, развалом СССР, в годы перестройки много людей было обмануто. В связи с этим народ стал менее доверчивым и более безжалостным, тем самым изжив милосердие в своих сердцах. В дальнейшем это отразилось на воспитании последующего поколения. Но, по моему мнению, немало людей склонно к состраданию и всё-таки проявляет милосердие. 
    Я знаю историю, свидетелем которой был. В детской онкологии, когда маленькой девочке нужна была срочная пересадка костного мозга, врачи долгое время не могли найти донора. После рекламы, опубликованной в СМИ, откликнулся молодой человек, полностью подходивший по всем требованиям. Он согласился помочь и отдать часть своего костного мозга. Первый забор стволовых клеток прошел для него тяжело: молодой человек испытывал ужасную боль. Позже оказалось, что взятого количества не хватило и нужно еще, иначе ребенок умрет,и кроме того, в этот раз нельзя было применять анестезию из-за риска здоровью. Несмотря на это молодой человек согласился снова отдать часть костного мозга. Благодаря этому девочка выжила и была благополучно выписана домой.

        Милосердной  к  раненым была  и  Наташа  Ростова,  когда  отдала  подводы,  перевозившие  их  домашний  скарб. Милосерден  и  Платон  Каратаев из  того же  романа  Л.Н.Толстого, шьющий  рубашку врагу-французу. Для  него  он  не  враг,  а  такой  же  человек,  как  и  он.

8

Заключение

Подводя итог, скажу, что статья заставила меня задуматься о нравственности, а точнее об одной из её составляющих – милосердии. Безусловно, в наше время, когда общество почти совсем забыло о взаимопомощи и к чужому горю относится равнодушно, все же остается лучик надежды, что люди поймут, как важно милосердие в нашей жизни.

Исходный текст для сочинения по Астафьеву В.П.:
 Загулял наш конюх. Поехал в райцентр вставлять зубы и по случаю завершения такого важнейшего дела загулял. Рейсовый автобус ушел, и он остался ночевать у свояка.
Кони (их было семеро — два мерина, две кобылы и трое жеребят) долго бродили по лугу, и когда я шел от реки с удочками, вскинули головы и долго
смотрели мне вслед, думая, что, может, я вернусь и загоню их в стойла конюшни, но не дождавшись никого, сами явились в деревню, ходили от дома к
дому, и я решил, что они уснут на лугах или прижавшись к стене конюшни, нагретой солнцем со дня. Поздней ночью я проснулся, пошел на кухню попить квасу. Что-то
остановило меня, заставило глянуть в окно. Густой-прегустой туман окутал деревню, далее которой вовсе ничего не
было видно, и в этой туманной пелене темнели недвижные, как бы из камня вытесанные, силуэты лошадей. Мерины и кобылы стояли, обнявшись шеями, а в
середке, меж их теплых боков, опустив головенки, хвосты и желтенькие, еще коротенькие гривы, стояли и спали тонконогие жеребята. Я тихо приоткрыл окно, в створку хлынула прохлада, за поскотиной,
совсем близко, бегал и крякал коростель; в ложку и за рекой Кубеной пели соловьи, и какой-то незнакомый звук, какое-то хрюканье, утробное и мерное,
доносилось еще. Не сразу, но я догадался, что это хрипит у самого старого, надсаженного мерина в сонно распустившемся нутре.
Время от времени храп прекращался, мерин приоткрывал чуть смеженные глаза, переступал с ноги на ногу, настороженно вслушиваясь — не разбудил ли
кого, не потревожил ли, — еще плотнее вдавливал свой бугристо вздутый живот в табунок и, сгрудив жеребяток, успокаивался, по-человечьи протяжно вздыхал
и снова погружался в сон. Другие лошади, сколь я ни смотрел на них, ни разу не потревожились, не
пробудились и только плотнее и плотнее жались друг к дружке, обнимались шеями, грели жеребят, зная, что раз в табуне есть старшой, он и возьмет на
себя главную заботу — сторожить их, спать вполусон, следить за порядком. Коли потребуется, он и разбудит вcex, поведет куда надо. А ведь давно не
мужик и не муж этим кобылам старый заезженный мерин, давно его облегчили люди и как будто избавили от надобностей природы, обрекли на уединенную,
бирючью жизнь. Но вот поди ж ты, нет жеребцов в табуне — и старый мерин, блюдя какой-то там неведомый закон или зов природы, взял на себя семейные и
отцовские заботы.

         Все гуще и плотнее делался туман. Лошади проступали из него — которая
головой, которая крупом. Домов совсем не видно стало, только кипы дерев в палисаднике, за травянистой улицей, еще темнели какое-то время, но и они
скоро огрузли в серую густую глубь ночи, в гущу туманов, веющих наутренней, прохладной и промозглой сонной сырью.
И чем ближе было утро, чем беспросветной становилось в природе от
туманов, тем звонче нащелкивали соловьи. К Кубене удрал коростель, пытался перескрипеть заречного соперника, и все так же недвижно и величественно
стояли спящие кони под моим окном. Пришли они сюда оттого, что я долго сидел за столом, горел у меня свет, и лошади надеялись, что оттуда, из светлой
избы, непременно вспомнят о них, выйдут, запрут в уютной и покойной конюшне,
да так и не дождались никого, так их тут, возле нашего палисадника, сном и сморило.

        И думал я, глядя на этот маленький, по недосмотру заготовителей, точнее
любовью конюха сохраненный и все еще работающий табунок деревенских лошадок, что, сколько бы машин ни перевидал, сколько бы чудес ни изведал, вот эта
древняя картина: лошадь среди спящего села, недвижные леса вокруг, мокро поникшие на лугах цветы бледной купавы, потаенной череды, мохнатого и
ядовитого гравилатника, кусты, травы, доцветающие рябины, отбелевшие черемухи, отяжеленные мокром, — все это древнее, вечное для меня и во мне нетленно.

(Астафьев В.П.)

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку

1

Вступление

2

Постановка проблемы

…В детстве я любила смотреть, как мама печёт хлеб. Мы, дети, ждали горячего хлебушка с нетерпением. Раскрасневшаяся от тепла русской печки, мама, смазав листы жиром, выкатывает на них булки, большие и маленькие. Мы терпеливо ждем, когда мама закончит выкатывать их  и посадит в печь. Однажды не вытерпела, прокралась к печи и, отодвинув заслонку, заглянула в печное жерло – разбирало любопытство, что там делает хлеб? Увидев меня за этим занятием, мама отругала, а ещё пуще подействовал на меня вид опавших булок, который показала мне мама, объяснив, что «дух» из печки выпускать нельзя.

3

Комментарий к поставленной проблеме

         Про этот «дух» думаю теперь всё чаще. Выпустили его много, особенно в деревне. Всё думала, состояние это временное, переходное, что есть какие-то глыбы, которые загораживают нам дорогу в будущее. А эти глыбы теперь навалились на нашу деревушку горючим огромным камнем и ко дну тянут. Зарастают бескрайние поля сосняком. Давным-давно не видела золотую волну спелого пшеничного моря. Не гудят проселочные дороги ни от трактора, ни от телеги. Да что там телега. Да и зачем она, коли лошадей извели. И конюшня теперь сиротливо доживает свой век. И не увидишь той удивительной картины «древнего», как лошади умеют любить и жалеть друг друга. Как, обнявшись шеями, стоят неподвижно в ночи, жмутся друг к другу. Как оберегают своих детей-жеребят! Жмутся к матери они, если учуют беду. И никак не даст в обиду кобыла своего дитя. Будет бить и передними, и задними ногами обидчика, кусать его будет и вокруг жеребенка бегать, чтобы защитить от врага.

4

Позиция автора

Не то теперь во многих семьях. Мало у кого « духа» осталось, чтобы дитя поднять. А чтобы оно поднялось, его надо « духом напитать». Это тебе не ведро, которое поставил в дождь под слив, оно и нальется в миг. Душа, она постепенно наполняется, а наполнять порой некому. Отцы, кто мало-мальски думает о семье, на вахту уезжают в далекие края. Если не сильно пригретый был домашним теплом, другую сыщет и совсем уж не возвернется в деревню. Что ему это «древнее»!? И о «вечном» совсем мыслей нет.

5

Аргумент

         Но есть и те, кто на расстоянии вдруг почувствует пульс родной деревеньки и прикатит совсем. «Не могу больше, не могу. Как малый, домой тянет « шибко», - скажет он жене и детям. Может,тоже читал А.И.Солженицына и поверил, что «расцвет страны нашей решительно зависит от глубинки». С  этим  трудно  не  согласиться.

7

Литературный аргумент

Всей  душой  рвётся  на  родину,  к  матери,  и  герой  А.Толстого Егор  Дрёмов  из  рассказа  «Русский  характер», хотя  после  страшной  беды(горел  в  танке)  стал  совсем  неузнаваем.  Но  материнское   сердце  не  обманешь: чувствовала  мать,  что  не  товарищ сына  принёс  страшную  весть  о  погибшем  Егоре,  а  он  сам  приходил  к  ней…

8

Заключение

Вот  почему  почти  каждый  задумается ,что в этой глубинке все наши корни, вся наша жизнь: родительский дом, мама у русской печки, детство, школа, любимые учителя



Исходный текст для сочинения по Астафьеву:


(1) Вот уже одиннадцать лет, как я возвратился на родину, купил избу в Овсянке, в родном переулке, против бабушкиного и дедушкиного дома. (2) В первые годы, когда в моём селе было ещё много старожилов и оно не превратилось в придаток пригородных дачных посёлков, я любил поздним вечером, «после телевизора», пройти по спящим улицам, сделать круг, посмотреть, повспоминать, подумать, подвести итоги жизни вот этого села, в котором от былого скоро останется лишь название.

(3) Из Овсянки вышли академик, два майора и один полковник, несколько приличных учителей и врачей, два-три инженера, много шофёров, трактористов, мотористов, мастеровых людей и много-много солдат, которые полегли на чужой стороне.

(4) Какую же память оставляет за собой моё родное село? (5) Чего и кого оно помнит?

(6) В поселковом совете нет ни летописи, ни документов, ни метрик, ни бумаг о том, откуда село взялось, кто и как основал его, почему так назвал. (7) Оставшиеся ещё в живых старые мои односельчане помнят бабушек и дедушек, редко — прадеда и прабабушку. (8) Новые жители не помнят, не знают и знать не хотят никого и ничего; они живут только сегодняшним днём. (9) Думаю, что ничего, кроме наживы, их не интересует.

(10) Росла на околице криво саженная и оттого криво сидящая ель, раскинула подол по земле, вольная, пышнотелая. (11) А рядом — редкостной красоты куст саранки. (12) Высокая, со стволом толщиной в руку, была она в средине лета всегда густо увешана серёжками. (13) «Это душа всех погубленных младенцев единым цветком взошла»,— (14) сказала мне уже древняя наша соседка.

(15) И я подумал, что две мои маленькие сестры, умершие в доме деда и прадеда, тоже двумя серёжками на пышном стебле отцвели.

(16) Хваткий мужик из современных хозяев жизни пришёл с бензопилой и бульдозером, вырвал куст, свалил ель, испилил её на дрова, везде понасажал картошки.

(17) Выродились ягоды и нежные цветы; от кислотных дождей, выпадающих с неба, сорок самых распространённых и нежных растений исчезло из леса и с полян только вокруг села. (18) Исчезли наши чудные деревенские и лесные поляны. (19) Леса вокруг села выжжены, обрублены под дачные участки. (20) Российский человек, не вынеся города и его промышленного ада, в панической спешности возвращается к земле, осваивает пятачок свой, лепит избушку из ворованного стройматериала с претензией на заграничную виллу. (21) Вчерашний крестьянин, он становится ничтожным собственником махонького царства, готовым урвать хоть шерсти клок с паршивой овцы, то есть с государства.

(22) Воспоминания о прошлой и близкой сердцу жизни тревожат меня, рождают щемящую тоску о чём-то безвозвратно утерянном. (23) Что будет с этим малым, привычным и дорогим мне миром, кто сохранит моё село и память о людях, живших здесь? (По В. Астафьеву).

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку

1

Вступление

Виктор Астафьев - известный русский писатель, автор книг о деревенских людях и войне, о любви и смерти. Данный текст – это фрагмент из повести «Последний поклон».

2

Постановка проблемы


Что значит для человека память о прошлом? Этот вопрос, на мой взгляд, больше всего волнует автора.

3

Комментарий к поставленной проблеме

Проблема, затрагиваемая В.Астафьевым, имеет многолетнюю историю, но, тем не менее, она не теряет своей актуальности и будет оставаться злободневной до тех пор, пока существует жизнь на земле. Размышления рассказчика о том, как он возвращается в родное село, думает о переменах, которые произошли за время его отсутствия и которые происходят в настоящее время, удивляют своей проникновенностью. Овсянка для повествователя – это место, где можно «повспоминать, подумать, подвести итоги жизни».

«Какую же память оставляет за собой моё родное село? Чего и кого оно помнит?»- с горечью вопрошает рассказчик. Он искренне обеспокоен тем, что люди живут «только сегодняшним днём», живут «ради наживы», что безвозвратно рушатся нити между прошлым и будущим. Таким образом, вырисовывается авторская позиция. В.Астафьев, безусловно, считает, что память о родине, о своих корнях, дедах и прадедах священна.

4

Позиция автора

Невозможно не согласиться с мыслями писателя. Поистине благородными людьми можно назвать тех, кто, вопреки жизненным невзгодам, сохраняет незримую связь с малой родиной, уважительно относится к своему прошлому.

5

Литературный аргумент

. К числу таких людей можно отнести Николая Николаевича Бессольцева из повести В.Железникова «Чучело», деда Лены. Он через тридцать лет возвращается в родной город, восстанавливает дом своего отца, собирает картины, доставшиеся от прадеда-художника, а потом дарит коллекцию городу.

Малая родина – это колыбель детства, место, где человек формируется как личность, где закладываются основы нравственного воспитания. И если человек помнит об этом, то его не изменит ни время, ни мода, ни окружающие люди. Так, Татьяна Ларина из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» выходит замуж, становится блестящей светской дамой, но за внешним лоском в ней легко угадывается та прежняя провинциальная барышня, которая всё готова отдать «за полку книг, за дикий сад».

8

Заключение

Тревожные мысли рассказчика, его «щемящая тоска о чём-то безвозвратно утерянном» не может оставить нас равнодушными. Прочитав текст В.Астафьева, я в очередной раз задумалась о том, что человек остаётся настоящим человеком, пока сохраняет свою кровную связь с родным домом, со своим детством, пока в нём жива светлая память о прошлом. Утрачивая связующую нить между прошлым и настоящим, мы превращаемся в «иванов, не помнящих своего родства».

Исходный текст для сочинения по Астафьеву:


1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов?

2) Кто портит телефоны-автоматы?

3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил?

4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство?

5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?

6) Кто…

7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много.

8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими?

9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?

10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: “Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…”

11) Пакость чаще всего творится скрытно.

12) Если бы её “засветили”, если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается.

13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями.

14) Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами.

15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.

16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой не-: “не курить!”, “не бросать”, “не переходить”, “не шуметь”, “не распивать”.

17) И что же, пакостник унялся?

18) Притормозил?

19) Засовестился?

20) Да он как пакостил, так и пакостит, причём, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие; ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут не помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая.

21) Не годится, тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: “Власть употребить!”

22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную. (По В. Астафьеву).

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку

1

Вступление

В.П. Астафьев, по мнению многих почитателей его таланта, самый совестливый писатель ХХ века, к сожалению, уже ушедший из жизни. Автор ярких романов, повестей «Печальный детектив», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты», В.П. Астафьев часто обращался к публицистике, освещая злободневные вопросы современности. Не оставались за пределами его внимания и вечные вопросы: о добре и зле, о любви и ненависти, о дружбе и предательстве, о долге и бесчестии. И это его размышление о нравственной проблеме отсутствия культуры в современном мире, несомненно, вызовет у всех читателей душевный отклик.

2

Постановка проблемы


Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость и пакостники. Именно об этом явлении пишет В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем обществе слишком велика.

3

Комментарий к поставленной проблеме

 Шагу не ступишь, чтобы не столкнуться с проявлением пакости: надписи на стенах, грязь на улицах, грубость, хамство, повсеместное бескультурье.

4

Позиция автора

Мне кажется, что главная мысль этого текста, авторская  позиция не в том, чтобы применить силу народную, а в том, чтобы “не рыхлилась почва” под ногами пакостников.

5

Аргумент

Для этого надо воспитывать людей с детства, и не “прописями”, как это делал отец Чичикова (“вечная пропись на столе: не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце”), а своими делами, поступками. Что из этих “наставлений” получилось, мы знаем: Чичиков — мошенник. Нужно с детства прививать “дух благородных желаний”, желаний совершать красивые поступки. Какие стремления в ребёнке воспитаешь, такого человека и получишь.

Не зря русская пословица гласит: “Того Иван не разумеет, чего Ванюша не выучит”.

6

Заключение

Таким образом, решение поднятой писателем проблемы мне видится в семейном воспитании, в семейных традициях.

Исходный текст по Астафьеву:


(1)Со стыдом вспоминаю, сколько бесценного уничтожил я, уничтожил безвозвратно.

(2)В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из того, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного. (3)Низенькие эти трёхногие столики, да диван-кровать с поролоновой начинкой, да полки, где те же книги, что и у всех, - новые, новёхонькие. (4)Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (5)Такие вещи стоят столько, сколько они стоят... (6)Из них не составишь цепь времён.

(7)Однажды я попал в маленький старинный городок на берегу Онежского озера, и Николай Иванович, учитель истории, показал мне местный музей. (8)Вытянутый одноэтажный деревянный дом, бывшая школа, стоял на окраине в запущенном саду. (9)Музей был создан руками Николая Ивановича. (10)Четверть века он собирал всё, что относилось к истории края. (11)Оружие времён Гражданской войны, красноармейские книжки, фотографии. (12)Но больше всего занимали его предметы быта. (13)Он выпрашивал старые самовары, плакаты, прялки, даже мебель. (14)Из дальней деревни он притащил на себе тяжеленный почтовый ящик александровских времён, фонарь, вывеску земской больницы. (15)Чего тут только не было! (16)Старая деревянная посуда, берестяные игрушки, вплоть до берестяного мячика. (17)Детские грабли, весело разукрашенные, чтобы приохотить ребятишек к работе, жестяные банки из-под монпансье и чая, тетрадки первых лет революции, календари, кованые замки, вышитые рубахи...

(18)Из этого складывался быт, который я уже не застал или который застал лишь краешком. (19)Вещи, среди которых вырастали наши родители, были незаметной обыденностью, а ныне они диковинные, даже непонятные: сапожные колодки, ухват, песочница. (20)По ним можно было представить, как они жили, - и бедность, и тяжесть работы, и веселье.

(21)Это была не только этнография и не только история, но и та повседневная жизнь, которую так трудно восстановить, которая у каждого поколения своя и которая уходит с ним... (По В. Астафьеву).

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку

1

Вступление

 Связь  поколений…Что  стоит  за  этими, казалось  бы  незамысловатыми  словами?

2

Постановка проблемы

В данном фрагменте автор, на мой взгляд, поднимает   именно проблему связи между поколениями.

3

Комментарий к поставленной проблеме

.

Герой В.Астафьева «со стыдом» вспоминает, сколько бесценного уничтожил» он, «уничтожил безвозвратно. Он сожалеет о том, что у него не осталось ни одной фамильной вещи, что он ничего не унаследовал, как будто разорвалась «цепь времён». Писатель рассказывает и о другом человеке – учителе истории Николае Ивановиче, который по крупицам собирает четверть века старинные вещи не из этнографического интереса, а ради того, чтобы восстановить, не утратить связи между поколениями.

Рассказчик искренне восхищён музеем, созданным руками Николая Ивановича.

4

Позиция автора

. Таким образом, вырисовывается авторская позиция: каждый человек должен стремиться к тому, чтобы сохранить хоть какую-то старинную вещь, особенно дорогую для родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек. Эта вещь должна вызывать особые воспоминания.

5

Собственная позиция


Невозможно не согласиться с мыслями автора. В.П.Астафьев прав в том, что фамильные вещи помогают сохранить, оживить воспоминания о близких людях, не разорвать цепь времён.

6

Литературный аргумент

Вспомним героя А.И.Куприна Желткова. Он дарит княгине Вере Николаевне, своей возлюбленной, фамильную драгоценность, гранатовый браслет, доставшийся ему от матери. Желтков свято бережёт его и решает расстаться с ним только перед смертью.

Память о прошлом хранят не только предметы быта, драгоценности, но и, например, письма, фотографии, документы. В повести «Последний поклон» В.П.Астафьева есть глава, которая называется «Фотография, на которой меня нет». Герой рассказывает о том, как в сельскую школу приезжал фотограф, а он из-за болезни не смог запечатлеться. Учитель принёс Витьке фотографию. Прошло много лет, но этот снимок герой сохранил, несмотря на то что на нём не было его. Он смотрит на неё и вспоминает своих одноклассников, думает об их судьбах. Как говорит герой, «деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

7

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что у каждого человека должна быть сокровенная вещь из прошлого, которая поможет ему сохранить связь между поколениями и передать память своим детям и внукам.

Текст по А.И. Куприну:

(1) – До моего сведения дошло, что вы не только написали, но и отдали в печать какое-то там Сочинение и читали его вчера юнкерам. (2) Правда ли это?
(3) – Так точно, господин капитан.
(4) – Потрудитесь сейчас же принести мне это произведение вашего искусства.
(5) Александров побежал к своему шкафчику.
(6) – Пожалуйте, господин капитан, – сказал юнкер, подавая листки.
(7) Дрозд сухо приказал:
(8) – Сейчас же отправляйтесь в карцер на трое суток. (9) А журналишко ваш я разорву на мелкие части и выброшу.
(10) И вот Александров в одиночном карцере – изнывающий от скуки, безделья и унижения. (11) Вчера ещё триумфатор, гордость училища, молодой, блестяще начинающий писатель, он нынче только наказанный жалкий первокурсник.
(12) Иногда, ложась на деревянные нары и глядя в высокий потолок, Александров пробовал восстановить по памяти слово за словом текст своей прекрасной сюиты. (13) И вдруг ему приходило в голову ядовитое сомнение. (14) Чем более он теперь вчитывался мысленно в рассказ, тем более находил в нём тусклые места, натяжки, ученическое напряжение, невыразительные фразы.
(15) «Но ведь в редакциях не пропускают вещей неудовлетворительных, – пробовал он себя утешить. (16) – Вот принесут какую-нибудь чужую книжку, и я отдохну, отвлекусь, и опять всё будет хорошо».
(17) Вечером сторож постучался в дверь карцера.
(18) – Вам, господин юнкер, книжку принесли.
(19) Эта книга, сильно потрёпанная, была совершенно незнакома Александрову.
(20) "Казаки". (21) Сочинение графа Толстого» – стояло на обложке.
(22) Начал он читать эту повесть в шесть вечера, читал всю ночь не отрываясь, а кончил уже тогда, когда утренний свет проник сквозь решётчатую дверь карцера.
(23) – Что же это такое? – шептал он, потрясённый и очарованный. (24) – Господи, что же это за великое чудо? (25) Обыкновенный человек, даже ещё и с титулом графа… и вдруг самыми простыми словами, без всяких следов выдумки взял и рассказал о том, что видел, и у него выросла несравненная, недосягаемая и совершенно простая повесть.
(26) И тут вдруг оборвался молитвенный восторг Александрова. (27) «А я-то, я. (28) Как я мог осмелиться взяться за перо, ничего в жизни не видя и не умея… (29) К чёрту! (30) Конец баловству!»
(31) Дрозд продержал Александрова вместо трёх суток только двое. (32) На третий день он сам пришёл в карцер и выпустил арестованного.
(33) – Вы знаете, – спросил он, – за что были арестованы?
(34) – Знаю, господин капитан. (35) За то, что написал самое глупое и пошлое Сочинение, которое когда-либо появлялось на свет Божий.
(36) – Не согласен, – возразил Дрозд с мягкой интонацией. (37) – Но вы должны были доложить о рукописи по уставу. (38) А теперь идите в роту и, кстати, возьмите с собою ваш журнальчик. (39) Нельзя сказать, чтобы очень уж плохо было написано.
(По А.И. Куприну).

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку

1

Вступление

Каждый человек в своей жизни видит для себя определённую цель и дело, которому он бы посвятил свою жизнь. Но человек, как существо социальное, зависит от другого человека. И часто люди принимают за идеалы чужие ценности, которые несут в себе, как положительный, так и отрицательный характер.

2

Постановка проблемы

Одна из главных тем, затронутая в тексте, – это проблема истинных и ложных ценностей. На протяжении многих времён высокая цель и служение идеалам позволяли человеку раскрыть заложенные в нем силы. А служить делу жизни, не поддаваясь внешним негативным воздействиям - вот главная цель человека.

3

Комментарий к поставленной проблеме

Автор убеждён, что любой человек, который любит и знает своё дело, может создать абсолютно недосягаемую и одновременно настолько простую и жизненную вещь. А.И.. Куприн подтверждает это, вводя в свой текст Сочинение графа Толстого «Казаки», которое позволило Александрову взглянуть на мир совершено по-другому.

4

Позиция автора

 Нльзя  не  согласиться  с  автором  в  том, что единственное, что нужно  людям – это понять смысл, раскрыть идею, а потом и последовать за ней

5

Собственная позиция

Я полностью солидарна с мнением автора, ведь многие вещи, окружающие нас и кажущиеся нам слишком сложными, на самом деле оказываются неимоверно простыми и понятными

6

Аргумент

7

Литературный аргумент

Идею верности своим ценностям можно увидеть в поступке Жанны Д’Арк. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не уда¬валось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неисто¬вой верой людей. После многих лет позорных поражений фран¬цузы, наконец, смогли победить захватчиков.
Примером человека, хранившим верность своему призванию, поистине является итальянский поэт и философ Д. Бруно. Восемь лет он провел в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он от¬рекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Джордано Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.

8

Заключение

Когда размышляешь над этими фактами, то понимаешь как важно, чтобы человеком руководила цель. И именно ценности являются фундаментом, опорой для дальнейшего продвижения.

Текст по Н. Галю:

Молодой отец строго выговаривает четырёхлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.
– Пожалуйста, – вполне серьёзно говорит он крохе, – можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.
Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.
Или серьёзно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производился забор (!) проб выдыхаемого воздуха». Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы. Но нет, несолидно!
Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: БЕРЕГИСЬ КАНЦЕЛЯРИТА!
Это – самая распространённая, самая злокачественная болезнь нашей речи. Когда-то редкостный знаток русского языка и чудодей слова Корней Иванович Чуковский заклеймил её точным, убийственным названием. Статья его так и называлась – «Канцелярит», и прозвучала она поистине как SOS. Не решаюсь сказать, что то был глас вопиющего в пустыне: к счастью, есть рыцари, которые, не щадя сил, сражаются за честь Слова. Но, увы, надо посмотреть правде в глаза: канцелярит не сдаётся, он наступает, ширится. Это окаянный и зловредный недуг нашей речи. Быстро разрастаются чужеродные, губительные клетки – постылые штампы, которые не несут ни мысли, ни чувства, ни на грош информации, а лишь забивают и угнетают живое, полезное ядро.
Мы настолько отравлены канцеляритом, что порою начисто теряем чувство юмора. И уже не в романе, а в жизни, в самой обыденной обстановке, человек вполне скромный всерьёз говорит другому: «Я выражаю вам благодарность».
Помните, у Виктора Некрасова в Ледовитом океане лодка утлая плывёт и молодой пригожей Тане Ванька песенки поёт?
Хорошо поёт, собака,
Убедительно поёт...
Да, объясняться в любви не только стихами, но и прозой надо убедительно, иначе Таня Ваньке не поверит.
А меж тем в сотнях рассказов, романов, очерков, переводных и отечественных, разные люди по разным поводам разговаривают так, что кажется: вот-вот читатели отзовутся знаменитым громогласным «Не верю!» Константина Сергеевича Станиславского...
В сотый раз спросим себя: кто же должен прививать людям вкус, чувство меры, бережное отношение к родному языку? А заодно – и уважительное отношение к человеку, с которым разговариваешь?
Кто, если не мы?
(по Н. Галю)..

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку

1

Вступление

2

Постановка проблемы

Наш язык бывает литературным и разговорным, устным и письменным, поэтическим и деловым. Но есть еще один вид – канцелярит. Как же он влияет на нашу речь, в чем опасность штампов, что такое канцелярит? Такую проблему поднимает в своей статье известная переводчица Н. Галь.

3

Комментарий к поставленной проблеме

Автор считает, что канцелярит «самая злокачественная болезнь. Она опасна как в разговоре людей, так и в речи литературных героев. Пустые, пустопорожние, они ничему не учат, ничего не сообщают и, уж конечно, никого не способны взволновать, взять за душу. Это словесный мусор, шелуха. И читатель, слушатель перестает воспринимать шелуху, а заодно упускает и важное, он уже не в силах докопаться до зерна, до сути.

4

Позиция автора

Нельзя не согласится с Н. Галь, которая утверждает, что штампы угнетают «живое ядро» языка. Они не несут эмоциональности, живости, информации.

5

Собственная позиция

6

Аргумент

Моя точка зрения находит подтверждение в статье публициста П. Пусталова, который отмечает, канцеляризмы лишают речь эмоциональности, живости, «убивают» индивидуальность пишущего или говорящего, трудно бывает представить себе, что за человек тот или иной журналист, каковы его пристрастия, интересы. Иногда создаётся впечатление, что все материалы написаны каким-то одним абстрактным журналистом: из статьи в статью кочуют одни и те же языковые обороты, слова-паразиты и слова-сорняки, речевые штампы. А это, в свою очередь, лишает публикации главного - их действенности, популярности у читателя.

7

Литературный аргумент

М.Зощенко

8

Заключение

Действительно, в этом кроется разгадка того, что за последние годы падает тираж некогда популярных газет, да и очередей у газетных киосков теперь уже не встретишь.

Текст по Д.С. Лихачеву:

(1) Память одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого.
(2) Лист бумаги. (3) Сожмите его и расправьте. (4) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью.
(5) Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т.д.
(6) А что говорить о генетической памяти памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.
(7) При этом память вовсе не механична. (8) Это важнейший творческий процесс. (9) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты.
(10) Память противостоит уничтожающей силе времени.
(11) Это свойство памяти чрезвычайно важно.
(12) Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (13) Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
(14) Память преодоление времени, преодоление смерти.
(15) В этом величайшее нравственное значение памяти. (16) Беспамятный это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
(17) Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. (18) Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. (19) Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
(20) Совесть это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. (21) Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. (22) Без памяти нет совести.
(23) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной.
               (По Д.С. Лихачеву).

Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку

1

Вступление

2

Постановка проблемы

Д.С. Лихачев говорит нам о том, что память творческий процесс, с ее помощью  человечество преодолевает время и смерть, совесть и память тесно взаимосвязанные понятия.

3

Комментарий к поставленной проблеме

Память чрезвычайно важное свойство человеческого разума, души. Человек, который утратил ее , теряется в этом мире. Это, прежде всего, потеря ориентации душевной, морально-нравственной. С утратой памяти многое, накопленное опытом и годами, исчезает, появляется пустота, а с нею потребность чем-то заполнить ее вновь. Для такого человека беспамятство мука.

4

Позиция автора

Нельзя  не  согласиться  с  автором, рассуждающем и о другом беспамятстве неблагодарности, неспособности ответить добром на добро или испытать чувство искренней признательности другому человеку.

5

Собственная позиция

6

Аргумент

Например, тем, кто когда-то жертвовал своей жизнью во имя светлого будущего своих потомков, своей Родины, своей веры. К сожалению, среди современников существуют люди-варвары, которые, пускаясь в бесчинства, бесчестят святыни могилы павших на войне. Не для того сложили свои головы солдаты-патриоты, чтобы абсолютно беспамятные потомки предали их имена забвению! Сражаясь за каждую пять своего Отечества, ратники защищали свободу, честь, доброе имя своих отцов и дедов. Проливая кровь за свою родную землю, они благословляли на светлое будущее своих детей продолжателей их рода, но отнюдь не беспамятных потомков.

7

Литературный аргумент

В  романе  В.Астафьева  «Прокляты  и  убиты» автор  напоминает  поомкам,  забывшим  о « братьях-солдатиках»,  которые  умерли  от  голода  в  казармах,  а теперь  на  этом  месте  плещется  рукотворное  море. В.Астафьв  пишет,  что  кто-то  регулярно  разбивает  фонари  вдоль  этого  моря. Наверное,  это  «солдатики»  напоминают  неблагодарным  потомкам  «таким  лешачим  способом»  о  себе…

8

Заключение

Без памяти нет совести, уверен Д.С. Лихачев. И я согласна с ним. Может ли ничего не помнящий и никого не признающий человек быть ответственным за себя, свое время перед прошлым и будущим, дать правильную оценку себе, сегодняшнему дню? Ответ на этот вопрос однозначен. Только культура, опирающаяся на многовековые традиции, позволяет развивать богатый внутренний мир человека, не дать образоваться той пустоте души, которая проявляется в безнравственных поступках. На мой взгляд, религия как часть культуры в этом случае также могла бы сыграть важную роль. Любая традиционная религия богата своими обычаями, законами, которые помогают личности достойно нести в себе генетическую память о культурном развитии всего человечества. По мысли Д.С. Лихачева, этой же генетической памятью мироздания во многом обладают окружающие человека предметы, растения, камни, вода, стекло, лист бумаги и т.д

Текст по В. Конецкому:

Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2) Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3) На теплоходе, освещённом мощными огнями. (4) И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…
(5) Я вышел из рубки на крыло мостика. (6) Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7) Я поднял к глазам бинокль. (8) В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9) Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.
(10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11) Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12) И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13) Это не опишешь. (14) Это возвращает в детство. (15) И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и глубоким ощущением родины, России.
(16) И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17) За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18) Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19) И как проста русская песня, так проста живопись.
(20) И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства — будить и освещать в соплеменнике чувство Родины.
(21) Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22) Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23) Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24) А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины…

(По В. Конецкому).

Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность.

1

Вступление

Родина... Родные места... Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и юность.

2

Постановка проблемы

С чем же связано ощущение родины у русского человека? Такую проблему перед читателями ставит известный российский писатель В. Конецкий.

3

Комментарий к поставленной проблеме

В. Конецкий считает, что в наше тяжелое, сложное время художникам не следует забывать о такой функции искусства, как «будить и освещать в соплеменнике чувство родины». И такие русские художники, как Коровин, Левитан, Серов, помогают поддерживать это чувство. Их пейзажи, на первый взгляд, просты и незатейливы. Но они и есть сама Россия, потому что в них заключено что-то, что пробуждает в человеке чувство патриотизма. Автор утверждает, что у русского народа существует «нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины».

4

Позиция автора

Нельзя не согласиться с В. Конецким, который уверен, что ощущение родины у русского человека – это ощущение счастья. Воспоминания родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями в жизни, с неосознанной еще благодарностью за нее

5

Аргумент

7

Литературный аргумент

Тема родины звучит во многих произведениях русских поэтов-классиков, проходит красной линией через все их творчество. Известный поэт Сергей Александрович Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Действительно, каждая строчка стихов С. А. Есенина проникнута горячей любовью к родной земле. Он родился и вырос в глубинке, среди необъятных русских просторов, среди полей и лугов, поэтому в сердце поэта с юных лет запала Россия. Все красоты родного края отразились в его стихах, полных любви к русской земле. О чем бы ни писал С. А. Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.
Известный советский журналист Василий Михайлович Песков в своей статье «Чувство Родины», писал, как у каждой реки есть исток, так и у чувства Родины, есть свое начало. Эта могла быть речка в детстве, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой. В. М. Песков считает, что разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.

8

Заключение

Действительно, Родина - как мать, одна и на всю жизнь! Другой такой родной никогда не будет. Это - корни, это - традиции, культура, это - все то, что делает человека сильнее, когда ощущается эта мощь. Все в этом мире имеет свои истоки.
Итак, ощущение Родины — важнейшее чувство для каждого человека.

Текст по Д. Гранину:

Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.
Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца мои прожитые годы. Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. Смешное детство! Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, все дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.
Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола немножко толще, немножко тоньше, но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. В дереве не было впустую прожитых лет. Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. Оно тоже страдало (от жары, от жучков, от ранних морозов), но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.
Кольца моей жизни рассказ о прошлом. Кольца это автобиография человека. Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывав смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. Мне уже невозможно дойти до такого совершенства Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? По-моему, стоит вспомнить знаменитые тютчевские строки: Учись у них у дуба и берёзы...
(По Д. Гранину).

Вступление

Постановка проблемы

Жизнь человека можно рассматривать, как срез дерева. Каждый прожитый год оставляет свой след в памяти человека, словно создавая новый, всё более широкий круг ствола.

Комментарий к поставленной проблеме

Д. Гранин в данном отрывке поднимает широкую проблему единства всего сущего на Земле. Автор сравнивает себя с деревом: "Внутри меня такие же кольца мои прожитые годы". Писателя заинтересовала мысль о том, что жизнь человека сродни жизни дерева, но дерево, в отличие от человека, несмотря на переносимые страдания и трудности, никогда не отчаивается, не ошибается, не сожалеет об упущенных возможностях или совершённых ошибках.

Позиция автора

Позиция автора очевидна, и с ней невозможно не согласиться. Он считает, что люди должны учиться стойкости и даже мудрости у безмолвных и незаметных спутников нашей жизни у деревьев. Если человек может потерять время, упустить недели, месяцы, а иногда и годы, даже не заметив этого, то у дерева нет впустую прожитых лет.

Собственная позиция

Я полностью разделяю позицию автора. Трудно прожить свою единственную и неповторимую жизнь так, чтобы не совершить ошибок, чтобы не было за что-то стыдно, чтобы не о чем было сожалеть, нечего с горечью вспомнить. Но никогда не поздно сделать попытку изменить себя и свое отношение к жизни. А если попробовать? Попробовать поучиться внутренней силе и стойкости у того, кто сумел прожить свою жизнь так, как следует... У дерева...

Аргумент

Литературный аргумент

Проблема единства человека и природы не нова, к ней обращались многие замечательные русские писатели. Так, в "Войне и мире" Л.Н. Толстого есть две прекрасные сцены, в которых князь Андрей размышляет о себе и своей жизни у старого дуба. Впервые это происходит, когда князем Андреем овладевает ощущение, что жизнь кончена. Но изменяются жизненные обстоятельства, и герой не узнаёт старый дуб: человек и дерево переживают пору обновления.

Другим примером может послужить образ, созданный писателем В. Шишковым в "Угрюм-реке". Жизнь Прохора протекает параллельно с рекой. Герой постоянно возвращается мыслью к реке, вся его жизнь в какой-то степени сравнивается с её течением, которое, обходя трудности и препятствия, не останавливаясь, не отчаиваясь, выполняет своё природное преназначение.

Заключение

Жизнь человека не слишком отличается от жизни природы. И нужно быть ближе к ней, чтобы твоя собственная жизнь оказалась в результате более правильной.

Работы  обучающихся  10А  класса. Учитель  Найда А.В.