Уроки Памяти, посвященные Великой Отечественной войне.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Честных Валентина Юрьевна

Уроки Памяти, посвященные Великой Отечечественной войне, заставляют задуматься представителей молодого поколения о роли истории в жизни общества, о поступках наших предков, их подвигах, героизме на фронте и в тылу, учат милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учат быть людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_pamyati_o_vov._chestnyh_v.yu_.doc338 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           В.Ю. Честных

УРОКИ ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Из опыта работы

Методическое пособие

Мичуринск 2015

УДК 821.161(075.3)

ББК 83.3(2рос=Рус)6я723

Ч51

Печатается по решению научно-методического совета ТОГАОУ СПО «Промышленно-технологический колледж»

Рецензенты:

заместитель директора по НМР ТОГАОУ

«Промышленно-технологический колледж» А.А. Колесник

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО Мич ГАУ Социально-педагогического института Г.А. Ашихмина

Честных В.Ю.

Ч51

Уроки памяти, посвященные Великой Отечественной войне: Из опыта работы: методическое пособие / В.Ю. Честных. – Мичуринск: Изд-во ТОГАОУ СПО «Промышленно-технологический колледж», 2015. – 24 с.

Данное пособие содержит методические разработки уроков литературы, посвященные Победе в Великой Отечественной войне.

Методическое пособие предназначено для преподавателей образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования.

УДК 821.161(075.3)

ББК 83.3(2рос=Рус)6я723

© Честных В.Ю., 2015

© Изд-во ТОГАОУ СПО «Промышленно-технологический колледж», 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………

4

Урок-концерт «И ходит по Земле босая Память – маленькая женщина»

6

Урок-семинар «Новое осмысление войны в произведениях современной литературы»………………………………………………...................

14

Урок памяти «Человек на войне. Глубина анализа духовного мира героев в тяжелых испытаниях войны»…………………………………......

18

Заключение …………………………………………………………………

23


ВВЕДЕНИЕ

Тема Великой Отечественной войны – святая не только для нашей литературы, но и для огромного количества людей, населяющих мир. Как пробудить у современных ребят интерес к литературе о Великой Отечественной войне? Как сделать так чтобы они читали подобные произведения, проникались нравственным содержанием, сочувствовали, сопереживали? Видимо, при отборе произведений следует не только руководствоваться образовательными целями, но и учитывать психолого-возрастные особенности обучающихся.

«Память – это свойство души сознанье о былом»– читаем в словаре
В.И. Даля, то есть хранить знание о прошлом, каким бы оно не было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.

Девятого мая 2015 года весь мир  отмечал 70-летие Победы над фашизмом. Уходят из жизни свидетели и родственники тех, кто пережил тяжелейшие годы нашей страны. Память о погибших, пропавших без вести, о тех, кто пришел с войны, но не дожил до великого Праздника Победы, нужна прежде всего нам живым.

Тема войны в русской литературе неисчерпаема. Каждое произведение – итог размышлений, воспоминаний о грозном испытании, выпавшем на долю русского человека.

Чем дальше отдаляется от нас время военной поры, тем высвечивает оно романтические лица того времени. Это были надежные, крепкие, мужественные, добрые люди – это их руками созидались великие дела, это они вынесли на своих плечах неслыханную войну.

Время показало, что нашим людям было что защищать в этой войне, для них она была в полном смысле Отечественной, ибо они защищали свою землю, свои семьи, не щадя жизни.

Поэтому очень важно показать подрастающему поколению значимость подвига, совершенного нашими отцами и дедами во имя спасения страны и ее будущего.

Каждый урок литературы должен служить высокой цели – формированию мировоззрения учеников, нравственных идеалов.

Взаимоотношение ученика и учителя, продиктованные педагогикой сотрудничества и основанные на равноправии в процессе обучения, предполагают и особое построение урока.

При проведении таких уроков использую различные методы обучения: работа с различной литературой, демонстрация наглядных пособий, использование аудио и видеозаписей, дискуссии. Обучающиеся помогают в проведении таких уроков, работают над планом, готовят доклады и сообщения, читают стихи, инсценируют отдельные сцены из произведений.

Постоянный творческий поиск, стремление к таким формам и методам работы обеспечивают наиболее полное выявление и раскрытие личности учителя и ученика.

Именно поэтому были поставлены конкретные учебные цели:

  1. Знакомство с поэзией и прозой военной поры.
  2. Место и роль нашего государства в Великой Отечественной войне.
  3. Основные этапы военных действий и их особенности.
  4. Традиции русской батальной прозы.
  5. Представители разных уровней военной иерархии.
  6. Причины и последствия войны.

Выделены познавательные задачи:

  1. Дать оценку итогам Великой Отечественной войны.
  2. Раскрыть сущность понятий (Родина, честь, подвиг).
  3. Философское осмысление жизни.
  4. Выявить сложную систему духовных отношений, в которых находится человек.
  5. Установить обязанности человека, которые на него налагает семья, общество.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
  2. Восхититься подвигом.
  3. Устыдиться своего сегодняшнего отношения к людям, защищавшим мир на земле.
  4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

        


УРОК-КОНЦЕРТ

«И ХОДИТ ПО ЗЕМЛЕ БОСАЯ ПАМЯТЬ – МАЛЕНЬКАЯ ЖЕНЩИНА»

Тема «Великая Отечественная война»

Цели урока:

Обучающая: добиться понимания причин и последствий Великой

Отечественной войны, дать анализ поэзии о войне, формировать понятие о чести и подвиге людей, воевавших в годы войны.

Развивающая: учиться делать выводы, совершенствовать навыки работы с книгой, делать сообщения на уроке, развивать у обучающихся  память, речь.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, восхититься подвигом своего сегодняшнего отношения к людям, защищавшим мир на земле.

Тип урока: урок-концерт.

Межпредметные связи: история «Великая Отечественная война».

Учебно-материальное оснащение: портреты писателей и поэтов, иллюстрации, аудиозаписи, сборники произведений.

Ход урока:

I.        Организационная часть. (приветствие, готовность к уроку).

II.        Изложение нового материала.

  1. Память о войне.
  2. Словарная работа.
  3. Знакомство с биографией участников Великой Отечественной войны.

Звучит песня «Священная война».

1.        Учитель. Течет река времени. Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепельница сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто кА роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны.

Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне – мужские. Это и понятно, ведь воевали в основном мужчины. Но с годами мы все больше и больше постигаем бессмертный подвиг женщины в войне, ее величайшую жертву, принесенную на алтарь Победы.

Низкий поклон Женщине, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами!

Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг», и самое высокое – «мать». Но милосердие – их суть и смысл. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки». Бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жесткостью на землю, на ее дом, на ее детей.

Всего за годы войны в различных родах войск на фронте служило 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.

Так какие же они были, девчонки срок первого, как уходили на фронт, как воевали?

Сегодняшний урок мы посвящаем женщинам, которые наравне с мужчинами добывали свободу. Перед нами предстанут судьбы, жизни, искореженные войной, потерей близких, утратой здоровья, женским одиночеством, невыносимой памятью военных лет.

Эпиграф к уроку: «Вспомним всех поименно,

                Горем вспомним своим.

                Это нужно не – мертвым!

                Это надо – живым!»                        

(Р. Рождественский).

2.        К уроку даю задание:

По ходу урока у вас должен родиться план, по которому нужно написать сочинение по лирике военной поры, пункты плана могут быть строчками стихов.

3.        Обратите внимание на другую часть доски. («В словарь»). Здесь даны слова, которые встретятся по ходу урока и правописание которых вам надо запомнить.

В словарь.

День Победы, Великая Отечественная война, военный, священный, Милосердие, обелиск, Вечный огонь.

Как хорошо, что человек наделен памятью.

С чего начинается память – с берез?

С речного песочка? С дождя на дороге?

А если – с убийства!

А если – со слез!

А если – с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростертых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мертвым!

И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет

Войной начинается память.                                        

(К. Симонов)

Землю жгли смертельные метели

Небеса и те не знали сна ….

В серые солдатские шинели

Наряжала девушек война

(А. Жаров)

  1. Обучающийся знакомит с биографией Л.Р. Зверевой:

–        окончила Усманское медучилище в 1937 году;

–        в 1942-м призвана в действующую армию и зачислена в состав 60-й армии Первого Украинского фронта операционной сестрой эвакогоспиталя №174;

–        принимала участие в Курской битве, форсировании Днепра, прошла Южную Польшу, г. Краков и закончила боевой путь в Верхней Силезии в звании лейтенанта медслужбы.

Обучающиеся узнают о подвиге Любови Романовны, которая около сорока лет после окончания войны проработала медсестрой в Октябрьской районной больнице, каждый день отмеряя туда и обратно 10 километровый путь, словно продолжение долгих верст войны.

Документы войны… За их скупыми строками – сложная и прекрасная судьба. Чем можно воздать за их подвиг? Может быть, согреет сердце стихотворение о том далеком времени.

Цветы, как люди

Я помню, будто бы вчера:

Далекий фронт и госпиталь холодный

На сломанную веточку похожа,

В палате умирала медсестра.

Была она белее, чем бинты,

Глаза, как тени, на лице синели…

И мальчики в продымленных шинелях

Ей после боя принесли цветы.

Откуда там, на выжженной земле,

Под пулями, под взрывами, откуда

Взялось это оранжевое чудо

На тонком изогнутом стебле?

На нестерпимой белизне бинтов –

Два мака пересаженные в каску.

И в мире лучше не было лекарства

Нежнее и целебнее цветов!

Тогда я понял, как цветы сильны.

Они – как нежность, как цветы, как дети,

Сильнее зла. Сильней всего на свете.

Сильнее смерти и сильней войны.

Цветы, как люди, на добро щедры.

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, теплые костры.

Я славлю тех, кто вырастил цветы,

Как славят кузнеца или шахтера.

Я благодарен людям, у которых

Добры сердца и помыслы чисты.

(Ж. Кирилидзе)

А говорили: все проходит

И позабудется в свой срок.

Но боль войны жива в народе

И бродит, как в берёзах сок.

(А. Селезнёв)

        

Анна Егоровна Ростовцева жила с мужем и маленькой дочкой в Бересте. Ждала второго ребенка.

В тот день она проснулась от непонятного грохота. Быстро вскочила с постели. Никак не могла сообразить, что происходит. Когда же под самыми окнами раздался оглушительный взрыв и в комнату влетели осколки металла, поняла: началась война. Наспех набросив на себя одежду, схватив на руки дочку, выскочила из дома.… Так началась война для жены политрука роты 125 пехотного полка 6-й Орловской дивизии Анны Егоровны Чекалиной.        

Двое суток прожила она в незнакомом доме, а на третий стояла у взрывной ямы вместе с двумя мужчинами под дулами автоматов, прижимая к себе заливающуюся слезами дочку. Но тут произошло неожиданное. Женщина, которая приютила Анну Егоровну, бросилась к ней, выхватила ребенка и скрылась в толпе, согнанной сюда фашистами.

Прогремели выстрелы. Двое мужчин упали, а она продолжала стоять. Один из палачей подошел к ней и с силой ударил прикладом в грудь. Женщина упала, не подавая признаков жизни. А когда фашисты ушли, люди подняли ее с земли и отнесли ее в дом.

Больше оставаться здесь она не могла. Установив связь подпольщиками, Анна Егоровна устроилась на работу в больницу. В валике волос она выносила бинты, медикаменты. А вскоре ее забрали в гестапо. Ее допрашивали, пытали, били, требуя выдать имена подпольщиков. Партизаны Бреста подкупили охрану, и Анна Егоровна оказалась на свободе.

Она ушла в партизанский отряд…. Во время одной из боевых операций Анна Егоровна получила ранение, была представлена к награждению орденом Красной Звезды.

В этой страшной войне Анна Егоровна потеряла двоих детей. В 1944 году начала их поиски. Только через 14 лет она нашла сына Васю, объехав почти всю страну. А еще через год в Сибири нашлась и дочь Алена.

Раньше, когда я думала о войне, мне представлялись бегущие и падающие солдаты, стонущая от ран земля. Теперь же слово «война» связано для меня с гражданским и материнским подвигом этой женщины…

Вы не плачьте, женщины военные,

Девушки сороковых годов.

Ваши слезы, слезы сокровенные,

Тяжелей сибирских зимних льдов…

Непосильны вам воспоминания…

Но, вернувшись в прошлое на час,

Вопреки всем ранам, всем страданиям

В прежних превращаетесь девчат…

Вы не плачьте… А запойте лучше вы,

Воскресите юность песне той:

Выходите на берег с «Катюшею»…

На высокий берег, на крутой.

(С. Козлова)

Исполняется песня «Катюша»

Вижу в семьях очень разных

Письма почты полевой.

В горький час и в светлый праздник

Голос их звучит живой.

 

Обучающийся.

М.А. Щетинина родилась 16 ноября 1923 года;

Цветы, как люди призвана на фронт в 1942 году и воевала на Первом Украинском фронте в составе 148-й дивизии в 507-м стрелковом полку связисткой. Прошла Украину, Польшу, Германию;

Цветы, как люди была награждена орденом Красной Звезды; медалями «За боевые услуги» и «За отвагу»;

Цветы, как люди на фронте получила множественное слепое мелкоосколочное ранение спины и головы…

(Чтение писем Марии Андреевны).

Вы прекрасны женщины России,-

Я узнал не из великих книг.

Вы прошли чрез годы вихревые,

Не утратив сердца и на миг.

Вы в закрытой памяти не ройтесь,

Вам трудней сказать, что я скажу:

Видел Вас, отважных и геройских,

Вами, россиянки, дорожу –

Вашей вечной славою солдатской,

Закаленной на лихом огне,

И слезою, пролитой украдкой –

Мало ль, что бывало на войне!

Вашей статью, вашей трудной долей,

Зачастую вдовьей, горевой,

Мужеством на грозном ратном поле,

Щедростью души своей живой.

Все это никак не обходимо

И достойно гордости людской

Все это никак не отделимо

От того, что помним день-деньской.

(А. Прокофьев).

Мы вспоминаем «всех поименно»; кто приближал Великую Победу. Память о них помогает воспитывать в молодом поколении доброту, милосердие, сострадание.

Верю в добрых сердец бессмертие.

В солнце мира и тишины.

Милосердие! Милосердие!

Это слово старше войны…

Милосердие! Слово вещее,

Ты и нам сияло во мгле,-

Наклонялись над нами женщины

Под огнем на ничьей земле.

И когда все войны забудутся,

Все оружие на слом пойдет,

Все надежды людские сбудутся,-

Милосердие не умрет!

(В. Шефнер)

Звучит песня «День Победы»

Земля устала от войн. Устала… Почему мы забываем о том, что люди рождаются для жизни, для созидания, для любви…

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,

Не год, не два,

А миллиарды лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

(С. Михалков)

Женщине не нужно воевать.

Пусть она, красивая и хрупкая,

Будет просто женщина и мать,

Свой очаг хранящая голубкою…

Женщине не нужно воевать,

Но солдаты нынче вспоминают:

– Стыдно было землю обнимать,

Если цепь девчонки поднимают.

Тишь в полях. Хотя года идут,

Памятное время сердцу дорого,

И на встречах ветераны ждут

Своего отважного комсорга,

Ей готовы руки целовать

Все солдаты, старше и моложе.

Слава женской доблести!

И все же

Женщине не нужно воевать.

(Н. Новосельнова).

Звучит песня «Хотят ли русские войны».

И ходит по Земле

Босая Память – маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы, –

Ей не нужны ни визы, ни прописки,

В глазах – то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе – о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают.

И обелиски кланяются в пояс.

(Е. Исаев)

Учитель. Не всем было суждено прийти с этой страшной войны. Но память о них, героях и рядовых, всегда в наших сердцах.

Минутой молчания почтим их память.

Услышанные сегодня рассказы рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо.

Они звучат как предостережение.

Как обвинение тем, кто развязывает войну. Но, к сожалению, пламя войны продолжает полыхать. Это Чечня.

Взвод на «первый-второй» рассчитался сполна.

И вкопался по грудь на высотах.

А на утро солдат рассчитала война

На «двухсотых» и только «двухсотых».

Я в кощунстве страну упрекнуть не могу

Но её не разжалобишь взводом.

Десять русских «двухсотых» лежат на снегу,

Как близняшки с двухтысячным годом.

С грузом «двести» в душе я и сам не живой.

Что творится сограждане с нами?

Раньше с фронта писали: погиб как герой

А теперь – только цифра с нулями

Скоро нам телеброкера сводки потерь

Попадут вперемежку с рекламой.

Мы позволили нашим глазам запотеть.

И не видим, где криво, где прямо.

А калёные жерла нелепой войны

Затыкают нам грохотом уши.

Мы отводим глаза от уставшей страны.

Дал бы бог отвести ещё души.

Грузом «двести» на них навалился Кавказ

Не укрыться в жилищах высотных.

Это линия фронта прошла через нас

Не в двухтысячном мы, а в «двухсотом»

(Л. Корнилов)

Учитель. Войне говорят «нет!» матери, жёны, сёстры, дочери. Войны, будь они даже маленькие – для Женщин всегда великие. Женщина отвергает смерть, призванная любить и продолжать жизнь.

III.        А мне хочется сказать спасибо всем, кто сегодня помогал проводить урок, кто душой и сердцем окунулся в те годы, кто вспомнил о тех, «кто уже не придёт никогда».

Проверка составленных планов по теме урока (проецируется возможный вариант).

  1. Учитель подводит итог, комментирование оценок. Рефлексивная деятельность обучающихся.

План:

  1. «Вспомним всех поименно»…
  2. «Но боль войны жива в народе»…
  3. «Вы прекрасны женщины России»…
  4. «Женщине не нужно воевать»…
  5. «И ходит по земле босая Память – маленькая женщина»…

V.        –        Написать сочинение-миниатюру по данной теме.

        –        Журавлев В.П. стр. 217–229.

        –        Наизусть стихотворение о Великой Отечественной войне.


УРОК-СЕМИНАР

«НОВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Тема «Человек на войне. Глубина анализа духовного мира героев в тяжелых испытаниях войны»

Цели:

Обучающая: добиться понимания традиций прозы о Великой Отечественной войне, выявить сложную систему духовных отношений, в которых находится человек.

Развивающая: формировать умение выделять главные особенности произведений, углубить знания о литературе Великой Отечественной войны.

Воспитательная: формировать интерес к другим произведениям писателей, воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, гордости за свой народ.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: История «Великая Отечественная война».

Учебно-материальное оснащение урока: портреты писателей, иллюстрации, репродукции картин, слайды, аудиозаписи, сборники произведений.

Ход урока:

  1. Организационная часть (приветствие, готовность к уроку).
  2. Опрос по домашнему заданию.

1. «Судьба в документах»

2. «Судьба в рассказе»

3. «Судьба в письмах»

4. «Женщине не нужно воевать…»

 

  1. Изложение нового материала.

 

План изложения:

  1. Основа повести В. Закруткина – реальный факт.
  2. Словарная работа.
  3. «Матерь Человеческая» В. Закруткина – одно из пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны.

О Владычице Царица Небесная!

Ты мне упование и прибежище,

Покров и заступление и помощь

Из молитвы.

Материнства не взять у Земли,

Не отнять, как не вычерпать моря.

(В. Высоцкий)

Музыка. В. Высоцкий «Песня о Земле».        

В песне Высоцкого перед нами искореженная мертвая Земля, которая на первый взгляд никогда не поднимется из пепла. Но автор уверен: она только затаилась на время, потому что «материнства не взять у Земли», потому что

«Земля – это наша душа». И в повести Закруткина мы видим страшную картину опустошения и смерти. Кажется, это конец мира, Апокалипсис, который избежала только маленькая женщина Мария, но и она не хочет жить в опустевшем мире. Однако именно ей предстоит стать Матерью Человеческой, оберегающей связь поколений и род людской.

2.        Сегодня мы открываем новую страницу в словаре. Обратите внимание на доску. Здесь записаны слова, правописание которых вам надо запомнить.

В словарь.

Мадонна, хранительница, священный, молитвенница, милосердие, материнство, истерзанный, ответственность, противопоставление, единение, поколение.

3.        В основе повести В.Закруткина «Матерь Человеческая» лежит реальный факт. Автор ее военным корреспондентом прошел Великую Отечественную от начала до конца. В книге «Страницы о себе» он вспоминает: «Я своими глазами увидел все, что натворили гитлеровцы. Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожженные от начала до конца. Но более всего ему запомнился один эпизод, легший в основу повести «Матерь Человеческая» «Ранней осенью 1943 года мы покинули забитую войсками дорогу и поехали по степи, удаляясь от магистральной дороги»…        

В полдень мы выехали в черные развалины какого-то сожженного гитлеровцами хутора. На хуторе не было никого живого… Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырех, а следом за ним из этой же норы выползла, еле прикрытая лохмотьями, молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам все, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожженный хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…»

В перерывах между боями Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю.

Чтение начала повести.

«Спустя много лет, я не могу не рассказать о ней людям…»

–        Почему же автор говорит, что не имеет права забывать «эту женщину»? Почему он вспоминает о ней, глядя на скульптуру Мадонны?

Мадонна, Богоматерь напоминает ему о другой женщине – простой русской крестьянке, которой тоже выпала жестокая судьба. И та и другая лишились своих детей, преданных мученической казни. И та и другая нашли в себе силы жить после этой трагедии, чтобы сохранить память о погибших… Но горе русской крестьянки кажется Закруткину масштабнее и неизбывнее горя Пречистой.

С древнейших времен сложился у человечества культ Матери и материнства. Именно от нее, Великой праматери, рождается, по многим мифам, Свет, а затем все сущее на Земле.

–        Взгляните на репродукции полотен белорусского художника
М.А. Савицкого «Беженцы», «Дети войны», «Казнь», «Мать партизана». Какие из них вы могли бы соотнести с повестью и судьбой ее главной героини? Почему? Какая картина кажется вам наиболее созвучной повести по смыслу? Почему?

Все эти картины соотносимы с произведением Закруткина: здесь и страшная сцена казни, ужас которой довелось пережить Марии; здесь и колонны беженцев, проходящие через разоренные села; здесь и напуганные, обездоленные, осиротевшие дети, глядящие на зрителей расширенными тоскливыми глазами. Но самой созвучной повести картиной можно назвать «Мать партизана» (1972).

На глазах Марии убит муж и сын, соседка Феня, девочка Саня Зименкова, односельчане; угнаны в Германию; от полной, яркой жизни не осталось ничего, кроме нее самой. Зачем жить? И Мария молится.

–        Почему она пересиливает боль, поднимается над горем и остается жить?

Убитая горем Мария зовет смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, «что она не одна, что в ней теплится иная, пока еще слитая с измученным материнским телом, но уже своя, отдельная слабая жизнь…»

Мертвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. Именно мертвые (вернее, память о них) заставляют ее жить. Поистине: смертию смерть поправ…

Внутренний диалог разума и сердца России.

Чтение отрывка из произведения.

Осознать свою великую миссию помогают ей не только мертвые, но и живые. И один из них – солдат Вернер Брахт.

–        Вспомните, какое чувство испытала Мария, впервые увидев его.

(«Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце…», «убей убийцу»).

–        Почему не свершила она этого страшного, несовместимого с материнской природой, поступка?

Милосердие победило злобу, погасило чувство мести.

Мария стала названой матерью своего врага и, сама того не ведая, вступила на путь утешительности, помощницы, заступницы…

–        Вспомните, в какие еще моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства.

Мария, познавшая боль и горе своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не сострадать всем. Завершилось ее преображение в Матерь Человеческую.

–        Что же помогло ей выжить?

Материнское чувство ответственности и любви. Не зная толком Богоматери, она последовала Ее примеру, став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой.

  1. Заключение.

Включается фонограмма «Аве, Мария» И.С. Баха – Ш. Гуно в исполнении Анны Герман или Ф. Шуберта в исполнении Робертино Лоретти, и в сопровождении музыки демонстрируются слайды с картин Рафаэля

«Сикстинская мадонна», П. Батони «Мадонна с младенцем», икон Владимирской Богоматери.

–        Что на ваш взгляд объединяет все эти полотна?

–        Какой образ кажется вам наиболее близким героине В. Закруткина?

–        А какая картина особенно близка идее повести?

  1. Подведение итогов урока.

Все вернется на круги своя. И тысячи, миллионы людей припадут к стопам нашей вечной Матери – восстановится связь времен и поколений и символом единения станет Мать Бога и человека.

  1. Комментирование выставленных оценок.

  1. Домашнее задание:

–        Написать сочинение – миниатюру «Проект памятника Матери».

–        Прочитать повесть В. Быкова «Сотников».

–        Агеносов В. стр. 359–361.


УРОК ПАМЯТИ

«ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ. ГЛУБИНА АНАЛИЗА

ДУХОВНОГО МИРА ГЕРОЕВ В ТЯЖЕЛЫХ ИСПЫТАНИЯХ ВОЙНЫ»

Тема «Новое осмысление войны

в произведениях современной литературы»

Цели:

Обучающая: научить обучающихся сравнивать факты, выделять особенности  произведений о Великой Отечественной войне, учиться  высказывать свои суждения, в ходе анализа повести, составить  сравнительную характеристику героев.

Развивающая: развивать способность отбирать и систематизировать факты по предложенным вопросам.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине,  формировать интерес к предмету.

Тип урока: урок – семинар.

Межпредметные связи: история «Великая Отечественная война 1941-1945г».

Учебно-материальное оснащение урока: портреты писателей, сборники произведений (В.Быков «Сотников», «Альпийская баллада», «Знак беды»), иллюстрации, аудиозаписи «Хотят ли русские войны».

Ход урока:

Организационная часть (приветствие обучающихся, подготовка к уроку, психологический настрой).

Опрос обучающихся по домашнему заданию:

  1. Работа по карточкам (иллюстрациям).
  2. Эпизод, легший в основу повести В. Закруткина «Матерь человеческая».
  3. Как соотносит автор образ Мадонны и крестьянки Марии.
  4. Почему Мария поднимается над горем и остается жить?
  5. В какие моменты жизни Мария испытывает чувство материнства?

План урока.

  1. Философская повесть о войне.
  2. Работа со словарем.
  3. Биографическая справка.
  4. «Рядовой всенародного подвига» (В. Быков). Доклад.
  5. «Коварная судьба заплутавшего на войне человека» (В. Быков)
  6. Работа микрогрупп по произведению В. Быкова «Сотников».

Звучит песня «Хотят ли русские войны»

  1. Преподаватель. Продолжая изучение темы «Великой Отечественной войны в современной литературе», следует отметить, что символизация образов, философическое осмысление ситуаций нравственного выбора характерно для военной повести. Прозаики тем самым продолжают размышления своих предшественников над «вечными» вопросами о природе добра и зла, степени ответственности человека за поступки. Отсюда стремление писателей к созданию ситуаций, которые приближались к притче, расцвеченной авторской эмоцией и обогащенной вполне реалистическими подробностями. Недаром родилось даже понятие – «философская повесть о войне», связанная прежде всего с творчеством белорусского прозаика-фронтовика Василя Быкова, с такими его произведениями, как «Сотников», «Обелиск». «Знак беды». Проблематика этих произведений емко сформулирована самим писателем: «Я говорю просто о человеке. О возможностях для него и в самой страшной ситуации – сохранить свое достоинство. Если есть шанс – выиграть. Если нет – выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно».

Эпиграфом к нашему занятию будут слова самого писателя: «От умения жить достойно очень много зависит в наше сложное, тревожное время. В конечном счете именно наукой жить достойно определяется сохранение жизни на Земле. Жить по совести нелегко. Но человек может быть человеком, и род человеческий может выжить только при условии, что совесть людская окажется на высоте».

  1. В словарь: Самоотверженность, мужество, героизм, партизанская война, безотказность, самолюбие, доверчивость.

Обратите внимание! На доске записаны слова, встречающиеся в тексте произведения В. Быкова «Сотников», правописание которых вам надо запомнить.

Для проведения сегодняшнего урока группа делится на микрогруппы.

Оценивать деятельность каждой из микрогрупп будет эксперт.

  1. Биографическая справка

Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. 19-летний младший лейтенант отправился на фронт. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует такой факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненым, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был дважды ранен. Демобилизовался лишь в 1955 году.

Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодежи. В 1956–1957 годах писатель создает военные рассказы и остается верным военной теме: «Журавлиный крик», «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая», «Его батальон», «Знак беды».

Повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников» представляют собой своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.

Задание: в ходе анализа повести составить сравнительную характеристику героев»

  1. Доклад «Рядовой всенародного подвига».

 В произведениях В. Быкова о войне наряду с темой нравственных истоков борьбы существует еще мотив испытания на человечность. Через такое испытание герои Быкова проходят на рубеже между жизнью и смертью. Для писателя очень важно выяснить, каковы нравственные качества наших людей, с такой силой проявившиеся в ожесточенной схватке.

 Сотников стал воевать с самых первых дней. Первый бой стал для него последним в том смысле, что он попал в плен. Затем побег, снова плен, опять побег. В настойчивом стремлении вырваться из плена чувствуется решительность, сила, мужество характера Сотникова. После удачного побега Сотников попадает в партизанский отряд. Здесь он проявляет себя как смелый, решительный партизан. Однажды он остается в прикрытии с Рыбаком, когда их отряд напоролся на карателей. В бою Сотников спасает жизнь Рыбаку. После этого они вместе спали, ели из одного котелка. Больной Сотников идет на очередное задание вместе с Рыбаком, в то время как двое здоровых партизан отказываются. На вопрос недоумевающего Рыбака, почему он согласился идти на задание, Сотников отвечает: «Потому и не отказался, что другие отказались».

Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен? Логика характера Сотникова такова, что он способен на самопожертвование. Сотникова первым берут на допрос, считая, что он быстро даст сведения, так как он физически слаб. Но герой Быкова не оправдывает надежды полицаев. Он молчит даже под пытками.

Главное для Сотникова – уйти из жизни по совести, со свойственным человеку достоинством, как пишет об этом Быков. Он остался Человеком в бесчеловечных обстоятельствах. И в этом его подвиг, его нравственное восхождение, противопоставленное падению Рыбака. Автор и его герой помогают нам понять истоки массового героизма наших людей в жестокой битве с фашизмом. Сотников выдержал страшное испытание и показал свою зрелость, идейную и нравственную.

  1. Доклад «Коварная судьба заплутавшего на войне человека».

«Коварная судьба заплутавшего на войне человека»– такой фразой завершает В. Быков рассказ о Рыбаке. Судьба – это неодолимая власть обстоятельств.

Рыбак не злодей, маскировавшийся до поры до времени, многое в нем вызывает симпатию, инее потому, что мы поначалу не распознали его истинное лицо, а потому, что у него действительно много достоинств. Ему свойственно чувство товарищества. Он искренне сочувствует расхворавшемуся Сотникову, заметив, что тот мерзнет в шинели и в пилотке, отдает ему свое полотенце. Делится с ним остатками пареной ржи. Как же случилось, что Рыбак, вроде бы не трус и не шкурник, становится предателем и участвует в казни своего товарища?

Находясь в плену, он смутно чувствует, что у него есть какой-то шанс благополучно выбраться из этой переделки, но воспользоваться им он сможет, лишь развязав себе руки, то есть отделив свою судьбу от судьбы напарника. Это был первый шаг к его падению. И вот его последний шаг. На виселице качаются четверо погибших геройской смертью, и под ним медленно раскручивается пустая пятая петля.

И даже теперь Рыбак не понимает, что он сделал: причем тут он, разве это он? Он только выдернул чурбан из-под ног Сотникова. И то по приказу полицейских. Даже теперь он не понимает, что решив любой ценой «обойти судьбу», «вывернуться», он обрекает себя только на одно – на предательство. Повествование о Рыбаке заканчивается неудачной попыткой самоубийства, после которой наступит примирение с предательством.

  1. Работа по тексту (в микрогруппах).

Вопросы:

  1. С какой целью партизаны идут в деревню? Почему Сотников вызвался идти на задание, если мог отказаться, так как был болен? (Глава 1)
  2. Почему Рыбаку «это было не совсем понятно»?
  3. Вспомните эпизод, когда партизаны в поисках продовольствия зашли к старосте Петру. Почему Сотникова не трогает ни сочувствие старостихи, заметившей, что он болен, ни ее видимое добросердечие? (Глава 4).
  4. Почему Рыбак не задумался над причинами службы старосты у немцев? ( Глава 3).
  5. Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен? (Глава 9).
  6. Сравните поведение героев во время ареста (Глава 10). В чем разница? Что мучает Сотникова в это время? А Рыбак будет переживать за Демчиху и старосту?
  7. Почему первым берут на допрос Сотникова?
  8. Почему Сотников не хитрит, не изворачивается, как Рыбак?
  9. Что стало главным для Сотникова в эти оставшиеся мгновения жизни?
  10. Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства?
  11. Готов ли он к тяжелым нравственным испытаниям? Почему не готов?
  12. Зачем Быков вводит в повесть образ мальчика в сцене казни Сотникова? (Глава 18)
  13. В чем же подвиг Сотникова, ведь погибает он не в бою?
  14. Можно ли утверждать, что роковая петля и впрямь оказалась «одна на двоих»: оборвав жизнь Сотникова, по-своему задушила и Рыбака? (Глава 19).

Закрепление.

  1. Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?
  2. Как вы думаете, проблемы, поднятые Быковым в повести, злободневны сегодня? Что вы почерпнули из этого произведения?
  3. Чтение составленных планов по теме урока.

Подведение итога.

В образе Рыбака заключен своеобразный урок всем, кто намеривается достичь корыстной цели, идет на недопустимые компромиссы, шаг за шагом оставляя «территорию» своей независимости, честности, порядочности и оказываясь в конце концов, иногда даже незаметно для самого себя, в стане врага, на его стороне. Герои Быкова войдут в память многих молодых людей, ведь уроки мужества, человечности, правды всегда бывают ко времени.

Деятельность микрогрупп оценивает эксперт.

Комментирование оценок.

Домашнее задание.

  1. Агеносов В.В. стр. 358–361.
  2. Сочинение на одну из тем:

«Правда о войне в изображении В. Быкова»;

«Что такое героизм в понимании В. Быкова»;

«Сохранить в себе человека» (по произведениям В. Быкова).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уроки Памяти, посвященные Великой Отечественной войне, заставляют задуматься представителей молодого поколения о роли истории в жизни общества, о поступках наших предков, их подвигах, героизме на фронте и в тылу, учат милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учат быть людьми.

Произведения литературы помогают воспитывать у обучающихся патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи, презрение к насилию, несправедливости.

Занимаясь краеведческой и поисковой работой «Я помню – я горжусь», ребята по-иному взглянули на подвиги и события минувших лет, целенаправленно принимали участие в мероприятиях о Великой Отечественной войне, сердцем ощутили боль, которую не приглушило время, изучали биографические данные, читали патриотические стихи и пели песни военных лет.

Пропагандируя славные традиции нашей армии, обучающиеся участвуют в конкурсах сочинений, рисунков и плакатов о войне, фестивалях патриотических песен, соревнованиях по военно-прикладным видам искусства, в акциях милосердия, устраивают тематические вечера с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны и оказывают им помощь.

Извлекая уроки из прошлого, молодежь думает о будущем и о тех, благодаря кому мы сейчас живем и дышим.


Учебно-методическое издание

Честных Валентина Юрьевна

УРОКИ ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЕННЫЕ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Из опыта работы

Отпечатано с готового оригинал-макета в ООО «БиС»

393773, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ш. Липецкое, д. 95А

Подписано в печать 18.10.2015 г. Формат 60х84 1/16,

Бумага офсетная № 1. Усл. печ. л. 1,4. Тираж 100 экз. Ризограф

Заказ № 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер "Кубани славные сыны", посвященный памяти героев Великой Отечественной войны

Литературный вечер "Кубани славные сыны" посвящен памяти героев Великой Отечественной войны. Мероприятие предназначено для учащихся 9 классов. На данное мероприятие рекомендуется пригласить героев Вел...

Урок мужества "Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается"

Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне ...

Классный час, посвященный Великой Отечественной войне, памяти тувинским добровольцам

Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества. Дорогие ребята и наши гости! В эти минуты по всей нашей республике проводятся такие мероприятия,...

Название: Внеурочно мероприятие, посвященный Великой Отечественной войне «Мы памяти этой верны» в 6А классе

Это методическая разработка внеклассного мероприятия «Мы памяти этой верны!», посвящённого Дню Победы». Данная работа актуальна, так как скоро  наша страна отмечает День  П...

Конспект урока по математике «Великая Отечественная война в цифрах и фактах», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне для 5 класса с презентацией.

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». ...