Урок литературы "Тема милосердия в повести Г.Троепольского "Белый Бим Черное Ухо"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Внеклассное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon troepolskiy._belyy_bim.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема милосердия в повести Г. Троепольского "Белый Бим черное ухо"

Цель: пробудить интерес к повести, вызвать чувство сострадания и жалости ко всему живому, помочь учащимся разобраться. в чём же заключается милосердие, способствовать воспитанию нравственных качеств.

Эпиграф урока:

«…Читатель – друг!..Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск, если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьёзно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным … »Г. Троепольский

Ход урока

Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить.

Г. Троепольский

1. Биография Г. Троепольского.

Гавриил Николаевич Троепольский

Родился в 1905 году в Воронежской области в семье православного священника. Детство прошло в деревне, он рано познал крестьянский труд.

В 1924 году окончил сельскохозяйственное училище.  Не устроившись на должность агронома, пошел работать учителем в сельскую школу.

Троепольский вел  различные записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки.

Начинающим писателем Троепольский стал  в возрасте 47 лет.

«В литературу Троепольский принес свою тему :«... боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...», – так сказал о Троепольском В.Л. Топорков в статье «Рыцарь русского поля».

В середине 50-х годов Троепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди». Фильм был снят режиссером С.И. Ростоцким.

Троепослький – автор романа «Чернозем», повести «В камышах».

Мировую славу принесла ему повесть «Белый Бим Черное ухо», опубликованная в 1971 году.

Эту повесть Троепольский посвятил А.Т. Твардовскому.

2. Тема урока:…. Что означает слово милосердие?

– Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

-  Понравилась ли повесть? О чем она? Как об этом пишет сам автор?

«И в тишине уходящей осени… ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми»

-  Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?(Дружба и хорошее взаимопонимание между человеком и собакой, а также доброта, преданность и человечность. Повесть показывает, к чему может привести живодёрство и безразличие к судьбе собаки. Произведение ещё раз доказывает, что собака – друг человека.Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию, готовым всегда прийти на помощь всему живому. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает утерявших человеческое в себе людей. Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

3. Какой породы был Бим, как он попал к Ивану Ивановичу?

– Он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. При всех достоинствах был недостаток, который отразился на его судьбе: был не такой окрас.

Бима хотели утопить, но Ивану Ивановичу стало жалко.

Иван Иванович кормил Бима соской с молоком, и он засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

Почему Иван Иванович не дал утопить белого щенка с черным ухом? (милосердие)
Какие отношения сложились между И. И. и Бимом?
Как шло взросление Бима?

Как вы думаете, почему Бим стал добрым, верным псом?

– Бим стал добрым псом благодаря Ивану Ивановичу. К двум годам он стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. Тёплая дружба и преданность становилась счастьем, потому что «каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.» «Бим твёрдо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно; двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись – тебя впустят».

Ср. Евангелие: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф.7:7).

Но не все в мире живут по законам нравственности, не все читали эти слова.И об этом не знал Бим…

« Только не знал Бим и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них не царапайся».

Какое главное качество выделяет в Биме автор? («Верил Бим в доброту человека. Великое благо – верить. И любить».)

4. Расскажите об Иване Ивановиче. Какой это был человек?

Иван Иванович – большой души человек, любит природу и понимает её. Его радует в лесу всё: и подснежники, кажущиеся капелькой неба на земле, и небо, окропившее лес уже тысячами голубых капель. Он обращается к людям в своём дневнике с такими словами: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее : через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой! Иди, отдохни. «Подснежники – к счастью»,- говорят в народе».

Иван Иванович воспитывал Бима, как с ним ходил на охоту, каким командам научил собаку.

5. Чем больше всего вас покорил Бим?

– Больше всего Бим покорил меня своей верностью, преданностью и любовью к хозяину. Когда Ивана Ивановича положили в больницу, он не мог ни есть, ни пить, целыми днями ходил по улицам в поисках своего дорогого друга. В него бросали камни, били, он голодал, но он ждал возвращения своего хозяина.

Какова цель жизни Бима?

– Искать и ждать хозяина.

6. Бим доверял людям. А когда он начал терять веру в человека?

К какому заключению о людях пишел Бим во время поисков хозяина
(Люди все разные, они могут быть и хорошими , и плохими )
Расскажите , с какими плохими людьми сталкивается Бим и как меняется его состояние после встречи.

Кто для Бима является олицетворением добра, перечислите имена (Даша, Толик, Алеша)
Когда Бим впервые проявил свое недоверие к окр. миру? (Он впервые оскалился и укусил Серого). 

Видео 1:23:45  -1:24:48

«Бим мог отличить добрых людей от злых. «Тётка и Курносый – люди просто нехорошие. А вот этот… этого Бим уже ненавидел!Бим начинал терять веру в человека»

Зачем он понадобился Серому? Что тот предпринимает, когда Толик обличает его во лжи? (пишет заявление на Бима)

Правильно ли воспитывали Толика его родители? (глава 13, 16:  увезли собаку в лес, солгали сыну, спорят о воспитании. + ирония: «Часто можно  было  видеть  в  городе,  как  чистенький мальчик, из счастливой культурной семьи,  останавливал  прохожего,  выбрав его только по лицу, и спрашивал:- Дяденька, вы не видели белую собаку с черным ухом?)

7. Как Бим попал в железный фургон? Почему Тётка так поступила с Бимом?

Видео 2:37:10  -2:39:44

– Тётка хотела отомстить ему за то, что он не подал ей лапу в квартире Ивана Ивановича, испугался. Гость не поверил Тётке, что Бим мог её укусить. Когда подъехал к дому фургон, Тётка сказала, что Бим – это её собака, конец верёвки на шее перегрызла, кусает каждого.

«Чего оскалилась? Не умеешь собак держать, так и не мучила бы. Сама наела лягушкино рыло, а собаку довела – жутко смотреть: на собаку не похожая», – сказали собаколовы Тётке.

8. Как гибель Бима повлияла на героев повести?

Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах – сдружила Толика и Алёшу. Родители Толика изменили своё отношение к Биму (писали объявления в газету, искали собаку). Молодой Иван, собаковод, навсегда оставил своё занятие. (16 глава: «Стало окончательно ясно, что он считает себя тоже виноватым в  гибели Бима. Видимо, он испытывал укор мертвого. Что  ж,  укор  мертвых  -  самый страшный укор, потому что от них не дождаться ни прощения,  ни  сожаления, ни жалости к сотворившему зло кающемуся грешнику».  Видео 2:48:20 – 2:49:22

9. Почему Иван Ивановия не сказал ребятам о гибели Бима? Можно ли говорить о его милосердии по отношению к детям? Видео 2:49:52 – 2:52

«Седой как снег человек шел по белому пустырю, рядом с  ним,  взявшись за руки, два мальчика шли  искать  своего  общего  друга.  И  у  них  была надежда.

     И ложь бывает святой, как правда. Так  умирающий  человек,  улыбаясь, говорит любимым: "Мне совсем  стало  хорошо".  Так  мать  поет  безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается.

     А жизнь идет. Идет потому, что есть  надежда,  без  которой  отчаяние убило бы жизнь».

10. Какова главная идея повести? В каких словах мы слышим прямое обращение автора к читателям?

13 глава: «Благо тому, кто сумел впитать в себя всё это с детства и пронёс через жизнь, не расплёскивая ни капли из дарованного природой сосуда спасения души!
В такие дни в лесу сердце становится всепрощающим, но и требовательным к себе. Умиротворённый, ты сливаешься с природой. В эти торжественные минуты сновидений осени так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле…»

12. Образ леса. Когда автор повторяет фразу «лес молчал»?

Лес молчал… Выстрел! Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом...Вальдшнеп упал комом» (глава 4).

«И наступила тишина. Настороженная, тревожная тишина леса… И вдруг началось. Сигнальный выстрел разорвал тишину на большие куски.

Они увидели оба: вдоль флажков, вне выстрела, показался волк. . Сразу же, почти тотчас, раздался выстрел в цепи, за ним - второй. Лес рокотал. Лес почти озлобленно встревожился» (глава 5).

«Лес молчал. Темной-темной осенней ночью сидела в лесу собака под могучими деревьями, привязанная на веревке… В черной ночи пророкотал гром, и прокатился по безлистому лесу грузно и широко» (глава 13).

«А была весна. И капли неба на земле. И было тихо-тихо. Так тихо, будто и нет нигде никакого зла. Но... Все-таки в лесу кто-то... Выстрелил! Трижды выстрелил. Кто? Зачем? В кого? Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года... Лес молчал».

Почему лес молчал? (нет ответа, откуда берется зло. – Зло в самом человеке, а не в природе. Нужно начинать с себя, чтобы победить зло).

11. Какие мысли и чувства вызвала у вас повесть? Для чего автор, рассказывая о доброте, милосердии и честности, пишет трагическую историю? (см.эпиграф)

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо» - не только о доброте, чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе. «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили» (А.де Сент Экзюпери).
Домашнее задание. Отзыв о прочитанной книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

Урок с использованием ИКТ по теме:Особенности растения "Черная смородина"

Дидактический материал для уроков сельскохозяйственного труда в 7 классе коррекционной школы...

Урок литературы на тему "Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» - это повесть-предупреждение."

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова....

Проблема милосердия в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Филология (литература).

Работа на районный конкурс реферативно0исследовательских работ "Умники и умницы"....

Технологическая карта урока литературы « Милосердие – это добродетель сердца» ( По повести Е. Мурашовой «Класс коррекции»)

 Повесть «Класс коррекции» выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - «трудных», зачастую умственно неполноценных, ...

Открытый урок по теме: В. Г. Распутин «Уроки французского. Милосердие – зеркало души»

анализируя текст, показать учащимся душевность и чуткость учительницы; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точки зрения учащихся на проблемы...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...