Святое слово - МАМА
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Открытый урок ко Дню матери давался в 2001 году. Недавно нашла план-конспект и решила поделиться с коллегами. 

Тогда в кабинетах не было компьютеров и других технических средств, а сегодня можно многое добавить и изменить.

Сам урок с театрализованным представлением удался. Учителя, приглашённые на урок, активно работали вместе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_mteri_urok_2001_g.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

План-сценарий открытого урока литературы, проведённого в 6 классе 28 ноября 2001 года (Старомышастовская средняя школа № 31, Динского района, Краснодарского края)

Учитель и автор сценария: Стребличенко Елена Анатольевна

Тема:  «СВЯТОЕ СЛОВО – МАМА»

Цели урока:

наблюдение за рождением исконно-русских слов (жизнь, рождение, лелеять и др.); показать связь славянской мифологии с современными понятиями – РОДИНА-ЗЕМЛЯ-МАТЬ;                                                                                                                                      воспитывать чувство доброго  бережного отношения к матери;                           познакомить с творчеством кубанских поэтов;                                                                         обратить внимание на тему материнства в творчестве известных русских поэтов                (А. С. Пушкина, С. Есенина и др.), а также на песни, посвящённые матери.

Ход урока:

  1. Вступительное слово о новом для России празднике и о различии праздников «Женский день» (8 марта)  и  «День  матери» (последнее воскресенье ноября).

Ученица читает стихотворение Валентины Григорьевны  Сааковой «Берегиня»

БЕРЕГИНЯ.
Так искони:
Мужья шли на врагов,
За мир земли, подъемля тяжкий меч,
И оставляли жен у очагов
Огонь жилья родимого беречь.
И жены,
От крестьянок до княгинь,
Хранили дом наперекор врагу.
Я из породы этих берегинь:
Я свой огонь очажный берегу.
Где б ни была я,
Он во мне, со мной.
Хранить свой дом — да есть ли долг святей?
Как в небо выпускают птиц весной,
Я выпускаю из дому детей.
Летят по свету белому они,
Меня с людьми в других домах родня,
И зажигают новые огни
От моего очажного огня.
Очаг, моя забота и печаль,
Все, что грозит тебе — рассыпься, сгинь!
Детей рожать
Да мужа привечать
Завещано от древних берегинь.
С мужчинами судьбу свою деля,
Равны мы с ними правом и трудом,
Но будет на века стоять земля,
Покуда женщина
Хранит свой дом!

  1. А теперь посмотрим, как всё начиналось…

Сцена 1. Несколько детей стоят и смотрят вверх.

Первый ребёнок: «Ох, и холодные дни наступают. Солнца всё меньше… А я слышал, что в старину умели солнышко зазывать»

Второй: - Да, я знаю как: « Солнышко, покажись,

                   Красное, снарядись!

                   Чтобы год от года

                   Давала нам погода:

                   Тёплое лЕтечко,

                  Грибы в берЕстечко.

                 Ягоды в лукошко, зелёного горошка!»

Третий:  - И не только солнышко так зазывали, но и саму Весну. Вот так: «Весна-красна, ты с чем пришла? Приходи с сохой, бороной, с лошадкой вороной, с рожью зернистой, с пшеницей золотистой!»

Четвёртый: - Надо ещё добавить: «С травою шелковОю, с водою ключевОю, с калиной-малиной, с красной рябиной!». Но сейчас осень, и Весна нас не услышит.

Первый: -  На самом деле это всё неправда. Просто так в старину шутили, играли. Мы же на географии учили, как времена года сменяются.

Стук в дверь. Входят в русских костюмах Лада и Леля.

Учитель: - Кто вы, странницы?

Лада: - Я ЛАДА , а это ЛЕЛЯ -  моя дочь. Вы сейчас её зазывали, а у меня разрешения не спросили. Вот мы вместе и пришли.

Учитель обращается к взрослым гостям и к детям: - А кто из вас знает, Ладу и Лелю? Кто о них расскажет? ( заранее класс не готовится, высказываются предположения от детей и взрослых)

Леля: - Лада – это славянская богиня Плодородия, а я её дочь и  богиня Весны.  Матушка, мне кажется, нас здесь не знают, раз весну осенью зазывают. Наверное, и ЖИВУ забыли.

Лада (испуганно): - Как это ЖИВУ забыли?! ЖИВУ – Богиню-МАТЬ! (обращается к зрителям): - а давайте-ка вместе её позовём!

 (дети становятся в круг и Лада восклицает):

-О! БОГИНЯ – МАТЬ! Всемогущая ЖИВА! Приди к нам! Приди не одна, а с братом моим, сыном твоим – РОДОМ ВЕЛИКИМ!

Сцена 3. Входят Род и Жива.

Жива: - Да в какое же время мы попали?

Учитель: - в 21 век!

Жива: - И нас здесь знают?

Учитель: - Нам очень стыдно, но мы вас не знаем. А вот имена ваши удивительно знакомы.

Ученик: - Да, однокоренные слова: жизнь, животное, живой…

Жива: - правильно, а что означают эти слова?

Дети: - Жизнь. Существование.

РОД: -А теперь кто посмеет сказать, что не знает меня – Рода?

Ученик: - Теперь мы поняли. Мы забыли вас как первых славянских богов, но не забыли вас в нашем языке. Наверное,  и первые наши гости – Лада и Леля не случайно так зовутся?

Учитель: - А давайте порадуем наших гостей, покажем, что их имена живут в нашем языке. (Дети вместе и взрослые  работают над словами с корнями –РОД-, -ЖИВ-, -ЛЕЛ-, -ЛАД-)

Работают на отдельных карточках, которые прикрепляют на доску с помощью магнитов. Далее слова с разными корнями сортируют на группы и оформляется доска.

Учитель: Радостно нашим гостям слышать, что русское слово не умирает и речь становится богаче.

Два ученика читают стихи:

С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.

Звучит отрывок из песни «Ночь сизокрылая». Гости ведут хоровод.

Учитель: - Садитесь, гости дорогие. Обещаем быть внимательнее к нашему языку и не забывать нашу историю. Но мы собрались поговорить о маме, женщине, которой мы обязаны жизнью. О самом дорогом нам человеке.

Жива: - А разве вы не заметили, что добрые богини славян – женщины? Мы даём тепло, жизнь и здоровье. Ведь слово «мама» у славян священное. Женщину-мать почитали и оберегали. (вопрос ко взрослым гостям: Подумайте, что означают слова: «материя, материк, матёрый»?) Вот и мать с древности означала: главное, вечное, дающее жизнь. В славянском роде мать уважали. Мужчина – главный в поле, в лесу, во дворе. Мать – главная в доме, хранительница уюта, покоя. Каждый в доме знал своё место, свои обязанности и не перечил ни отцу, ни матери. А как у вас в 21 веке?»

Ученик: - У нас тоже любят маму, но мы иногда забываем, что каждая женщина – мать. Иногда мы бываем грубы на улице. А в некоторых семьях и такое можно увидеть…

Сцена 4.

Комната. Вбегают два мальчика, шумят, отбирают друг у друга телепрограмму.

Один: - Ура! В 19-30 «Пластилиновые бои» на MTV. Я ещё успею погулять (бросает портфель и убегает).

Второй ест, сорит вокруг себя и тоже убегает.

Входит мама: - Опять беспорядок. Даже посуду за собой не помыли (убирает)

19-00

Шумно вбегают мальчики. Просят есть.

Мама: Мойте руки. Ты, Саша, помоги мне на стол собрать, а ты – Женя сбегай захлебом.

Женя капризничает, ссорится с братом. Мама приносит хлеб сама. Садятся есть, дети снова спорят, затем ссорятся за место у телевизора. Мама пытается что-то сказать, но её никто не слушает. Мама выключает телевизор и плачет.

Ученик читает стихотворение:

Не обижайте матерей

Екатерина Бакалдина

Не обижайте матерей,
Одну лишь радость им дарите,
Ведь их на свете нет добрей, -
"Люблю!" почаще говорите.

Не обижайте матерей,
А если долго вы в разлуке,
То приезжайте поскорей
И поцелуйте маме руки.

Не обижайте матерей,
Они, ночей порой не спавши,
К утру старались быть бодрей,
Скрывая даже вид уставший.

Не забывайте им звонить,
А лучше чаще приезжайте, -
Любви святой не рвите нить,
И матерей не обижайте!

Учитель: - Если кто-то узнал себя, сделайте выводы о своём поведении. Но, дорогая Жива, такое отношение к маме встречается не часто. А как по-настоящему мы относимся к маме, лучше поэтов никто не расскажет (и гости, и дети вспоминают стихи о маме и зачитывают всё или несколько строк).

Звучат стихи А. С. Пушкина,    С. Есенина,  Т. Голуб «Земля в прожилках лет»,           С. Хохлова «Маме» и др.

Звучат песни «Оренбургский платок», «Мамин вальс», «Домик

с окнами в сад».

При подготовке к уроку использована литература:

«Литература Кубани»  (Ю. Г. Любимцев)

«Поговорим о вежливости» (Б. Бушевёва)

«Русский фольклор» (сборник)

«Мы славяне» (М. Семёнова)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий конкурсной программы "Как прекрасно это слово - МАМА!"

Мать – основа жизни, опора самого государства, созидательница будущего. День  Матери – международный праздник. Его отмечают в разных странах в разные дни. Это своеобразная дань благодарност...

"Это ласковое слово - МАМА!"

Сценарий праздника к Дню матери....

Классный час «Семья – это святое слово»

Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, уч...

"Слово первое, слово МАМА."

Внеклассное мероприятие (классный час 6-7 класс) ко Дню матери....

Внеклассное мероприятие "Слово первое, слово мама "

Презентация к классному часу "СПИД-чума XXI века".ко Дню матери....

Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография» Святое слово «МАМА»

Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография»Святое слово «МАМА»...

Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография» Святое слово «МАМА»

Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография»Святое слово «МАМА»...