Сценарий «Литературная гостиная. Встречи с Михаилом Зощенко» (к 120-летию писателя)
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс) на тему

 Поломошнова Наталья Анатольевна

Театрализованное открытое мероприятие по литературе посвящено юбилею великого русского сатирика М.Зощенко. Подготовила Поломошнова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы  высшей категории МБОУ СОШ №61 п. Персиановский Октябрьского района Ростовской области

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Испуганный писатель – это потеря квалификации.

М.Зощенко
Счастье бывает не тогда, когда у вас все есть, а когда чего-нибудь нет и вы хотите этого и достигаете - вот счастье. Достигнув же, вы часто бываете несчастны, ибо в жизни вашей одним желанием уже меньше.

Михаил Зощенко –русский сатирик

1894-1958
Самое важное в жизни - слова. Из-за них люди шли на костры.
М.Зощенко


Предварительный просмотр:

НЕРВНЫЕ ЛЮДИ

  

 Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то что драка, а целый бой. На углу Глазовой и Боровой. 
   Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали. 
   Главная причина - народ очень уж нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерется грубо, как в тумане. 
   Оно, конечно, после гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются. Может, оно и так, а только у инвалида Гаврилова от этой идеологии башка поскорее не зарастет. 
   А приходит, например, одна жиличка, Марья Васильевна Щипцова, в девять часов вечера на кухню и разжигает примус. Она всегда, знаете, об это время разжигает примус. Чай пьет и компрессы ставит. 
   Так приходит она на кухню. Ставит примус перед собой и разжигает. А он, провались совсем, не разжигается. 
   Она думает:

- С чего бы он, дьявол, не разжигается? Не закоптел ли, провались совсем! 
  

И берет она в левую руку ежик и хочет чистить. 
   Хочет она чистить, берет в левую руку ежик, а другая жиличка, Дарья Петровна Кобылина, чей ежик, посмотрела, чего взято, и отвечает: 
 

  - Ежик-то, уважаемая Марья Васильевна, промежду прочим, назад положьте. 
  

Щипцова, конечно, вспыхнула от этих слов и отвечает: 
   - Пожалуйста, отвечает, подавитесь, Дарья Петровна, своим ежиком. Мне, до вашего ежика дотронуться противно, не то что его в руку взять. 
  

Тут, конечно, вспыхнула от этих слов Дарья Петровна Кобылина. Стали они между собой разговаривать. Шум у них поднялся, грохот, треск. 
   Муж, Иван Степаныч Кобылин, чей ежик, на шум является. Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный. 
   Так является это Иван Степаныч и говорит: 
  

 - Я, говорит, ну, ровно слон работаю за тридцать два рубля с копейками в кооперации, улыбаюсь, говорит, покупателям и колбасу им отвешиваю, и из этого, говорит, на трудовые гроши ежики себе покупаю, и нипочем то есть не разрешу постороннему чужому персоналу этими ежиками воспользоваться. 
   Тут снова шум, и дискуссия поднялась вокруг ежика. Все жильцы, конечно, поднаперли в кухню. Хлопочут. Инвалид Гаврилыч тоже является. 
  

- Что это, - говорит, - за шум, а драки нету? 
   Тут сразу после этих слов и подтвердилась драка. Началось. 
   А кухонька, знаете, узкая. Драться неспособно. Тесно. Кругом кастрюли и примуса. Повернуться негде. А тут двенадцать человек вперлось. Хочешь, например, одного по харе смазать - троих кроешь. И, конечное дело, на все натыкаешься, падаешь. Не то что, знаете, безногому инвалиду - с тремя ногами устоять на полу нет никакой возможности. 
   А инвалид, чертова перечница, несмотря на это, в самую гущу вперся. Иван Степаныч, чей ежик, кричит ему: 
  

 - Уходи, Гаврилыч, от греха. Гляди, последнюю ногу оборвут. 
   Гаврилыч говорит: 
  

 - Пущай нога пропадает! А только не могу я теперича уйти. Мне сейчас всю амбицию в кровь разбили. 
  

 А ему, действительно, в эту минуту кто-то по морде съездил. Ну, и не уходит, накидывается. Тут в это время кто-то и ударяет инвалида кастрюлькой по кумполу. Инвалид - брык на пол и лежит. Скучает. 
   Тут какой-то паразит за милицией кинулся. Является мильтон. Кричит: 
  

 - Запасайтесь, дьяволы, гробами, сейчас стрелять буду! 
  

Только после этих роковых слов народ маленько очухался. Бросился по своим комнатам. 
   - Вот те  - клюква, с чего ж это мы, уважаемые граждане, разодрались? 
  

 Бросился народ по своим комнатам, один только инвалид Гаврилыч не бросился. Лежит, знаете, на полу скучный. И из башки кровь каплет. 
   Через две недели после этого факта суд состоялся. 
   А нарсудья тоже нервный такой мужчина попался - прописал ижицу. 
   1924

Аристократка

Рассказчик. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели

баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на

руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.

А в своё время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то всё и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всём объёме.

Рассказчик.

И как раз на другой день прислала комячейка билеты в оперу. Один

билет я получил, а другой мне Васька-слесарь пожертвовал.

На билеты я не посмотрел, а они разные. Который мой — внизу сидеть,а который Васькин — аж на самой галерке.

Вот мы и пошли. Сели в театр. Она села на мой билет, я — на Васькин.

Сижу на верхотурье и ни хрена не вижу. А ежели нагнуться через барьер, то

её вижу. Хотя плохо. Поскучал я, поскучал, вниз сошёл. Гляжу — антракт. А

она в антракте ходит.

— Здравствуйте,— говорю.

Аристократка. — Здравствуйте.

Рассказчик.— Интересно,— говорю,— действует ли тут водопровод?

Аристократка. — Не знаю,— говорит.

И сама в буфет. Я за ней. Ходит она по буфету и на стойку смотрит. А

на стойке блюдо. На блюде пирожные.

А я этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьюсь вокруг её и

предлагаю:

— Ежели вам охота скушать одно пирожное, то не стесняйтесь. Я

заплачу.

Аристократка. — Мерси.

Рассказчик. И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с

кремом, и жрёт.

А денег у меня — кот наплакал. Самое большое, что на три пирожных.

Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько

у меня денег. А денег — с гулькин нос.

Съела она с кремом, цоп другое. Я аж крякнул. И молчу. Взяла меня

этакая буржуйская стыдливость. Дескать, кавалер, а не при деньгах.

Я хожу вокруг неё, что петух, а она хохочет и на комплименты

напрашивается.

Я говорю:

— Не пора ли нам в театр сесть? Звонили, может быть.

А она говорит:

Аристократка. — Нет.

Рассказчик. И берёт третье.

Я говорю:

— Натощак — не много ли? Может вытошнить.__ А она:

Аристократка. — Нет, мы привыкшие.

Рассказчик. И берёт четвёртое.

Тут ударила мне кровь в голову.

— Ложи взад!

А она испужалась. Открыла рот, а во рте зуб блестит.

А мне будто попала вожжа под хвост. Всё равно, думаю, теперь с ней

не гулять.

— Ложи к чёртовой матери!

Положила она назад. А я говорю хозяину:

— Сколько с нас за скушанные три пирожные?

А хозяин держится индифферентно — ваньку валяет.

Буфетчица. — С вас за скушанные четыре штуки столько-то.

Рассказчик.— Как за четыре?! Когда четвёртое в блюде находится.

Буфетчица.— Нету, хотя оно и в блюде находится, но надкус на ём

сделан и пальцем смято.

Рассказчик.— Как надкус, помилуйте! Это ваши смешные фантазии.

А хозяин держится индифферентно — перед рожей руками крутит.

Ну, народ, конечно, собрался. Эксперты.

Одни говорят — надкус сделан, другие — нету.

А я вывернул карманы — всякое, конечно, барахло на пол

вывалилось,— народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю.

Сосчитал деньги — в обрез за четыре штуки. Зря, мать честная, спорил.

Заплатил. Обращаюсь к даме:

— Докушайте,— говорю,— гражданка. Заплачено.

А дама не двигается. И конфузится докушивать.

А тут какой-то дядя ввязался.

Дядя.— Давай я докушаю.

Рассказчик. И докушал, сволочь. За мои-то деньги.

Сели мы в театр. Досмотрели оперу. И домой.

А у дома она мне и говорит своим буржуйским тоном:

Аристократка. — Довольно свинство с вашей стороны. Которые без

денег — не ездют с дамами.

Рассказчик. А я говорю:

— Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение.

Так мы с ней и разошлись.

Не нравятся мне аристократки.

1-й ведущий: В рассказе «Галоша», к примеру, описан занимательный

случай.

(Отрывок из «Галоши»)

Рассказчик. Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно.

Особенно, если сбоку поднажмут да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит,- вот вам и нет галоши. Галошу потерять прямо пустяки.

С меня галошу сняли в два счета. Можно сказать, ахнуть не успел.

В трамвай вошел - обе галоши стояли на месте. А вышел из трамвая -

гляжу, одна галоша здесь, на ноге, а другой нету. Сапог - здесь. И носок,гляжу, здесь. И подштанники на месте. А галоши нету.

А за трамваем, конечно, не побежишь. Снял остальную галошу,

завернул в газету и пошел так. После работы, думаю, пущусь в розыски. Не пропадать же товару! Где-нибудь да раскопаю.

После работы пошел искать. Первое дело - посоветовался с одним

знакомым вагоновожатым.

Тот прямо вот как меня обнадежил.

Знакомый вагоновожатый.- Скажи спасибо, что в трамвае потерял. В

другом общественном месте не ручаюсь, а в трамвае потерять - святое дело.

Такая у нас существует камера для потерянных вещей. Приходи и бери. Святое дело.

Рассказчик. - Ну, спасибо. Прямо гора с плеч. Главное, галоша почти

что новенькая. Всего третий сезон ношу.

На другой день иду в камеру.

- Нельзя ли, братцы, галошу заполучить обратно? В трамвае сняли.

Женщина в камере для потерянных вещей. - Можно! Какая галоша?

Рассказчик. – Галоша обыкновенная. Размер - двенадцатый номер.

Женщина в камере для потерянных вещей. - У нас двенадцатого

номера, может, двенадцать тысяч. Расскажи приметы.

Рассказчик. – Приметы обыкновенно какие: задник, конечно,

обтрепан, внутри байки нету, сносилась байка.

Женщина в камере для потерянных вещей. - У нас таких галош,

может, больше тыщи. Нет ли специальных признаков?

Рассказчик. – Специальные признаки имеются. Носок вроде бы

начисто оторван, еле держится. И каблука почти что нету. Сносился каблук.

А бока еще ничего, пока что удержались.

Женщина в камере для потерянных вещей. Посиди тут. Сейчас

посмотрим.

Рассказчик. Вдруг выносят мою галошу. То есть ужасно обрадовался.

Прямо умилился. Вот славно аппарат работает. И какие идейные люди, сколько хлопот на себя приняли из-за одной галоши. Я им говорю:

- Спасибо друзья, по гроб жизни. Давайте поскорей ее сюда. Сейчас я

надену. Благодарю вас.

Женщина в камере для потерянных вещей. Нет, уважаемый

товарищ, не можем дать. Мы не знаем, может, это не вы потеряли.

Рассказчик. Да я же потерял. Могу дать честное слово. Они говорят:

Женщина в камере для потерянных вещей. Верим и вполне

сочувствуем, и очень вероятно, что это вы потеряли именно эту галошу. Но отдать не можем. Принеси удостоверение, что ты действительно потерял галошу. Пущай домоуправление заверит этот факт, и тогда без излишней волокиты мы тебе выдадим то, что законно потерял.

Рассказчик. Братцы, святые товарищи, да в доме не знают про этот

факт. Может, они не дадут такой бумаги.

Они отвечают:

Женщина в камере для потерянных вещей. Дадут это ихнее дело

дать. На что они у вас существуют?

Рассказчик. Поглядел я еще раз на галошу и вышел.

На другой день пошел к председателю нашего дома, говорю ему:

- Давай бумагу. Галоша гибнет.

Председатель дома. А верно, потерял? Или закручиваешь? Может,

хочешь схватить лишний предмет ширпотреба?

Рассказчик. Ей-богу потерял. Он говорит:

Председатель дома. Конечно, на слова я не могу положиться. Вот если б ты мне удостоверение достал с трамвайного парка, что галошу потерял,- тогда бы я тебе выдал бумагу. А так не могу.

Рассказчик. Так они же меня к вам посылают.

Председатель дома. Ну, тогда пиши заявление.

Рассказчик. А что там написать?

Председатель дома. Пиши: сего числа пропала галоша. И так далее.

Даю, дескать, расписку о невыезде впредь до выяснения.

Рассказчик. Написал заявление. На другой день форменное

удостоверение получил.

Пошел с этим удостоверением в камеру. И там мне, представьте себе,

без хлопот и без волокиты выдают мою галошу.

Только когда надел галошу на ногу, почувствовал полное умиление.

Вот, думаю, люди работают! Да в каком-нибудь другом месте разве стали бы возиться с моей галошей столько времени? Да и выкинули бы ее - только и делов. А тут, неделю не хлопотал, выдают обратно.

Одно досадно, за эту неделю во время хлопот первую галошу потерял. Все время носил ее под мышкой, в пакете, и не помню, в каком месте ее оставил. Главное, что не в трамвае. Это гиблое дело, что не в трамвае. Ну где ее искать? Но зато другая галоша у меня. Я ее на комод поставил. Другой раз станет скучно, взглянешь на галошу, и как-то легко и безобидно на душе становится. Вот, думаю, славно канцелярия работает! Сохраню эту галошу на память. Пущай потомки любуются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной гостиной «Встреча с поэтом»

Сценарий литературной гостиной "Встреча с поэтом" в 9 классе. Цели: воспитание любви к малой родине, знакомство с местными поэтами, обогащение духовного мира учащихся, выявление одаренных де...

Сценарий литературной гостиной . Писатель, влюблённый в тундру, П.Пунух

Сценарий для учащихся 7- 9 классов, рассказывающий о судьбе и творчестве северного писателя....

Сценарий литературной гостиной к 400-летию смерти У. Шекспира

Сценарий литературной гостиной к 400-летию смерти У. Шекспира...

Сценарий "Литературная гостиная к 100 - летию А.И. Солженицына"

Сценарий разработан для учащихся старших классов с целью ознакомления с творчеством писателя...

Сценарий литературной гостиной ,посвященной 120-летию со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери

Данная методическая разработка может быть использована в качестве дополнительного материала на уроках французского языка ,на занятиях внеурочной деятельности и  как внеклассное мероприятие...