Составление синквейнов как эффективная форма организации и чтения книг современными подростками.
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Гончаренко Татьяна Николаевна

В статье рассказывается о составлении синквейна как приема мотивации учеников на внимательное, глубокое прочтение произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

основная общеобразовательная школа № 24

муниципального образования Кореновский район

Составление синквейнов как эффективная форма организации чтения книг современными подростками.

Подготовила Гончаренко Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МОБУ ООШ №24

Составление Синквейнов как эффективная форма организации чтения книг современными подростками.

Художественное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на личность юного читателя, его чувства, сознание, волю. Но как мотивировать современных подростков на чтение классической и современной литературы? Как добиться того, чтобы школьники не только читали художественную литературу, но и умели анализировать прочитанное, занимались творчеством? При этом сразу же возникает проблема адекватного восприятия читаемого детьми среднего школьного возраста, постижения ими поэтики литературных произведений, осознания того, как обыкновенные слова под пером писателя становятся средством создания художественных образов, заменяют ему краски, как у художника, или ноты, как у музыканта. Перед учителем стоит сложная задача раскрытия целого мира идей, образов, символов, отражающих  мир, созданный писателем. Самое же сложное, на мой взгляд, заключается в том, чтобы художественный мир произведения волновал читателя, будил его творческое воображение, подталкивал к размышлениям о мире и человеке в нем.

Не отказываясь от классических методов преподавания литературы, мы ищем новые приемы подачи материала. В качестве примера удачного использования в дидактических целях одного из таких приемов можно привести составление синквейнов – маленьких поэтических зарисовок, которые передают суть слова, а через него и произведения.

Для примера возьмем книгу Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Правдивая история Деда Мороза».Книга увлекательна, рекомендована для чтения детей разного возраста.

Когда книга была прочитана учащимися 9 класса, им было предложено выписать из нее слова, которые, по их мнению, являются ключевыми в тексте.

Примеров получилось много. Среди найденных слов интерес у учеников вызвали те, с которыми им не приходилось прежде встречаться, значение которых они искали в разных информационных источниках, в том числе и в Интернете. Поддерживая поисковую работу своих учеников, я подбирала фотографии и иллюстрации.

Наша совместная работа продолжалась: мы путешествовали во времени. Рос словарь неизвестных учениками слов. Было видно, как ученики по-настоящему увлеклись чтением книги, поиском дополнительной информации для того, чтобы понять некоторые реалии, изображенные в повести «Правдивая история Деда Мороза». Теперь необходимо было систематизировать собранные материалы. И на помощь пришла технология составления синквейнов. Синквейн -  пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале 20 века под влиянием японской поэзии.

В России эта форма стала использоваться с 1997 года. Синквейны полезны для краткого выражения идеи произведения, для оценки словарного багажа учащихся. Сегодня появилось множество видов синквейнов: традиционные, обратные, зеркальные, дидактические. У синквейна есть свои правила составления, зависящие от вида синквейна. Остановимся на дидактическом синквейне, который основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной заданности каждой строки.

В первой строке синквейна задается тема, выраженная в одном слове. Чаще всего это существительное.

Вторая строка состоит из двух слов (чаще всего прилагательные или причастия), они обозначают свойства или признаки предмета, обозначенного в первой строке.

Третья строка образована тремя глаголами. Они называют действия, происходящие с предметами.

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Завершающая, пятая строка – резюме, итог, вывод.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов художественной информации полезно для выработки умения анализировать. Синквейн создается как одним человеком, так и группой до пяти человек. Хотя у синквейна достаточно жесткая форма, его написание требует от составителя практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих). Таким образом, составление синквейна позволяет гармонично сочетать элементы основных образовательных систем: информационной, деятельной и личностно ориентированной.

Но вернемся к произведению Жвалевского и Пастернак. Книга «Правдивая история Деда Мороза» предназначена тем, кто еще не расстался с верой в новогоднее чудо, но уже готов узнать правду о жизни и историю своей страны. Это произведение соединяет в себе волшебную сказку и рассказ об истории России в 20 веке, поэтому ученики выписали неизвестные им слова, характеризующие время действия. Так как действие книги разворачивается накануне Рождества и Нового, 1912 года, продолжается в тяжелые годы Первой мировой войны (1914 год), в список попали такие «архаизмы»:самовар, буква «ять», конка, будочник, извозчик, швейцар, лихач, непонятные «птерки и охли». Слова были выписаны и работа закипела. Мы обсуждали каждое ключевое слово, очень помог словарик, помещенный авторами в конце книги. Затем сверялись со значением слова в других источниках и только после этого пробовали передать его суть через синквейн. Например так,

        « В 1911 году не было многих привычных вещей; телевидения, радио. Зато были самовары и гимназии. Из самоваров с особым удовольствием пили чай, а в гимназии ходили без особенного удовольствия. А все потому, что в тогдашних гимназиях изучали слова с буквой «ять».

Синквейны, которые получились у ребят после прочтения книги «Правдивая история Деда Мороза»:

Буква «ять».

Непонятная, лишняя.

Путала, важничала, обижалась.

Жила по своим законам.

Гордячка.

( Щукина Диана, 9 класс)

Лихач.

Забористый, строптивый.

Гонит, возит, плеткой бьет.

Летит по улице с улыбкой игривой.

Рисковый.

( Приходько Денис, 9 класс)

        Составляли синквейны в одиночку и группами, проверяли друг друга, редактировали и очень увлеклись. Читали вслух, удивлялись меткости и точности характеристики предметов. А самое главное  - эта книга  «Правдивая история Деда Мороза» раскрылась перед нами по – другому, не один раз дети возвращались к произведению, перечитывали. Мы проникли внутрь художественного произведения писателей, оказались среди неизвестных ранее предметов, явлений, но теперь понятых, ставших близкими. Вот синквейн, посвященный сказочным героям – птеркам и охлям:

Птерки и охли.

Хохочущие, прыгающие.

Помогают, играют, действуют.

« На нас все держится…»

Волшебный народец.

( Пархоменко Анастасия, 9 класс)

Заканчивается книга верой в новогоднее Чудо:

Новогоднее Чудо.

Сказочное, волшебное.

Интригует, волнует, влечет.

Оно приходит каждый год.

К нам.

( Белова Елизавета, 9 класс)

Ученики поняли, что синквейны – «это наше», то есть эта форма созвучна мышлению современных подростков. И мы будем сочинять эти маленькие стихи еще не один раз. Труд объединил учащихся, сдружил, обогатил, научил многому. Теперь книга виделась по-другому. Удалось увлечь учеников.

В процессе работы над синквейном я учу детей думать, емко, точно выражать мысль, высказываться вслух, сравнивать сделанное одним с результатами одноклассников, соединить старое знание с новым.

Вот высказывания самих школьников:

« Синквейн для меня – это не только умение выразить мысль четко и кратко. Синквейн - это образ, созданный несколькими летящими словами, это яркий осколок цветного стекла из витража мыслей и ассоциаций» (Говорун Екатерина, 9 класс)

« Синквейн – это что-то особенное для меня. Это как краткий рассказ, содержащий только главное» ( Павлов Алексей, 9 класс)

Синквейн.

Лаконичный, четкий.

Раскрывает, вбирает, выражает.

Краткость – сестра таланта.

Творчество.

( Поклад Софья, 9 класс)

Я предлагаю примеры синквейнов, написанных учащимися моих классов после изучения романа А.С. Пушкина « Дубровский», комедии А.С. Грибоедова « Горе от ума».

1Маша (А.С. Пушкин “Дубровский”)

2Умная, красивая

3Любит, прощает, страдает

4Мария была очень доброй, достойной счастья, но судьба распорядилась иначе.

5Красота

Колесникова А., ученица 6-го класса

1Владимир Дубровский (А.С. Пушкин “Дубровский”)

2Храбрый, честный

3Защищает, мстит, любит

4Владимир никогда не сдается

5Благородство

Соколов А., ученик 6-го класса

1Дубровский

2 Честный, смелый.

3. Протестует, борется, любит.

4. Протестует против беззакония и несправедливости

5. Человек чести.

Попова А., 6 класс

1 Владимир Дубровский

2 Отважный, смелый

3 Дубровский мечтает отомстить

4 С трудом принимает решение не мстить

5 Герой

Киров И., 6 класс

1 А.С. Грибоедов

2 Умный, смелый

3 Защищает, отстаивает, очаровывает

4 « Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

5 Истинный гражданин и патриот своей страны

Гришко А., 9 класс

1 Фамусов ( А.С. Грибоедов « Горе от ума»)

2 Лицемерный, распущенный

3 Балуется, указывает, пристает

4 « Орел»

5 Лицемер

Адаменко П., 9 класс

1Фамусов

2 Хитрый, наглый

3 Руководит, властвует, хамит

4 Дарует щедроты

5 Властелин

Лысак А., 9 класс

1 Лиза

2 Загадочная, хитрая

3 Помогает, изворачивается, теряется

4 Загадочная русская девушка

5 Себе на уме девушка

Болобан И., 9 класс

1 Молчалин

2 Скрытный, наглый

3 Изменяет, подлизывается, втирается в доверие

4 Хитрый лис

5 Обманщик

Малая А., 9 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с учащимися

Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки.  Проектный метод позволяет: • научить уч...

Эффективные формы организации деятельности обучающихся в рамках ОПК

В данной презентации представлен обобщенный опыт моей работы в качестве руководителя кружка "Основы православной культуры" на базе МОУ СОШ № 37 г. Волгограда. Речь идет о некоторых эффективных формах,...

Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов

На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.Самообразование только тогда считается за...

Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов

На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.Самообразование только тогда считается за...

Карта педагогического опыта Городское школьное лесничество как эффективная форма организации непрерывного экологического образования.

Человек, живущий в городе,  часто лишен самого простого общения с природой, а ведь человек часть природы, он не может жить вне ее без использования ее ресурсов, от этого зависит здоровье человека...

Групповая работа как эффективная форма организации урока географии

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие раб...

Технология групповой деятельности как эффективная форма организации учебной деятельности при составлении презентаций на уроке географии.

    Групповая  организация  учебного  процесса  позволяет  подобрать  динамическую  группу  с  примерно  равным  индивидуальным...