Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Гассельблат Ольга Александровна

Материал для открытого урока по литературным сказкам, изучаемым в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока по сказкам Бр. Гримм «Шиповничек», Ш. Перро «Спящая красавица», В.А. Жуковского «Спящая царевна» и А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Гассельблат О.А. Учитель русского языка и литературы.

Камышная В.В. Учитель технологии.

«Театральная мастерская»

Тема урока: Литературные сказки и история костюма.

Цели урока:

Дидактические:

1. Ввести детей в мир литературных сказок, активизировать имеющиеся у детей знания о прочитанных сказках, обобщить и систематизировать знания сказок с мотивом «спящей красавицы».

Воспитательные:

2. На примере героев сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки; учить взаимовыручке; формировать умение работать в команде.

Развивающие:

3. Прививать детям любовь к книге, желание читать, развивать память, внимание, речь обучающихся, развивать в детях чувство прекрасного, умение ценить настоящую красоту.

4. Развивать наблюдательность, умение сопоставлять сюжеты известных сказок.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; умение работать в команде.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока: комбинированный, комплексное применение знаний.

Вид урока: филологическое исследование, с элементами интеграции.

Средства обучения: учебник, интерактивная доска, презентации, иллюстрации к произведению, вспомогательные материалы (листы ватмана, фломастеры), раздаточный материал.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемное изучение материала, исследовательский, РКЧМ, групповой.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Класс делится на четыре рабочие группы, около каждой группы стенд, на стене прикреплен лист ватмана.

  1. Вступительная беседа. Определение темы и целей урока.

Учитель О.А.: «Здравствуйте, ребята! Приглашаем Вас в театральную мастерскую! Ребята, как вы думаете, какие профессии нужны театру? Давайте посмотрим на экран и выберем необходимые для театра.

Врач

Директор

Летчик

Стюардесса

Актер

Художник-иллюстратор

Физик-ядерщик

Писатель

деревообработчик

Декоратор

реставратор

Костюмер

Зубной техник

Искусствовед

матрос

Критик

археолог

монтажник

астроном

Ученики: каждая группа выбрала свой список профессий и по очереди его озвучивает.

 Учитель О.А.: Спасибо, ребята, сегодня в нашей театральной мастерской за кулисами вы будете авторами и актерами, декораторами и костюмерами, критиками и искусствоведами».

  1. О сказочниках. 

Учитель О.А.: Конечно, любая литературная сказка придумана автором, этим она отличается от… (вопрос к ребятам)

Ученики: От фольклорной!

Учитель О.А.: Но авторская выдумка стоит не на пустом месте. Автор черпает мотивы и вдохновение из различных источников: фольклорных и литературных. Если бы мы вдруг сейчас задумались как появилась сказка, нам бы много нужно было бы знать и многое хотелось бы узнать:

- о биографии писателей;

- о литературной эпохе;

- о законах построения сказочного текста;

- нам интересны были бы иллюстрации;

- и костюмы сказочных героев.

  1. Закрепление содержания изученных сказок. Работа в группах.

Учитель О.А.: Сейчас мы проверим ваше знание сказок. Каждая команда работает со своим стендом и листом ватмана. Внимание! Слушаем вопросы!

- Напишите, пожалуйста, дату рождения писателя (каждая команда своего) и город, в котором писатель работал.

- Какие сказки написаны автором (напишите 5 названий).

- Какими чертами обладают главные герои сказок? (доброта, высокие идеалы, самоотверженность, благородство…)

- Как мы называем людей, обладающих такими качествами?

Ученики: Романтики!

Учитель О.А.: Правильно, как вы думаете, ребята слова «романтичный» и «романтический» имеет одинаковое лексическое значение?

РОМАНТИЧНЫЙ, -ая, -ое; -чен, -чна. Проникнутый романтизмом (в 3 знач.), мечтательно-созерцательный. Романтичное настроение. II сущ. романтичность, -и, ж.

РОМАНТИ́ЧЕСКИЙ

I прил. соотн. с сущ. романтизм, связанный с ним. Свойственный романтизму, характерный для него.

II прил.Преисполненный романтики, романтизма [романтизм II]; романтичный

Большинство из этих писателей творили в эпоху РОМАНТИЗМА, возникшего в Германии. Напишите три черты романтизма, которые, по вашему мнению, самые яркие.

  1. Физкультминутка.  Учитель В.В.. показывает иллюстрации на экране к различным сказкам. Если это иллюстрация или сказочный герой подходит к нашим сказкам, ребята поднимают руки вверх и хлопают над головой, в противном случае – прячут руки за спину. Картинку с героем каждая команда получает и прикрепляет к своему стенду.
  2. Закрепление литературоведческих понятий композиции и сюжета.

Учитель О.А.: Ребята, у каждой команды есть лист ватмана, который разделен на 5 частей по количеству частей композиции текста.

Задание 1. Восстановите названия частей композиции. Назовите их. Задание 2. Перед каждой командой стопка мотивов сказки. Пожалуйста, определите, что такое сюжет и восстановите на ватмане сюжетную последовательность мотивов в сказке, прикрепляя к каждой части композиции принадлежащие ей мотивы.

Учитель О.А.: А теперь команды проверяют друг друга. По часовой стрелке каждая команда переходит на место команды рядом и проверяют правильно ли установлена последовательность мотивов и их место в композиции!

А сейчас в нашей мастерской будет проходить самое интересное. У нас есть текст сказки, герои, но героев нужно одеть в соответствии с эпохой…(?) РОМАНТИЗМА!

  1. Творческая часть, работа костюмеров.

Ребята одевают принца и принцессу, составляя наряды из бумажных заготовленных частей.

Учитель О.А.: (на фоне слайдов, иллюстрирующих эпоху романтизма) Нужно сказать, ребята, что эпоха романтизма, как вы видите на экране, развивалась не только в литературе, но и в живописи, архитектуре и… истории костюма.

Учитель В.В.:          Что вы знаете о стиле Романтизм? 

Романтизм - историческая эпоха конца XVIII - конца XIX веков, нашедшая отражение во всех областях искусства (и, конечно же, в одежде). Романтизм ознаменовался тягой ко всему натуральному, к женственным линиям. Мода начала 19 века, то есть, период, охваченный ампиром, знаменует стремление к естественности, гармонии с природой и с собой. Женский образ стал более скромным и естественным. Платья в стиле ампир позволяют увидеть силуэт фигуры, которая ранее была спрятана под жесткими каркасами, оборками и драпировками. У платьев исчез шлейф, постепенно начала укорачиваться юбка, руки оголялись практически полностью, закрыта была лишь небольшая зона в верхней части плеча.

 Учитель В.В.:          Какие цвета преобладали в одежде?

Романтика. Это прежде всего положительные эмоции, альтруизм, открытость, идеализм. Одним словом, что-то светлое, прозрачное, незащищённое, нежное. Таковы цвета романтического стиля: прежде всего, белый, а за ним и другие - нежные пастельные, мерцающие, серебристо-прозрачные тона.

 Учитель В.В.:          Какие ткани использовали для создания платьев? Ткани романтического стиля нежные и воздушные: прежде всего шёлк и шифон. Цветовые решения романтического стиля несут в себе чисто женские характеристики: мягкость, нарядность, чувственность, слабость, сентиментальность и кокетливость.

В одежде романтического стиля очень важным элементом являются драпировки.

Задание.

Используя трафарет фигуры человека, скомпоновать на ватман и нарисовать костюмы для спектакля в стиле «Романтизм». Подобрать цвета и раскрасить одежду.

Ученики выполняют работу.

  1. Подведение итогов урока:

Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с непростой работой писателя. Смотрите сколько мотивов, волшебных героев, волшебных предметов, иллюстраций и костюмов! И сейчас я раскрою вам большой секрет, ведь автор создает выдуманный волшебный мир. Он берет чистый лист бумаги (можно показать на чистый лист ватмана) и все в его власти, в этом возможном мире все подчиняется писательскому воображению. Автор может выбрать любую последовательность мотивов, любой сказочный инструментарий, и в сказке о Красной шапочке может появиться царевна-лягушка… Но это уже признаки совсем другой литературной эпохи…

  1.  Домашнее задание.

Мы вспомнили сегодня много сказок. Дома попробуйте составить задания к викторине по последней изученной нами «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» или по творчеству А.С. Пушкина. И напишите свою развязку к сказке о Спящей красавице.

  1.  Рефлексия.

Учитель В.В.:  Ребята! В каждом из нас живет сказка, и мы верим в чудеса и в исполнение желаний. Мы знаем, что человек живет не для того, чтобы быть богатым, а чтобы быть счастливым! Когда падают звезды – люди загадывают желания, которые всегда исполняются. И сегодня я хочу, чтобы вас коснулась звездочка счастья. (Учитель бросает в воздух конфетти и звездочки счастья падают на детей. Такие звездочки счастья дети дарят на память гостям.)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические цепочки по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения...

Тест по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Тестовые задания открытого и закртытого типа по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ И МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО СКАЗКЕ А.С. ПУШКИНА «СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

интегрированный урок по чтению и математике в 5 классе по сказке а.с. Пушкина . Сказка о мертвой царевне и семи богатырях...

Урок литературы в 5 классе. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Образы главых героев "Сказки о Мёртвой царевне...". Сопоставление текстов «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пуш...

Тема занятия «Формирование духовно-нравственных понятий на примере произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Направление деятельности: духовно-нравственное.Вид деятельности: познавательная.Возраст обучающихся: 5 класс.Тип занятия: повторение пройденного материала, анализ и закрепление знаний.Технология занят...