ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе
материал по литературе (6 класс) на тему
Из опыта работы в 6 классе.Формирование читательской деятельности на уроках литературы!Выствпление на учительской конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ в 6 классе
Здравствуйте гости и участники конференции!
Когда я готовилась к этому выступлению, я знала, с чего начать и как заинтересовать слушателей, т.е. вас данным вопросом. Здесь собрались педагоги с огромным опытом работы, со своими наработками и методиками, поэтому мой диалог с вами-это обмен опытом и приятное общение в кругу коллег и единомышленников. Будучи участником подобных мероприятий, я сделала вывод, что начинают подобный разговор с высказываний знаменитых людей ,ну, например Демья Бедный писал:
Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и постоянный вечный спутник.
Сесиль Лупан писал о чтении следующее:
Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем ему сделать.
Конечно же эти слова очень интересны и значимы, но решают ли они те задачи, которые ставятся перед обычным российским учителем: вызвать интерес учеников к чтению, не просто к чтению по необходимости, а к чтению необходимому и осознанному.
( Обращение к участникам конференции: поднимите руки те, кто помнит, что такое «читательский дневник», а кто помнит задание на лето по прочтению литературы)
Вспомним наше детство, когда нам на летний период каникул выдавали списки необходимой для прочтения литературы! Конечно же , мы читали, с горем по полам заполняли читательские дневники…. не понимали того самого важного момента, который нам в обязательной форме пытались навязать учителя- они же нас приобщали к великой тайне – любви к чтению и к пониманию необходимости расти в окружении классиков! Только сегодня мы понимаем, какие же мы счастливые – нас научили читать и понимать прочитанное, а самое главное-нас научили нуждаться в чтении книг!!
В современном мире,в век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от учителя. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом, книга становится тем реальным инструментом, который помогает ученикам задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.
Для чего мы преподаем литературу в школе? Конечно, для того чтобы дать детям знания, привить им любовь к чтению, развить эстетический вкус, который, в свою очередь, послужит верному и глубокому постижению прочитанного, окажет содействие к появлению прочного устойчивого интереса к книге, поможет воспитать умного, проницательного читателя, развитую личность.
Мои дети, с которыми я занимаюсь литературой учатся в 6 , в 7 и 8 классах. Дети разные и интересные, любознательные и не очень… но сегодня речь пойдет о шестиклассниках…они находятся в том самом интересном возрасте, когда потребности ко всему выливается в интерес к чтению, ибо через книгу мы можем путешествовать во времени и просто путешествовать по странам, побывать в сказке и отправиться на военные действия…
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Литература как учебный предмет имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности
Никому любовь к книге не давалась с рождения. Трудно представить себе ребенка, пришедшего в школу, овладевшего навыками чтения , полюбившего книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь навсегда и бесповоротно, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
Можно много причин назвать такого спасда, например:
- усиление влияния средств массовой информации- чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером.
- резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка,
- изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”)
- отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.
Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено как в начальной школе, так в среднем и старшем звене, планомерно вызывая у учеников интерес к чтению.
Чтение-вид речевой деятельности, а речь-вид человеческого общения, это значит чтение-вид человеческого общения .Кто же говорит с нами, когда мы читаем? Конечно же, говорит с нами книга, а читатели- это собеседники книги. То ,как произойдет этот диалог, будет ли он интересен ученику….зависит последующая деятельность учителя и результат его работы…
На своих уроках стараюсь применять разные способы и методы, которые вызывают интерес учеников к чтению и формируют читательскую деятельность учеников.
Начинаю с обычного- с развития читательских и речевых умений. Объясняю, что книгу не надо «проглатывать», ее надо плавно и медленно прочитывать. Дети ,работая дома над произведением ,учатся находить интересное и ,на их взгляд, главное ,делая закладки, выписывая материал в тетрадь…Когда ребенок понимает, о чем он читает, а задача учителя аккуратно подсказать, направить и скоординировать процесс прочтения, то и интерес в продолжении чтения, узнать ,что же будет дальше с героями , рождается даже у мало читающих детей.
При работе над произведением ( например, Капитанская дочка, Александра Сергеевича Пушкина) дети были поделены на группы, в группах даны конкретные задания по образам героев произведения, по пейзажным зарисовкам и т.д. Подобный прием интересен тем, что ребенок волей не волей прочитывает все произведение, т.к. материал ,необходимый для ответа, собирается из всего произведения, читает внимательно, чтобы не пропустить что -то по своему заданию.. включается поисковый режим работы ученика, а работа в группе вырабатывает еще и ответственность перед членами группы, действуя по принципу: «Я же не могу подвести своих ребят».
Чтобы чтение было интересным много работаем над лексикой и смысловыми группами слов, обогащая читательский опыт ребёнка, помогая ему стать самостоятельным читателем, пополняя свой словарный запас, делая высказывание в письменной и устной форме красивым и запоминающимся.
Вы наверняка знаете, что дети- ужасные фантазеры и выдумщики! И этим грех не воспользоваться! На уроках по лирическим произведениям часто применяю ассоциативный метод! Что бы лучше представить внутренние переживания лирического героя, пейзажи и эмоции, прошу детей во время чтения стихотворений закрывать глаза и представлять все происходящее. Знаете, какие необычные мысли приходят в голову нашим детям!? С большим интересом, наперебой ребята рассказывают о том, что же им представилось в момент прочтения стихотворения! А результат- ребята заинтересованы в самостоятельном прочтении стихотворений, а на следующий урок с одноклассниками делятся впечатлениями о прочитанном. Радует то ,что они уже не выбирают стихотворения поменьше, а выбирают стихотворения ,которые вызвали у них особое внимание и интерес! Часто приносят рисунки к произведениям, изображая то, что не хватило выразить словами!
Вопрос о формировании интереса к чтению был поднят в России еще Виссарионом Григорьевичем Белинским. В. Г. Белинский не только дал в своих статьях образец искусства чтения, но и указал на необходимость овладения этим умением всей читающей публикой. Его призыв был подхвачен передовой педагогической общественностью середины и конца 19 века. Об этом свидетельствует опыт учителей-словесников Стоюнина , Водовозова, Острогорского, опиравшихся в читательском развитии детей на опыт чтения Белинского. «Он вдохнул, - говорил В. П. Острогорский, - живую душу в школьную схоластику».
(Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова схоластика
- Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви.
- Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом. И прил. схоластический, -ая. -ое.)
В наше время у каждого учителя свой особый метод приобщения учеников к чтению, я применяю с шестиклассниками работу с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания , я называю это «медленным » чтением следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это приём работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение. Ребята с большим интересом при чтении используют разноцветные закладочки , цвет закладки у ребят имеет определенное значение, это развивает внимательность , зрительную память и ,естественно , дети заинтересованы в своих ответах, им просто необходимо поделиться с одноклассниками своими «добытыми» знаниями. Книги для чтения у ребят напоминают разноцветную радугу, дети непросто прочитывают произведение, а прорабатывают его, продумывают ответы на вопросы по заданиям, с интересом отвечают подготовленные задания, чувствуется, что ребята не просто знают о чем текст, а умеют быстро найти доказательства, цитируя материал прямо из книг.
На моих уроках мы часто с детьми работаем не только умственно! Применяю для привлечения внимания к происходящему на уроке литературы ладошки!!!Задаю вопросы и если звучит правильный ответ, то дети в классе делают хлопок, объясняя свой ответ!!! Интересно , что даже те ребята, которые на время «выпали» из изучения и прочтения произведения ,охотно включаются в процесс ,оживают и участвуют в работе.
Чтение –это необыкновенно творческий процесс, а творчество является одной из самых сильных мотиваций человека – потребности в самореализации. На первый взгляд кажется, что читающий человек ничего не создаёт, а лишь воспринимает творчество писателя. Но это не так. Просто мало кто задумывается, какие творческие процессы совершаются в его сознании, когда он читает. «Чтение – это жизнь произведения в сознании читающего человека»- писал А. М. Левидов.
А нам, педагогам, родителям и просто неравнодушным , надо взять за руку наших детей и провести их в интересный мир книги и чтения!!!!
Малоизвестная актриса работу ищет третий год ,такою, чтобы интересно, но не за хлеб и молоко……(Ольга Аничкова),журнал «Пионер»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137416-1352121723.jpg)
Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы как способ формирования УУД учащихся.
В работе говорится о проектно - исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способе формирования УУД ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-362197-1386346994.jpg)
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы
Технология организации деятельности учащихся по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках литературы...
Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...
«Система условий формирования читательской компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»
Из разнообразия задач, стоящих перед любым учителем словесности, выделяется основная - формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает не только обучающему...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/03/picture-673415-1443881815.jpg)
Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""
Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на основе общего подхода. Стремление к эффективности учебного процесса заст...
«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»
При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации её ...