Нравственность "Войны и мира" Л.Н.Толстого
статья по литературе на тему

Капин Артем Витальевич

 

Роман «Война и мир» Толстой создавал в самые счастливые свои годы, на подъеме творческого духа, когда его волновали вопросы, полностью отразившиеся в романе и касающиеся существенных сторон человеческой духовной жизни. «Война есть самое гадкое дело в жизни, надо это понимать и не играть в войну» - говорил герой романа Андрей Болконский. Это утверждение для Толстого было началом будущего отрицания насилия.

 

«Война» в романе становится той лживой войной, которую ведут сановники и «штабные влиятельные лица», ведя интриги один против другого с целью упрочнить свое положение и сделать карьеру путем использования лжи.

 

Толстой в романе утверждает необходимость объединение людей доброй воли, которые, собравшись вместе, сумеют противостоять тем, кто навязывает людям войны. В этом утверждении автор выдвигает идею объединения противников войны для необходимости борьбы за мир.

 

Актуальность этого романа несомненна, в этом - главнейшее значение слова «мир». Мир человеческих отношений, обычная мирная жизнь людей со всеми радостями и горестями, влюбленностями и разочарованиями, болезнями и восторгами - этот мир подробно раскрыт автором в жизни семьи Болконских, Ростовых, Курагиных, Друбецких и Бергов, сложнейший мир человеческого счастья и несчастья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Отражение нравственных взглядов Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»

Роман «Война и мир» Толстой создавал в самые счастливые свои годы, на подъеме творческого духа, когда его волновали вопросы, полностью отразившиеся в романе и касающиеся существенных сторон человеческой духовной жизни. «Война есть самое гадкое дело в жизни, надо это понимать и не играть в войну» - говорил герой романа Андрей Болконский. Это утверждение для Толстого было началом будущего отрицания насилия.

«Война» в романе становится той лживой войной, которую ведут сановники и «штабные влиятельные лица», ведя интриги один против другого с целью упрочнить свое положение и сделать карьеру путем использования лжи.

Толстой в романе утверждает необходимость объединение людей доброй воли, которые, собравшись вместе, сумеют противостоять тем, кто навязывает людям войны. В этом утверждении автор выдвигает идею объединения противников войны для необходимости борьбы за мир.

Актуальность этого романа несомненна, в этом - главнейшее значение слова «мир». Мир человеческих отношений, обычная мирная жизнь людей со всеми радостями и горестями, влюбленностями и разочарованиями, болезнями и восторгами - этот мир подробно раскрыт автором в жизни семьи Болконских, Ростовых, Курагиных, Друбецких и Бергов, сложнейший мир человеческого счастья и несчастья.

В романе Лев Николаевич затрагивает и раскрывает важнейшие жизненные проблемы - проблемы нравственности. Любовь и дружба, честь и благородство. Герои мечтают и сомневаются, думают и решают важные для себя проблемы. Одни из них - люди глубоко нравственные, другим понятие о благородстве чуждо. Современному читателю герои Толстого могут быть близки и понятны. Решение автором нравственных проблем можно использовать и сегодняшнему читателю для того чтобы разобраться во многих сложных вопросах человеческих отношений. Это делает роман актуальным и в настоящее время.

Любовь, пожалуй, одна из самых волнующих проблем человеческой жизни. В романе «Война и мир» этому чувству отведено немало страниц. Перед нами проходит масса образов. Все они любят, но любят по-разному. К князю Андрею любовь приходит не сразу. В самом начале романа видно, насколько далек он от светского общества, а жена его - Лиза - типичная представительница «света». Хотя князь Андрей по-своему любит Лизу, они духовно разные и не могут быть счастливы вместе. Его любовь к Наташе - совершенно иное чувство. Он нашел в ней человека близкого понятного, естественного, любящего и понимающего, то, что любит и ценит сам. Чувство его очень чистое, нежное, заботливое. Он до конца верит Наташе и не перед кем не скрывает своей любви. Его любовь делает его моложе и сильнее, облагораживает его. Он решает жениться на Наташе, потому что любит ее всем сердцем.

Совсем другая любовь к Наташе у Анатоля Курагина. Он красив, богат, все в жизни ему удается легко, но он глуп и поверхностен. Он даже не задумывается о своей любви. У него все просто так, без мыслей. Слова любви для него привычны, он произносит их механически. Никакого душевного волнения. Его абсолютно не волнует ее дальнейшая судьба и счастье. Такое чувство нельзя назвать высоким.

Дружба… Своим романом Толстой помогает читателю понять, что такое истинная дружба. Предельная откровенность между двумя людьми, когда ни у одного не может даже возникнуть мысли о предательстве, - у князя Андрея и графа Пьера складываются именно такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга в самые трудные моменты. Не случайно князь Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью к Пьеру. Пьер давно любит Наташу, но у него даже не возникает мысли воспользоваться отъездом Андрея, чтобы ухаживать за Наташей. Хотя Пьеру трудно бороться со своим чувством, он помогает ей. Он считает своей обязанностью помогать и оберегать невесту друга.

Совершенно другие отношения между Анатолем и Долоховым, хотя в «свете» они считаются друзьями. Анатоль искренне любит Долохова за его ум и удальство. Долохов в свою очередь Анатоля просто использует. Ему нужны его сила, знатность и связи для заманивания в свое игорное общество богатых молодых людей. Здесь о чистой и честной дружбе и речи быть не может.

«Война и мир» - вершина нравственных исканий Л.Н. Толстого. Герои «Войны и мира», как и герои ранних произведений толстого, очень чутко чувствуют природу, прекрасное. Это неотъемлемая часть их духовной жизни. Глубокий переворот происходит в душе князя Андрея, когда он, раненный при Аустерлице, понимает, что Наполеон и его мечты о собственном Тулоне - ничто перед вечностью высокого неба, которое простирается над его головой. Он способен, увидев зеленый дуб, ощутить аналогию между пробуждением природы и тем, что твориться в его душе. Также Наташа, потрясенная прелестью летней ночи, не может уснуть, душой стремясь постичь красоту природы.

2. Творчество Федора Михайловича Достоевского

2.1 «Маленький человек» Ф.М. Достоевского

Фёдор Михайлович Достоевский -- один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей 60-ых годов 19 века. В своих произведениях он отражал страдания людей от социальной действительности. Именно в то время развивался капитализм, и люди, которые не могли существовать в условиях тяжелой современности, оказывались в полной нищете. Творчество Достоевского сосредоточено вокруг вопросов философии духа, -- это темы антропологии, философии, истории, этики, религии.

Редко кто из русских писателей так блестяще начинал свою литературную деятельность, как Достоевский. Первый его роман «Бедные люди» (1846) сразу же выдвинул его в число наиболее видных представителей «натуральной школы». Ф.М. Достоевский исследовал душу «маленького человека», углубился в его внутренний мир. Писатель считал, что «маленький человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди» - это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам.

Главный герой романа - Макар Девушкин - бедный чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием. Он является предметом насмешек и единственная его радость это дальняя родственница - Варенька, 17-ая сирота, за которую больше некому заступиться кроме Макара. Для нее он снимает более дорогую и удобную квартиру. Ради покупки для нее цветов и сладостей отказывает себе в еде. Но от этой сердечной привязанности он счастлив. Для бедного человека основа жизни - это честь и уважение, но герои романа «Бедные люди» знают, что «маленькому» в социальном плане человеку этого добиться практически невозможно. Его протест против несправедливости безнадежен. Макар Алексеевич очень амбициозен, и многое, что он делает, он делает не для себя, а для того, чтобы это увидели другие, к примеру, пьет хороший чай. Он пытается скрыть свой стыд за себя. К сожалению, мнение со стороны ему дороже собственного.

Макар Девушкин и Варенька Доброселова - люди огромной душевной чистоты и доброты. Каждый из них готов отдать последнее ради другого. Макар - это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать, а это лучшие качества «маленького человека» по Достоевскому.

Автор показывает «маленького человека», как глубокую личность с богатым внутренним миром. Духовный мир Макара Девушкина может быть уподоблен стремительно расширяющейся вселенной. Он не ограничен ни в своем интеллектуальном развитии, ни в своей духовности, ни в своей человечности. Потенциал личности Макара Девушкина безграничен. Это преображение героя происходит вопреки его прошлому, его воспитанию, происхождению, среде, вопреки социальной униженности и культурной обделенности героя.

Ранее Макар Алексеевич даже не предполагал, что обладает большим духовным богатством. Любовь к Вареньке помогла ему осознать, что он, оказывается, может быть кому-то нужным и полезным. Происходит чрезвычайно важный процесс «распрямления» человеческой личности. Любовь открыла Девушкину глаза на самого себя, позволила ему осознать себя человеком. Он пишет Вареньке:

«Я знаю, чем я вам, голубчик вы мой, обязан! Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать, и вас стал любить; а до вас, ангельчик мой, я был одинок и как будто спал, а не жил на свете. …а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную, так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других; что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек, что сердцем и мыслями я человек».

Слова эти звучали как исповедание веры, как формула, объясняющая и раскрывающая основной гуманистический пафос и «натуральной школы», и всего творчества Достоевского. По существу, здесь его герой подходит к отрицанию несправедливости социального устройства общества, считающего его лишь тряпкой, а не человеком. Главное в «маленьком человеке» - это его натура.

"Маленький человек" оказался "большим". Уникальна динамика развертывания духовного величия "маленького человека". В конце концов Макар Девушкин оказался достойным героем романа, который помимо прочего должен бы быть примером "воспитания чувств".

Макар Девушкин был первым откровением "великой идеи" Достоевского -- идеи "восстановления человека", духовного воскрешения забитых и бедных людей.

Так начинается целая эпоха в русской литературе XIX в., связанная с обостренным вниманием к внутреннему миру человека, что закономерно привело к усилению социально-психологического анализа, к резкому обличению устоев самодержавно-крепостнической системы, обрекавшей «маленьких людей» на роль униженных и оскорбленных.

2.2 Добро и зло в романе «Преступление и наказание». Стремление к нравственному идеалу

Тема «маленького человека» продолжается в романе «Преступление и наказание». Здесь “маленькие люди” наделены определенной философской идеей. Это люди мыслящие, но задавленные жизнью. Например, Семен Захарыч Мармеладов. Ему и побои в наслаждение, и на отношение к нему окружающих он приучает себя не обращать внимания, и ночевать он привык, где придется. Мармеладов не способен бороться за жизнь, за семью. Ему наплевать на семью, общество, да и на Раскольникова.

Достоевский описывает безвольного человека, который довел жену до чахотки, пустил дочь по «желтому билету», но осуждая его, писатель одновременно взывает к людям, просит проявить к нему хоть каплю жалости, приглядеться к нему, так ли уж он плох. Ведь он несчастной женщине с тремя детьми «руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание». Он больше всего мучается от сознания вины перед детьми. Так ли он плох этот «маленький человек»? Можно сказать, что его сделало таким общество, более равнодушное и жестокое, чем он сам в своем пьянстве.

Но все-таки роман «Преступление и наказание» - произведение очень светлое, хотя и трагическое. Писатель выразил в нем свои сокровенные мысли о нравственном идеале гуманизма.

Главный герой романа приходит к нравственному идеалу, испытав множество страданий. толстой достоевский нравственный герой

В начале произведения это человек, который разочарован в людях и считает, что только с помощью насилия можно восстановить поруганные добро и справедливость. Родион Раскольников создает жестокую теорию, согласно которой мир делится на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Первым дозволено все, вторым - ничего. Постепенно эта жуткая идея захватывает существо героя целиком, и он решает проверить ее на себе, узнать, к какой же категории он относится.

Холодно оценив все, Раскольников приходит к выводу, что ему позволено преступить моральные законы общества и совершить убийство, которое он оправдывает целью помочь обездоленным.

Но многое изменяется в нем, когда к голосу рассудка примешиваются чувства. Раскольников не учел главного - склада собственного характера, и того, что убийство противно самой природе человека. Перед тем, как совершить преступление, герой видит сон: он ощущает себя ребенком, который становиться свидетелем варварски жестокого поступка - избиения загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Страшная картина вызывает у маленького Раскольникова яростное желание вмешаться, защитить животное, но никто не предотвращает это бессмысленное, жестокое убийство. Единственное, что может сделать мальчик, это с криком пробиться сквозь толпу к лошади и, обхватив ее мертвую, окровавленную морду, целовать ее.

Сон Раскольникова многозначен. Здесь явный протест против убийства и жестокости, здесь сочувствие чужой боли.

Под влиянием сна происходит два мотива предполагаемого убийства. Один - ненависть к мучителям. Другой - желание подняться до положения судьи. Но Раскольников не учел третьего фактора - неспособности доброго человека пролить кровь. И, как только ему пришла в голову эта мысль, он в страхе отринул свои планы. Иначе говоря, еще не подняв топора, Раскольников понимает обреченность своей идеи.

Проснувшись, герой почти готов был отказаться от задуманного: «Боже! - воскликнул он, - да неужели ж, неужели ж я, в самом деле, возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп... буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью... с топором... Господи, неужели?»

Однако страшная теория побеждает. Раскольников убивает старуху-процентщицу, совершенно бесполезную и даже вредную, с его точки зрения. Но вместе с ней он вынужден убить и ее сестру, случайную свидетельницу. Второе преступление никак не входит в планы героя, ведь Лизавета именно та, за счастье которой он борется. Обездоленная, беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо. Теперь Раскольников понимает: нельзя разрешать «кровь по совести» - она польется потоком.

По натуре герой - добрый человек, он делает людям много хорошего. В его поступках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Герой презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. У него и внешность ангельская: «...замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Как же практически идеальный герой мог увлечься столь безнравственной идеей? Автор показывает, что Раскольникова буквально загнала в тупик собственная нищета, а также убогое, униженное состояние многих достойных людей вокруг него. Родиону была отвратительна власть ничтожных, глупых, но богатых и оскорбительное положение бедных, однако умных и благородных душою. Обидно, но юношеский максимализм и принципиальность героя, его гордость и непреклонность сослужили ему плохую службу, наставили на неверный путь.

Совершив злодейское убийство, герой тяжело заболевает, что свидетельствует о большой чуткости его совести. И до преступления добро в его душе отчаянно боролось со злом, а теперь он испытывает адские муки. Раскольникову становится очень трудно общаться с людьми, он как бы чувствует себя виноватым перед всем человечеством. Чем теплее и заботливее относятся к нему близкие, тем сильнее он страдает. Подсознательно герой понимает, что нарушил главный закон жизни - закон любви к ближнему, и ему не просто стыдно, ему больно - слишком жестоко он заблуждался.

Ошибки надо исправлять, нужно каяться, чтобы избавиться от страданий. Путь к нравственной жизни Раскольников начинает с исповеди. Он рассказывает о своем преступлении Соне Мармеладовой, облегчая душу и прося совета, потому что не знает, как ему жить дальше. И подруга помогает Родиону.

В образе Сони выражен нравственный идеал писателя. Эта женщина - сама любовь. Она жертвует собой ради людей. Понимая, что нужна Раскольникову, Соня готова идти за ним на каторгу: «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..» Благодаря подруге, герой обретает новый смысл жизни.

Достоевский приводит Раскольникова к мысли о необходимости жить настоящим, а не придуманной теорией, выражать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь и доброту, через служение ближним. Сложен и мучителен путь Раскольникова к праведной жизни: от преступления, которое искупается страшными страданиями, к состраданию и любви к тем людям, которых хотел презирать, считая ниже себя, гордый юноша.

Главный философский вопрос романа - границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке.

В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.

В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что по существу означает вседозволенность. Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.

Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым, добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.

В романе Раскольников и Соня - это, противостояние добра и зла. Соня проповедует добро, основанное на христианском смирении, христианской любви к ближнему и ко всем страдающим.

Но даже в поступках Сони сама жизнь стирает границу между добром и злом. Она совершает шаг, полный христианской любви и добра по отношению к ближнему, - продает себя, чтобы не дать умереть с голоду больной мачехе и ее детям. А себе, своей совести, она причиняет непоправимое зло. И опять в основание зла заложено добро.

Взаимопроникновение добра и зла можно увидеть и в кошмаре Свидригайлова перед самоубийством. Этот герой, завершает в романе цепь злостных преступлений: изнасилование, убийства, растление малолетних. Правда, факт совершения этих преступлений автором не подтверждается: в основном это сплетни Лужина. Зато совершенно точно известно, что Свидригайлов устроил детей Катерины Ивановны, помог Соне Мармеладовой. Достоевский показывает, как в душе этого героя происходит сложная борьба между добром и злом. Достоевский пытается провести в романе границу между добром и злом. Но человеческий мир слишком сложен и несправедлив, в нем стираются границы между этими понятиями. Поэтому Достоевский видит спасение и истину в вере. Христос для него - высший критерий нравственности, носитель истинного добра на земле. И это единственное, в чем писатель не сомневается.

Заключение

Подводя итог всего вышесказанного можно сделать вывод, что в творчестве Толстого и Достоевского очень глубоко разработаны психологические портреты героев. Как мне кажется это связанно с тем, что авторы пытаются донести до читателя, каким можно быть, каким стать под влиянием общества и как под эти влиянием люди остаются самим собой и не противоречить своему душевному состоянию и нравственным принципам.

В творчестве Льва Николаевича Толстого мы можем наблюдать, как он изображает духовный рост человека и его падение. Какое значение имеет для автора внутренний мир. Как влияет на человека общество, мораль окружения и чужие поступки.

В своем творчестве Толстой затрагивает и раскрывает важнейшие жизненные проблемы - проблемы нравственности. Любовь и дружба, честь и благородство. Его герои мечтают и сомневаются, думают и решают важные для себя проблемы. Одни из них - люди глубоко нравственные, другим понятие о благородстве чуждо. Современному читателю герои Толстого могут быть близки и понятны. Решение автором нравственных проблем можно использовать и в настоящее время.

Творчество Достоевского Федора Михайловича сосредоточено вокруг вопросов философии духа, -- это темы антропологии, философии, истории, этики, религии. В своих произведениях Достоевский показывает трагические судьбы «маленьких людей». На какие глубокие чувства способен придавленный нищетой, бесправием, бесчеловечностью «маленький человек», какой доброй, сострадательной душой он может обладать. В своих произведениях автор открывает огромное духовное богатство «маленького человека», его душевную щедрость и внутреннюю красоту, которые не погибли под невыносимыми условиями жизни. Красота души «маленького человека» раскрывается, прежде всего, через способность любить и сострадать. Ф. М. Достоевский протестует против равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей». Он утверждает, что каждый человек имеет право на сочувствие и сострадание.

Герои произведений этих двух великих русских писателей, запоминающиеся и нетипичные, которые, тем не менее, написаны глубоко реалистично. Пьер Безухов, Наташа Ростова, Нехлюдов, Раскольников, Макар Девушкин, - незабываемые образы. Но вместе с тем нетрудно заметить и значительную разницу в их творчестве. Если Толстой анализирует своих персонажей и происходящих с ними событий, то Достоевский, наоборот, выводит всю логику поступков из психологического состояния своих героев. Мы, благодаря этим двум писателям, можем взглянуть в XIX век как бы с двух сторон.

Толстой делает акцент на внешней стороне событий, для Достоевского важнее внутреннее ощущение человека. Мораль Толстого напоминает кантовскую: «Поступай в определенной ситуации так, чтобы твой выбор мог стать нравственным законом для всех людей». Достоевский считает, что не бывает одинаковых ситуаций, и человеку приходится делать выбор всегда, и нельзя опираться на стандартные решения.

Лев Толстой и Федор Достоевский так никогда и не встретились, хотя каждых из них мечтал о знакомстве.

И все же встреча состоялась - на расстоянии, не в пространстве - во времени. Они читали произведения друг друга. Восхищались одними и протестовали против других. Не жалели сил на критические разборы. При всем различии их творческих исканий, они были едины в главном - верили в добро и любовь, в возрождение человека и человечества, в нравственный прогресс общества через свободное волеизъявление личности.

Список использованных источников

1. Этика. Основы общей теории морали. Курс лекций Часть первая/ П.Е. Матвеев / Владимирский государственный университет- Владимир, 2002.

2. Откровения о человеке в творчестве Достоевского/ Н.А. Бердяев/ Библиотека «Вехи», 2001

3. Русская литература и литературоведение/А.Б. Есин/ Москва, 2003.

4. Психологический словарь./Под ред. В. П.Зинченко./Москва, 1997.

5. Детство. Отрочество. Юность./Л.Н. Толстой/ Санкт-Петербург, 2009.

6. Собрание сочинений в 8 томах. Том 6. Воскресение/ Л.Н. Толстой/ Москва, 2006

7. После бала./Л. Н. Толстой/ Москва, 2006

8. Детство. Отрочество, Юность/ Л.Н. Толстой/Москва, 1993

9. Так что же нам делать?/ Толстой Л.Н./ Собр. соч./ Москва, 1983.

10. Воскресение/Л.Н. Толстой/

11. Русская литература XIX века/В. И. Новиков/Москва, 1996

12. Война и мир/Л.Н. Толстой/

13. Бедные люди/Ф.М. Достоевский

14. Преступление и наказание/Ф.М. Достоевский

15. http:/mysoch.ru/sochineniya/dostoevskii

16. http:/soch.na5.ru

17. http://istina.rin.ru

18. http://ru.wikipedia.org