Презентация к уроку по теме "Я гений, Игорь Северянин..."
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Шебалова Ольга Витальевна

Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе, посвященном творчеству Игоря Северянина. Содержит бографические сведения, тексты и анализ стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл severyanin.pptx458.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Это было у моря… Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж… Королева играла – в башне замка – Шопена, И внимая Шопену, полюбил её паж. Было всё очень просто, было всё очень мило: Королева просила перерезать гранат, И дала половину, и пажа истомила, И пажа полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово , До восхода рабыней пробыла госпожа… Это было у моря, где волна бирюзова , Где ажурная пена и соната пажа. Февраль 1910

Слайд 2

Игорь - Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв) (1887-1941) «Я гений, Игорь Северянин…»

Слайд 3

Слово «эгофутуризм» - из названия сборника Игоря Северянина «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос . Апофеозная тетрадь третьего тома» (1911). В январе 1912 года под флагом эгофутуризма вокруг Северянина объединились К. Олимпов, Г. Иванов, Грааль-Арельский. Эгофутуристический манифест: «Скрижали Академии эгопоэзии » ( восславление эгоизма, теософия, безумие индивидуально и др.) Предтечи: К.М. Фофанов и Мирра Лохвицкая (созерцание своего внутреннего мира как мира мечты, безысходная тоска, неприятие действительности) Эгофутуризм («я в будущем»)

Слайд 4

…До нас Державиным стал Пушкин, – Нам надо новых голосов! Теперь повсюду дирижабли Летят, пропеллером ворча, И ассонансы, точно сабли, Рубнули рифму сгоряча! Мы живы острым и мгновенным,- Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным, И что ни слово, - то сюрприз. Не терпим мы дешевых копий, Их примелькавшихся тонов И потрясающих утопий Мы ждем, как розовых слонов… (из п ролога «Эгофутуризма». Поэза-грандиоз . И. Северянин) Эгофутуристы

Слайд 5

Лозунги «эгофутуризма» Душа – единственная истина. Самоутверждение личности. Поиски нового без отвергания старого. Осмысленные неологизмы. Смелые образы, эпитеты. Борьба со «стереотипами». Разнообразие метров.

Слайд 6

Поэт провозглашал ценность каждой личности «Жизнь человека одного – Дороже и прекрасней мира» Отмечает двойственность мира «И в зле – добро, и в добром – злоба» Выводит иерархию настоящих ценностей «Любовь! Россия! Солнце! Пушкин! – Могущественные слова!»

Слайд 7

Цель - выявление индивидуальности и отделение ее от коллектива, непрестанное устремление к достижению возможностей Будущего в Настоящем . Прославление современного города (электричества, машин и т.д.). « Элегантная коляска, в электрическом биеньи , Эластично шелестела по шоссейному песку ...» «... И noд шинами мотора пыль дымилась, прыгал гравий ...» («Июльский полдень ») Эстетизм ; влюбленность в рестораны, будуары; салонный эротизм. Словотворчество (« поэза », « окалошить », « олилиен » и др.). Особенности течения :

Слайд 8

«Король поэтов» Слава Игоря Северянина началась со знаменитой обмолвки Л.Толстого о ничтожестве русской поэзии: в подтверждение своего мнения Толстой процитировал северянинское : «Вонзите штопор в упругость пробки, и взоры женщин не будут робки» («Хабанера II »). В 1911 – сборник стихов «Пролог. Эгофутуризм. Поэза грандос » В 1913 г. - книга стихов «Громокипящий кубок» , с предисловием Ф. Сологуба. В 1915г. – сб. «Ананасы в шампанском» В 1931 г. – сб. «Классические розы» «Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг» (А.М. Арго. Из "Своими глазами: книга воспоминаний»).

Слайд 9

Чем привлекал поэт своих читателей-современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в туманный мир роскоши и красоты, пускай «красивости». В этом выдуманном мире живут короли и королевы, принцы и принцессы, пажи, феи. Здесь и современный быт: рестораны, концерты, клубы, гостиные, загородные дачи, моторные ландо, бипланы, экспрессы, вуали, веера, ликёры… В этом мире скорость, красота, любовь, молодость, роскошь, «высь сфер» – экзотическое, уникальное и в то же время современное. Об этом необыкновенном мире писать надо необыкновенно: и Северянин изобретал новые жанры. Названия большинства – неологизмы: миньонет , синематограф, квадрат квадратов, эгополонез , поэметта , ассонет , диссона , газэлла , медальон, ноктюрн, хабанера, романс. Обычно поэт указывал жанры своих стихов. Многие из них носят характер баллады: в них присутствует короткий, необычный, напряжённый сюжет.

Слайд 10

«Сувенир критике» А. Блок: «У него нет темы». В. Брюсов: «Отсутствие знаний и неумение мыслить принижают поэзию Игоря Северянина и крайне суживают ее горизонт». Упрекает поэта в пошлости. К. Чуковский: «Его стих, кокетливо-пикантный, жеманный, жантильный, весь как бы пропитан этим воздухом бара, журфикса, кабарэ ». Игорь -Северянин Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нём толпа пустая, Стихов принципиально не читая, Раз нет в них ананасов и авто. Фокстрот, кинематограф и лото Вот, вот куда людская мчится стая! А между тем душа его простая, Как день весны. Но это знает кто? Благословляя мир, проклятье войнам Он шлёт в стихе, признания достойном, Слегка скорбя, подчас слегка шутя Над всею первенствующей планетой... Он - в каждой песне им от сердца спетой, Иронизирующее дитя. (И. Северянин. 1926)

Слайд 11

Янтарная элегия (1911) Деревня, где скучал Онегин, Была прелестный уголок. А.С. Пушкин Вы помните прелестный уголок – Осенний парк в цвету янтарно-алом: И мрамор урн, поставленных бокалом На перекрёстке палевых дорог? Вы помните студёное стекло Зелёных струй форелевой речонки: Вы помните комичные опёнки Под кедрами, склонившими чело? Вы помните над речкою шале, Как я назвал трёхкомнатную дачу, Где плакал я от счастья, и заплачу Ещё не раз о счастье и тепле? Вы помните… О да! Забыть нельзя Того, что даже нечего и помнить… Мне хочется Вас грёзами исполнить И попроситься робко к Вам в друзья…

Слайд 12

Это – лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир… Это – истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это – ироник , остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в острой сатире. Это – художник, которому открылась тайна стиха… В. Брюсов «Игорь Северянин» (1915)

Слайд 13

Мороженое из сирени! - Мороженое из сирени! Мороженое из сирени! Полпорции десять копеек, четыре копейки буше. Сударыни, судари, надо ль? - не дорого - можно без прений... Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе ! Я сливочного не имею, фисташковое все распродал ... Ах, граждане, да неужели вы требуете крэм-брюле ? Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа, На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ ! Сирень - сладострастья эмблема. В лилово- изнеженном крене Зальдись , водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок ... Мороженое из сирени, мороженое из сирени! Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-богу, похвалишь , дружок! 1912. Сентябрь

Слайд 14

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно ! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс ... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс! Январь 1915. Петроград. Ананасы в шампанском!

Слайд 15

«Мои ажурные стихи!» Самоирония («Допустим, я лирик, но я – и ироник »). Иногда его ирония достигает большой сатирической остроты («В смокингах, в шик опроборенные , великосветские олухи…») Неологизмы (« офиалчен », « молоточа », « оякорили », « разлепесточил » и др.) Ориентация скорее на слушателя, чем на читателя. Его поэзии свойственна мелодичность и благозвучие, стихи имеют близкое к романсному строфическое построение с многочисленными повторами и подхватами отдельных слов и целых фраз, изобилует рефренами и анафорами и разнообразными внутренними созвучиями в стихе - ассонансами и аллитерациями. Сверхдлинные строчки («О моя дорогая! Ведь теперь еще осень, ведь теперь еще осень…»).

Слайд 16

Классические розы (1925) Как хороши, как свежи были розы В моём саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! И. Мятлев . 1843 В те времена, когда роились грёзы В сердцах людей, прозрачны и ясны, Как хороши, как свежи были розы Моей любви, и славы, и весны! Прошли лета, и всюду льются слёзы… Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране… Как хороши, как свежи ныне розы Воспоминаний о минувшем дне! Но дни идут – уже стихают грозы. Вернуться в дом Россия ищет троп… Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! 1925

Слайд 17

Томление бури Сосны качались, сосны шумели, Море рыдало в бело-седом, Мы замолчали, мы онемели, Вдруг обеззвучел маленький дом. Облокотившись на подоконник, В думе бездумной я застывал. В ветре галопом бешеным кони Мчались куда-то, пенился вал. Ты на кровати дрожко лежала В полуознобе , в полубреду. Сосны гремели, море рыдало, Тихо и мрачно было в саду. Съежились листья желтых акаций. Рыжие лужи. Карий песок. Разве мы смели утром смеяться? Ты одинока. Я одинок. 1915. Июнь Эст- Тойла

Слайд 18

Поэза весеннего ощущения От тоски ты готова повеситься, Отравиться иль выстрелить в рот. Подожди три оснеженных месяца,— И закрутит весна хоровод. Будут петь соловьи о черемухе И черемуха — о соловьях. Дай-то бог револьверу дать промахи И веревке рассыпаться в прах. Будут рыб можжевеловой удочкой Подсекать остриями крючка. Будет лебедь со снежною грудочкой Проплывать по реке, так легка. Будут почки дышать влагой клейкою, Зеленеть и струить аромат, И, обрадованные лазейкою, Ливни шейку твою обструят . Зачеремушатся , засиренятся Под разливной рекою кусты. Запоют, зашумят, завесенятся Все подруги твои, как — и ты. Зазвенит, заликует, залюбится Все, что гасло зимой от тоски. Топором все сухое обрубится , Смело сочное пустит ростки. Чем повеситься, лучше загрезиться . Не травись и в себя не стреляй. Как-нибудь перебейся три месяца, Ну, а там недалеко и май! (1919)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный кроссворд "Дон-жуанский список Игоря Северянина"

Презентация предназначена для урока литературы по биографии и творчеству Игоря Северянина. Данный ресурс можно использовать и во внеурочной деятельности....

Литературно-музыкальная композиция «…Гений Игорь – Северянин…»Участники – ученики 11 класса

1. Знакомство с жизнь и твочреством поэта2. Развитие навыков монологической речи учащихся, умение выразительно декламировать стихотворения И. Северянина3. Привлечение слушателей и участников композици...

Эгофутуризм Игоря Северянина - поэтический портрет

Методическая разработка урока по творчеству И.Северянина, где дается поэтический портрет художника слова. Цуль урока - вызвать интерес обучающихся к поэзии серебряного века. На уроке организуется рабо...

Игорь Северянин

Знакомство с биографией...

Интегрированный урок "Певец природы Игорь Северянин"

1) знакомство с личностью и творчеством поэта Игоря Северянина;2) развитие навыков выразительного чтения поэтического текста и анализа лирического произведения;3) привитие бережного отношения и любви ...

Методическая разработка урока " "Эгофутуризм" Игоря Северянина"

Биография Игоря Северянина с иллюстрацией стихов...

Презентация к уроку "Опера Бородина «Князь Игорь"

Цели урока:– Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.Образовательные задачи урока:– Развить интерес к изучению жанра оперы.Воспитательные задачи урока:– Восп...