Моя родословная/
классный час по литературе (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Индирбаева Эльвира Абдулхалимовна

                                                                                                                  А.С.Пушкин

Учитель:       У всех людей есть имена. Это кажется настолько естественным, что об этом никто не задумывается. А ведь между рождением ребенка и получением имени проходит время.

До принятия христианства на Руси новорожденных нарекали не именами, а простыми словами, причем, на наш взгляд, довольно нелепо.

После принятия  христианства на Руси выработался обычай называть детей обязательно в честь какого-нибудь «святого» человека, прославленного церковью. После смерти таких людей возвышали до небес для новой жизни, оттуда они могли оказать помощь своим «тезкам». Имена святых вносили в святцы.

Святцы - церковная книга, содержащая месяцеслов, календарь, составленный в порядке месяцев и дней года.

И принято было называть младенцев именем того из святых, память которого приходилась на день рождения ребенка.

            Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных,

            В первый же миг по рождению каждый, убогий и знатный,

            Имя, как сладостный дар от родных получают…

Так когда-то писал Гомер.

 

Давайте, ребята, запишем дату своего рождения, дату имени, свое имя и его значение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rodoslovnaya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Индирбаева Эльвира Абдулхалимовна

МБОУ СОШ № 5, г. Новый Уренгой, ЯНАО

Учитель русского языка и литературы

ТЕМА: МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Цели: воспитывать чувство любви, уважения, гордости за свою семью, уважения к родителям, предкам, прошлому своей родины;

            углубить представления об именах, их происхождении и назначении;

развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям,  родословной;

познакомить с наиболее распространенными традициями русского народа;

            развивать речь учащихся;

            учить правильно формировать и уметь высказывать свои мысли и чувства.

Оборудование: выставка книг, выставка семейных реликвий, бабушкин сундук со старинными вещами, святцы, магнитофон, проигрыватель, красочно оформленный устный журнал, предметы старины.

Ход урока.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы подведем итог нашей нелегкой работы.

Мы долго готовились к этому уроку.  Кем нам только не довелось быть в течение этого времени: антикварами, археологами, репортерами, даже лингвистами, так как на пути у нас встречались незнакомые слова.

Мы узнали много нового и интересного. И сегодня вам есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Урок сегодняшний пройдет в форме устного журнала. И так открываем первую страницу.

ПЕРВАЯ СТРАНИЦА

                                                                         « Что в имени тебе моем…»

                                                                                                                  А.С.Пушкин

Учитель:        У всех людей есть имена. Это кажется настолько естественным, что об этом никто не задумывается. А ведь между рождением ребенка и получением имени проходит время.

До принятия христианства на Руси новорожденных нарекали не именами, а простыми словами, причем, на наш взгляд, довольно нелепо.

После принятия  христианства на Руси выработался обычай называть детей обязательно в честь какого-нибудь «святого» человека, прославленного церковью. После смерти таких людей возвышали до небес для новой жизни, оттуда они могли оказать помощь своим «тезкам». Имена святых вносили в святцы.

Святцы - церковная книга, содержащая месяцеслов, календарь, составленный в порядке месяцев и дней года.

И принято было называть младенцев именем того из святых, память которого приходилась на день рождения ребенка.

        Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных,

        В первый же миг по рождению каждый, убогий и знатный,

        Имя, как сладостный дар от родных получают…

Так когда-то писал Гомер.

Давайте, ребята, запишем дату своего рождения, дату имени, свое имя и его значение.

Представьте, вы на лугу, перед вами много ромашек и я предлагаю сорвать и поиграть в игру:

     Игра « Ромашка»

 Нужно заполнить центр ромашки своим именем, а листочки ромашки заполнить производными своего имени. (раздаются ромашки). Сравните свой цветок с « ромашкой» товарищей.

- Как вы думаете, почему у «ромашек» оказалось разное количество лепестков.

- Ребята, а все ли вы знаете значение и историю возникновения своего имени.

Запишите эту информацию на обратной стороне « ромашки»:

1. Мое имя

2. Пришло из языка

3. Оно означает

4. Внесено в святцы в честь…

(дорабатываются цветки и сдаются учителю).

Стихотворение С. Маршака « В защиту детей»

Если только ты умен,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой,

А ребята со двора

Стали звать Индейкой.

А один оригинал,

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем этим

Век придется вековать

Злополучным детям...

- Как вы думаете, нравятся ли эти имена самому поэту?

- Чем эти имена отличаются от имен ребят вашего класса?

- Расскажите историю вашего имени: « Почему меня так назвали»

« Как мне выбирали имя»

(слушается рассказ 2-3 учащихся)

Тезка – человек, имеющий с кем-нибудь одинаковое имя.

- Есть ли у вас в классе тезки?

- Назовите знаменитых, великих людей своего тезку.

Стихотворение А.С.Пушкина « Что в имени тебе моем?»

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я...

       

ВТОРАЯ СТРАНИЦА

Есть у солнца уголок земли

Вот перелистали страницу, а как вы думаете, о чем пойдет речь?

           Пять ступеней, краской крытых,

               Сколько раз вы мною мыты!

               Сколько раз вы мной метены

               Веником пихтовым, дрёмным

               И березьим голиком...

               Пять простых ступеней в дом!

               А на верхней, что поуже,

               Где сучок, что око, тужит,

               Сколько раз сидела я,

               Юбки подобрав края.

               И смотрела в хвойный лес,

               В вековую даль небес,

               На калину у крыльца,

               На кадушку без венца –

               С дождевой водою черной!

               До травинки все я помню,

               Как легко над тем крыльцом

               Вьются комары столбцом!

               Это тыщи дум моих

               Среди сумерек глухих

               Вьются там уж без меня,

               В тишине родной звеня...

               Счастье – родину иметь

               Да о ней всю жизнь болеть!

               Вечно помнить свет села,

               Дом родной, святые сени

               И заветные ступени,

               По которым в мир сошла.

                                                  Т. Смертина

Не зря именно эти строчки стали эпиграфом второй страницы.

Запишем в тетради свой адрес.

Ребята, попробуем ответить на следующие вопросы:

- История моего города. (села, станицы…)

- Кто знает, когда зародился наш город?

- Кто знает, почему улица, на которой проживает он, называется так.

Все в нашей душе не случайно…

Дмитрий  Сергеевич Лихачев сказал: « Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали,- значит, он не любит их.

Если человек не любит старые улицы, старые дома – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны – он, как правило, равнодушен и к своей стране…»

Стихотворение Г.И.Кабаева

        Жизнь человека – только миг

        В безбрежном времени вселенной,

        И только в памяти живых

        Она становится нетленной.

        Все это так. Да вот беда,

        Что забываем иногда,

        Откуда мы, кто наши предки?

        Такие случаи нередки.

        Заставить нас забыть о них

        Не должен злой народа гений-

        Уйдя из памяти живых,

        Исчезнет много поколений.

        Одной мы связаны судьбой

        Одной семьей, единой кровью.

        Потомки станут нам с тобой

        Надеждой, верой и любовью.

        И дух наш, продолжая жить,

        Во внуков, правнуков вольется,

        И никогда не оборвется

        Веков связующая нить.

Чтобы эта связующая нить никогда не оборвалась, давайте с вами посмотрим следующую страницу. Издавна одной из добрых традиций в семьях была традиция составлять свою родословную,  генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи.

                 

ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА

Моя родословная

     «…И память их из рода в род…»

        - Как вы думаете, что означают эти слова из Библии?

Они имеют иносказательный смысл и произносятся в церкви, когда упоминаются умершие, погибшие, как призыв хранить об ушедших память из рода в род.

В Библии действительно много слов, притч, имеющих иносказательный смысл, а также непосредственно обращенных к нам. Каждый из нас должен следовать этим словам.

Так когда-то и было. На Руси испокон веков чтили память предков.

На этом уроке мы постараемся заполнить каждый свою родословную таблицу…

- Обратимся к слову «род». Что оно означает?  (людей, связанных родственными узами, происходящих от одного предка).

- Молодцы! Теперь назовите мне слова, образованные от корня «род». (родня, родичи, родина, рождать, урожай, народ, родственник, родители, родовой, родимый, родоначальник, родословная…)

- Каждое из этих слов дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю…

Кстати, название одного из Христианских праздников – Рождество – происходит от этого же корня.

- Нельзя жить Иванами, не помнящими родства. Нужно помнить свои корни, род, свою родину (именно маленькую).

Фамильная честь, интерес к своему роду – все это ветви одного большого дерева, имя которому Патриотизм.

- Попробуем нарисовать свою родословную. На заготовленных листах схемы до 5 поколения, а если,  потрудившись еще, узнаете больше, я уверена, вам ваши дети и внуки скажут огромное спасибо.

Мой совет: эти схемы вклейте в свои семейные альбомы. Обязательно просмотрите все фотографии родных и пометьте в своих работах тех родственников, фотографии которых хранятся в альбомах.

Пополняйте свое дерево, побольше узнавайте о своих родственниках, передавайте свои знания, эти документы из поколения в поколение.

Пусть это станет доброй семейной традицией.

( учащиеся заполняют свои таблицы, в это время читается стихотворение)

А.С.Пушкин « Моя родословная»

Смеясь жестоко над собратом,

Писаки русские толпой

Меня зовут аристократом.

Смотри, пожалуй, вздор какой!

Не офицер я, не асессор,

Я по кресту не дворянин,

Не академик, не профессор;

Я просто русский мещанин.

Понятна мне времен превратность,

Не прекословлю, право, ей:

У нас нова рожденьем знатность,

И чем новее, тем знатней.

Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью, не один),

Бояр старинных я потомок;

Я, братцы, мелкий мещанин.

Не торговал мой дед блинами,

Не ваксил царских сапогов,

Не пел с придворными дьячками,

В князья не прыгал из хохлов,

И не был беглым он солдатом

Австрийских пудреных дружин;

Так мне ли быть аристократом?

Я, слава богу, мещанин.

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил;

Его потомство гнев венчанный,

Иван IV пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

Смирив крамолу и коварство

И ярость бранных непогод,

Когда Романовых на царство

Звал в грамоте своей народ,

Мы к оной руку приложили,

Нас жаловал страдальца сын.

Бывало, нами дорожили;

Бывало... но - я мещанин.

Упрямства дух нам всем подгадил:

В родню свою неукротим,

С Петром мой пращур не поладил

И был за то повешен им.

Его пример будь нам наукой:

Не любит споров властелин.

Счастлив князь Яков Долгорукой,

Умен покорный мещанин.

Мой дед, когда мятеж поднялся

Средь петергофского двора,

Как Миних, верен оставался

Паденью третьего Петра.

Попали в честь тогда Орловы,

А дед мой в крепость, в карантин,

И присмирел наш род суровый,

И я родился мещанин.

Под гербовой моей печатью

Я кипу грамот схоронил

И не якшаюсь с новой знатью,

И крови спесь угомонил.

Я грамотей и стихотворец,

Я Пушкин просто, не Мусин,

Я не богач, не царедворец,

Я сам большой: я мещанин.

Post scriptum

Решил Фиглярин, сидя дома,

Что черный дед мой Ганнибал

Был куплен за бутылку рома

И в руки шкиперу попал.

Сей шкипер был тот шкипер славный,

Кем наша двигнулась земля,

Кто придал мощно бег державный

Рулю родного корабля.

Сей шкипер деду был доступен,

И сходно купленный арап

Возрос усерден, неподкупен,

Царю наперсник, а не раб.

И был отец он Ганнибала,

Пред кем средь чесменских пучин

Громада кораблей вспылала,

И пал впервые Наварин.

Решил Фиглярин вдохновенный:

Я во дворянстве мещанин.

Что ж он в семье своей почтенной?

Он?.. он в Мещанской дворянин.

ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА

Добрая пословица ко времени молвится

Теперь мы делимся на две команды и посоревнуемся, кто из нас знает

больше пословиц и поговорок о семье и доме. Игра наша называется: «Скажи начало пословицы»

1. При солнышке тепло, а при матери добро.

2.Нет лучше дружка, чем родная матушка.

3.Птица рада весне, а дитя матери.

4.Хорошие люди умирают, а дела их живут.

5.Без добрых дел не будет доброго имени.

6.Лучше глаза лишится, чем доброго имени.

7.Не место красит человека, а человек место.

8.Детей питать – в долг давать, отца-мать кормит – долг отдавать.

9.Пустой колос всегда нос кверху дерет.

10.Кто родителей почитает, то вовеки не погибает.

11.Растить детей не легче, чем управлять государством.

12.Добрые дети – дому венец, дети худые –дому конец.

13.Всякая невеста для своего жениха родится.

ПЯТАЯ СТРАНИЦА

В каждой семье есть предания, интересные истории жизни предков. У вас, ребята, были удивительные сочинения, мне бы очень хотелось, чтобы желающие зачитать истории из жизни своих предков, по очереди вышли к доске. (несколько работ зачитывается)

Спасибо все большое, я думаю, вы искренне восхищались своими родными, писали о любви к ним, гордитесь ими, но, к сожалению, никто из вас не сказал, о том как вы заботитесь  о них, как им помогаете, в чем проявляется ваша любовь.

Я         зачитаю вам строчки из сочинений ваших родителей. Они написали  о вас следующее: (зачитываются строчки их работ)

        Обратите внимание, вы такие маленькие, но мамы и папы вами уже гордятся.

Я желаю, чтобы в будущем уже ваши дети написали те же самые слова.

Чехов писал: « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»..

- Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в вашей квартире, в вашей комнате. (предметы, вещи).

Человек пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, некоторые вещи связаны с какими-то событиями в его жизни.

И вот не стало человека, а вещь осталась. Мы продолжаем ее хранить. У каждого в шкафу, гараже, на чердаке, в сарайчике, в чуланчике хранится много старинных вещей.

А мы с вами уже провели разведку, состоялся поиск старинных вещей, многие из вас принесли их сюда, чтобы всем показать их, обратите внимание на нашу выставку…Много вещей в бабушкиных сундуках.

Один из таких сундуков и на нашей выставке.

- Какие же тайны хранит бабушкин сундук?  (учитель достает по очереди вещи, а учащиеся кратко рассказывают, кому служила эта вещь…).

- Почему мы храним эти вещи?

Они нам интересны и с исторической точки зрения как предметы старины, нашей культуры, быта, они нам дороги как память о наших родных.

История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества.

Пусть такая добрая традиция, которая была и есть во многих семьях, живет вечно.

Есть еще одна замечательная традиция- застолье, празднование какого-нибудь события, любимого семейного праздника.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их какими-нибудь особыми кушаньями.

ШЕСТАЯ СТРАНИЦА

Любимый семейный праздник

Вот и последняя на сегодня наша страница.

- Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

- Какие традиционные блюда на вашем семейном столе?

( рассказ учеников)

Итог урока:

 Мы много говорили о разных семейных традициях, составили родословную таблицу, вспоминали пословицы о семье, доме, заглянули в бабушкин сундук.

Для чего же это все нужно?(ответы)

Многих ошибок могли бы избежать и жили бы гораздо лучше, если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, наши просчеты ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет глаз, волос, рисунок носа и рта. Но и историю нашей жизни.

Поощрения, слова благодарности учащимся и их родителям; выставление оценок.

Использованная литература:

  1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: литературные цитаты, образные выражения./ Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина. – М.: Современник, 1996. – 560с.
  2. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. / С.Я. Маршак. – М.: Дет.лит., 1987. – 639с.:ил.
  3. Пушкин А.С. Стихотворения / А.С. Пушкин. – М.: Дет.лит., 2002. – 255с.:ил.
  4. http://lib.ru/ - Библиотека Максима Мошкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моя родословная»

Проект «Моя родословная»Направление проекта: Сохранение памяти о истории семьи, городаЦель проекта: изучить историю своей семьи, своей фамилии, составить родословную, построить генеалогическое д...

Классные часы "Моё родословное древо"

Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...

Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.

Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...

Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса

Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....

Исследовательская работа "Моя Родословная"

Работу выполняла ученица 10 класса Хабарова ИринаЦель исследования – изучение истории своей семьи. Задачи: изучение методики составления родословной, поиск сведений о членах семьи, составление генеало...

Разработка урока по теме "Семья. Моя родословная"

Материал урока помогает учащимся в обобщении и актуализации речевых навыков по темам: "Хобби", "Профессия", "Черты характера", "Обязанности в семье", "Отношения в семье"; заставляет учащихся зад...

Моя родословная.

Моя родословная. Презентация. Несколько советов начинающим....