Литературоведческие тексты на уроках русского языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (10, 11 класс) на тему

Материал демонстрирует интегрированный подход к изучению литературных произведений в школе. Тексты, предлагаемые учащимся, позволяют, помимо повторения орфографии и пунктуации, познакомиться с мыслями известных литературоведов и публицистов, анализирующих творчество писателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturovedcheskie_teksty_na_uroke_russkogo_yazyka.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

   

 А.С.Пушкин. Капитанская дочка

 1.Вся последняя повесть Пушкина на_столько проникнута духом милосердия  что ее можно было бы назвать повестью о милосердии. 2.Главная сюжетная линия произведения   история взаимоотношений Гринева и Пугачева  это прежде всего история  милосердия. 3.С этого чувства она начинается им и заканчивается. 4.Пугачев вывел заблудившегося во время  бурана Гринева к постоялому двору и  в благодарность молодой дворянин отдал вожатому свой заячий тулуп который затрещал по швам на его могучих плечах.  5.Однако не в тулупе было дело. 6.В поступке Гринева проявилась не просто благодарность  а  жалость  милосердие и уважение к человеку  которого нужно поддержать  когда ему плохо. 7.Все это и почувствовал Пугачев поэтому так обрадовался  подарку Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей.

      8.И через все остальные встречи Гринева и Пугачева красной нитью проходит

именно тема милосердия. 9.При захвате Белогорской крепости Пугачев  узнав Гринева  помиловал его  спас от смертной казни.  10.А после в разговоре наедине Пугачев сказал  Гриневу …я помиловал тебя за твою добродетель  за то что ты оказал мне услугу  когда принужден я был скрываться от своих недругов .

    11.Но разве можно ср_внить заячий тулуп и жизнь?  12._десь важно другое  разглядел однажды Гринев человека в бродяге_вожатом    и не может уже Пугачев этого забыть  потому что  перечеркнуть то касание душ  которое было  при первой встрече  значило бы уничтожить в самом себе нечто самое дорогое  человеческое.

     13. Во время их последней встречи Гринев  называя Пугачева благодетелем  просит  отпустить их с Машей А мы  где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось  каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души...

   14.Кто же может устоять перед такой мольбой? 15. И Пугачеву_злодею радостно возвращаться к человеческому в себе.  16.Казалось, суровая душа Пугачева была тронута.  17.Милосердие победило и на этот раз. 18.Пугачев злодей и изверг для всех  вызывал  сильное сочувствие  у Гринева который видел в нем не государственного преступника  мятежника и убийцу  а милосердного человека  сделавш_го ему столько хорошего.

   19.Тему милосердия в другом аспекте  раскрывает и история изувеченного башкирца  подосланного Пугачевым в  Белогорскую крепость для распространения своих воззваний.  20.Во время допроса капитан Миронов хотел подвергнуть пыткам не отвечавшего на вопросы пленника  но тот и не мог ничего сказать  потому что  вместо языка у него был короткий обрубок.  21. Несчастный был одним из участников башкирского восстания с которыми жестоко расправилось правительство.  22.Этот эпизод несет глубокий смысл   когда после взятия Белогорской крепости Пугачев приказал повесить капитана Миронова  именно этот  башкирец  накинул ему на шею веревку. 23.Ранее  совершенное зло  обернулось новым злом.  

     24.А на добро люди отвечают добром  и это еще раз доказывает история урядника  Максимыча перешедшего на сторону Пугачева. 25. Догнав отпущенного из Белогорской крепости Гринева он передал ему от Пугачева лошадь и шубу но присвоил полтину денег  сказав  что растерял их по дороге. 26. Гринев простил ему «потерянные» деньги.  27.А во время схватки под Оренбургом именно этот Максимыч предатель  человек коварный и хитрый передал Гриневу офицеру враждебной армии  письмо от Марьи Ивановны  из Белогорской крепости. 28.И здесь  основой поступка становится благодарность за ранее совершенное добро.

    29.Раскрывается тема милосердия  и в отношении к явному врагу главного героя Швабрину.

    30. После дуэли во время которой Швабрин вел себя бесчестно  Гринев  не держал на  него зла.   31.Будучи от природы не злопамятен  я искренно простил ему и нашу ссору и рану  мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника.  32. В Белогорской крепости  вырвав с помощью Пугачева Марью Ивановну из рук Швабрина  Гринев имел достаточно оснований  чтобы ненавидеть изменника и насильника. 33.Однако  увидев Швабрина с мрачной злобой на лице  Петр  не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону. 34.Великодушие Гринева противопоставляется низости Швабрина.

      35.Оправдание Гринева то_же следствие милосердия. 36.Не закон  не формальное судебное разбирательство спасают его от позора и наказания а именное повеление императрицы.  37.Конечно Екатерина  милует его только после разговора с Марьей Ивановной  честно изложивш_й императрице все обстоятельства дела  однако мысль о милосердии как движущ_й силе всего происходящего  ясно  выражена в финале повести.

     38.Все рассмотренные эпизоды произведения  доказывают  что  автор «Капитанской дочки»   это не только великий художник слова  но и человек с богатым жизненным опытом  убежденный в том насколько важно милосердие в жизни. 39.Именно милосердие  та духовная нить которая связывает самых разных людей составляя основу человеческого бытия и в обычной жизни   и в пору исторических потрясений. (По статье В.Н. Катасонова)

 

Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание

    1. Без Эпилога роман до конца непознава_м… 2. Без Эпилога он немысл_м. 3. Эпилог  это не формальное завершение а необходимый финал освещающий весь роман неожидан_ым светом. 4. Пр_знание Раскольникова в полицейской конторе  это далеко не_ чистосердечное раскаяние. 5. Его пр_знание - прежде всего из физической невозможности вынести внутрен__ю борьбу  из пр_дельного истощения всех сил а еще из «выгоды как предл_гал этот… Порфирий!». 6. Это как выясняется в Эпилоге скорее новое пр_ступление Раскольников раскаялся лишь в том что признался. 7. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась не_проходимой.  8. «Его даже стали под конец ненавидеть – почему? Он не знал того».

    9. Казалось_бы именно преступление и должно было сблизить его с остальными преступниками. 10. В действительности получилось наоборот. 11. Каторжные ненавид_т его но не только и не столько за безбожие. 12. Они не_читавш_е разумеется его статьи и не_знавш_е его теории о «двух разрядах» инстинктивно чу_ствовали что себя_то он и на каторге относит к «высшему» разряду а их (Соню в том числе) к «низшему» к быдлу. 13. За это и убить хотели…

    14. И вот последние спокойные эпические строки романа «Он даже и не знал того что новая жизнь не даром же ему достается что ее надо еще дорого купить заплатив за нее великим будущ_м подвигом…

    15. Но тут уж начинается новая история история постепен_ого обновления человека история постепен_ого перер_ждения его постепен_ого перехода из одного мира в другой знакомства с новою доселе совершен_о неведомою действительностью. 16. Это могло_бы составить тему нового рассказа но теперешний рассказ наш окончен».

    17. Достоевский трижды повторяет «постепен_о». 18. Не содержит_ся_ли в этой «постепен_ости» ответ на не_терпеливое желание получить «весь капитал» и непр_мен_о «разом»? 19.И не выдает_ли последняя строчка романа мужество и такт художника который и сам не знает еще как прийти к «новой жизни» и признается в этом незнании?

    20.По черновикам еще больше чем по роману видно какая острая борьба шла в самом Достоевском… 21.По готовой схеме все должно быть ясно заранее и н_чего в сущности не надо и_следовать. Раскольников отпал от Бога поэтому совершил преступление. 22. Раскольников через «видение Христа» (был и такой вариант) вернулся к Богу отсюда раскаяние. 23. Но вместо готовой схемы побеждает другое решение «Соня и любовь к ней сломали».

    24. В «Записных  книжках» читаем «NB. Последняя строчка романа. Неисповедимы пути которыми Бог находит человека».

    25. Но Достоевский завершил роман другой последней строчкой которая навсегда останется примером победы художника над своей предвзятостью (По Ю.Карякину).

                 

     И.А.Бунин. Легкое дыхание                                                                                                                  

      1. Рассказ «Легкое дыхание» разв_вает корен_ую тему Бунина  опас_ного для человеческих отношений  и для судьбы личности бе_сознательного состояния. 2. Именно оно делает Олю игрушкой в руках других людей.  […] 3. В поступках Оли нет н_ осмыслен_ого порока н_ чу_ства мести н_  подл_н_ой боли ра_каяния н_ твердости решений. 4. Но как раз такой поворот страшен.

    5. Оля и сама называла старин_ые книги  из которых взяты сведения о женской красоте «смешными».  6. Но определение важно не само по себе. 7. Улыбку вызывают и вычитан_ые «признаки» красоты и наивная   вера девушки в них и комическое «захлебывание» при перечислении свойств прекрасных женщин и наконец главное  откровен_о детская проверка себя на пр_надлежность к их клану. 8. Снов_ открывается удивительная незрелость души героини. 9. Уж не испыт_вала_ли она свои чары в отношениях с поклон_иками среди которых один и убил ее из ревности? 10. Тогда может   показат_ся стран_ым зачем так высоко почтил автор «легкое дыхание».

    11. А стран_ости  нет.  12. Ведь Оля действительно обладала естествен_ым легким дыханием  - жаждой какой_то особен_ой не_повторимой судьбы достойной только избран_ых. 13. Олино внутрен__е г_рение неподдельно и могло_бы вылит_ся в большое чу_ство. 14. Если бы… 15. Если бы не бе_думное легкомыслен_ое п_рхание по жизни не примитивное представление о счастье не пошлое окружение.  16. Автор и «оставляет» миру не красоту девушки а лиш_ эти потенциальные так и не_развернувш_еся возможности. 17. Они по мысли писателя и не могут и_чезнуть   как никогда не и_чезает тяга к прекрасному к счастью  к совершенству (По Л.А. Смирновой).

    Лирика Маяковского

     1. Страдающ_м и одинок_м пришел в русскую поэзию юн_ый Владимир Маяковский. 2. А ему не_смотря на это с первого же появления в печати и на эстраде нав_зали амплуа литературного хулигана. 3. И он боясь кануть в бе_вес_ность вопреки своим желаниям поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах.

    4. Двадцатилетний Маяковский вопреки устоявш_мся канонам взорвал сосредоточен_ую тишину символизма господствовавш_го в русской поэзии в_начале XX  века и произвел действие налетевш_й бури. 5. В 22 года он представляет поэму «Облако в штанах»  подл_н_ый шедевр поэзии. 6. Поэма в_следстви_ не_обычного содержания и ошеломляющ_й  поэтической новизны потр_сла многих. 7. Анна Ахматова поэт совершен_о иной школы ср_внила появление Маяковского в русской поэзии с молнией влетевш_й в душный зал.

    8. В_виду своей пр_надлежности к футуристам Маяковский проповедует эстетику самовитого  слова. 9. Хотя он декларирует себя как футурист его мощный талант рвет оболочку самовитости. 10. Маяковский с первых произведений не однолинеен и  поэтому трудно об_ясним. 11. В стихотворени_ «Несколько слов обо мне самом» звучит грубейший эпатаж  Я люблю смотреть как ум_рают дети.  12. Согласно человеческой морали эти стихи чудовищны и бе_человечны. 13. Но их выкрикнули от отчаяния и жуткого одиночества скрывающ_гося за внешней бравадой.14.  Это чувство однако не скрыть в строках Я одинок как последний глаз у идущ_го к слепым человека.

    15. Не_смотря на шокирующ_е выходки Маяковский бился в тисках    противоречий пытаясь найти выход то в грубом антиэстетизме то в богоборчестве то в ярос_ной борьбе против старого искус_тва. 16. В нем р_сло ощущение мощи поэта_трибуна   чье слово обращен_о к массам и борца за пр_образование мира. 17. Из футуристической оболочки бе_пр_стан_о прорывался ист_н_ый Поэт.                    (По Ал. Михайлову)

                       

    М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита

    1.Ничто пожалуй не могло ср_внит_ся с тем воздействием какое произвел  роман «Мастер и Маргарита»  во_время своего появления в 1966-67 годах. 2. Это было впеч_тление огромного литературного события    при_чем события современ_ого так_как роман н_сколько не выглядел архаичным скорее наоборот поражал художествен_ой новизной. 3. Парадоксальным образом книга Булгакова оказалась эстетически опередивш_й послевоенную  советскую литературу и эту ее эстетическую и филосо_скую новизну предстояло осваивать читателям не_имевш_м еще соответствующ_го эстетического и духовного опыта.

    4.Эта новизна  ощущалась так сильно что привычные категории и понятия читательских оценок никак не могли быть применен_ы к этому роману и даже само жанровое определение  - роман – выглядело каким_то сомнительным. 5.По_вид_мому  прав был Л.Н.Толстой утверждавший  что начиная от «Мертвых душ» Гоголя и до «Мертвого дома» Достоевского в новом периоде русской литературы нет н_ одного художественного прозаического произведения не_много выходящ_го из посредствен_ости которое_бы вполне уклад_валось в форму романа поэмы или повести.  6. Даже наиболее эстетически понятные «московские главы» с их искрометным юмором и убийствен_ой сатирой не были похожи на современ_ые им  скажем романы Ильфа и Петрова или рассказы Зощенко. 7. Было очевидно что вся сатирическая картина московской жизни при всей полноцен_ости и полнокровности занимала  явно подчинен_ое положение служа как_бы фоном для развертывания любви двух несчас_ных людей писателя назван_ого Мастером и его Маргариты а так_же для рассказа о его не_удавш_мся писательстве. 8. И вся трагифарсовая картина московской жизни сопров_ждалась чисто трагическими эпизодами воспроизводивш_ми евангельский сюжет но подан_ым как роман главного героя то_есть возникала конструкция «романа в романе»    представлявшая органическую целос_ность художественную и мирово_зренческую.

    9. Роман ошеломлял и заставлял не только искать житейские соответствия своих образов но и осмысливать эти образы вникая в их художественный смысл. 10. Наиболее загадочными казались фантастические образы Воланда и его свиты а так_же сосуществование двух романов  романа о герое и романа самого героя. (По Э.Л.Безносову)

    Маргарита

    1. Маргаритой героиней извес_ного романа принято восхищат_ся видеть в ней возвышен_ый образ любящ_й  милосердной женщины. Но _и это?

    2. Милосердна ли Маргарита?

     3. Да Воланду заступничество Маргариты за Фриду по_началу кажется милосердием. 4. Но Маргарита успокаивает духа зла говоря что она не милосердна  а легкомыслен_а.

    5. Как вид_м свой внутрен_ й комфорт Маргарита цен_т выше встречи с Мастером. 6. Воланд предупредил что исполнит лишь одну ее просьбу. 7. Маргарита имеет все основания подозревать что Мастер в тюрьме однако  просит она не за него. 8. За себя. 9. За свой покой. 10. Так что Маргарита успешно прошла испытание Воланда. 11. Вот если бы она бросилась сразу просить за Мастера жертвуя собой тогда она явила бы чужеродность своего духа духу Воланда. 12. А так они оказались одного поля ягодами. 13. Ради себя они могут помогать людям но ради себя же могут и перешагивать через них.

    14. Булгаков гениально владел русским языком. 15. Если он для описания героини подобрал именно такие слова как оскалив зубы значит не стоит романтизировать Маргариту отд_рать от нее те черты которые ей пр_дал Булгаков а насильствен_о отреставрирован_ый лик ведьмы возносить на одну ступень со светлыми Мадоннами русской классики…16. Вы можете себе представить что_бы у Льва Толстого Наташа Ростова улыбнулась Пьеру оскалив зубы?

    17. Так что Маргарита отнюдь не милосердна не «ангел_хранитель» и не «добрый гений» Мастера  (По А.Кураеву).

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...

Открытый урок. Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ....

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...