Корни человека в истории своего народа
материал по литературе (9 класс) на тему

Надыршина Суфия Шамиловна

Труды знаменитых людей Лениногорского района  Республики Татарстан при организации научно- исследовательских работ  со старшеклассниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление  секции: “Воспитательная роль творчества Замита Рахимова”.

Корни человека в  истории своего народа

(Труды Замита Рахимова при организации научно- исследовательских работ со старшеклассниками).

Надыршина Суфия Шамиловна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории  Каркалинской основной общеобразовательной школы Лениногорского района Республики Татарстан.

                                 « История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего». Сервантес

         В  связи с демократизацией общества нам, учителям, дана большая  свобода в выборе методов, приемов и средств обучения, что стимулирует творческий поиск. Я, как учитель русского языка  и литературы,   при подготовке к проведению конкретного урока использую в качестве материала связные тексты о нашей стране, республике, о знаменитых  людях.      На литературной карте Лениногорского района можно найти очень известные имена,  составляющие гордость нашей земли и внесшие весомый вклад в культурное наследие района - это знаменитые деятели  науки, искусства и  культуры. Среди них член Союза художников Татарстана, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии имени Ш.Бикчурина Мударис Мухутдинович Мингазов, писатель, заслуженный работник культуры ТАССР Замит Рахимов, поэты Рамзия Габделхакова, Тахир Шамсуаров , народный писатель РТ  Гарай Рахим, автор Гимна Республики Татарстан Рамазан Байтимиров. Мы с уважением произносим имя писателя, заслуженного работника культуры РСФСР, члена Союза Писателей СССР Шамиля Бикчурина, родившегося в селе Миннебаево Альметьевского района,    с  1958 по  1962 год проработавшего  в отделе промышленности редакции газеты  «Завет Ильича».                                                

     Мы обязаны  представлять местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь «живое слово» земляков и о земляках на уроках воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, расширяет знания учащихся о традициях и обычаях жителей, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, обогащает словарный запас школьников.  Обращаясь к художественным  произведениям  местных писателей, дети учатся  анализировать окружающую речевую среду, оценивать факты речи земляков, повышают свою   речевую культуру. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы нынче владеем, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края. Они должны знать и любить то место, где родились. Любовь к родному краю чаще всего не дается ребенку при рождении, не впитывается с молоком матери. Это чувство воспитывается в человеке годами, и чем раньше начнется такое воспитание, тем лучше. Следовательно, на учителя возлагается огромная ответственность по развитию этого чувства в наших детях. Именно учитель может и должен показать детям красоту окружающей природы, показать значимость нашего края в экономике страны, познакомить детей с историей края, знаменитыми людьми. Родной край – это еще и богатство языка, географических названий, их происхождение. Зачастую, используя в речи те или иные названия, мы даже не задумываемся, откуда они взялись, что обозначают. Поэтому, представляя материалы национально-регионального компонента на уроках, мы должны часто упоминать  географические понятия – названия городов, посёлков, рек, озёр  Лениногорского района, которые имеют свое неповторимое имя. Чтобы эти сведения имели конкретное значение, способствовали формированию правильных представлений о территории края, нам на помощь придет родник новых знаний, книга  профессионального писателя, историка  Замита Рахимова «Шугур- край сокровищ». Эта книга об  истории наших сел.  

 Труды Замита Рахимова  я использую при организации научно- исследовательских работ со старшеклассниками.   Научить школьников писать творческую работу нелегко. Чтобы большинство школьников писали работу на высоком уровне, необходимо зажечь их собственным примером.  И вот недавно мною в ячейке каменной стены старого сарая родительского дома в селе Каркали  были найдены      фронтовые письма нашего деда  Зиннурова Ахтяма Зиннуровича , 1894 года рождения, служившего водителем с 1943года по 1945 год в Ленинградской области на фронтах Великой Отечественной войны. Письма были надежно завернуты и упакованы в непромокаемый брезентовый материал. После обнаружения в тайнике этого  загадочного  необычного свертка первое, что пришло на ум- это мысль о старинных денежных купюрах. Но, развернув найденное, радости молодого поколения нашей родословной не было  предела. Эти ценные письма бережно сохранила наша прабабушка Зиннурова Минбадар  и донесла до наших дней.   Найдя эти «треугольнички», мы пересчитали их…свыше сорока.

    При первых обследованиях и просмотрах этих пожелтевших треугольников на глаза навернулись слезы, потому что почерк был неразборчивым.  Некоторые письма были написаны старинным арабским шрифтом, с множеством ошибок. Например, слово «город» написано было без гласных- «грт», название города Тихвин Ленинградской области было написано с лишней буквой- Тихивин. В голове зародилась мысль: одной  мне прочтение и перевод этих писем  не осилить, значит остается привлечь детей. Это будет и пищей для исследовательской работы. В классе  мы пришли к выводу, что над каждым письмом будет работать отдельная семья. К моему удивлению и радости, все справились с заданием-головоломкой. Через неделю на моем столе уже лежали переводы этих писем. При переводе  с татарского языка на русский язык  всем нам приходилось не раз обращаться  в географический атлас и вертеть глобус. В письмах деда встречались неизвестные фамилии и имена односельчан, и чтобы установить их личность  , приходилось обращаться к книге Замита Рахимова «Шугур- край сокровищ»…. Я осторожно беру в руки желтые, серые солдатские письма- треугольники моего прадеда Зиннурова Ахтяма Зиннуровича, пропахшие войной, бережно открываю их. Зачитанные, заплаканные строчки, они писались наспех, между боями. Читаю одно за другим и уже не могу оторваться от сокровенных пронизывающих строк. Это обжигающие свидетельства самой жизни,  неумирающего подвига. Как бы далеко не ни отодвинулось то огненное время, родной человек навсегда останется в наших сердцах.  С детей моего прадеда Зиннурова Ахтяма Зиннуровича – Фахиры, Зайтуны, Шамиля- начиналась учительская династия Зиннуровых, которая  насчитывает в своем составе на сегодня  18 человек, общий педагогический стаж которой свыше  трехсот лет. Я горжусь этим, горжусь тем, что память о нашей учительской династии сохранится надолго в книге «Призвание, ставшее судьбой» (Педагогические династии Республики Татарстан), изданной в 2010 году-  в Год учителя.

      Эта совместная коллективная работа с фронтовыми  письмами дала толчок к участию в Республиканском комплексном конкурсе учащихся на лучшую поисково- исследовательскую работу по теме: «Время уходит, память остается», занявшая 3 место  в республиканском конкурсе.  Наша ученица Рамазанова Алиса провела огромную исследовательскую работу о жизни своего прадеда Надыршине Барые , первом председателе колхоза «Кызыл Яр» села Каркали , садоводе- новаторе, участнике пяти сельскохозяйственных выставок. Мы благодарны  нашему писателю- земляку Замиту Рахимову, благодаря которому нашли достоверные сведения  о замечательном трудолюбивом человеке Барые Надыршине в той же его  книге «Шугур- край сокровищ».                                          

      Важную роль в обучении всегда играли картины, иллюстрации, портреты знаменитых людей нашего края. Они несут в себе информацию, способствуют эмоциональному восприятию, учат видеть не только основное, но и второстепенное, обращать внимание на детали. Для этого необходимы картины демонстрационного формата.       В настоящее время школы оборудованы компьютерными классами, мультимедийной техникой и появилась возможность использовать эту современную технику на уроке. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником

      На уроках развития речи при описании картины Пластова «Ужин трактористов» мы искренне восхищаемся   пейзажем Мудариса Мингазова «Обед на сенокосе». Когда пишем  с шестиклассниками сочинение по картине Е.А. Симбирина «Поэт Г.Тукай» , мы обращаемся и к работе  нашего земляка М.Мингазова «На родине Габдуллы Тукая».При изучении стихотворения М.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»  его  картина «Жеребенок» украшает наш урок. Его творчество дарит  радость, призывают к доброте, совершенствованию мира и себя.  

     Всем известно, что литература как предмет эстетического цикла, как сокровищница духовных богатств этноса, как зеркало исторического, культурного развития жизни народа играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии учащихся. По программе есть уроки «Родная природа в творчестве писателей», что дает большую возможность использовать краеведческий материал на этих уроках. Особый интерес представляют уроки поэзии. Здесь читаются стихотворения Тахира Шамсуарова, Рамзии Габделхаковой, проявляются мастерство и артистизм  самих ребят. Некоторые ученики пробуют себя в сочинении стихов.

Стихотворения учащихся Каркалинской основной общеобразовательной школы, сочиненные в рамках  всероссийского  поэтического конкурса «Родина негромкая моя»          

                                Каркали

Каркали, тебе я посвящаю

Свои стихи, свои мечты.

Своим отцом тебя считаю,

Так полюби меня и ты.

Горы высокие вершины

В сиянье видел я не раз,

И наводнения,  и    туманы

И стрелы молний в грозный час!

Родина негромкая моя!

К твоим ногам я припадаю,

Я слышу шум весенних рек,-

Ведь это кровь твоя течет!

Ты мне- как будто человек.

И жизнь твоя кипит, растет.

      (Хуснутдинова Регина Ильдаровна, ученица 9 класса)    

Память о дедушке

Шумят деревья на ветру

Их посадил наш дед.

Оставил память нам свою,

Чтоб помнили навек.

Отведать сладкие плоды,

Чтоб смог любимый внук.

Шумят вишневые сады

У домика вокруг.             

Провожу рукой своей

По гладкому стволу.

И чувствую я  связь времен,

И радуюсь тому.

Не помню деда я совсем,

Но точно знаю я,

Душою радовался б всем,

Признаюсь вам , друзья.  (Галлямова Гульнара Рафаилевна, 9 класс)

    Таким образом, принимая активное участие в конкурсах, проектах, ребята знают и помнят, что  корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края, что история родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что рассказывает о людях , живущих  рядом .А раз ты связан с этими людьми , местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны.

         

Фамилия, исеме, әтисенең исеме (татарча)

Район, мәктәп уставы буенча (татарча)

Адрес, индекс

Телефон

Эш төре (эзләнү, мастер-класс, конкрет методика белән эшкәртелгән практик яки эксперим.материал)

Надыршина  Суфия Шамил кызы

ТР Лениногорск муниципаль районы Керкәле төп гомуми белем бирү мәктәбе.

Лениногорск

районы

Керкәле авылы

42-32-72

89196306726

“Корни человека в  истории своего народа”

(Труды Замита Рахимова при организации научно- исследовательских работ со старшеклассниками).

Конкрет методика белән эшкәртелгән практик  материал.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс

Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...

« Жизнь свою народу отдаю». (Урок памяти Героя Советского Союза татарского поэта Мусы Джалиля).

Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве великого татарского поэта М. Джалиля; формировать  понимание сущности единого процесса развития многонациональной литературы народов наше...

Воспитание Человека в человеке на уроках культуры народов Саха.

«Человек на пути к себе… Он всегда ищет, по какому пути ему следовать. Ему будет легче в пути, если он осознает свою сущность и Ритуал как систему трансляции личности, если он научится проявлять в сло...

Педагогический проект "Возвращение к истокам своего народа"

Каждый человек должен знать прошлое своего народа. "Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь."  /К.Г.Паустовский/У каждого народа веками вырабатывалась национальная культура, самобытность, т...

Конспект урока по литературе в 12 классе «Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова-Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности».

Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным  «от...

ЗНАТЬ ИСТОРИЮ СВОЕГО ОТЕЧЕСТВА - БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ И ГРАЖДАНИНОМ.

Статья "ЗНАТЬ     ИСТОРИЮ   СВОЕГО   ОТЕЧЕСТВА  -  БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ И ГРАЖДАНИНОМ" учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ № 922 Щукиной Ирины Владими...