Рабочая программа по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева. 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Сизикова Наталья Владимировна

Рабочая программа к учебнику Ю.В. Лебедева. Она содержит пояснительную записку, содержание учебного предмета, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-методическое обеспечение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе

      10 класс

Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я. Коровиной / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина/ – М. Просвещение, 2008.
  • Рабочие программы по литературе. 10 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2007.

 

Согласно федеральному базисному учебному плану 2004г. на изучение литературы в 10 классе отводится 105 часов, т.е. 3 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая  нормы литературного произношения;

- аргументированно  формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Виды контроля

Промежуточный

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, несколько глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесе, критической статьи;

- выразительное чтение;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

Устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной особенности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического  содержания произведения;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;

- участие в дискуссии, заседание круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

Итоговый:

- написание сочинения на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачет;

- защита проектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Введение

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских  прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.

Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Литература первой половины XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.

Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философам г   н личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни  и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность-  - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Кик часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.

Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 06-ломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и  покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.)

«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

 «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.

Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.

«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. •» (Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».

Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.

Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России.  КостаХетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)

Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе.

«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.

Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе.

«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка

Содержание

Количество часов

Развитие речи

Контрольная работа

Общие сведения о литературе

3

-

-

Литература ХIХ века (первая половина)

Александр Сергеевич Пушкин

Михаил Юрьевич Лермонтов

Николай Васильевич Гоголь

10

10

8

1

1

-

-

-

1

Литература ХIХ века (вторая половина)

Иван Александрович Гончаров

Александр Николаевич Островский

Иван Сергеевич Тургенев

Федор Иванович Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет

Алексей Константинович Толстой

Николай Алексеевич Некрасов

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Лев Николаевич Толстой

Федор Михайлович Достоевский

Николай Семенович Лесков

Антон Павлович Чехов

2

5

6

8

4

3

1

8

3

12

8

2

6

-

1

1

1

-

1

-

1

-

1

1

-

1

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Литература народов России

1

-

-

Зарубежная литература

4

-

1

Итог

105

10

2

Контроль полученных знаний

Вид контроля

Дата

1.

Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

2.

Р.р. Сочинение по лирике Лермонтова.

3.

Проверочная работа по творчеству Н.В. Гоголя

4.

Домашнее сочинение по роману «Обломов»

5.

Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

6.

Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

7.

Р.р. Сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

8.

Домашнее сочинение по творчеству ' Н. А. Некрасова

9.

Р.р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

10.

Р.р. Сочинение по роману «Преступление и наказание»

11.

Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехова

12.

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Коли-чество часов

Тип урока

Вид контроля знаний и обратной связи

ЗУНы

ООУНЫ

Раздел 1. Общие сведения о литературе(3 ч)

1-2

1

4

Общая характеристика и своеобразие русской литературы ХIХ века.

2

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19 века.Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы 19 века с мировой культурой, определять принадлежность отдельных произведений к литературным направлениям.

Определять наиболее рациональную  последовательность по  индивидуальному выполнению  учебной задачи.

3

5

Поэтические предшественники А.С. Пушкина: Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений.

Составлять тезисный план или конспект лекции учителя.

Раздел 2. Литература ХIХ века (первая половина)

Александр Сергеевич Пушкин (10 ч)

4

8

А.С. Пушкин: личность, судьба, творчество.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать основные факты жизни и творчества писателя.

Владение монологической и диалогической речью

5

11

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок.

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать особенности романтической лирики А.С.Пушкина.Знать о художественных открытиях Пушкина.Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках

6

12

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать о художественных открытиях Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках

7

15

Эволюция темы свободы и рабства  в лирике А.С.Пушкина.

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать: основные этапы эволюции темы свободы в творчестве А.С.Пушкина: от осознания необходимости общественной свободы, «вольности святой» в ранней лирики до понимания свободы как личной независимости в позднем творчестве.

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках

8-9

18

19

Философская лирика А.С. Пушкина. Тема жизни и смерти.

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать, какое воплощение в творчестве Пушкина получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению.

Свободная работа со стихотворными текстами, поиск информации в разных источниках

10

22

Петербургская повесть А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека» в произведении.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать идейно-художественные особенности поэмы «Медный всадник», понимать, в чем заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения; какое развитие получила в данном произведении тема «маленького человека»

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

11-12

25

26

Образ Петра I как царя-преобразователя. Социально-философские проблемы поэмы «Медный всадник».

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции.

Уметь раскрывать конфликт личности и государства, изображённый в поэме через образ стихии, образы Евгения и Петра I.

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

13

29

Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина.

1

Урок развития речи

Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

Михаил Юрьевич Лермонтов (10 ч)

14

2

Личность, судьба, эпоха. Художественный мир М.Ю. Лермонтова.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать основные факты жизни и творчества писателя.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

15

3

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Эволюция его отношения к поэтическому дару.

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.

Совершенствование навыка чтения

16

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного)

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

Выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения.

17-18

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

Выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения.

19-20

Философские мотивы лирики  Лермонтова (с обобщением ранее изученного). Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений.

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать основные темы и мотивы в творчестве Лермонтова и уметь их раскрывать. Уметь анализировать стихотворения, раскрывая их гуманизм и философскую глубину, подчёркивая развитие в его творчестве пушкинских традиций.

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

Выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения.

21-22

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

Выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения.

23

Р.р. Сочинение по лирике Лермонтова.

1

Урок развития речи

Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

Николай Васильевич Гоголь (8 ч)

24

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

25

Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало всборнике «Миргород»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение

Совершенствование навыка чтения

26

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор собобщением ранее изученного). Образ «маленького человека» в«Петербургских повестях»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение

Свободная работа с текстом и дополнительной литературой.

27

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать содержание повести «Невский проспект», характерные черты образа Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина, понимать, в чём заключается своеобразие стиля Гоголя, как соотносятся в его творчестве трагедийность и комизм, лирика и сатира.

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

Выразительно читать их, соблюдая нормы литературного произношения.

28

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

29-30

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать особенности стиля Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение

Свободная работа с текстом и дополнительной литературой.

31

Проверочная работа по творчеству

Н. В. Гоголя

1

Урок развития речи

Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

Раздел 3. Литература ХIХ века (вторая половина)

32-33

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

2

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать о появлении «новой волны» в русском реализме, революционно-демократической критике, «эстетической критике»,религиозно-философской мысли 80-х – 90-х гг.Уметь при помощи компьютера систематизировать и презентовать результаты познавательной деятельности

Определять наиболее рациональную  последовательность по  индивидуальному выполнению  учебной задачи.

Иван Александрович Гончаров (5 ч)

34

И.А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать основные моменты биографии писателя, своеобразие художественного таланта писателя (запечатлеть историю человеческой души).Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.

Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

35-36

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь давать характеристику Обломову, видеть противоречивость его образа, роль детали в характеристике героя, роль главы «Сон Обломова» в раскрытии сути этого персонажа, идейного содержания романа.Знать характерные особенности героев романа, влияние среды на формирование уклада их жизни; способы выражения авторской позиции, позволяющие судить об отношении Гончарова к Обломову и Штольцу; оценку главного героя романа русской критики.

Знать: особенности стиля романа «Обломов»; какое место занимает Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет).

Знать сравнительную характеристику по роману «Обломов».

Уметь развёрнуть обосновывать рассуждения, приводить доказательства

37

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь выразительно читать, рассуждать и составлять связные ответы.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

Совершенствование навыка  чтения

38

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике. Домашнее сочинение по роману «Обломов»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Комментированное чтение, развитие монологической речи. Работать  с  основными  компонентами учебника (вопросы  и задания  по  тексту).

Александр Николаевич Островский (6 ч)

39

А. Н. Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать основные моменты биографии писателя, о его вкладе в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского.

Уметь готовить сообщения об основных этапах биографии.

Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

40-41

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать историю создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме.Знать о самодурстве как социально-психологическом явлении.Уметь характеризовать самодуров и их жертвы, работая с текстом, анализировать сцены пьесы, объяснять их связь с проблематикой произведения.

Уметь развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику.

42

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать основные этапы развития внешнего конфликта «Гроза», мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; различные сценические интерпретации роли Катерины, сравнивать и сопоставлять их.

Знать особенности пьесы, жанровое своеобразие «Грозы»; в чем заключается мастерство речевой характеристики в пьесах А.Н.Островского.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

Совершенствование навыка  чтения

43

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц пьесы, участвующих в конфликте; как сочетаются в характере главной героини народно-поэтическое  и религиозное; в чем заключается нравственная проблематика «Грозы». Составлять подробную характеристику образа Катерины, выявлять средства характеристики персонажа.

Уметь выразительно читать, рассуждать и составлять связные ответы.

Совершенствование навыка  чтения

44

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Домашнее сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать содержание критических статей Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева.Уметь делать выписки из литературоведческих статей

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

Иван Сергеевич Тургенев (8 ч)

45

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). «Записки охотника» и их место в русской литературе

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать о личности и судьбе Тургенева, его творческих и этических принципах, о психологизме его произведений.

Уметь делать сообщения.

Поиск нужной информации по теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

46

И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать историю романа «Отцы и дети», прототипы главных героев произведения; в чем заключается своеобразие мировоззрения, характера и манеры поведения каждого из господ Кирсановых.

Знать причины конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, способы выражения авторской позиции.

Уметь развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику.

47

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать: в чем заключается сила и слабость нигилизма Евгения Базарова; как герои романа проходят испытания любовью, какую роль данное испытание сыграло в их судьбах. Знать, как развиваются отношения Базарова с его мнимыми последователями, почему в итоге главный герой обречён на трагическое одиночество.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

Совершенствование навыка  чтения

48

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь выявлять общественные, культурные, духовные ориентиры «отцов» и «детей», выполняя проблемные задания по тексту; представлять и защищать свою позицию.

Уметь выразительно читать, рассуждать и составлять связные ответы.

Совершенствование навыка  чтения

49

Любовь в романе «Отцы и дети»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь выявлять авторскую позицию в романе, приемы систематизации материала; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы.

Уметь развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, свободно работать с текстом, понимать его специфику.

50-51

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»

2

Урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать, какую роль в произведении Тургенев отводит испытанию смертью, в чём заключается смысл финальной сцены; причина полемики, возникшей вокруг романа, мнение критиков и автора о фигуре главного героя.

Знать, в чем заключается своеобразие проблематики романа «Отцы и дети».

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

Совершенствование навыка  чтения

52

Р.р. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

1

Урок развития речи

Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

Федор Иванович Тютчев (4 ч)

53-54

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике

2

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать основные этапы творческой биографии Ф.И.Тютчева, мотивы его лирики; особенности изображения поэтом мира природы.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

55

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве

1

Урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

56

Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».

1

Урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать, какую эволюцию претерпела в творчестве Тютчева тема любви, почему она предстает как «роковой поединок» двух сердец.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Афанасий Афанасьевич Фет (3 ч)

57

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать: основные этапы творческой биографии и мотивы лирики А.Фета; почему Фет сформулировал своё поэтическое кредо как «Служение чистой красоте».

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

58

Любовная лирика А. А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

1

Урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать, какое воплощение в стихах Фета нашли «вечные» темы русской поэзии; в чём заключается художественное своеобразие лирики А.Фета.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

59

Р.р. Сочинение по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1

Урок развития речи

Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

Алексей Константинович Толстой (1 ч)

60

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого.

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать основные вехи биографии, мотивы, образы поэзии А.К.Толстого Уметь анализировать стихотворное произведение.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

Николай Алексеевич Некрасов (8 ч)

61

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать биографию писателя, особенности его творчества, основные мотивы лирики, новаторство Некрасова, трёхсложные размеры стиха. Уметь анализировать стихотворения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

62

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца

1

Урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать, какое воплощение в произведениях Н.А.Некрасова нашёл собирательный образ русского народа, какие художественные приёмы использовал поэт, воссоздавая картины народной жизни.

Знать: почему был неизбежен спор представителей «некрасовской школы» и сторонников «искусства для искусства» о роли поэта и назначении поэзии; какой предстаёт в стихах поэта его Муза, почему Некрасов называет её задорной, «сестрой народа», «печальной спутницей печальных бедняков».

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

63

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу

1

Урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

64

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация

1

Урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать, какое развитие получила в лирике Некрасова любовная тема, в чем заключается художественное своеобразие его «Панаевского» цикла.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

65

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать историю создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо», понимать, в чём заключается своеобразие жанра (поэма-эпопея), проблематики и стиля; какие фольклорные мотивы и образы нашли отражение в прологе поэмы.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

66

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать, какие сатирические краски использовал поэт, создавая образы помещиков и их верных слуг. Уметь выявлять лучшие черты русского национального в образе крестьян; характеризовать образ Гриши Добросклонова как народного заступника

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

67

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать: в чём каждый из представителей народного мира видит идеал счастья; прозвучал ли в поэме ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?»

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

68

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Домашнее сочинение по творчеству ' Н. А. Некрасова

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 ч)

69

М.Е. Салтыков - Щедрин. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать о жизненном и творческом подвиге писателя, особенностях сатиры писателя.

Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве писателя, сатирических приёмах.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

70-71

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать, в чём заключается идейная направленность «Истории одного города», понимать актуальность для современного читателя данного произведения, повествующего о механизме деспотической власти. Знать: какие сатирические приемы использовал Салтыков-Щедрин в процессе создания образов градоначальников и народа; почему «История одного города» может быть названа сатирическим гротесковым романом.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Лев Николаевич Толстой (12 ч)

72

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода, суть религиозных и нравственных исканий. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему

Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

73

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать историю создания и смысл названия романа. Уметь видеть жанровое, идейно-художественное своеобразие. Особенности сюжета романа-эпопеи.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

74-75

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь характеризовать путь нравственных исканий героев, выявлять средства характеристики персонажей; видеть приём «диалектики души» в изображении П. Безухова; анализировать эпизод; давать сравнительную характеристику Болконского и Безухова

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

76

Женские образы в романе «Война и мир»

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь характеризовать путь нравственных исканий Наташи Ростовой, выявлять средства характеристики персонажа, видеть приём «диалектики души» в изображении героини.

Уметь желать мультимедийную презентацию «Любимые героини Л.Толстого»

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

77

Семья Ростовых и семья Болконских

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь давать сравнительную характеристику семей Ростовых и Болконских, видеть в процессе анализа идеал дворянской семьи, систему нравственных ценностей писателя. Уметь анализировать эпизод.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

78-79

Тема народа в романе «Война и мир»

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь видеть в процессе анализа эпизодов, какой смысл вкладывает в понятие «народная война», в чём видит Толстой величие русского народа; понимать, что образы Щербатого и Каратаева- воплощение противоположных сторон русского национального характера

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

80

Кутузов и Наполеон

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь видеть роль антитезы в изображении истинного и ложного патриотизма, подлинного величия Кутузова и тщеславия, безнравственности Наполеона, давать сравнительную характеристику героев; анализировать эпизод.

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

81

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа.

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать: в чём заключается своеобразие жанра романа-эпопеи; какова роль автора в произведении, какое отражение в тексте нашли философско-публицистические и исторические рассуждения; какое влияние оказали произведения Л.Н.Толстого на развитие русской и мировой литературы.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

82

Анализ эпизода из романа «Война и

мир».

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь составлять связные диалоги и монологи, отвечать на заданные вопросы.

83

Р.р. Сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

1

Урок развития речи

Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

Федор Михайлович Достоевский (8 ч)

84

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать основные этапы жизни и творчества, особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм. Уметь делать индивидуальные сообщения на заданную тему.

Поиск информации по заданной теме, использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для систематизации информации.

85

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

В процессе анализа романа уметь показывать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определять. Какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли и чувства, поступки

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

86-87

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе Ф.М. Достоевского.

2

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать историю создания, тематику, проблематику, идейное содержание, композицию романа.

Уметь видеть в тексте романа художественные приёмы создания образов

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

88

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь выявлять в процессе анализа романа социальные и философские источники преступления Раскольникова, авторское отношение к теории Раскольникова, её развенчание. Уметь выявлять место Раскольникова в системе образов романа, проследить, как в столкновениях с героями Раскольников обнаруживает крушение свей теории, её безнравственность, борьбу добра и зла в душе героя; понимать роль снов в раскрытии идеи романа.  Знать, с какой целью Достоевский вводит в роман «двойников» Раскольникова.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

89

«Двойники» Раскольникова

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

90

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Знать: какое место в «Преступлении и наказании» Достоевский отводит образу Сонечки Мармеладовой; какое отражение на страницах романа получили библейские образы и мотивы. Знать, какова роль Порфирия Петровича в судьбе Раскольникова. Знать: какова роль эпилога в раскрытии идеи романа,  как сны и внутренние монологи героев «Преступление и наказание».

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

91

Р.р. Сочинение по роману «Преступление и наказание»

1

Урок развития речи

Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

Николай Семенович Лесков (2 ч)

92

Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать творческий путь Лескова, особенности творческой манеры, героев: праведников и злодеев, не принимающих серой будничной жизни. Уметь делать индивидуальные сообщения о жизни и творчестве; объяснять смысл названия повести, определять элементы композиции, жанр; раскрывать тему праведничества, роль фольклорных мотивов, характеризовать образы главных героев

Свободная работа с текстом, понимание его специфики. Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

93

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

Антон Павлович Чехов (6 ч)

94

А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать жизненный и творческий путь, идейную и эстетическую позицию Чехова, основную проблематику, своеобразие мастерства писателя. Уметь выявлять основную идею рассказов. Уметь анализировать рассказ

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

95

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов.

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь выявлять проблему протеста против догматической активности и общественной пассивности и анализировать рассказ

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

96

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

1

Урок-беседа

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Анализировать образы людей, которых «можно уважать и мир, который окружает и не губит их». Видеть трагизм повседневного бездушного существования и духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч»

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

97

Особенности драматургии

А. П. Чехова

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

Уметь раскрывать проблему истинных и ложных ценностей в рассказе Чехова, выявлять принцип нисходящего развития личности, роль детали в характеристике персонажей, в идейном содержании произведения. Знать особенности драматургии, эстетические принципы нового театра Чехова – «театра жизни». Умение определять жанровое своеобразие, основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, средства характеристики персонажей, видеть особенности чеховской драматургии, актуальность звучания пьесы в наше время.

Поиск информации по заданной теме.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

Умение развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства. Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

98

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

1

Урок-беседа

Вопросы и задания, элементы анализа текста

99

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля

1

Урок-беседа, урок-практикум

Вопросы и задания, элементы анализа текста

100

Р.р. Сочинение по творчеству А. П. Чехова

1

Урок развития речи

Тематический контроль, вопросы с развернутым ответом

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

Раздел 4. Литература народов России (1 ч)

101

К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение тяжёлой жизни простого народа.

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать основные мотивы творчества осетинского поэта К.Хетагурова (гражданская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика).

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

Раздел 5. Зарубежная литература (4 ч)

102

Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать сюжет новеллы, уметь раскрывать особенности композиции, систему её образов.

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

103

Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом».

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать содержание драмы, социальную и нравственную проблематику драмы. Уметь раскрывать особенности конфликта драмы. Образ Норы.

Свободная работа с текстом, понимание его специфики.

104

Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

1

Урок изучения нового материала, урок-беседа

Пересказ вступительной статьи о писателе, вопросы и задания

Знать особенности поэтического языка Рембо.

Уметь раскрывать особенности поэтики.

Анализировать и интерпретировать произведения, выявляя авторскую позицию.

105

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века.

1

Урок контроля

Итоговый  контроль, вопросы с развернутым ответом

Уметь осмыслить тему, определить её границы, полно раскрыть, правильно и грамотно изложить в письменной речи.

Владение навыками создания собственного текста и его редактирования.

Учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.
  2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение.

Для учителя:

  1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 1-е полугодие. – М.: Вако, 2009.
  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 2-е полугодие. – М.: Вако, 2009.
  3. Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  4. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  5. КапитановаЛ.А.А.П.Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  6. Кузина Л.Н. Ф.И.Тютчев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.
  7. Лебедев Ю.В. , Кузнецова М.Б. Литература:10 класс: Методические советы: Пособие для учителя.– М.: Просвещение.
  8. Лебедев Ю.В. Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки.– М.: Просвещение.
  9. Сахаров В.И. А.Н.Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  10. Соболев Л.И. Путеводитель по книге Л.Н.Толстого «Война и мир». Часть 2. Учебное пособие.- М.: Издательство МУ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 6 класс», Москва, «Просвещение», 2013 г....

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»

Рабочая программа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной, В.П Журавлева, В.И Коровина «Литература 7 класс»,  Москва, «Просвещение», 2006 г....

Рабочая программа по литературе к учебнику Ю.В. Лебедева. Русская литература XIX века. 10 класс, 2014 год

Программа включает пояснительную записку, содержание курса, требования, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...