Применение проектной технологии на уроке литературы. Разработка урока
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Учебный проект - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Данная технология, используя современные эффективные формы  работы, помогает  обучать детей «взрослым»  способам деятельности в культурной среде, формировать у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, сотрудничать в группах. Для учащегося учебный проект предоставляет возможности проявить себя в самостоятельной деятельности при решении интересной проблемы, учит организовывать деятельность на всех этапах практической работы от момента постановки цели до этапа оценки результата. Развивает коммуникативные навыки (умение слушать и понимать других), личностные качества (познавательная инициативность, деловое лидерство), ведет обучение на собственном опыте при самостоятельном анализе информации. У учащихся исчезает чувство подконтрольности, снимаются интеллектуальные страхи. Такая деятельность развивает вкус ребенка к самообучению, самосовершенствованию. Для среднего или слабого ученика внеурочная проектная деятельность является дополнительной нагрузкой.  Для учителя это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания при переходе от авторитарного стиля обучения к общению сотрудничества. Учитель консультирует, ненавязчиво контролирует, ориентирует в поле необходимой информации, принимает итоговый отчет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_chtenii_i_ne_tolko.docx43.81 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.55 КБ
Файл god_literatury_v_rossii.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

                                     

   

                                          В. Ф. Голубева,

муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа

№ 3 г. Гулькевичи

муниципального образования Гулькевичский район,

учитель русского языка и литературы,

г. Гулькевичи, ул. Заречная, 75.

         Применение проектной технологии на уроке литературы

Современное общество требует от человека умения быстро и эффективно принимать решения, применять полученные знания в практической деятельности, самостоятельно искать необходимую информацию, вступать в контакт с окружающими, иметь высокие моральные качества. Эти требования приходится учитывать и современной школе, ориентируя преподавателя на проектирование учебного занятия с учетом формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Чтобы выпускник был грамотным, готовым к мобилизации своих внутренних ресурсов для решения практических задач, развивать творческие способности, необходимо у него сформировать определенные практические навыки.

Уроки русского языка и литературы  способствуют развитию этих умений. Здесь ученик работает  с текстами разных стилей; учится находить нужную информацию, анализируя текст; применять свои творческие способности; грамотно представлять обработанную информацию, защищая свою точку зрения, применяя художественное мышление и речь.   В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная, технология мастерских, кейс-технология. Навыки самостоятельности активно  формируются во время индивидуальной исследовательской деятельности ребенка. Для реализации требований Стандарта второго поколения к результатам обучающихся,  освоивших основную образовательную программу, именно  метод проектов снова  стал популярен.

При работе над ученическим проектом на уроках русского языка, литературы достигаются  высокие предметные результаты (начитанность учащихся, системность чтения, глубина освоения идейно-художественного содержания произведения, умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения, качество речевых навыков и т. п.), метапредметные результаты (умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, создавать тексты разных типов, способность свободно излагать свои мысли, участвовать в речевом общении, оценивать свою речь, выступать перед аудиторией), регулятивные (извлекать информацию из различных источников, овладение приемами отбора и систематизации материала, умение сопоставлять и сравнивать, способность определять цели предстоящей исследовательской или творческой работы), рефлексивные (оценивать достигнутые результаты, проектировать индивидуальный маршрут своей деятельности, применять взаимодиагностику),  личностные (совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительное отношение к русской литературе, культурам других народов) 1.С10..

Учебный проект - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения. Данная технология, используя современные эффективные формы  работы, помогает  обучать детей «взрослым»  способам деятельности в культурной среде, формировать у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать действия, сотрудничать в группах. Для учащегося учебный проект предоставляет возможности проявить себя в самостоятельной деятельности при решении интересной проблемы, учит организовывать деятельность на всех этапах практической работы от момента постановки цели до этапа оценки результата. Развивает коммуникативные навыки (умение слушать и понимать других), личностные качества (познавательная инициативность, деловое лидерство), ведет обучение на собственном опыте при самостоятельном анализе информации. У учащихся исчезает чувство подконтрольности, снимаются интеллектуальные страхи. Такая деятельность развивает вкус ребенка к самообучению, самосовершенствованию. Для среднего или слабого ученика внеурочная проектная деятельность является дополнительной нагрузкой.  Для учителя это интегрированное дидактическое средство развития, обучения и воспитания при переходе от авторитарного стиля обучения к общению сотрудничества. Учитель консультирует, ненавязчиво контролирует, ориентирует в поле необходимой информации, принимает итоговый отчет. 2. С12.

Ученический проект должен решать значимые задачи, требующие интегрированные знания и самостоятельности. Средствами, обеспечивающими обработку полученных данных, могут стать пакеты приложений MicrosoftOffice, LibreOffice, OpenOffice.  Результаты должны иметь практическую и познавательную направленность. А при защите проекта развивается речь учащихся, ассоциативное мышление, рефлексия (умей рассказать,  что получилось, сделай вывод, разрекламируй свою работу, представь творческую работу). Проект можно представить в виде компьютерной презентации, созданной в программе PowerPoint, макета, плаката, видеофильма, страницы устного журнала, газеты, инсценировки, альбома, доклада с использование ресурсов Интернета (электронная библиотека lib.ru, энциклопедия  wikipedia.org,  обучающие онлайн порталы и т. д.), инсценировки и т. д.

Использование проектной технологии на уроках

Сегодня базовое звено образования – школа - предполагает ориентацию образования не только на усвоение учениками определенной суммы знаний,  но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей. Школа должна формировать систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.  К ученическому проекту предъявляется ряд требований.1.Необходимо наличие значимой проблемы (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов. 3. Самостоятельная деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов.

                  Экспертный лист для оценки проекта

  1. Название проекта________________________
  2. Авторы проекта__________________________
  3. Система оценки:

наиболее полно соответствует данному критерию    --------3 балла

достаточно полно соответствует данному критерию    ------2 балла

частично соответствует данному критерию        ------1 балл

не соответствует данному критерию                           -------0 баллов

Первая часть. Экспертиза текста проекта

Критерии оценки разработанного проекта

баллы

Значимость и актуальность проблемы

Глубина проникновения в проблему

Полнота и содержательность

Оригинальность

Оформление

Общая сумма баллов

                                 

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Критерии оценки процесса реализации

баллы

Соответствие реализации задуманного проекту

Умение внести коррективы

Умение взаимодействовать с разными людьми

Активность каждого автора проекта

Общая сумма баллов

Критерии оценки защиты проекта

баллы

Умение раскрыть сущность проекта и его основные результаты

Форма представления

Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Общая сумма баллов

       

 Третья часть. Экспертиза защиты проекта.

Главные достоинства проекта:___________________________

Слабые стороны проекта:  ______________________________

Основной вывод эксперта: ______________________________

При защите проекта развивается речь учащихся, ассоциативное мышление, рефлексию, т.е. умей рассказать,  что получилось, сделай вывод, разрекламируй свою работу.

Рекомендации. Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. Техническая группа (набор текстов, сканирование иллюстраций), творческая группа (подготовка иллюстраций, оформление презентации), информационная (поиск необходимой информации, подбор заданий по выбранному правилу).                                             

На итоговом уроке будут представлены творческие работы учащихся, основанные на добытой информации (словари, языковые энциклопедии, учебники, специальная литература, интернет - ресурсы). Каждая группа, защищая свой проект, готовит дополнительно различные задания, предлагая их одноклассникам, выступая в роли преподавателей.                       

Использование проектной технологии на уроке литературы

В работе над проектом выделяют несколько стадий. На стадии подготовки выбираются тема и источники информации, определяются цели через проблемную ситуацию, форма отчета, количество участников проекта, в группе распределяются обязанности, с учетом способностей и подготовленности учащихся. Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают нужную консультацию. Затем проводится сбор и фильтрация информации, исследование, делаются выводы, и проект представляется на публичное обозрение.  Проводится оценка результатов проектной деятельности.  Учебные проекты можно разделить на несколько групп. Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы. При  этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то явлении с целью её анализа и предоставления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает свободный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, видеофильмы, произведения изобразительного искусства. Ролевой проект. Проектанты берут на себя роль литературных героев, исторических персонажей. Практико - ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. 3. С12. При использовании проектной технологии на уроках литературы каждый ученикучится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных задач;  приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы (собирает информацию, анализирует  факты, делает выводы).

Список использованной литературы

1. Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. М.: «Просвещение», 2014.

2. Леонтович А.В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников. М.: «Вако», 2014

3. Цветкова Г. В. Литература 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: «Учитель», 2011

4.   Трунцева  Т. Н.  Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. М.: «Вако», 2015

Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Организация образовательного процесса с помощью технологической карты урока позволяет сделать работу учителя педагогически технологичной. Благодаря планированию конечных результатов можно выбрать наиболее эффективные технологии, формы и средства обучения, содержание материала, а это дает возможность управлять формированием знаний и умений и приводить к запланированному результату.

Тема урока:  Роль книги в жизни человека.

Форма проведения урока: путешествие по страницам художественных произведений.

Цель урока: решение проблемного вопроса -  нужна ли книга в современном обществе, закрепить умение работы с текстом до чтения, в ходе чтения, после прочтения,   развивать творческое воображение, внимание, память.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий и способов действия)

Содержательная цель: закрепление полученных понятий и алгаритмов.

Тип урока: закрепление полученного знания.

Оборудование: выставка книг: «Книги - юбиляры», портреты детских писателей; изображения сказочных героев, иллюстрации учеников к сказкам А. С. Пушкина, мультимедийная презентация, подготовленная учащимися костюмы литературных героев.

Предварительное задание:

класс поделен на творческие группы для работы над проектом «Герои литературных произведений в защиту книги». Каждая группа выбирает отрывок из литературного произведения для инсценирования в классе, создают иллюстрации к произведению, мультимедийные презентации, придумывают художественное оформление представление  итогов работы группы. Готовят рассуждение, чему может научить читателя герой выбранного для изучения произведения.

                                           Приложение № 1

Как Незнайка хотел стать поэтом

Однажды Незнайка пришел к Цветику и сказал:

- Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

- А у тебя способности есть? - спросил Цветик.

- Конечно, есть. Я очень способный, - ответил Незнайка.

- Это надо проверить, - сказал Цветик. - Ты знаешь, что такое рифма?

- Рифма? Нет, не знаю.

- Рифма - это когда два слова оканчиваются одинаково, - объяснил Цветик. - Например: утка - шутка, коржик - моржик. Понял?

- Понял.

- Ну, скажи рифму на слово "палка".

- Селедка, - ответил Незнайка.

- Какая же это рифма: палка - селедка? Никакой рифмы нет в этих словах.

- Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

- Этого мало, - сказал Цветик. - Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка.

- Понял, понял! - - Палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!

- Ну, придумай рифму на слово "пакля", - сказал Цветик.

- Шмакля, - ответил Незнайка.

- Какая шмакля? Разве есть такое слово?

- А разве нету?

- Конечно, нет.

- Ну, тогда рвакля.

- Что это за рваклятакая? - снова удивился Цветик.

- Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, - объяснил Незнайка.

- Врешь ты все, - сказал Цветик, - такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

- А если я не могу подобрать другого слова?

- Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

- Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, - ответил Незнайка.

- Сейчас, - согласился Цветик.

Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав все это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:

- Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля... - Он долго так бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.

- Ну вот! - обрадовался Незнайка. - Сам задает такие слова, на которые нет рифмы, и еще говорит, что я неспособный.

- Ну, способный, способный, только отстань! - сказал Цветик. - У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.

- Неужели это так просто? - удивился Незнайка.

- Конечно, просто. Главное - это способности иметь.

Незнайка пришел домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.

Наконец стихи были готовы, и он сказал:

- Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

- Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? - заинтересовались все.

- Это я про вас сочинил, - признался Незнайка. - Вот сначала стихи про Знайку: Знайка шел гулять на речку, Перепрыгнул через овечку.

- Что? - закричал Знайка. - Когда это я прыгал через овечку?

- Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы, - объяснил Незнайка.

- Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять?

- Конечно, - ответил Незнайка. - Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.

- Вот попробуй еще, так узнаешь! - пригрозил Знайка. - Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?

- Вот послушайте про Торопыжку, - сказал Незнайка. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.

- Братцы! - закричал Торопыжка. - Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.

- Да ты не кричи, - ответил Незнайка. - Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.

- Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! - кричал Торопыжка.

- А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, - ответил Незнайка. - Вот послушай стихи про Авоську: У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка. Авоська подошел к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:

- Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

- Ты ничего не понимаешь в поэзии, - ответил Незнайка. - Это только для рифмы так говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я еще про Пилюлькина сочинил.

- Братцы! Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врет про всех?

- Ну, раз вы не хотите, то я пойду почитаю соседям, - сказал Незнайка.

- Что? Ты еще пойдешь перед соседями нас срамить? Попробуй только! Можешь тогда и домой не возвращаться.

- Ну ладно, братцы, не буду, - согласился Незнайка. - Только вы уж не сердитесь на меня.

                                                                                                                                                            Приложение 2

Выходит Чиполлино.  - Я вам расскажу, ребята, как  проучил злобного сеньора Помидора. Я помогал дядюшке Тыкве. Тут и появился сеньор Помидор.

Синьор Помидор: - А ты откуда взялся? Почему не на работе?

- Я еще не работаю, Я пока только учусь.

- А что ты изучаешь? Где твои книги?

- Я изучаю мошенников, ваша милость. Как раз сейчас передо мной стоит один из них, и я ни за что не упущу случая изучить его как следует.

- Ах, ты изучаешь мошенников? Это любопытно. Впрочем, в этой деревне все мошенники. Если ты нашел нового, покажи-ка мне его.

- С удовольствием, ваша милость, - ответил Чиполлино, лукаво подмигнув.

Тут он поглубже засунул руку в левый карман и вытащил оттуда маленькое зеркальце. Чиполлино повертел зеркальцем перед самым его носом:

- Вот он, этот мошенник, ваша милость. Если вам угодно, посмотрите-ка на него хорошенько. Узнаете?

Кавалер Помидор не удержался от искушения и одним глазом посмотрел в зеркальце.  Синьор Помидор понял, что Чиполлино издевается над ним. Он вцепился обеими руками в волосы Чиполлино .

- Ой-ой-ой! - закричал Чиполлино, не теряя присущей ему веселости. - Ах, как силен этот мошенник, которого вы увидели в моем зеркальце! Уверяю вас, он один стоит целой шайки разбойников!

- Я покажу тебе, плут!.. - заорал кавалер Помидор и так сильно дернул Чиполлино за волосы, что одна прядь осталась у него в руках.

Вырвав у Чиполлино прядь луковых волос, грозный кавалер Помидор  чихнул разок-другой, а потом слезы брызнули у него из глаз, как фонтан.

- А ты, подлый мальчишка, оборванец, дорого заплатишь мне за эти слезы!

Чиполлино:   - Ребята, так какова же роль моей книги? Чему могут научить наши герои внимательного читателя?

                                                                                                 Приложение 3

Выходит  ученица (Герда).

Герда:

- Вы не видели моего братца Кая? Он пропал зимой. Все порешили, что он умер, утонул в реке. А я  Не верила! Я подарила  реке  свои красные башмачки, но она не отдала   мне Кая назад! И вот я в чертогах  Снежной королевы.  А вот и он. Кай, милый мой Кай! Наконец-то я нашла тебя! Уж розы в долинах цветут, Младенец Христос с нами тут! Почему ты молчишь, ты такой холодный  (плачет).

(ученик выкладывает из льдинок слово, не смотрит на Герду, но когда она плакала, сердце его оттаяло)

Кай:

— Герда! Милая моя Герда!.. Где же это ты была так долго? Где был я сам? Как здесь холодно, пустынно! И сколько тебе пришлось пережить, прежде чем ты нашла меня. Какое у тебя большое и доброе сердце. У такой маленькой девочки такое героическое сердце.



Предварительный просмотр:

Этап урока

Цель

этапа

Технологии

Деятельность

учителя

УУД учащихся

Деятельность учащихся

Коммуникативные

регулятивные

Познавательные

Личностные

Предметные и метапредметные

Организационный (мотивационный)

Создание условий для включения в учебную деятельность на личностном уровне

Создание проблемной ситуации

Взаимодиагностикас целью определения проблемных зон

Создание мотивации к обучению.

Сегодня на уроке я хочу поговорить о книге. О её роли в современном мире. Нужны ли оно сейчас-  в век компьютеров и космоса.

А поговорить о книгах я решила по двум причинам. Ну, во-первых, 2015 год в России – это….(ответ детей), а во – вторых, на это меня подтолкнул разговор Риты с Вовой. По моей просьбе, они  его сейчас повторят. Началось все с Маргариты. Она  готовилась к конкурсу чтецов «Рождество Христово» и выучила стихотворение Б. Пастернака. А Вова оказался рядом.

Формирование атмосферы исследования

Готовность к самообразованию

Самостоятельное формулирование познавательной цели

Выражение интереса к учению

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта обнаружение ценности информации

Ученица читает стихотворение Б. Пастернака «Рождественская звезда»

Диалог

-Вова, скоро Рождество,

что ты хочешь получить в подарок от родителей?

-Ну что-нибудь необыкновенное, но нужное, может, даже волшебное, но функциональное.  Игру компьютерную новую, телефончик какой-нибудь навороченный или даже путешествие куда-нибудь за границу.

- А книгу в подарок не хочешь?

-Ты что, не слышала что ли? Необыкновенное хочу и полезное. А книга – ну что в ней необыкновенного? Смешная ты.

- А я думаю, что в книгах польза есть. Они наши знания увеличивают, учат, как вести себя в различных жизненных ситуациях.

Целеполагание

Постановка цели учебной деятельности

Индивидуальная и коллективная деятельность

Выбор метода, адекватного поставленной цели

-Вот я и  вас хочу спросить, ребята, что такое книги, нужны они в нас электронный век человеку или нет. Какова их функция?     Кто прав: Вова или Рита.   И для решения этой задачи я обращаюсь к героям сказок, которые в этом году стали настоящими юбилярами. Давайте перенесемся в страну Книгочею, а после возвращения из путешествия и ответим на вопрос о роли художественных произведений. В этом году историям о Незнайке исполняется   50 лет.

Самостоятельное определение учебной деятельности

Формирование предметных понятий

Освоение образцов детской литературы

Использование практических умений для решения проблемного вопроса

Готовятся составить мнение о роли книги, к составлению характеристики литературного героя

Актуализация предметных, метапредметных, личногстных результатов

Первичная рефлексия

Критическое мышление и взаимодиагностика

Посмотрите инсценировку сказки «Как Незнайка хотел стать поэтом» и подумайте, чему нас может научить эта история

Осуществление рефлексии своей деятельности, аргументация своей точки зрения

Умение занимать позицию эксперта

Оценка своих возможностей

Реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности

Представляют первый проект. Инсценировка, демонстрация творческих способностей.

 (Приложение 1)

Класс отвечает на вопрос учителя. Варианты ответов:

 герои повышают нам настроение, показывают, что дело хорошо получается, если ты к нему готовишься, показывают, что иногда можно обидеть человека необдуманным поступком.

Освоение нового

Первичное проектирование индивидуального маршрута при формулировании ответа

Проектная деятельность

Перед тем, как пригласить следующего героя, загадаю вам

загадку. «Сидит малец, во сто шуб залез, кто его раздевает, тот слезы проливает». А вы знаете, как звучит слово «лук» по-итальянски? Догадались,  кого я позвала на помощь? Кто автор этой сказки?  Ей в этом году тоже исполняется 50 лет. Ну тогда встречайте.

Определение функции участников и способов индивидуальной работы

Формулирование вопросов

Самооценка результатов своей деятельности

Формирование навыков накопления научного материала

Выступление второй группы с творческим проектом. Отрывок из сказки Д. Родари «Приключение Чиполлино» (Приложение 2)

Класс делает вывод о нравоучительном характере сказки

Примерные ответы детей:

учит уметь постоять за себя, не бросать друзей в беде, никогда не унывать

Физминутка

Смена деятельности

здоровьесберегающая

-Не кажется ли вам, ребята, что в классе как-то похолодало? Посмотрите в воздухе кружатся огромные снежинки. А вот и их королева. К чему бы это?

Третья группа представляет танец снежинок. Класс на месте повторяет движения падающих снежинок.

Дети вспоминают сказку, в которой есть снежная королева.

Закрепление знаний

Включение нового в систему усвоенного

Проектная

- Посмотрите, кто это появился в чертогах Снежной королевы?

- Что можно сказать о героине?

Отображение в речи содержания совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи

Преодоление проблемных зон

Представление творческих работ

Преобразование полученной информации

Проект группы № 4. Инсценировка отрывка из сказки (встреча Герды и Кая)

Ученики делают вывод, какими качествами обладают герои сказки

Герда очень храбрая девочка. Она может даже мальчиков научить мужеству. Она очень добрая и учит читателей не забывать любимых людей и бороться с трудностями, не опускать руки

Обобщение изученного

Самопроверка умений применять новое в типовых условиях

Само-и-взаимодиагностика

- Как после прочтения этой сказки не вспомнить слова Амьеля: «Приносить счастье и творить добро – это единственный наш закон, наш спасительный якорь, свет маяка и заповедь жизни». Да, сказки датского писателя необыкновенно трогательные.  Не даром, В честь дня рождения Г .Х. Андерсена – 2 апреля – проводится Международный день детской книги. В 1958 году учреждена Международная Золотая медаль Г.Х. Андерсена, которая присуждается лучшему современному автору раз в два года. Ею в свое время был награжден и автор сказки о Чиполлино Д. Родари.  Но вы знаете, что не только в сказках Андерсена говорится о доброте, смелости, любви и трудолюбии. Но и в сказках русских писателей можно встретить героев с подобными качествами.

На прошлом уроке мы рассматривали сказку А. П. Пушкина «О мертвой царевне…». Произведения поэта тоже стали юбилярами в этом году (поэма «Руслан и Людмила»). Литература – искусство слова; уметь читать – значит понимать прочитанное, а для этого нужно вести «диалог с автором»; размышлять над характерами и поступками героев, эмоционально реагировать на прочитанное, сопереживать. Уметь работать со словесным портретом – это словесный образ, описание внешности героя, некое отражение его внутреннего мира с помощью словесного описания.  Портрет литературного героя в той или иной степени всегда является его оценкой. Вспомните портреты главных героев сказки, о чем они говорят?  

Коррекция полученных результатов

Установление правил самостоятельной учебной деятельности

Самостоятельный контроль своего своего времени при письменном ответе

Составление лингвистического и исследовательского портфолио

Составляют синквейн: Царевна – царица. Делают выводы о значимости внешней и внутренней красоты.

Рефлексия

Осознание  возникающей проблематики

Индивидуальная и коллективная проектная деятельность

   - О чем говорят эти портреты?  (бывает красота внутренняя и внешняя)

 - Какая важнее? откуда это видно?  (помогают все царевне)

 - Как царевна относится к Чернавке?  (умеет прощать)    А вы?

В произведениях литературы отражается жизнь. Так чему же они нас учат?

Участвуют в коллективном обсуждении

Используют практические умения ознакомительного и просмотрового способов чтения

Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Реализация индивидуального учебного маршрута

Проводят поисковую работу с текстом, преобразовывают художественный текст в таблицу. Отвечают на вопросы, делают выводы о роли книги в жизни современного общества

Примерные ответы:

Герои книг заставляют смеяться и страдать, переживать и учиться жить, книги рассказывают о событиях прошлого и о том, что происходит сейчас, уносят за тридевять земель

Домашнее задание

Обобщение изученного

Я думаю, у нас получился разговор о настоящем чуде света. Человечество ещё в древности  создало семь чудес света. Величественные египетские пирамиды, статую Зевса в Олимпии, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды, статую бога Гелиоса на Родосе, Александрийский маяк, Галикарнасский мавзолей. Но книга – не менее удивительное чудо, которое всегда под рукой.  Да – это гениальнейшее изобретение человека. Книги, как настоящие друзья,  готовы в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать об интересных событиях. Ну, что, Вова, мы убедили тебя, что книга на Рождество тоже стоящий подарок?

Готовность к самообразованию, формирование атмосферы исследования

Формирование предметных понятий

Разрабатывают систему самооценки

Усвоение понятий словесный портрет, жанр, литературное эссе

Учащиеся пишут мини – сочинение «Книга в моей жизни»

Согласны ли ученики с высказыванием:

«Книги — лучшие товарищи старости, в то же время они — лучшие руководители юности».

Оценивание

Наш урок закончен. Спасибо за работу.

Учащиеся выбирают лучшие проектные работы, оценивают, высказывают пожелания

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Год литературы в России Книги – юбиляры

Слайд 2

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить. Ф. Вольтер 230 лет со дня рождения немецкого писателя, с обирателя немецких народных сказок Якоба ГРИММА (04.01.1785-20.09.1863). 85 лет со дня рождения А. В. ЖИГУЛИНА (1930–2000) 7 января 90 лет со дня рождения Д. М. ДАРРЕЛЛА(1925–1995) 15 января 220 лет со дня рождения А. С. ГРИБОЕДОВА (1795–1829) 15 января 90 лет со дня рождения Е. И. НОСОВА (1925–2002 ) 29 января 155 лет со дня рождения А. П. ЧЕХОВА (1860–1904) 6 марта 200 лет со дня рождения П. П. ЕРШОВА (1815–1869), 24 мая 110 лет со дня рождения М. А. ШОЛОХОВА (1905–1984) 21 июня 105 лет со дня рождения А. ТВАРДОВСКОГО (1910–1971) 23 августа 135 лет со дня рождения А. С. ГРИНА(1880–1932) 3 октября 120 лет со дня рождения С. А. ЕСЕНИНА(1895–1925) 28 ноября 100 лет со дня рождения К. М. СИМОНОВА (1915–1979) 30 ноября 180 лет со дня рождения МАРКА ТВЕНА (1835–1910)

Слайд 3

Н. Носов и его любимый герой Н. Н. Но́сов (1908 — 1976) —детский писатель, киносценарист. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952). Наиболее известен как детский писатель, автор произведений о Незнайке.

Слайд 4

Д. Родари 95 лет со дня рождения Джанни РОДАРИ (23.10.1920-14.04.1980), итальянского писателя. Самое известное произведение Родари – повесть-сказка «Приключения Чиполлино ». «Путешествие Голубой стрелы», « Джельсомино в стране лжецов», «Грамматика фантазии»

Слайд 5

Х. К. Андерсен 210 лет со дня рождения Ханса Кристиана АНДЕРСЕНА (2.04.1805-4.08.1875), датского писателя-сказочника .

Слайд 6

А. С. Пушкин Что за прелесть- эти сказки!

Слайд 7

Книга – восьмое чудо свет Презентацию подготовила ученица 5 «Б» класса МАОУ СОШ № 3 г. Гулькевичи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Н.А.Некрасова 7 класс.

Большой проблемой для учителя, я думаю с этим многие согласятся, является повышение интереса ребёнка к предмету. Ученику на уроках скучно. Однообразные  уроки, домашние  задания, котор...

РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)

Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»

Проектная деятельность на уроках литературы. Разработка урока по творчеству Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...