Урок по литературе в 9 классе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта.»
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Методическая разработка урока по литературе, в которой показано своеобразие лирики Сергея Есенина, даётся понятие имажинизм.. Даётся анализ стихотворений "Вот уж вечер. Роса...", Гой ты, Русь моя родная", Край ты мой заброшенный".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergey_esenin.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе в 9 классе на тему «Сергей Есенин. Тема Родины в лирике поэта.»
Цель урока: познакомить учащихся с очерком жизни и творчества поэта;
показать своеобразие лирики Сергея Есенина;
Родина в творчестве Сергея Есенина;
дать понятие имажинизм.
Словарная работа: лиризм, образность, исповедальность, имажинизм.
Оборудование: портрет поэта, подборка стихов Сергея Есенина, презентация.
Ход урока:
1. Активизация учащихся.
2. Беседа по повторению и на проверку восприятия прочитанных к уроку стихов Сергея Есенина.
- Какие темы особенно часто звучат в стихотворениях Сергея Есенина?
- Какие интонации преобладают?
- Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему?
- Что вас привлекает в поэзии Сергея Есенина? В чём причина столь широкой популярности поэта?
3. Очень многое в жизни каждого человека зависит от того, где и как прошло его детство. Как вы думаете, почему?
Блок рос в дружной семье деда по матери, известного учёного-ботаника Бекетова А.Н., профессора Петербургского университета. Блок с детства был глубоко погружён в культурную среду русской интеллигенции, все творческие начинания мальчика пользовались глубокой поддержкой.
Ахматова детство своё провела в Царском Селе, на лето уезжая с семьёй под Севастополь. Отец её был инженером-механиком флота, капитаном 2-го ранга. Он не одобрял её занятий поэзией. Мать была неизменно чуткой, внимательной к занятиям дочери. Семью можно было назвать состоятельной. Ахматову окружала поэтическая атмосфера Царского Села, директором гимназии в котором был выдающийся русский поэт Иннокентий Анненский.
Отец Цветаевой был выдающимся человеком. Выходец из бедного сельского священства, он сумел стать профессором Московского университета, основателем и собирателем Музея изящных искусств (ныне – Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина). Мать её была одарённой музыкантшей, любила стихи и сама их писала. Вся атмосфера дома была проникнута духом искусства, музыки, поэзии. Для лечения матери приходилось подолгу жить за границей, и Марина ездила вместе с ней, подолгу жила в Италии, Франции, Германии. Немецкий язык знала как родной. Очень любила Тарусу – городок на Оке.
Маяковский детство провёл в Грузии, в селе Багдади. Отец его – лесничий – рано умер, семье пришлось переехать в Москву. За неуплату Маяковский был исключён из гимназии, за участие в деятельности партии большевиков 11 месяцев провёл в тюрьме.
- Как факты жизни поэтов отразились в их творчестве?
- Можете ли вы сказать на основании известных вам стихотворений, каким было детство Сергея Есенина?
4. Очерк жизни и творчества Сергея Есенина ( презентация)
5. «Вот уж вечер. Роса…» Стихотворения о Родине «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный….»
Учитель: Все эти стихотворения из первых книг Сергея Есенина.
Чтение стихотворения «Вот уж вечер. Роса…»
Учитель: Это стихотворение – одно из самых ранних – очень просто и прозрачно. Написано на основе хорея, звучит почти как речитатив. Рифмуются только 2-ая и 4-ая строки. Эпитеты в стихотворении непритязательны, сравнения просты. Кажется, что стихотворение написал начинающий, совсем ещё неопытный поэт. И вместе с тем чувствуется в этих строках единство образного, художественного мироощущения Есенина.
6. «Гой ты, Русь моя родная…»
Первое прочтение стихотворения.
- Ваши впечатления от услышанного?
- Как вы думаете, усложняется ли поэтический мир поэта?
Словарная работа.
Риза – 1. Облачение, одежда священника для богослужения; 2. Фигурная металлическая накладка на иконах, оставляющая открытыми только изображения лица и рук.
Образ – икона.
Околица – изгородь вокруг селения или только при выезде из него.
Чахнуть – становиться чахлым, вянущим, слабым.
Спас – праздники Господни: Первый Спас – 1 августа – Спас медовый, начало Успенского поста; Второй Спас – 6 августа – Преображение Господне, Спас яблочный, освящают плоды и мёд; Третий Спас – 16 августа – нерукотворённого образа,Спас-на-полотне (даты по старому стилю).
Корогод – 1. Хоровод; 2. Ряд чего-нибудь, например, ряд свай (обл.)
Стёжка – тропинка.
Лех – (обл.) гряда, ряд, полоса.
Рать святая – христианские святые.
Чтение стихотворения по строфам, комментируя метафоры, сравнения, эпитеты.
Задание: Давайте проследим, какими звуками, запахами, цветом наполнено стихотворение.
Звуки: «Гой ты» - песенное восклицание; «звонко чахнут тополя»; «весёлый пляс», «гудит»; «прозвенит девичий смех»; «рать святая» крикнет.
Запахи: «Пахнет запахом и мёдом/ по церквам твой кроткий Спас…» - яблоки,мёд, запах ладана; «по мятой стёжке» - запах примятой травы.
Цвет: «в ризах образа» - ризы серебряные, лики святых тёплого золотистого цвета; «синь сосёт глаза»; «по мятой стёжке/ На приволь зелёных лех» - зелень травы, луга, поля.
- С какой целью автор использует данные звуки, запахи, цвета в стихотворении? ( автор любуется крестьянской Русью. Таким образом передаётся глубокая любовь к родноё природе, деревенскому быту.)
- Отличается ли стихотворение «Гой ты, Русь…», от стихотворения «Вот уж вечер. Роса…»? ( Мы видим уже не ученическое стихотворение, но произведение мастера владеющего богатой палитрой красок, звуков, чувств.)
- Какие ассоциации вызывает стихотворение? ( стихотворение похоже на плясовую, русскую народную песню, которая начинается нарочито замедленно и постепенно превращается во всеобщий танец)
7. «Край ты мой заброшенный…»
Первое прочтение стихотворения
- Ваше впечатление от услышанного?
- Чем оно вызвано?
- Почему в какой момент возникло?
Анализ стихотворения по строфам.
1 строфа
- Какая картина предстаёт перед нами?
- Почему край заброшенный? Почему сено не скошено?
- Почему упоминание о монастыре вызывает ощущение опустошённости? ( в начале 20 века монастыри делились на три разряда – по состоятельности. Были и заштатные монастыри – самые бедные, умирающие.
Средства выразительности: аллитерация (р) и (с)
2 строфа.
- «Избы забоченились»- что это значит? ( У деревянных срубов подгнили нижние венцы, избы завалились на одну сторону, на бок. Аллитерация)
Учитель: Обратим внимание на строку «А их всех-то пять» - строка словно прогибается, заваливается: в трёхстопном хорее не хватает первого ударения.
«…Крыши их запенились/ В заревую гать» - сложная метафора.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через топкое место.
- Что такое «Заревая гать» у Есенина? Как это «крыши их запенились»? Крыши изб стали пеной, похожи на пену? Пену чего? Почему на пену?
Учитель: Не день, не ночь, нечто неустойчивое, как топкое место. Если на заре вдоль горизонта лежат вытянутые плотные облака, создаётся ощущение, что зарю гатят, устилают для проезда. Существует устойчивое поэтическое выражение: «пена облаков». Крыши легкие, похожие на облака – как пена на заревой гати.
- Какое время суток перед нами: утро или вечер?
3 строфа.
Учитель: Солома на избе - как риза на иконе.
- Зачем Есенин изображает солому на избах? ( чтобы показать бедность деревни)
Стропило – опора для устройства кровли – два бруса, соединённые верхними концами под углом, и нижними упирающимися в стену здания.
Выструги – обструганные части бревна, бруса
Риза избы – солома- так бедна, так редко постелена на крыши, что видны стропила.
«…Ветер плесень сизую/ Солнцем окропил» - метафора, олицетворение и эпитет. Солома старая, уже успела заплесневеть от дождей. Ветер на мгновение разогнал плотные облака, солнце брызнуло животворными лучами, как будто капли святой воды окропили бедное убранство избы.
По всей строфе - яркая аллитерация.
4 строфа.
Вороны – один из архетиптических образов русской культуры, как образы дороги и ветра. Ворон – вестник несчастья. В первых двух строках – подчёркнутое звучание ударного (о) – ощущение настойчивых сильных ударов.
-Каким предстаёт перед нами любимый Есениным образ черёмухи? Какие чувства вызывает? ( Черёмуха здесь вызывает не чувства умиления и любования, а чувство запустения и холода «…Как метель черёмуха/ Машет рукавом».
5 строфа.
Прутник – этого слова нет в словаре Даля. Есть прутняк – заросли ивняка, вербы (от прут). Возможно, это областное звучание. Ассоциация с вербным воскресением – одним из самых любимых христианами дней во время Великого поста.
«Уж не сказ ли в прутнике/Жисть твоя и быль…» в этих строчках слышится обращение к родному краю. Не является ли жизнь этого края всего лишь шорохом ветра в зарослях ивняка или вербы – быль, похожая на ту, о которой шепчет ковыль? Надо отметить, что образы прутника и ковыля имеют вневременной – с одной стороны, вечный, с другой стороны, подчёркнуто случайный характер.
Чтение стихотворения целиком.
8. Итог урока. Каким предстаёт перед нами образ Родины в лирике Сергея Есенина?
Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений Есенина наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы на тему "Сергей Есенин и Айседора Дункан"
В презентации помещен материал о непростых отношениях двух известных людей: поэта Сергея Есенина и танцовщицы Айседоры Дункан....
Урок в 11 кл. на тему: "Сергей Есенин - национальный поэт".
Урок в 11 кл. с использованием технологии критического мышления....
Сергей Есенин. Литературная гостиная, посвященная творчеству поэта.
Литературная гостиная, посвященная творчеству С.Есенина. Сценарий для учащихся 5-11 классов....
Урок на тему:"Сергей Есенин-национальный поэт".
Металлическая разработка по литературе...
М.Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта.
М.Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта....
Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"
Конспект урока по литературе "С.Есенин. Тема Родины в лирике поэта"...
Презентация к уроку литературы "Образ Родины в лирике поэтов XX века"
Цель: Воспитание любви к своему Отечеству, Родине. Задачи: - формировать у детей чувство гордости за свою Родину. - способствовать восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, п...