Образ войны в произведениях К.М. Симонова
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Тропина Алёна Александровна

Данное внеклассное мероприятие по литературе было проведено в 7 классах по случаю 100-летия со дня рождения К.М. Симонова. Цели мероприятия - познакомить учащихся с творчеством  К.М. Симонова и его произведениями о ВОВ, пробудить интерес к биографии К.М.Симонова, воспитывать  патриотические чувства, уважение к старшему поколению, чувство гордости  за свой народ, свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obraz_voyny_v_proizvedeniyah_k.m.simonova.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

 ОБРАЗ ВОЙНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  К.М. СИМОНОВА

(К 100-летию со дня рождения К.М. Симонова)

учитель русского языка и литературы

Тропина Алена Александровна

2015г

К 100-летию со дня рождения К.М. Симонова

Открытое внеклассное  мероприятие  в 7-х  классах

Проведено14 ноября 2015г

                                     

Тема: Образ войны в произведениях  К.М. Симонова

Цели: О - познакомить учащихся с творчеством  К.М. Симонова и его произведениями о ВОВ;

            Р - способствовать развитию речи, способности выразительно передавать смысл

                 прочитанных стихотворений, стимулировать познавательный интерес  учащихся;

            В - пробудить интерес к творчеству К.М.Симонова, воспитывать  патриотические чувства,

                  уважение к старшему поколению, чувство гордости  за свой народ, свою Родину.

Оборудование:  компьютер, проектор,  презентация, аудио-  и  фотоматериалы, тексты произведений

                              К.М.Симонова, раздаточный материал для итоговой работы, виртуальная выставка-

                              презентация книги Симонова «Живые и мёртвые», детские иллюстрации

                              к произведениям К.Симонова.

Тип занятия: литературно-музыкальная композиция

Возраст: 7 класс

Предмет: литература

Ход мероприятия:

I. Организационный момент  (слайд 1)

    Учитель: Наша встреча посвящается 100-летию со дня рождения К.М. Симонова. Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством русского советского писателя и поэта Константина Михайловича Симонова.

Тема нашего занятия «Образ войны в произведениях  К.М. Симонова»   (слайд 2)

II. Вступительное слово учителя

    1. Прослушивание песни на стихотворение Е.Винокурова «Москвичи»   (слайд 3)

    2. Книги о войне       (слайды  4,5)

    Ученик 1: Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне, во всех своих проявлениях: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой его жизнь или смерть.

   Ученик 2: Книги о войне привлекают нас не только потому, что в них отражены священные трагические страницы нашей истории. Они помогают нам многое понять в повседневной многоликости «мирного» времени. Интересно в этой связи суждение К. Симонова, высказанное им в одном из писем, датированном 1966 г.: «Мне кажется, что книги о войне люди, ее не пережившие, читают, когда в этих книгах есть какие-то человеческие, психологические, нравственные проблемы, которые относятся не только к войне, а просто обнажаются во время войны с особенной силой <…> волнуют не только поколение, прошедшее войну, но и поколение, не бывшее на  войне».

     3. Тема войны в литературных произведениях    (слайды 6,7)   

     Ученик 1: Великая Отечественная война является страшным событием в истории нашего народа. Свидетелям и участникам война дала такой эмоциональный заряд, открыла для человека мир в таких высоких и в таких страшных проявлениях, что забыть об этом просто невозможно. И хотя наш народ залечил тяжелые раны войны, а на месте руин и пепелищ выросли новые города и села, и заросли окопы и траншеи, все же живет в памяти народной великий подвиг воинов  и партизан.

     Ученик 2: Представить этот подвиг во всех деталях, возобновить героические и трагические страницы войны помогает русская литература. К произведениям, написанным о войне по горячим следам, каждый год прибавляет новые романы, повести и стихотворения. Пишут их авторы, которые сами были участниками войны, и авторы, у которых она отобрала детство. Чем больше проходит времени, тем суровее, правдивее, беспощаднее литература наша видит минувшую войну, ее кровь, боль, грязь, голод и жестокость.

      Учитель: Вывод:  Литература о Великой Отечественной войне —  одна из главных опор, на которых держится высокий уровень современного искусства.    (слайд 8)

      4. Прослушивание аудиозаписи стихотворения А.А.Ахматовой  «Мужество»  (слайд 8)

     5. Владимир Владимирович  Путин  советует читать "честные книги" о войне   (слайд 9)

     Учитель: Владимир Путин в статье для американского журнала «Вторая мировая война»  порекомендовал читать «честные книги», которые без фальши рассказывают  о Второй мировой войне.  По мнению Путина, например, об истории Первой мировой войны, о поломанных  судьбах, о безвозвратных потерях никто не написал так правдиво и искренне, как  Хемингуэй и Ремарк.

      "Познакомиться с героями повестей и романов наших военных корреспондентов - Константина Симонова ("Живые и мертвые") и Михаила Шолохова ("Судьба человека", "Они сражались за Родину"). Узнать о самоотверженности и  величайшем терпении простого советского солдата, которые стали лейтмотивом  творчества боевых офицеров Бориса Васильева ("А зори здесь тихие",  "В списках не значился") и Константина Воробьева ("Убиты под Москвой", "Это мы, Господи!"). О тяжелых, полных опасностей буднях военной контрразведки вам расскажет книга "Момент истины", написанная Владимиром Богомоловым, который добровольцем ушел на  фронт", -  перечислил Владимир                              Путин книги, которые, по его мнению, стоит  читать.

III. Биография Константина Михайловича  Симонова     (слайды 10-14)

       1. Ученик 3: Константин Симонов (1915-1979) — поэт, писатель, драматург. В первые дни войны ушел на фронт военным корреспондентом. Не понаслышке писал о великих сражениях войны — Сталинградской битве, битве на Курской дуге, битве за Берлин. Романы Симонова — «Дни и ночи», «Солдатами не рождаются», «Живые и мертвые», «Последнее лето» — одни из лучших, что было создано советскими писателями.

       2. Ученик 4: Родился в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба  Михаила Симонова и   княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны. После седьмого класса пошел на производство; работал токарем. Начал писать стихи в 16 лет после поездки в Ленинград. Первое стихотворение посвящено герою войны в Испании, венгерскому коммунисту Матэ Залка (генералу Лукачу), которое принесло К. Симонову широкую известность (1937 г.)

      3. Ученик 3: В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи К.Симонова. Закончив Литературный институт им. А. М. Горького в 1938, Симонов поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940 учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получает воинское звание интенданта второго ранга.

      4. Ученик 4: С началом войны призван в армию, работал в газете «Боевое знамя». В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 — звание подполковника, а после войны — полковника. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

      5. Ученик 3: После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай). С 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент «Правды» по республикам Средней Азии.  По сценариям Симонова были поставлены фильмы: «Парень из нашего города» (1942),     «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943 — 44), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960,), «Живые и мертвые» (1964), "Двадцать дней без войны" (1976)

IV.  Творчество Константина Михайловича Симонова    (слайд 15)

        Учитель: Писатели-фронтовики – это целое поколение мужественных, совестливых, многое      испытавших, одаренных личностей, перенесших военные и послевоенные невзгоды.

- А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? (Из газет, радио, стихотворений, рассказов и повестей о войне).

V. Знакомство со стихотворением «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»    (слайд 16)

     1. Учитель:   Стихотворение адресовано другу и товарищу по литературной судьбе А.А. Суркову.   Торжественный пафос соединяется с тонким лиризмом: «Нас пули с тобой пока ещё милуют, но

трижды поверив, что жизнь уже вся, я всё -таки горд был за самую милую, за русскую землю, где я родился». Поэтично, с душевной болью воспевает  поэт родную природу, деревню. Чувство                          надежды, вера и любовь к Отчизне  не покидают его.

2. Учитель:  А теперь прослушаем актёрское чтение этого произведения

                       (аудиозапись, читает А.Петренко)              (слайд 17)

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -

Не дом городской, где я празднично жил,

А эти проселки, что дедами пройдены,

С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою

Дорожной тоской от села до села,

Со вдовьей слезою и с песнею женскою

Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,

По мертвому плачущий девичий крик,

Седая старуха в салопчике плисовом,

Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?

Но, горе поняв своим бабьим чутьем,

Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,

Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.

"Мы вас подождем!"- говорили леса.

Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,

Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища

На русской земле раскидав позади,

На наших глазах умирали товарищи,

По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

3. Учитель:  Анализ стихотворения. Беседа.

        Обращение "Алеша" использовано не для создания доверительных и задушевных интонаций, такой элемент жанра послания говорит о тяжести переживаемого, которую просто невозможно вынести одному. Сердце разрывается от боли: по дорогам Смоленщины идет отступающая армия. В эпитетах "бесконечные, злые дожди" сама природа против происходящего, и чувствуется скрытая метафора: бессильные, злые слезы. Самое страшное – мужские слезы, непролитые, скупые, в окаменевших от горя сердцах, ведь защитники, воины оставляют родную землю, женщин, стариков и детей на поругание врагу. И. эти женщины, покидаемые отступающими войсками, выносят солдатам кринки с молоком, скрывают слезы и молятся не о себе, о них. Вот величие души русской женщины-солдатки. В таком ракурсе первая строка стихотворения звучит, как крик душевной боли. Эпитет " усталые женщины" подчеркивает трагизм происходящего, усталые не от работы, какая работа в прифронтовой полосе, усталые от безнадежности ситуации, от горя. Сравнение кринки несли, " прижав, как детей, от дождя их к груди"- это взгляд солдата, это память о жене и ребенке, от которых оторвала война, это страх и боль. В бою не так страшно. Страшнее оставить беззащитное мирное население на растерзание озверевшим фашистам, невыносимо больно и горько видеть доверчивые детские глаза.

        И вдруг среди печальных строк появляется эпитет "великая Русь". Время написания стихотворения: 1941год. Симонов был участником войны, он не мог знать о победе в то время, но свято верил в нее и точно знал, в чем сила духа русского народа.

- Заметили антитезу, противопоставление в стихотворении?

   ("горькое сегодня и великое в исторической памяти")

- Стал понятен замысел автора?  

       В настоящем слезы и смерть. Это подтверждают эпитеты " злые дожди, усталые женщины, не верящие в Бога внуки (объясняю, что ни молитвой, ни крестом дети себя защищать не хотели, что было тяжело верующим старикам) , вдовьи слезы, по мертвому плачущий девичий крик, слезы украдкою, седая старуха", гипербола "слезами измеренный тракт",сравнение "как на смерть одетый старик", инверсия "только пожарища по русской земле раскидав позади", "умирают товарищи", "пули пока еще милуют". Заклинанием звучит анафора: "Мы вас подождем! " В каждой строфе суровая, горькая правда. Что этому противопоставить, где взять силы, веру?

       Поэт призывает вспомнить свою историю, свои корни. Появляются эпитеты "великая Русь", "русские околицы", "кресты на русских могилах", "русские обычаи, русская земля, русская мать, русская женщина", "песня женская" (инверсия подчеркивает значимость этой песни от рождения до смерти русского человека) , "милая горькая земля", метафора "Россия на погостах сошлась, крестом рук ограждая живых". Любой, прочитавший стихотворение, будет защищать землю дедов и прадедов, переживет горечь поражений и отступлений и не даст врагу хозяйничать на русской земле.

Вывод:    Таким образом, средства выразительности произведения не только помогают понять позицию автора, проблему, но и вызывают отклик на описанные события в наших душах.

VI. Знакомство со стихотворением «Майор привёз мальчишку на лафете…»    (слайд 18)

       1. Учитель:  Стихотворение Симонова – выражение чувств  человека, увидевшего огромное

           человеческое горе: потерю ребёнком матери, дома, детства.

       

       2. Ученик 5:      Выразительно читает стихотворение      (слайд 19)

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой...

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

   

   3. Минутка релаксации.

- Закройте глаза, вспомните всё стихотворение. Какой образ возникает в вашем воображении?        

  Опишите его.    

- После войны были созданы Книги Памяти. Для чего?  (Не забывать имена героев)

- Какой же ценой завоёвано счастье? (Горе, слёзы детей, смерть)

      4. Учитель: А теперь прослушаем актёрское чтение этого произведения    (слайд 19)

           - Как вы считаете, почему стихотворение написано торжественным слогом?

      5. Учитель:  Анализ стихотворения. Беседа.

- Какой момент войны (наступление или отступление) описан в стихотворении?        

- Подумайте, на какую картину обращает внимание рассказчик особенно?  («Седой мальчишка»)

- Откуда везли мальчика? (Из Бреста)

- Чем был известен этот город в военные годы?

- Почему же мальчик седой?

- Что такое лафет?                

       - Перечитаем первую строфу вслух.  Как понимаете строки: «…за десять лет…ему зачтутся эти

         десять дней…»?

       - К кому обращается автор в пятой строфе?   (К тому, кто не был на войне, к потомкам).

       - Что хотел сказать Симонов этим стихотворением?   Зачем рассказал эту историю?

VII.  Знакомство со стихотворением «Жди меня и я вернусь…»    (слайд 20)

         1. Учитель: Широчайшую известность получило его лирическое стихотворение "Жди меня..." Стихотворение пронизано глубоким лиризмом. обращённое автором к конкретной женщине – актрисе Валентине Серовой, оно стало исповедальным посланием всех любящих ко всем любимым. вот почему поэт заклинает дорогую для него женщину ждать его, несмотря ни на что, и обещает ей вернуться «всем смертям назло»  

         2. Ученик 6:      Выразительно читает стихотворение      (слайд 21)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

      3. Учитель:  Анализ стихотворения. Беседа.     (слайд 21)

         Военная тема тревожит и будоражит наши умы, точно так же, как и 20, и 30 лет назад.

У той войны нет давности закона. Не звёзды – слёзы на её погонах… Произведения тех лет ценны, пронзительны и интересны до сих пор. На мой взгляд, одно из самых удачных и трогательных произведений военной поры является стихотворение К. Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой.

          Судьба этого произведения складывалась счастливо. Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей. Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах женам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…

         - Рассмотрим подробнее это произведение. По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу. Стихотворение состоит из трёх строф, длина которых 12 стихов. Поскольку ударение падает на последний слог в строке, можно заключить, что это – мужская рифма. Перекрёстная рифмовка задаёт своеобразный ритм произведению. Пафосность нисколько не портит это стихотворение, а наоборот, заставляет перечитывать его снова и снова.

           Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово здесь – жди, повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.

           Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.

          Первая строфа говорит нам о времени и условиях ожидания: «жёлтые дожди» , «снега» , «жара» . Читатель понимает, что «ждать» , на самом деле, не так просто: «других» уже «не ждут» ; писем уже не приходит; надоедает ждать всем. Но тоска и безысходность не должны взять верх над женщиной, которая по-настоящему любит, ибо только в этом случае мужчина может вернуться. Должен. Симонов так и говорит: «Я вернусь». С условием, что его будут «ждать» , но не просто, а «очень». Кажется, что горечь поражения проскальзывает в каждой её строчке (повторюсь: стихотворение написано в 1941 г. , когда ещё неизвестен был исход войны) . Однако незыблемая уверенность, которая перекликается с ожиданием скорой победы, читается здесь. «Пусть поверят сын и мать», «пусть друзья устанут ждать», действительно, могут забыть все, кроме той, единственной, которая не должна забывать, не имеет права.

          Так как это всё спаяно единой цепью, эмоциональной связью, которая, порвись она, разрушит нечто большее, чем человеческие взаимоотношения. Поэтому твёрдое «жди» звучит здесь почти как приказ на фронте, который не обсуждается. Автор абсолютно уверен в том, что тризна, «помин души», откладывается на неопределённый срок. И эту уверенность он также передаёт читателю.

      4. Учитель: А теперь прослушаем актёрское чтение этого произведения  

                            (аудиозапись, читает Леонид Кулагин)                (слайд 21)

           - В стихотворении многократно повторяется просьба, мольба, заклинание «жди меня».

             С какими чувствами актёр произносит эти слова?

           - Как вы думаете, почему воин, обращаясь к любимой женщине, так настойчиво заклинает

             «жди меня»?

           - Для кого более необходима эта просьба – для него,  для неё, для обоих?

      5. Учитель: А теперь прослушаем песню в исполнении на стихотворение К.Симонова «Жди меня…»

                           (аудиозапись, поют Н.Лазарев, Л.Казакова)                (слайд 21)

          - Какие чувства у вас вызвала эта песня?

          - Как вы думаете, почему стихотворение К.Симонова «Жди меня» стало во время

            войны популярной песней?

          - Как вы думаете, почему песни о любви и верности были так популярны в суровые,

            жестокие годы войны?

          - Почему именно в военные годы было написано огромное количество стихотворений?

            (Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение)

             (слайд 22)

VIII.  Знакомство с романом К.М.Симонова «Живые и мёртвые»

          1. Учитель: Просмотр виртуальной выставки-презентации  К.Симонов «Живые и мёртвые»

                               (через интернет в информационно-развлекательном портале  http://salda.ws )

          2. Учитель: Роман «Живые и мертвые»     (слайд 23)

 Роман в трех книгах («Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»), советского писателя Константина Симонова. Первые две части были изданы в 1959 году и 1962 году, третья книга была издана в 1971 году. Произведение написано в жанре романа эпопеи, сюжетная линия захватывает временной интервал с 1941 по 1944-е годы. По мнению литературоведов, роман является одним из ярчайших отечественных произведений о события Великой Отечественной Войны. В 1963 году первая часть трилогии была экранизирована. В 1967 год вторая часть трилогии была экранизирована под   названием «Возмездие».

          3. Ученик 7: Образ войны в романе       (слайды 24 - 27 )

В романе все время ощущается противоборство двух сил: "Война вообще палка о двух концах — и ты за нее схватился,     и противник из рук не выпускает". Это противоборство подчеркивается удачной метафорой: "Все висело на волоске и у нас, и у немцев. Но наш волосок оказался крепче. Немцы — противник такой, его и при последнем издыхании шапками не закидаешь".

         4. Ученик 8: Движение войны выражается в виде длительного действия какого-то существа, с которым нужно бороться, что и делали наши солдаты, такие, как Синцов, Артемьев и другие. Они "сначала, как могли, останавливали войну, когда она катилась и хотела перекатиться через них и через миллионы других людей. А теперь, остановив, катили ее обратно, туда, откуда она началась". Война здесь олицетворяется при помощи развернутой и повторяющейся метафоры — "война катилась", "ее

катили", и это одушевление не случайно у Симонова. В образной форме показано, что солдаты не просто участники войны. Они ведут борьбу против нее самой, наша страна, уничтожая                       фашизм,  вела борьбу за мир.

           5. Ученик 7: Противостоящей силой чудовищу войны в романе является собирательный образ гиганта, русского богатыря, олицетворяющего народ. В частности, появляется образ большой человеческой руки. «Вчера все глубже загребали правой рукой», — думает Серпилин о правом фланге своей дивизии. «И два соседних фронта... сегодня к утру сомкнули руки позади оставшихся в мешке немецких армий».

        Описывая будничную работу Серпилина, Симонов создает образ человека на войне. "На фронте думал, как говорится, о душе, а про тело думать было некогда. Оно ездило на "виллисах", ходило по окопам, говорило по телефону... Исполняло все, что от него требовалось, не напоминая о себе".

          6. Ученик 8: В описании боя у Симонова обычно преобладает зрительное или слуховое восприятие его очевидцами. При передаче грохота боя возникает такой звуковой образ: "Казалось, у тебя над ухом кто-то все время с треском грызет огромные орехи". Это олицетворение боя опять повторяется: "Над ухом один за другим треснули два последних ореха, и наступила мгновенная пауза".

         Писатель отвергает войну как нечто противоестественное, бесчеловечное. В то же время Симонов подчеркивает, что война — это ежедневный подвиг и тяжелый труд народа на фронте и в тылу. Вся жизнь переплетена с войной, она входит в мировосприятие человека. Этим и объясняется использование военной символики даже там, где речь не идет непосредственно  о войне.

 Например, переживая гибель жены, Синцов думает: "Страшно привыкать к мысли, что умерла. Но, может, еще страшней, затолкав эту смертельную мысль в глубь себя, жить с нею так, словно годами идешь по минному полю, не зная, где и когда под тобою рванет". Константин Симонов, создавая образ войны, использует  разнообразные художественные средства. Этим достигается огромное эмоциональное воздействие на читателя.

IX.  Заключительное слово учителя   (слайды 28 - 30)

        Основные жизненные принципы К.Симонова (жизненное кредо):

- Преклонение перед военным профессионализмом

- Верность фронтовым друзьям, воинскому долгу

- Уважение к храбрости врага

- Милосердие к поверженному

- Пренебрежение к слабакам и нытикам

- Подчеркнутое «гусарство» по отношению к женщинам

- Не останавливаться  ни перед чем:

        ни перед препятствиями,

        ни перед угрозами,

        ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело.

X. Тестовая работа     (слайд 31)

     Ответьте на контрольные вопросы   (раздаточный материал)

- Кем был К. Симонов?

- Почему мы изучаем его творчество?

- Где и в какой семье он родился?

- Какую специальность он получил?

- Когда он начал литературную деятельность?

- Как называлось первое стихотворение, которое принесло ему известность? Кому оно посвящено?

- Какие произведения К.Симонова Вы запомнили?

- Перечислите основные жизненные принципы К.Симонова.

 - Был ли Симонов сильной личностью?

- Чем он занимался после войны?

- В чем состоит феномен стихотворения «Жди меня»(1941 г.)? Кому оно было посвящено?

X. Итог  мероприятия               

          Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

5. Домашнее задание.

    1. Прочитать роман К. Симонова «Живые и мёртвые»

    2. Выучить наизусть любое стихотворение К.Симонова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в поэзии К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, М. Исаковского.

Данная работа может быть использована   учителем  как на уроках литературы при изучении темы войны в поэзии русских советских поэтов, так и на классных часах, посвященных 70-ой годовщине Вел...

Проект урока литературы "Детство, опаленное войной" /по стихотворению К.Симонова "Майор привез мальчишку на лафете"/

Данный проект урока литературы по стихотворению К.Симонова предполагает в числе главных задач развитие устной и письменной речи учащихся на основе анализа стихотворения....

Курсовая работа по литературе на тему: Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»

Курсовая работа по литературе на тему:Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»...

Литературная гостиная "Всегда любил он рисовать войну..." (По творчеству К.Симонова)

Данное мероприятие проводилось в связи с празднованием столетия со дня рождения Константина Михайловича Симонова. Рассчитано на учащихся 6-9 классов. Знакомит с основными вехами творчества поэта....