Анализ стихотворения Константина Симонова «Фотография".Урок литературы.
план-конспект урока по литературе по теме

Ольга Николаевна Мальцева

«  По местам боевой славы. Анализ стихотворения Константина Симонова «Фотография».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_simonov_fotografiya.docx49.43 КБ
Файл simonov_k.pptx1005.11 КБ
Файл prilozhenie_k_prezentatsii_simonov_k.docx28.35 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx500.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «  По местам боевой славы. Анализ стихотворения Константина Симонова «Фотография».

Тип урока: комбинированный урок с   сочетание различных форм занятий, урок   художественного восприятия произведения.

Класс: 8

Цель: развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.

УУД личностные: установление связи между учебной деятельностью и мотивом; формирование нравственно - эстетических ценностей.

УУД регулятивные: учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию; учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания; учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы.

УУД коммуникативные: развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы; учит правилам участия в коллективной деятельности; учит постановке вопросов; учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества.

УУД  познавательные:

работает над формированием  логических умений (анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование,  построение цепочек рассуждений);

опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт;

учит формулировке проблемы;

осуществляет межпредметные связи.

Планируемые результаты:

личностные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

метапредметные:

  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

предметные:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XX вв.;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация  изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  •  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Основные понятия: общая тематика стихотворения, лирический сюжет и его движение, эмоциональная окраска и жанр, идея стихотворения, образы стихотворения, лексика, языковые выразительные средства, лирический герой,  лирические персонажи, ритм, размер, рифмовка, характер рифм.

Межпредметные связи:

с  русским языком, историей, мировой художественной культурой, философией.

Ресурсы:

  1. http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/simonov/
  2. http://pishi-stihi.ru/

Урок   художественного восприятия произведения в 8 классе.

«  По местам боевой славы. Анализ стихотворения Константина Симонова «Фотография».

 К 100-летию со дня рождения Константина Симонова.

Мальцева Ольга Николаевна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя  общеобразовательная  школа №20  им. А.А.Хмелевского»    г. Курска

I. Цель урока:

  • Развитие художественного восприятия эстетических и нравственных чувств, образного мышления школьников, обогащения их сознания художественными образами, нравственное, эстетическое, общественно-политическое воспитание, развитие непосредственного интереса к художественной литературе, потребности в постоянном общении с художественной книгой, с искусством, развитие умений самостоятельно разбираться в книгах, высказывать своё отношение к ним, самостоятельно находить интересные книги.

     В соответствии с этими целями и содержанием этого урока основной ведущий   метод обучения - творческое чтение, а также различные сочетания этого метода с репродуктивным, эвристическим и исследовательским методами.

Слайд 1

Эпиграфы к уроку

Мои записи о том лете и осени на Халхин-Голе не история событий, а лишь свидетельство одного из очевидцев о виденном своими глазами.

К.Симонов

ХОД УРОКА.

Слайд 2

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами  поговорим о неизвестных страницах  нашей истории.

«Время боев на Халхин-Голе — время моей юности, предгрозья перед трагическими и великими событиями, началом которых стал Брест, а концом — Берлин. Мои записи о том лете и осени на Халхин-Голе не история событий, а лишь свидетельство одного из очевидцев о виденном своими глазами»,-  вспоминал Симонов К.М.  в  «Далеко на востоке.  Халхин-гольские записки».

Слайд 3

Вопрос: 

  • Прочитайте эпиграфы к уроку, как вы их понимаете?

I.Формулирование темы урока

Учитель: Представим Советский Союз 1939 года. 11 мая 1939 года началась необъявленная война на Халхин-Голе, которая по своему накалу и количеству брошенной в бой техники не уступала многим событиям Великой Отечественной войны.

В советской историографии эти события, как правило, называются «военным конфликтом». Японские историки считают, что это была настоящая локальная война, причём некоторые авторы называют её «Второй русско-японской войной» — по аналогии с войной 1904—1905 гг.

Слайд 4

ВИДЕО:  Фрагмент  фильма «Трактористы» — советский музыкальный художественный фильм 1939 года, поставленный Иваном Пырьевым. 1938 год. Демобилизованный старшина Клим Ярко возвращается с Дальнего Востока. В фильме главный герой в исполнении Николая Крючкова в ечерами играет на баяне и поёт трактористкам песню «Три танкиста». Главная героиня Марьяна изучает книгу «Танкисты» о событиях у озера Хасан. А одним летним вечером  Клим с бригадой поёт «Марш советских танкистов».

Учитель: Чтобы понять смысл стихотворения, обратимся к истории.

ВИДЕО: "Вторжение японских войск на т. СССР".

Учитель: Его любовные стихи миллионы людей знали наизусть, за его романами охотились толстые журналы. Его пьесы ставились на лучших сценах страны. Имя Константина Симонова не забыто и в новых поколениях читателей, его фигура до сих пор остается знаковой. Сложившийся образ советского либерала, человека счастливой писательской судьбы, общественного деятеля, чей путь отмечен множеством государственных наград, любимца Сталина — и одновременно любимца сравнительно вольнодумной читающей публики тех лет.

Ученик (презентация): К.М.Симонов.

Слайд 4,5   «Фотография» Константин Симонов

II.Работа с текстом.

Вопрос:

  • Понравилось ли вам стихотворение  К. Симонова?
  • Какой образ или слово понравились, заставили о чем-то задуматься или, наоборот, показались далекими, непонятными?
  • Каким чувством проникнуто это стихотворение?
  • О чем это стихотворение?
  • Зачем, по-вашему, автор написал его?
  • Какую картину вы представляете, читая это стихотворение?

Учитель: История создания стихотворения.

Слайд 6

Ученик (сообщение): 

Второй супругой известного советского поэта и прозаика Симонова стала, женщина, отличавшаяся хрупкостью, изяществом, насмешливостью. Они познакомились в Литературном институте, где оба учились. В 1939 году у пары появился сын, названный Алексеем. Практически сразу после рождения мальчика его отец уехал на Халхин-Гол. С мая по сентябрь 1939-го там разворачивались военные действия. В локальном конфликте участвовали две стороны. Одну представляли бойцы СССР и Монгольской Народной Республики. Вторую – солдаты Маньчжоу-го и Японской империи. Победа объединенной советско-монгольской армии сыграла важную роль в Великую Отечественную войну. Благодаря этому японцы отказались от идеи нападать на СССР. Симонов бои на Халхин-Голе освещал как военный корреспондент, хотя изначально он ехал на должность поэта газеты «Героическая красноармейская».

Стихотворение «Фотография» датировано 1939 годом и сопровождено посвящением «Е. Л.» (Евгении Ласкиной). Супружество Ласкиной и Симонова было недолгим. В 1940 году писатель покинул жену и сына, влюбившись в красавицу-актрису Валентину Васильевну Серову. Ее Константин Михайлович считал своей музой. Талантливой и популярной артисткой, обворожительной женщине он посвятил сборник «С тобой и без тебя», в который вошла удивительная по силе и искренности интимная лирика. Именно Серовой адресовано главное любовное произведение Симонова – «Жди меня», ставшее молитвой для миллионов советских женщин в Великую Отечественную войну. С Валентиной Васильевной Константин Михайлович развелся в 1957 год.

Евгения Ласкина была двоюродной сестрой Бориса Ласкина  - автора стихов, песен,  известных в военное время и популярных до сегодняшнего дня, таких как «Три танкиста», «Спят курганы тёмные», «Марш танкистов».

ВИДЕО:  Фрагмент  фильма «Трактористы». «Марш советских танкистов».

Этот фрагмент поможет понять атмосферу страны 1039 года.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (упражнения для шеи)

В положении сидя «нарисуйте» носом в воздухе цифры от 0 до 9, прорисовывая все элементы. Амплитуда движений шеи должна быть полной.

Работа с текстом. Анализ стихотворения.

Учитель: Рассмотрим подробнее это произведение. По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (Е.Л.).

Всё стихотворение читается как письмо с фронта к  женщине.

Слайд 7

При подготовке к уроку учащиеся дома отвечали на вопросы:

II.  Структура образов и развития конфликта.

  1. Тема и идея стихотворения.

Учитель:

  • Тема?

Это стихотворение относится к военной лирике. Тема войны – ведущая тема  в творчестве К. Симонова.

  •  Идея (оценка автором изображаемого, его мысли по этому поводу)?

        Строки этого стихотворения заставляют читателя вспомнить о забытых страницах нашей истории.

        Речь идет о фронтовых письмах любимой женщине, в форме которых написаны десятки стихотворений поэта. За этими стихотворениями стояло нечто всеобщее и грандиозное - война, нечто всеобщее и всечеловеческое - любовь. Поэтому стихи, написанные одним человеком, поэтом, солдатом, обращенные одной-единственной женщине и первоначально не предназначенные для печати, стали необходимыми миллионам людей в самое тяжелое для них время. 

  1.  Эмоциональная окраска чувств.

Учитель:

  • Какое настроение ощущает читатель от прочтения этого стихотворения?
  • Обратите внимание на первые четыре строчки стихотворения.

        Тема предполагает определённое настроение (эмоциональное состояние или размышление). В 1-ом четверостишии К.  Симонов использует слово «тоска», оно и передает настроение стихотворения. Это «тоска» солдата  по родному дому, по любимой женщине.

Учитель:

  • Какие слова из стихотворения усиливают ощущение «тоски»?

(не брал, не показывал, не черствое сердце, а просто война, Пыльный пол под ногами, чужую палатку штабную)

  1. Композиция, сюжет (если есть).

 

Учитель:

  • Обратим внимание на структуру стихотворения.

Факты, события, обстоятельства, действия, воспоминания и впечатления, упоминаемые в тексте стихотворения, как правило, перемежаются мыслями и эмоциями, что даёт ощущение динамики и движения. Смена и последовательность этих компонентов составляет композицию (построение) лирического произведения.

1 строфа. «Я твоих фотографий в дорогу не брал».  Утверждает лирический герой стихотворения, обращаясь к своей любимой. Читатель представляет поезд (военный эшелон, везущий солдат на фронт). Автор указывает пространственные рамки «давно переехав Урал». Перед нами Дальний Восток. 

2 строфа. «Никогда не забуду после боя палатку в тылу». Лирический герой видел вражеские палатки после удачного наступления наших солдат. Видел снимки чьих-то возлюбленных, лежащие на полу, — никому не нужные, покрытые пылью и иногда кровью.

3 строфа. Идет описание чужих фотографий.

4 строфа. Размышления лирического о чужих фотографиях.

5 строфа. Я не брал фотографий. В дороге на что они мне? Усиливая отрицание, говорит лирический герой стихотворения, обращаясь к своей любимой.

Вывод: кольцевая композиция. Композиционное кольцо стихотворения замыкается для завершения основной мысли, усиления настроения.

Учитель :

  • В стихотворении два раза мы читает  слова « не брал». Для чего используют поэты повтор в своих стихотворениях?

Повтор  (композиционный прием, стилистическая фигура)  используется для выразительности речи.

В строках, посвященных любимой женщине, автор объясняет, почему не брал её изображения на фотокарточке.

После победы в стычке с японскими бойцами, советские военные разбили попавшие к ним в руки вражеские бумаги. Среди этих документов были и фотографии жен японских солдат. Как ненужный хлам отбрасывались они на землю, пыльные, грязные, в крови. « С косыми глазами» смотрели с прямоугольных картонок чужие женщины, неуместно «улыбаясь». Не хотел Симонов такой участи для своей жены: «Я не брал фотографий».


4. Образный ряд стихотворения (особенности художественных образов).

Учитель:

  • Обратите внимание, как развивается основной образ. Выделите главные, с точки зрения развития образа, слова, строфы, строки.

Проследите, какими средствами создаётся образ, есть ли портретные зарисовки, каковы мысли и чувства автора, помогающие раскрыть образ. Если в стихотворении несколько образов, проследите как, в какой последовательности они сменяются, как соотносятся с жизнью человека, его чувствами (прямо или косвенно).

Образный ряд - это ряд тех зрительных образов-картинок, которые автор закладывает в произведение, то есть те, которые по его расчётам, мы должны представлять по ходу прочтения, чтобы понять основной смысл произведения. Обратим внимание на ключевые слова (существительные) стихотворения: «Фотографии женщин с чужими косыми глазами», палатка, тыл, трофеи,  пыльный пол, дорога, - все это детали войны. И это слово появляется у автора в 4 строфе.  У автора это « просто война», всё равно, что «просто работа». Поражает то, что это 1939 год, а это уже «просто война», а впереди ещё страшные годы войны.

         В стихотворении появляется традиционный образ для русской литературы – образ дороги.  В 1 строфе  лирический герой собирается «в дорогу», а в последней строфе «в дороге» появляется ощущение, что герою ещё идти и идти по дороге войны.

Учитель:

  • Остановимся на женских образах в  стихотворении. Как вводится образ любимой женщины в стихотворение?

Образ любимой женщины вводится в стихотворение местоимениями «ты, твоих». Стихотворение сопровождено посвящением «Е. Л.» (Евгении Ласкиной).

  • Чей образ противопоставлен  образу любимой женщины?

«Женщин с чужыми косыми  глазами».

  • На каком слове делает акцент автор?

«Чужими».

  • Какие слова использует Симонов для описания «чужих женщин»?

 В этих словах нет теплоты: «Недурна», «запоздалая улыбка».

  • Какой прием использует автор?

 Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств.

  • Как относится лирический герой к чужим фотографиям?

«Взяв из груды одну, равнодушно сказать: «Недурна»,
Уронить, чтоб опять из-под ног, улыбаясь, глядела».

  • Как вы относитесь к такому поступку героя?

В стихотворении чувствуется возникшее у Симонова сострадание к врагам. Не хотел бы ни Симонов, никто другой оказаться на месте той девушки, что глядит раскосыми глазами с черно-белой картинки. Лирический герой оправдывается:

Нет, не черствое сердце, а просто война:
         До чужих сувениров нам не было дела.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

Вверх-вниз. Стараясь не двигать головой, поднимите зрачки максимально высоко и плавно опустите вниз. 5 раз. Затем закройте глаза на минуту и повторите весь цикл снова.

Сделайте 20─25 резких и быстрых морганий. Эта нехитрая процедура поможет восстановить необходимый нашим глазам уровень влажности. 

            5. Основные черты лирического героя.

В центре лирического стихотворения стоит лирический герой (лирическое «я»), который чаще всего прямо именует себя с помощью  местоимения первого лица.

Любое высказывание от первого лица воспринимается как непосредственное выражение мнения говорящего человека (для поэтического текста – мнения самого поэта).

Лирический герой явно не понаслышке знает о вооруженном конфликте на Халхин-Голе. Основных признаков два. Во-первых, упоминаются детали пути: «На четвертые сутки, давно переехав Урал…». Во-вторых, говорится о снимках женщин с «чужими косыми глазами», которые нередко обнаруживались «в груде ржавых трофеев, на пыльном полу». Лирический герой рассказывает, что не стал брать на войну фотографию дорогой сердцу дамы. Он видел вражеские палатки после удачного наступления наших солдат. Видел снимки чьих-то возлюбленных, лежащие на полу, — никому не нужные, покрытые пылью и иногда кровью. Ему не хочется такой судьбы для фото собственной женщины. Он просит ее не ревновать, а попробовать раз увидеть наяву или хотя бы во сне «пыльный пол под ногами, чужую палатку штабную».

III. Жанровое своеобразие стихотворения.

        По жанру лирики его можно отнести к посланию, поскольку оно обращено к конкретному лицу (Е.Л.). Всё стихотворение читается как письмо с фронта к  женщине.

IV. Основные особенности поэтического языка.

  1. Тропы и фигуры.

Эпитет – образное определение. Используя эпитет, писатель выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

«Картонных домов, черным чертиком, бумажной улыбкой, черствое сердце»

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, их свойств. Противопоставление образов любимой и чужой женщин.

Литота – преуменьшение.

«просто война»

Эллипсис -  стилистическая фигура: пропуск слова, значение которого восстанавливается из контекста. Содержательная функция эллипсиса – в создании эффекта лирической «недоговорённости», нарочитой небрежности, подчёркнутой динамичности речи.

«Все равно и без них — если вспомним — приедем»

Инверсия – своеобразная расстановка слов в предложении, нарушающая порядок, установленный правилами.        При инверсии сказуемое предшествует подлежащему, определение ставится после существительного, обстоятельства и дополнения – перед сказуемым. Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придаёт последней большую выразительность.

«Никогда не забуду после боя палатку в тылу…»

«Взяв из груды одну, равнодушно сказать…»

Риторический вопрос – это обращённый к читателю или слушателю (реальному или же воображаемому) вопрос, не требующий ответа.

«В дороге на что они мне?»

Учитель:

  •  Объясните строчку.

«У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой
рыбкой»

Для письма японцы применяют специальные знаки — иероглифы, которые были заимствованы из Китая. Тётины – это   круглые, овальные или другой   формы подвесные красные японские фонарики. Каркас Тётина состоит их бамбуковой спирали, на которой держится бумажный абажур, чаще красного цвета, с узорами или иероглифами.

«стояли у картонных домов для любви»

Картонный домик для чайных церемоний. Картонный домик должен стоять внутри настоящего, каменного дома, чтобы конструкция не пострадала от дождя, снега, ветра и других атмосферных явлений, губительных для бумаги.

V. Ритм, стихотворный размер, рифма.

Перед нами стихотворение – рассказ.

В основе ритма стихотворения – (в основном ) пятистопный анапест.

Анапест – с ударением на 3-ем слоге, ударные 3, 6, 9. Ритм передает оттенки взволнованной, откровенной речи, он гибкий, пластичный, стихи становятся близки в разговорной речи.

Рифма – созвучное повторение концов стихотворных строк.          

Мужская рифма  с ударением на последнем слоге (не брал - Урал, приедем– соседям). Мужская рифма придаёт стиху энергичное, резкое звучание; чем дальше ударение от конца стихотворной строки, тем мягче звучание стиха.

 Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (рыбкой – улыбкой, глядела– не было дела); дактилические – с ударением на третьем от конца слоге  (на что они мне – хотя бы во сне).

VI.  Личное восприятия стихотворения.

       Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.

Ответы учащихся:

Стихотворение достаточно объемно и контрастно позволяет сказать о главном: как внутренний мир воюющего человека зависит от войны.

Стихотворение раскрывает еще одну советского солдата – отношение к своей любимой.

О судьбе самих захватчиков, о их деградации, о распаде и потере человечности рассказывает стихотворение.

III. Рефлексия

В последних строках стихотворения автор предлагает вообразить ужасы войны: «пыльный пол», «чужую палатку». Если попытаться даже «во сне» увидеть подобные сцены, то сразу станет понятно, как некстати фотография любимого человека в этой атмосфере. Поэт просит супругу не ревновать, а представить  увиденное им и понять.

Всей душой ощущается горечь от произошедшей трагедии и от осознания того факта, что война – вынужденная и неизбежная мера для защиты будущих поколений своей Родины. Ясно передано в произведении состояние души человека – лирического героя – попавшего на войну.

  IV. Итог урока.

Вопросы:

  • Что вы узнали о нашей истории, поэте?
  • Какие темы поднимает К. Симонов  в своей поэзии?
  • Можно ли сказать об этом стихотворении, что это стихотворение «свидетельство одного из очевидцев о виденном своими глазами»? Почему?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Михайлович Симонов

Слайд 2

КОНСТАНТИН СИМОНОВ ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель. 1936—1979

Слайд 3

Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974 ) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).

Слайд 4

Родился в Петрограде в семье полковника Генерального Штаба Михаила Симонова и княжны Александры Леонидовны Оболенской. Отец пропал без вести в годы гражданской войны. После седьмого класса пошел на производство; работал токарем. Начал писать стихи в 16 лет после поездки в Ленинград.

Слайд 5

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького . К этому времени он уже написал несколько произведений — в 1936 году в журналах « Молодая гвардия » и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

Слайд 6

В том же году Симонов был принят в СП СССР , поступил в аспирантуру ИФЛИ , опубликовал поэму «Павел Чёрный». 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол , в аспирантуру не вернулся. Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов.

Слайд 7

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола ; в 1941 году — вторую — «Парень из нашего города». С началом войны призван в РККА, в качества корреспондента из Действующей армии публиковался в «Известиях» , работал во фронтовой газете «Боевое знамя».

Слайд 8

Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осаждённой Одессе . В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Слайд 10

Знаменитый писатель, лауреат Сталинских премий. Корреспондент газеты «Красная звезда» Работал в разных странах: в Японии в США в Канаде во Франции Книга стихов «Друзья и враги» ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Слайд 11

Мемориальный камень, посвящённый памяти К. Симонова, установленный на Буйничском поле.

Слайд 12

Презента цию подготовила Ученица 8 класса В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 им. А. А. Хмелевского» Демидова Ольга Руководитель: Мальцева О. Н.

Слайд 13

РЕСУРСЫ: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Симонов,_Константин_Михайлович



Предварительный просмотр:

Слайд 2

Константи́н (Кири́лл) Миха́йлович Си́монов (28 ноября 1915Петроград — 28 августа 1979Москва) — русский советский прозаик, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель. 

Слайд 3

Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1974) и шести Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). Участник боёв на Халхин-Голе (1939) и Великой Отечественной войны 1941—1945 г.г., полковник Советской Армии. Член КПСС с 1942 года. Заместитель генерального секретаря Союза писателей СССР.

Слайд 4

Биография

Константин Михайлович Симонов родился  15 (28) ноября 1915 года в Петрограде в семье генерал-майора Михаила Симонова и княжны Александры Оболенской.

Своего отца так и не увидел: тот пропал без вести на фронте в Первую мировую войну (так отмечал писатель в официальной биографии, по данным его сына А. К. Симонова — следы деда теряются в Польше в 1922 году. В 1919 мать с сыном переехала в Рязань, где вышла замуж за военспеца, преподавателя военного дела, бывшего полковника Русской императорской армии А. Г. Иванишева. Мальчика воспитал отчим, который преподавал тактику в военных училищах.

 Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. После окончания семи классов он поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда семья переехала в 1931 году. Так он, зарабатывая стаж, продолжал работать ещё два года после того, как поступил учиться в Литературный институт имени А. М. Горького.

Слайд 5

В 1938 году Константин Симонов окончил Литературный институт имени А. М. Горького. К этому времени он уже написал несколько произведений — в 1936 году в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи Симонова.

Слайд 6

В том же году Симонов был принят в СП СССР, поступил в аспирантуру ИФЛИ, опубликовал поэму «Павел Чёрный».

В 1939 году направлен в качестве военного корреспондента на Халхин-Гол, в аспирантуру не вернулся.

Незадолго до отъезда на фронт окончательно меняет имя и вместо родного Кирилл берёт псевдоним Константин Симонов. Причина — в особенностях дикции и артикуляции Симонова: не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт Константин Симонов приобретает всесоюзную популярность. Мать поэта новое имя не признавала и до конца жизни называла сына Кирюшей.

Слайд 7

В 1940 году написал свою первую пьесу «История одной любви», поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 году — вторую — «Парень из нашего города». В течение года учился на курсах военных корреспондентов при ВПА имени В. И. Ленина, 15 июня 1941 года получил воинское звание интенданта второго ранга.

С началом войны призван в РККА, в качества корреспондента из Действующей армии публиковался в «Известиях», работал во фронтовой газете «Боевое знамя».

Слайд 8

Летом 1941 года в качестве специального корреспондента «Красной звезды» находился в осаждённой Одессе.

Слайд 9

Награды и премии

В 1942 году ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 году — звание подполковника, а после войны — полковника. В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Слайд 10

После войны появились его сборники очерков «Письма из Чехословакии», «Славянская дружба», «Югославская тетрадь», «От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента».

После войны в течение трёх лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай), работал главным редактором журнала «Новый мир». В 1958—1960 годах жил и работал в Ташкенте в качестве собственного корреспондента «Правды» по республикам Средней Азии. В качестве специального корреспондента «Правды» освещал события на острове Даманский (1969 год).

Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952 году, затем большая книга — «Живые и мёртвые» (1959). В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвёртый». В 1963—1964 годах пишет роман «Солдатами не рождаются», в 1970—1971 — «Последнее лето». По сценариям Симонова были поставлены фильмы «Парень из нашего города» (1942), «Жди меня» (1943), «Дни и ночи» (1943—1944), «Бессмертный гарнизон» (1956), «Нормандия-Неман» (1960, совместно с Ш. Спааком и Э. Триоле), «Живые и мёртвые» (1964), «Возмездие» (1967), «Двадцать дней без войны» (1976).

В 1946—1950 и 1954—1958 годах Симонов был главным редактором журнала «Новый мир»; в 1950—1953 — главным редактором «Литературной газеты». По утверждению Ф. М. Бурлацкого, через несколько дней после кончины генералиссимуса Симонов опубликовал в «Литературной газете» статью, в которой провозглашал главной задачей писателей отразить великую историческую роль Сталина. Хрущёв был крайне раздражён этой статьей. Он позвонил в Союз писателей и потребовал смещения Симонова с поста главного редактора «Литературной газеты»); в 1946—1959 и 1967—1979 годах — секретарём СП СССР.

В 1978 году Союз писателей назначил Симонова председателем комиссии по подготовке к 100-летию со дня рождения поэта Александра Блока[13].

Депутат ВС СССР 2—3 созывов (1946—1954), депутат ВС СССР 4 созыва (1955) от Ишимбайского избирательного округа № 724. Кандидат в члены ЦК КПСС (1952—1956). Член ЦРК КПСС в 1956—1961 и 1976—1979 годах.

Слайд 11

Константин Симонов скончался от рака 28 августа 1979 года в Москве. Согласно завещанию, прах Симонова был развеян над Буйничским полем под Могилёвом. Симонов писал: «Я не был солдатом, был всего только корреспондентом, однако у меня есть кусочек земли, который мне век не забыть, — поле под Могилёвом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…»

На огромном валуне, установленном на краю поля, выбита подпись писателя «Константин Симонов» и даты его жизни 1915—1979. А с другой стороны на валуне установлена и мемориальная доска с надписью: «…Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах».

Возвращение читателю романов Ильфа и Петрова, выход в свет булгаковского «Мастера и Маргариты» и хэмингуэевского «По ком звонит колокол», защита Лили Брик, которую высокопоставленные «историки литературы» решили вычеркнуть из биографии Маяковского, первый полный перевод пьес Артура Миллера и Юджина О’Нила, выход в свет первой повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» — вот далекий от полноты перечень «геракловых подвигов» Симонова, только тех, что достигли цели и только в области литературы. А ведь были ещё и участие в «пробивании» спектаклей в «Современнике» и Театре на Таганке, первая посмертная выставка Татлина, восстановление выставки «ХХ лет работы» Маяковского, участие в кинематографической судьбеАлексея Германа и десятков других кинематографистов, художников, литераторов. Ни одного не отвеченного письма. Хранящиеся сегодня в ЦГАЛИ десятки томов подённых усилий Симонова, названных им «Всё сделанное», содержат тысячи его писем, записок, заявлений, ходатайств, просьб, рекомендаций, отзывов, разборов и советов, предисловий, торящих дорогу «непробиваемым» книгам и публикациям. Особым симоновским вниманием пользовались его товарищи по оружию. Сотни людей начали писать военные мемуары после прочитанных Симоновым и сочувственно оцененных им «проб пера». Он пытался помочь разрешить бывшим фронтовикам множество бытовых проблем: больницы, квартиры, протезы, очки, неполученные награды, несложившиеся биографии[16].


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По местам боевой славы . Анализ стихотворения Константина Симонова «Фотография». Мальцева Ольга Николаевна , учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 им. А.А.Хмелевского» г. Курска 2015 г.

Слайд 2

«Время боев на Халхин-Голе — время моей юности, предгрозья перед трагическими и великими событиями, началом которых стал Брест, а концом — Берлин. Мои записи о том лете и осени на Халхин-Голе не история событий, а лишь свидетельство одного из очевидцев о виденном своими глазами»,- вспоминал Симонов К.М. в «Далеко на востоке. Халхин-гольские записки».

Слайд 3

Мои записи о том лете и осени на Халхин-Голе не история событий, а лишь свидетельство одного из очевидцев о виденном своими глазами. К.Симонов

Слайд 4

E. Л. Я твоих фотографий в дорогу не брал: Все равно и без них — если вспомним — приедем. На четвертые сутки, давно переехав Урал, Я в тоске не показывал их любопытным соседям. Никогда не забуду после боя палатку в тылу, Между сумками, саблями и термосами, В груде ржавых трофеев, на пыльном полу, Фотографии женщин с чужими косыми глазами.

Слайд 5

Они молча стояли у картонных домов для любви, У цветных абажуров с черным чертиком, с шелковой рыбкой: И на всех фотографиях, даже на тех, что в крови, Снизу вверх улыбались запоздалой бумажной улыбкой. Взяв из груды одну, равнодушно сказать: «Недурна», Уронить, чтоб опять из-под ног, улыбаясь, глядела. Нет, не черствое сердце, а просто война: До чужих сувениров нам не было дела. Я не брал фотографий. В дороге на что они мне? И опять не возьму их. А ты, не ревнуя, На минуту попробуй увидеть, хотя бы во сне, Пыльный пол под ногами, чужую палатку штабную.

Слайд 6

Первая супруга Симонова ЕвгенияЛаскина с сыном Алексеем.

Слайд 7

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ I . «Выходные данные». Автор, название (истолковать), время написания, история создания, место в творчестве, кому посвящено, как приняли стихотворение (отзывы критиков о нем). II . Структура образов и развития конфликта. Тема и идея стихотворения Эмоциональная окраска чувств. Композиция, сюжет (если есть). Образный ряд стихотворения. (особенности художественных образов) Личностные черты лирического героя. III . Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн, романс, баллада и т.д.). IV . Основные особенности поэтического языка. Тропы и фигуры. Ритм, стихотворный размер, рифма. VI . Личное восприятия стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация к стихотворению Константина Симонова "Горят города по пути этих полчищ".

Данная мультимедийная презентация станет эффектным иллюстративным материалом к урокам, посвященным поэзии о Великой Отечественной войне....

Особенность анализа текстов художественного стиля на уроках литературы

Статья посвящена теме: особенность анализа текстов художественного стиля на уроках литературы. В статье представлен образец анализа лирического произведения "Отговорила роща золотая" поэта-имажиниста ...

Анализ стихотворения Константина Симонова «Фотография".Презентация к уроку литературы.

Презентация к уроку литературы «  По местам боевой славы. Анализ стихотворения Константина Симонова «Фотография»....