КИМ 6 лит-ра
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

КИМ по литературе к рабочей программе и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kimy_6kl_iteratura.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по литературе за I полугодие

Цель: проверка знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции.

I вариант

Часть А

1. Какой из представленных жанров не относится к устному народному творчеству:

А) потешка; Б) сказка; В) басня; Г) поговорка.

2. Определите жанр произведения устного народного творчества: «Ума палата»

А) пословица; Б) небылица; В) поговорка; Г) загадка.

3. Укажите границы древнерусской литературы:

А) VII – X века; Б) конец X – XII века; В) конец X – XVII века; Г) XI – XVIII века.

4. Какой из представленных жанров не относится к древнерусской литературе:

А) сказание; Б) хождение; В) поучение; Г) поэма.

5. Найдите среди пословиц поговорку.

А) На чужой стороне и весна не красна.

Б) Худая та птица, которая гнездо своё марает.

В) Ни к селу ни к городу.

Г) Засыпь правду золотом, а она всплывёт

6. Назовите басню И. А. Крылова, мораль её такова: автор высмеивает заурядных людей, хочет верить, что такие люди не будут оценивать талантливых.

А) «Ларчик»; Б) «Листы и Корни»; В) «Ворона и Лисица»; Г) «Осёл и Соловей».

7. Кому посвящены первые строки стихотворения А. С.Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный!...».

а) Дельвигу. б) КюхельбекеруВ) Пущину. г) Лермонтову

8. Назовите стихотворный размер. Двусложный размер с ударением на первом слоге –

А) дактиль; Б) хорей; В) ямб; Г) амфибрахий.

9. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Степью лазурною, цепью жемчужною…»

А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение; Г) олицетворение.

10. Какого героя нет в произведении И. С. Тургенева «Бежин луг»:

А) Илюши; Б) Алёши; В) Павлуши; Г) Вани.

11. Как называется сборник, куда вошел рассказ «Бежин луг»?

А) «Записки путешественника» Б) «Записки рыбака»

В) «Записки охотника» Г) «Записки Тургенева»

12. Что заставило Дубровского отказаться от мести Троекурову?

А) страх перед Троекуровом.

Б) уважение к богатому соседу.

В) любовь к Марье Кирилловне.

Г) Троекуров попросил прощение.

Часть В

1. Определите по предложенному отрывку автора и название произведения:

А) Случается нередко нам Б) Под голубыми небесами

И труд и мудрость видеть там, Великолепными коврами,

Где стоит только догадаться Блестя на солнце, снег лежит;

За дело просто взяться. Прозрачный лес один чернеет…

В) Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения.

Г) «Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми и белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку…»

Д) Неохотно и несмело Е) И только замолкли – в дали голубой

Солнце смотрит на поля. Столбом уж крутился песок золотой,

Чу, за тучей прогремело, Звонков раздавались нестройные звуки,

Принахмурилась земля. Пестрели коврами покрытые вьюки…

2. Определите жанр произведения:

А) И. А. Крылов «Осёл и Соловей»;

Б) А. С. Пушкин «Дубровский»;

В) А. С. Пушкин «Барышня – крестьянка»;

Г) М. Ю. Лермонтов «Утёс».

3. Как в литературоведении называется подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя?

4. Определите стихотворный размер:

А) Люблю грозу в начале мая, Б) На севере диком стоит одиноко

Когда весенний, первый гром… На голой вершине сосна…

5. Определите способ рифмовки стихотворных строк, укажите, какая рифма использована автором:

А) Тепло на солнышке. Весна Б) С поляны коршун поднялся,

Берёт свои права; Высоко к небу он взвился;

В реке местами глубь ясна, Все выше, далее вьется он

На дне видна трава. И вот ушел за небосклон.

6.Назвать изобразительные средства, которые используются в данных строчках :

1) здоровый воздух

2) листья … жёлты и свежи лежат, как ковёр

3) тихонько плачет он (утёс) в пустыне

Часть С1.

Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.

Контрольная работа по литературе за I полугодие. 6 класс

II вариант

Часть А

1. Какой из представленных жанров не относится к устному народному творчеству:

А) пословица; Б) поэма; В) былина; Г) небылица.

2. Определите жанр произведения устного народного творчества: «Хоть шаром покати»

А) пословица; Б) небылица; В) поговорка; Г) загадка.

3. Укажите границы древнерусской литературы:

А) VII – X века; Б) конец X – XII века; В) конец X – XVII века; Г) XI – XVIII века.

4. Какой из представленных жанров не относится к древнерусской литературе:

А) сказание; Б) хождение; В) роман; Г) поучение.

5. Продолжи пословицу «Дерево смотри в плодах,...»

А) а в голове пусто б) а слушать нечего в) так веди до конца г) а человека – в делах.

6. Назовите басню И. А. Крылова, мораль её такова: автор высмеивает пустое мудрствование, которое не может быть подкреплено практическим опытом, глупые речи.

А) «Ларчик»; Б) «Листы и Корни»; В) «Ворона и Лисица»; Г) «Осёл и Соловей».

7. Назовите стихотворение А. С. Пушкина, которое можно отнести к пейзажной лирике:

А) «Зимнее утро»; Б) «Бесы»; В) «Узник»; Г) «И. И. Пущину».

8. Назовите стихотворный размер. Трехсложный размер с ударением на первом слоге –

А) дактиль; Б) хорей; В) ямб; Г) пиррихий.

9. Определите вид изобразительно-выразительного средства: «Великолепными коврами, // Блестя на солнце снег лежит»

А) метафора; Б) эпитет; В) сравнение; Г) олицетворение.

10. Какого героя нет в произведении А. С. Пушкина «Дубровский»:

А) Кирилла Петрович; Б) Андрей Владимирович; В) Антон Пафнутьич; Г) Шабашкин.

11. Зачем мальчики должны были всю ночь оставаться с лошадьми на лугу? («Бежин луг»)

А) кататься на лошадях б) стеречь табун в) отдыхать на природе г) изучать повадки животных

12. Что примирило Григория Ивановича Муромского и Ивана Петровича Берестова?

А) падение с лошади Муромского б) свадьба детей

В) поступление Берестова на военную службу г) их помирила мисс Жаксон

Часть В

1. Определите по предложенному отрывку автора и название произведения:

А) Трещит затопленная печь. Б) Не мы ль от зноя пастуха

Приятно думать у лежанки, И странника в тени прохладной укрываем?

Но знаешь: не велеть ли в санки Не мы ль красивостью своей

Кобылку бурую запречь? Плясать сюда пастушек привлекаем?

В) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

Г) «…волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! …»

Д) Пусть сосны и ели Е) Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Всю зиму торчат, Как будто со мною задумал одно;

В снега и метели Зовет меня взглядом и криком своим

Закутавшись, спят. И вымолвить хочет: «Давай улетим!»

2. Определите жанр произведения:

А) И. А. Крылов «Ларчик»;

Б) А. С. Пушкин «Дубровский»;

В) И. С. Тургенев «Бежин луг»;

Г) М. Ю. Лермонтов «Тучки».

3. Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль.

4. Определите стихотворный размер:

А) Тучки небесные, вечные странники! Б) Свет небес высоких,

Степью лазурною, цепью жемчужною И блестящий снег…

5. Определите способ рифмовки стихотворных строк, укажите, какая рифма использована автором:

А) Уж теперь не будет спору: Б) Но вот опять лукавый глаз

За салазки, да и в гору Сверкнул невдалеке.

Весело бежать! … Постой, авось на этот раз

«Ну, скорей гулять!» Повиснешь на крючке!

6.Назвать изобразительные средства, которые используются в данных строчках :

1)нивы бесплодные

2) звёзды…тепло и кротко в душу смотрят

3) их тощая зелень, как иглы ежа…

Часть С1.

Напишите небольшой отзыв о произведении, которое больше всего вам запомнилось в этом учебном году.

Итоговый тест за курс 6 класса

Цель: проверка знаний и умений, являющихся составной частью читательской компетенции.

Вариант – I.

1.  Фольклор – это:

  1. Устное народное творчество
  2. Художественная литература
  3. Жанр  литературы
  4. Жанр устного народного творчества.

2.    Пословица – это:

1. краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;

2. краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

3. выражение насмешки.

3.      Какой из этих размеров стиха является двусложным:

1. дактиль

2.  ямб

3.  анапест

4.   Произведение  А.С. Пушкина «Дубровский»:

  1. Это повесть
  2. Это рассказ
  3. Это роман
  4. Это новелла.

5.   Тема рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»:

1. встреча одноклассников

2. неравноправие людей

3. приспособленчество

6. Назовите стихотворение М.Ю. Лермонтова:

  1. «Зимнее утро»
  2. «Узник»
  3. «И.И.Пущину»
  4. «Три пальмы»

7. Какую работу выполнял Левша из произведения Н.С. Лескова «Левша»:

1.      выковывал подковы для блохи

2.      гравировал имя мастера

3.       выковывал гвоздики

8. В произведении Н.В.Гоголя  «Ночь перед Рождеством» в  ночь перед Рождеством черт украл месяц, желая:
           
1. пошалить;

            2.  отомстить кузнецу;

            3. поиздеваться над селянами.

9. Укажите жанр произведения  В.А. Жуковского «Кубок»

            1. поэма

            2. баллада

            3. басня

10. О залежах какого полезного ископаемого говорится в «Кладовой солнца» М.М. Пришвина:

  1. О нефти
  2. О газе
  3. О торфе
  4. Об  угле

11. Кто автор «Илиады»:

          1.      Гомер

          2.       Софокл

          3.        Еврипид

          4.       Аристофан

12.  Кто из русских поэтов описал строительство железной дороги:

  1. Н.А. Некрасов
  2. А.А. Фет
  3. Ф.И. Тютчев
  4. А.С. Пушкин

13.  Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»:

  1. М.М. Пришвин
  2. А.П. Платонов
  3. В.Г. Распутин
  4. В.П. Астафьев

14. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

          1.  П. Мериме                          а) « Железная дорога»

          2.  В.Г. Распутин                   б) «Уроки французского»

          3.  А.С. Пушкин                     в) «Барышня-крестьянка»

          4.   Н.А.Некрасов                     г) «Маттео Фальконе»

15. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

         1.  Марья Кириловна          а) «Дубровский»

         2.  Грэй                                б) «Кладовая солнца»

         3.  Настя и Митраша          в) «Алые паруса»

         4.   Лидия Михайловна      г) «Уроки французского»

16.   Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

          1.        «Уроки французского»

          2.        «Кладовая солнца»

          3.       «Тринадцатый подвиг Геракла»

          4.        «Срезал»

17. Выберите определение, соответствующее понятию  «Аллегория»:

1)  построение художественного произведения;

2) чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета;

3) иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

18. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «Мужичок-в-мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе».

2) «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван...»

3) «Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени...»

19. Какой художественный приём использует автор:

         Неохотно и несмело

         Солнце СМОТРИТ на поля…..(Ф.И.Тютчев)

20. Какой художественный приём использует автор:

        Лёд неокрепший на речке студёной

        Словно как тающий сахар лежит... (Н.А. Некрасов)

21. Из 2-х произведений, прочитанных в курсе литературы 6 класса, назовите положительных и отрицательных  героев, обоснуйте свою точку зрения.

22. Ответьте на вопрос «Нужно ли изучать литературу в школе?» (тип речи рассуждение).

Вариант – II.

1. Назовите основные роды литературы:

1.  эпос, повесть, драма

2.  эпос, лирика, драма

3.  роман, поэма, комедия

4.   эпос, лирика, трагедия

2. Поговорка - это

1. меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения

2. вид художественного произведения

3. сказания, передающие представления древних народов о мире.

3.  Какой из этих размеров стиха является трехсложным:

             1. хорей    

 2.  амфибрахий  

             3. Ямб

4.  Определите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша»:

          1. сказка                  3. сказ

          2. притча                 4. рассказ.

5. Тема стихотворения « Железная дорога»  Н.А. Некрасова:

            1. любовь к Родине

            2. быт и нравы крестьян при крепостном праве

            3. тяжелый труд крепостных

6. Из какого произведения цитата: «Смехом он закалял наши лукавые детские души, приучал нас относиться к собственной персоне с чувством юмора»:

            1.   «Тринадцатый подвиг Геракла»

            2.   «Маленький принц»

            3.   «Уроки французского»

            4.   «Срезал»

7.  Кто автор «Одиссея»:

            1.    Еврипид

            2.    Софокл

            3.    Гомер

            4.    Аристофан

8. Как звали учительницу из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»:

  1. Лидия Валентиновна
  2. Анастасия Прокопьевна
  3. Анастасия Ивановна
  4. Лидия Михайловна.

9. Найдите соответствия между автором и названием произведения:

            1. А.П. Чехов                           а. «Дубровский»

            2. А.С. Пушкин                        б. «Толстый и тонкий»

            3. А.П. Платонов                      в. «Корова»

            4. М.М. Зощенко                      г. «Встреча »

10. Найдите соответствия между литературным героем и названием произведения:

            1.  Платов                            а) «Левша»        

            2.  Ассоль                            б) «Конь  с розовой гривой»

            3.  Санька                            в) «Дубровский»                                                                                 4.  Троекуров                       г) «Алые паруса»

11. Выберите определение, соответствующее понятию: « Антитеза»

  1. выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.
  2. противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

     3. Изображение одного предмета путем сравнения его с другим

12. Почему герой из произведения В.Г. Распутина «Уроки французского» стал играть в «чику»:

  1. Нужны были деньги на учебу
  2. Нужны были деньги на еду
  3. Нужно было отдать денежный долг
  4. Хотел помочь матери в деревне.

13. Главного героя произведения А.С. Пушкина «Дубровский» зовут:

  1. Шабашкин
  2. Владимир Андреевич Дубровский
  3. Архип
  4. Князь Верейский.

14. Укажите автора произведения «Лошадиная фамилия»

            1.  А.П. Чехов

            2.  Н.А. Некрасов

            3.  Л.Н. Толстой

15.  В произведении В.Г. Распутина «Уроки французского» говорится:

            1.   о дополнительных занятий по французскому языку;
           2.   об уроках нравственности и доброты;

            3.   о любимых уроках французского языка.

16.  Укажите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:

            1.    Повесть

            2.    Сказка

            3.    Сказка-быль

17. Вакула в произведении Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством» отправился в Петербург, чтобы:
            1.  никогда больше не видеть Оксану;

             2.  достать царские черевички; 

             3.  посмотреть столицу.

18. Определите по описанию литературного героя, укажите автора и название произведения.

1) «......была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы......отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки....»

2) «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая.....до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание...»

3) «.....воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».

19. Какой художественный прием использует автор:

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер НЕЖЕН и УПРУГ. ( А.А. Ахматова)

20. Какой художественный приём использует автор:

С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…

                                                       ( М.Ю. Лермонтов)

21. Из 2-х произведений, прочитанных в курсе литературы 6 класса, назовите положительных и отрицательных  героев, обоснуйте свою точку зрения.

22. Ответьте на вопрос «Нужно ли изучать литературу в школе?» (тип речи рассуждение).