КИМ 9 лит-ра
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Сенчукова  Юлия Сергеевна

КИМ по литературе к рабочей программе и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kim_9_kl_literat.docx42.14 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Цель: проверить полученные знания по прочитанным произведениям и фактам биографии М.Ю. Лермонтова.

Вариант 1.

  1. Заполните таблицу.

Герои

Произведение

Жанр

Гарун, Селим

Юрий Палицын

Алёна Дмитриевна

Кирибеевич

Ольга, Борис Петрович

Мцыри

  1. Узнайте произведение по цитате.
  1. Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

______________________________________________________________

  1. «Да, были люди в наше время.

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы».

______________________________________________________________

  1. «Ступай- достоин ты презрья.

Ни крова, ни благословенья

Здесь  меня для труса нет!...»

______________________________________________________________

  1. «Нищий в одну минуту принял вид смирения и с жаром поцеловал руку своего нового покровителя…какая странная мысль принять имя раба за два месяца до Пугачёва».

_________________________________________________________________

  1. Немного лет тому назад,

Там, где сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

________________________________________________________________

  1. Ответьте на вопросы.

  1. В каком произведении М.Ю.Лермонтова описывает события Отечественной войны 1812 года?

_____________________________________________________________

  1. В основу каких произведений легли кавказские впечатления М.Лермонтова?

__________________________________________________________________

  1. Какое стихотворение написал М.Лермонтов а смерть А.Пушкина?

__________________________________________________________________

  1. В каком произведении М.Лермонтова повествуется об эпохе Ивана Грозного?

__________________________________________________________________

  1. Какие события реальной жизни составляют историческую основу романа «Вадим»?

______________________________________________________________________

  1. Выпишите из стихотворения «На севере диком стоит одиноко» по одному примеру художественных средств.

На севере диком стоит одиноко
      На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
      Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
      В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
      Прекрасная пальма растет.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Закончите предложения.
  1. За подписью «-въ» была напечатана поэма М.Лермонтова

______________________________________________________

  1. М.Лермонтов учился в __________________________________________________________________________________________________________________
  2. «Люблю отчизну я, но странною любовью…» - это начало стихотворения ___________________________________________
  3. «Небо создало меня для ненависти,»- говорит о себе ___________

Герой романа ____________________________________________

  1. Напишите текст-рассуждение «Какой герой из произведения М.Лермонтова мне понравился и почему».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

  1. Заполните таблицу (по два произведения).

Жанр

Произведения

Род

Романы

Поэмы

Стихотворения

  1. Узнайте героя и произведение.
  1. Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля…

______________________________________________________

  1. Но я стрелой пустился в горы,

Оставив меч в чужом краю,

Чтобы твои утешить взоры

И утереть слезу твою…

______________________________________________________

  1. За прилавкою сидит молодой купец,

Шелковые товары раскладывает,

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает.

______________________________________________________

  1. «Представьте себе мужчину лет пятидесяти, высокого, ещё здорового, но с седыми волосами и потухшим взором…»

______________________________________________________

  1. «Я сирота; мой отец меня оставил, когда я была ребёнком, и отправился бог знает куда…»

____________________________________________________

  1. Разгадайте кроссворд.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

  1. Стихотворение М.Лермонтова
  2. Имя бабушки М.Лермонтова
  3. Жанр произведения «Вадим»
  4. Имя М.Лермонтова в детстве
  5. Героиня из произведения «Вадим»
  6. Стихотворение М.Лермонтова
  7. Родовое имение бабушки поэта
  8. Стихотворение М.Лермонтова
  9. Герой из произведения «Вадим»

Если кроссворд разгадан правильно, то по вертикали вы прочтёте ещё одно слово!!!

  1. Вспомните, каков язык романтического произведения. Подчеркните слово, необходимое в данном контексте.

В эту же ночь, (богатую-полную) событиями, Вадим, выехав из монастыря, пустился (блуждать-бродить) по лесу, но конь, устав (продираться-пробираться) сквозь колючий кустарник, сам вывез его на дорогу в село Палицына…(Неизвестная-неведомая) сила влечёт его, неутомимый конь (несёся-летит), рассекает упорный воздух; волосы Вадима развеваются, два раза шапка чуть-чуть (не слетела-не упала) с головы; он придерживает её рукою… и только изредка поталкивает ногами скакуна своего.

  1. Определите, о каком герое или произведении М.Лермонтова идёт речь в следующих высказываниях.
  1. «Это… одна из тех железных натур, которые и обиды не терпят и сдачи дадут». (В.Белинский)

____________________________________________________

  1. «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура…»(В.Белинский)

______________________________________________________

  1. «Отрекаться от них (стихов)… я не мог; правда всегда была моей святыней» (М.Лермонтов)

_____________________________________________________

  1. «Здесь поэт от настоящего мира, не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в её историческое прошлое… усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов…(В.Белинский)

_____________________________________________________

  1. «Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня веет в этой маленькой пьесе Гёте, так грациозно переданной нашим поэтом». (В.Белинский)

  1. Составьте текст-описание, охарактеризовав одного героя из произведений М.Ю.Лермонтова.

Характеристика___________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по прозаическим произведениям 20 века

Цель : проверить полученные знания по прочитанным произведениям и фактам биографии писателей.

И. Бунин «Темные аллеи»

1.Укажите годы жизни И.А. Бунина

а) 1860-1904     

б) 1865-1921       

в) 1870-1953           

г) 1899-1960

 2. И.Бунин  родился          

а) в Нижнем Новгороде    

б) в Москве      

в) в Воронеже        

г) в Таганроге

3. После октябрьской революции И. А. Бунин

а) был осужден и расстрелян

б) эмигрировал в США

в) остался в России

г) эмигрировал во Францию

4. Николай Алексеевич из рассказа «Темные аллеи» оставил Надежду

а) из-за разницы в социальном положении      

б) так как полюбил другую        

в) так как был женат        

г) из-за решения родителей

5. В рассказе «Темные аллеи» главные герои встречаются

а) после  20  лет разлуки, вызванной ее замужеством    

б) после многих лет, проведенных им на дипломатической службе

в) более  30  лет после того, как он ее бросил            

г) после разлуки, вызванной войной

6. Устами Надежды из рассказа  «Темные аллеи» Бунин утверждает

а) что вечная любовь невозможна      

б) что женщина способна на вечную любовь        

в) что любви нет                          

г) что любовь не умирает со смертью  предмета любви

М. Булгаков  «Собачье сердце»

7. Жанр произведения

а) юмористическая повесть                                          

б) сатирическая повесть

в) сатирический роман

8. Действие в произведении происходит

а) в Петербурге

б) в Ленинграде

в) в Москве

9. Профессор Преображенский проводит эксперимент, ставящий целью:

а) изучение анатомии и физиологии человека

б) превращение собаки в человека

в) улучшение человеческой породы

10. По мнению профессора Преображенского разруха «поселилась»:

а) в сердцах людей

б) в головах людей

в) в домах людей

11. С точки зрения автора, эксперимент, на который пошёл профессор:

а) подтвердил гениальность и талант врача

б) укрепил уверенность профессора в значимости своего дела

в) не удался

12. Шариков, став человеком после операции:

а) сохранил доброе расположение к людям, стремился к труду

б) перенял худшие черты Клима Чугункина

в) не смог найти свое место в обществе, так как ему не хватало знаний

13. Произведение написано:

а)  в 1920 году

б) в 1925 году

в) в 1927 год

М.Шолохов «Судьба человека»

14. В каком году опубликован рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»?

а) 1956-1957гг.

б) 1946-1947гг.

в) 1967-1968гг.

г) 1953-1954гг.

15. Сколько лет было Ванюше, когда рассказчик встретил Соколова с мальчиком?

а) четыре – пять

б) пять-шесть

в) шесть-семь

г) семь-восемь

16. Сколько времени ждали рассказчик и Соколов лодку?

а) четыре часа

б) три часа

в) два часа

г) полтора часа

17. Сколько лет было Андрею Соколову, когда началась война?

а) 40 лет

б) 41 год

в) 44 года

г) 45 лет

18. «Родни -  хоть шаром покати, - нигде, никого,  ни одной души» - говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба родителей и сестры Андрея Соколова?

а) на их дом упала бомба

б) погибли в гражданскую войну

в) были репрессированы

г) погибли в голодные годы

19. Какими профессиями владел Андрей Соколов?

а) шофер
б) плотник

в) рабочий на заводе

г) слесарь

20. Почему об Анатолии «даже в центральной газете писали»?

а) отличник учебы

б) талантливый спортсмен

в) проявил способности к математике

г) совершил героический поступок

21. Сколько лет прожили вместе Ирина и Андрей?

а) пятнадцать лет
б) семнадцать лет

в) девятнадцать лет

г) двадцать лет

22. В каком году Андрей Соколов попал в плен?

а)  в 1941 году

б) в 1942 году

в) в 1943 году

г) в 1944 го

24. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ А. Солженицына «Матрёнин двор»?

а) деревенская проза б) городская проза в) военная проза г) интеллектуальная проза

25. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

а) лишний человек б) маленький человек в) преждевременный человек

г) праведный человек

26. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

а) модернизма б) реализма в) классицизма г) экспрессионизма

27. Эпизод разрушения дома является:

а) завязкой б) экспозицией  в) кульминацией г) развязкой

28. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

а) притчи б) былины в) эпоса г) жития

30. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой», «к ужоткому», «горница» называются:

 а) диалектными б) устаревшими в) жаргонными г) неологизмами

31. Какое слово в рассказе «Матрёнин двор» неоднократно используется в разных значениях?

 а) деревня б)  зло в) добро г) неустроенность

32. Жанр произведения М. Булгакова  «Собачье сердце»

а) юмористическая повесть                                          

б) сатирическая повесть

в) сатирический роман

Зачёт по русской лирике 20 века.

Цель: проверить полученные знания по прочитанным произведениям .

Вариант 1

1. Назовите автора стихотворения  «Отговорила роща золотая».

    О чём размышляет автор в следующих строчках:

        Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

        Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

        О всех ушедших грезит конопляник

        С широким месяцем над голубым прудом.

2. Кто автор этих строк:     Не смоют любовь

                                ни ссоры,

                                ни вёрсты.

                                Продумана,

                                выверена,

                                проверена.        

Назовите ещё одно – два стихотворения этого поэта.

3. Укажите автора стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной».

     Какие чувства выражены автором в его последних строчках:

        За то, что вы больны – увы! – не мной,

        За то, что я больна – увы! – не вами!

4. Назовите средства художественной выразительности, используемые автором в данном  отрывке:     Словно я весенней гулкой ранью

        Проскакал на розовом коне.

Вариант 2

1. Назовите автора стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу».

    Как вы понимаете строки:  Все мы, все мы в этом мире тленны,

                                   Тихо льётся с клёнов листьев медь…

                                               Будь же ты вовек благословенно,

                                      Что пришло процвесть и умереть.

2. Кто автор этих строк:

                   Любить –

                         это с простынь,

        бессонницей рваных,

        срываться,

                          ревнуя к Копернику,

        его,

                  а не мужа Марьи Иванны

        считая

                          своим соперником.

Назовите ещё одно – два стихотворения этого поэта.

3. Укажите автора стихотворения:

        Когда я ночью жду её прихода,

        Жизнь, кажется, висит на волоске.

        Чтó почести, чтó юность, чтó свобода

        Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

        И вот вошла. Откинув покрывало,

        Внимательно взглянула на меня.

        Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

        Страницы Ада?» Отвечает: «Я».

Какова основная мысль этого стихотворения?

4. Назовите средства художественной выразительности, используемые автором в данном  отрывке:

        Не обгорят рябиновые кисти,

        От желтизны не пропадёт трава.

Итоговая контрольная работа по литературе за курс 9 класса

Цель: проверить полученные знания по прочитанным произведениям и фактам биографии писателей.

Вариант 1

1.Соедините  стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Пушкин                                                           Владимир Владимирович

Державин                                                                Николай Васильевич

Гоголь                                                                       Гавриил Романович

Маяковский                                                           Александр Сергеевич

Шолохов                                                             Михаил Александрович

                                                   

 2. Определите жанры и авторов данных произведений (соедините стрелками)

Поэма                              «Тёмные аллеи»                               Пушкин

Баллада                          «Герой нашего времени»                     Бунин

Рассказ                             «Светлана»                                 Лермонтов

Роман                                «Цыганы»                                   Жуковский

3. Из каких произведений эти герои?

«Евгений Онегин»                                                                  Грушницкий

«Мёртвые души»                                                                          Чичиков

 «Герой нашего времени»                                          Владимир Ленский

«Тоска»                                                                                          Игнатич

«Матрёнин двор»                                                                               Иона            

4. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом.

Б) ______________________- речь одного человека в художественном произведении.

В) ______________________- направление  в литературе второй половины XVIII в., отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира.

5. Кто первым  из русских писателей ХХ века стал лауреатом Нобелевской премии?          ____________________________________

6.  Кого из русских писателей считают родоначальником сентиментализма в России? 

А) М.Ломоносова      Б) Н.Гоголя     В) Н.Карамзина    Г) А.Пушкина

7. Кому посвятил А.С.Пушкин стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» 

А) Наталье Гончаровой                       В) Анне Керн

Б) Елизавете Воронцовой                    Г) Александре Осиповой

8. Укажите автора следующих строк:

Открылась бездна, звезд полна;

        Звездам числа нет, бездне дна. __________________________________________

9.  Продолжите известные пушкинские строки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, ____________________________

_____________________________________

Из какого произведения Пушкина эти строки?

_________________________________________

10. Какие средства выразительности использовал С.Есенин в строке:

«Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком»?    ______________________________________________________________

11. Чей это портрет?

«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу».

Укажите имя героини, название и автора произведения.

__________________  _________________________  __________________

12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое лирическое произведение, изученное в 9 классе, произвело на вас наибольшее впечатление и почему?

______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Вариант 2

1.Соедините  стрелками фамилии писателей и поэтов с их полным именем

Грибоедов                                                                             Михаил Юрьевич

Ломоносов                                                                             Антон Павлович

Лермонтов                                                                        Михаил Васильевич

Есенин                                                                            Александр Сергеевич

Чехов                                                                           Сергей  Александрович

                                                   

 2. Определите литературное направление и авторов данных произведений

Классицизм                             «Бедная Лиза»                                      Пушкин

Романтизм                                «Фелица»                                            Шолохов              

Сентиментализм                 «Бахчисарайский фонтан»                   Карамзин

Реализм                                «Судьба человека»                                Державин

3. Из каких произведений эти герои?

«Евгений Онегин»                                                              Александр Чацкий

«Мёртвые души»                                                                                 Надежда

 «Горе от ума»                                                                                  Коробочка

«Тёмные аллеи»                                                                                  Шариков

«Собачье сердце»                                                                    Татьяна Ларина            

4. Вставьте пропущенные термины на месте пропуска:

А) _______________________- небольшое стихотворение обычно печального содержания, проникнутого грустью.

Б) Выделяют обычно три рода литературы: ___________, ___________ и __________.

В) ______________________ - драматическое произведение, в котором высмеиваются общественные и частные недостатки.

5. Кто из русских поэтов XIX века был наставником наследника-цесаревича, будущего императора Александра II?_____________________

6.  Первый психологический роман  в русской литературе - это

А) «Евгений Онегин»      Б) «Горе от ума»      В) «Герой нашего времени»    

Укажите имя создателя этой романа:_____________________________.

7. Лермонтова отправили в первую ссылку на Кавказ за написание стихотворения

А) «Смерть Поэта»                       В) «Прощай, немытая Россия»

Б) «Родина»                                   Г) «Дума»

8. Укажите автора следующих строк:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь …

__________________________________________

9.  Вставьте пропущенные строки в стихотворение:

Науки юношей ____________,

___________старым подают.

В счастливой жизни ____________

В несчастный _____________ берегут.

Укажите название и автора стихотворения __________________________

_______________________________________________________________

10. Назовите художественный приём, который использует Гоголь в строке: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?»______________________________________________________

11. Чей это портрет?

«…темноволосая, чернобровая… красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под чёрной шерстяной юбкой».

Укажите имя героини,     название                и автора произведения.

__________________  _________________________  __________________

12. Дайте связный аргументированный ответ на вопрос (объём не менее 70 слов)

Какое произведение, изученное в 9 классе, вам особенно понравилось и почему?