Урок-погружение в 5 классе по литературе по произведению писателя-земляка Л.А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»: «Энгельс- Покровская слобода-Покровск»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Вилкова Елена Викторовна

мой шедевр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-pogruzhenie_pokrovsk.docx44.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-погружение в 5 классе по литературе по произведению писателя-земляка Л.А.Кассиля «Кондуит и Швамбрания»: «Энгельс-

Покровская слобода-Покровск»

Главная дидактическая цель урока формирование коммуникативной компетенции через  совершенствование умения анализировать прочитанный текст, сравнительный анализ литературного источника и архивных данных

Задачи урока:

* познакомить с жизнью и творчеством писателя-земляка, отражающим краеведческую информацию; показать значение его творчества,

* воспитать интерес к произведениям писателя – земляка, к истории своей «малой родины»,

* понимать значение личности и произведений Л.А Кассиля  в детской литературе.

УУД (метапредметные)

Познавательные:

1) совершенствовать компетенции, необходимые для аргументации, комментария, обоснования своей точки зрения;

2) сопоставлять различные  позиции;  

3) работать с различными видами информации;

4) уметь выделять причинно-следственные связи в  высказываниях, формулировать выводы.

Регулятивные: 

  1. умение выполнять задание в соответствии с поставленной  задачей, отвечать на вопрос;
  2. сознательно планировать свою деятельность в рамках предмета.

Коммуникативные: 

  1. формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;
  2. формировать компетенции, необходимые для создания устных монологических высказываний разного типа;
  3. быть способным к индивидуальной учебной работе.

 Тип урока:  комбинированный урок     

Используемые технологии обучения: технология погружения, технология исследовательского   обучения, технология критического  мышления.

Оборудование урока:  презентация к уроку, Интернет, раздаточный материал.

Эпиграф урока (на доске)

                                                    Город наш на карте-малой точкой.

                                                 Только ближе нам масштаб иной.

                                                 Он душевным измереньем точен:

                                                        Самый-самый-тот, где дом родной.

Пусть иных не больше и не старше,

                                                     Не помпезен, не лощён, как франт,

                                 Пусть провинциален…

                     Есть ли краше!-

                                                   Сердцу он роднее всех в сто крат.

 В. Удалов 

Ход урока:

I.Организационный этап и вступительное слово учителя. (1 мин)

- 10 июля 2015 года нашему земляку, почётному гражданину города Энгельса, Льву Абрамовичу Кассилю исполнилось 110 лет со дня рождения.

Этой дате мы и посвятим наш сегодняшний урок.

Итак, вы правы: мы с вами побывали в музее, прошлись по кассилевским местам в Энгельсе, прочитали книгу. Но мы не ставим сегодня перед собой целью детально обобщить все изученное по прочитанной книге. А какова тема урока, какая задача перед нами стоит, вы мне поможете сформулировать, посмотрев видеоряд.

II. Этап целеполагания. Мотивационный этап. (Видеоряд о Покровске)

. На нашей машине времени мы отправляемся на 110 лет назад в слободу Покровскую, чтобы побольше  узнать о нашей с вами «малой родине», земле Покровской. Посмотрим, что же там происходило, как жили наши предки всего 110 лет назад.

III. Проверка домашнего задания.

А) Семья Кассилей

Учитель:- А что же там такое происходило? (родился Лев Абрамович Кассиль)

Учитель: Известное американское издательство «Вайкинг Пресс» в книге Кассиля написало: "Лео Кассиль родился с шумом революции в ушах... В час его рождения отец будущего писателя, народный врач небольшой деревни на Волге, пытался успокоить толпы восставших, читая из окон своей библиотеки классические стихи..." (Согласитесь или поспорьте!)

А как это произошло – отрывок из «Попытки автобиографии» (Вслух про себя):

К существованию я приступил в 1905 году. Произошло это в слободе Покровской, ныне городе Энгельсе, что против Саратова на Волге, 10 июля по новому стилю. Время было жаркое, да и год, как известно, шел горячий - год первой русской революции, год, называемый "генеральной репетицией".
      В тот день на квартире моего будущего отца, общественного врача, собрались на нелегальную сходку представители местных революционно настроенных кругов. Из Саратова приехал агитатор - студент-агроном. А чтобы полицию не тревожило такое необычное скопление на частной квартире, околоточному сообщили, что у нас отмечается годовщина Полтавского боя.

Но к вечеру в гостиной начались распри. Эсдеки поссорились с эсерами. Шум поднялся уже совершенно не конспиративный. Напрасно папа, пытаясь заменить студента, по уши погрязшего в споре, читал в окно: "Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром..." В смятении он сбился с Полтавской баталии на Бородинской сражение. Мама очень разволновалась. Гости, заметив это, стали поспешно покидать квартиру.
      И я родился...

Естественно, чтобы узнать, кто были родителя Кассиля – мы подготовили архивную справку. Выступление архивиста.

Абрам Григорьевич  Кассиль в 1901 году окончил медицинский факультет Казанского университета. Сначала работал земским врачом в одном из глухих уездов Вятской губернии. Там женился на Анне Исааковне Перельман, милой, обаятельной женщине, и в 1904 году приехал в слободу Покровскую.

Абрам Кассиль был необычайно работоспособным врачом, пользовался в слободе большой популярностью, которая рождалась из добросовестного отношения к делу, из уважительного обращения с каждым больным, независимо от его чина и звания. К нему обращались за помощью не только обитатели ближних улиц, но и жители окраин.

Лев Кассиль вспоминал в «Кондуите»:

«Отец знаком со всей слободой. Нарядные свадебные кортежи почти всегда считают долгом остановиться перед нашими окнами. Цветистая кутерьма окружает тогда наш дом. Брешка засеяна конфетами: их швыряют пригоршнями с саней в толпу. Сотни бубенцов брякают на перевитых лентами хомутах. На передних санях рявкает среди ковров оркестр. И пляшут, пляшут прямо в широких санях,с лентами и бумажными цветами в руках багровые визжащие свахи.»

 Анна Исааковна была хорошей пианисткой и давала уроки музыки на дому.Работа давалась ей нелегко. Она была близорукой, поэтому наклонялась к пюпитру близко, чтобы разглядеть ноты. К концу дня у нее рябило в глазах. Впоследствии А.И. Кассиль работала зубным врачом.

 - Уважаемые кассилевцы, кто еще может добавить информацию из книги «Кондуит и Швамбрания» ?

Б) Земля Покровская.

В книге множество страниц посвящено нашей малой родине. Наши Кассилевцы выбрали информацию о родном городе – а архивисты подготовили архивные справки.

Кассилевцы

Архивисты

В России мы жили в  слободе  Покровской(потом город Покровск), на Волге, против Саратова, на  Базарной  площади,  в первом этаже.

     В открытые окна рвалась визгливая булга торговок. Пряная ветошь  базарагромоздилась  на  площади.  Хрумкая  жвачка  сотрясала  торбы   распряженных лошаденок... Возы молитвенно простирали  к  небу  оглобли.  Снедь,  рухлядь, бакалея, зелень, галантерея, рукоделье, обжорка... Тонкокорые арбузы  лежали в пирамидках, как ядра на бастионах в картине "Севастопольская оборона".

Из архива Г. Мишина:

«почти всю центральную часть слободы Покровской занимала просторная и шумная базарная площадь (теперь площадь имени Ленина). Торговали здесь всем, что продавалось и покупалось – зерно, мука, мясо, рыба, арбузы, картофель, моченые и свежие яблоки, мед, сено, холстина, скобяные изделия… продажа велась оптом и в розницу, возами и фунтами.

     От "Эльдорадо"  до  нашей  квартиры  шла  так  называемая  Брешка,  или Брехаловка. Вечерами на Брехаловке происходило гулянье.  Вся  Брешка  -  два квартала. Гуляющие часами толкались туда и  назад,  от  угла  до  угла,  как волночки в ванне от борта до борта. Девчата с хуторов двигались  посередине.

Они  плыли  медленно,  колыхаясь.  Так  плывут  арбузные  корки  у  волжских пристаней. Сплошной треск разгрызаемых каленых семечек стелился над  толпой.

Вся Брешка  была  черна  от  шелухи  подсолнухов.  Семечки  называли  у  нас "покровский разговор".

     Вдоль Брешки рядом  стояли  парни  в  резиновых  ботах,  напяленных  на сапоги. Парни шикарно согнутым мизинцем  снимали  с  губ  гирлянды  налипшей скорлупы. Парни изысканно обращались к девчатам:

     - Спозвольте причепиться. Як вас по имени кличут... Маруся чи Катя?

     - А ну не замай... Який скорый! - отвечала неприступная. - Ну, хай тоби бис... чипляйся.

     И целый вечер  грузно  толкалась  перед  окнами  грегочущая,  лузгающая хуторская Брехаловка.

В 1913 году газета «Саратовская копеечка» в №103 опубликовала объявление: «Врач А.Г. Кассиль переехал на Баз арную площадь, дом Ухиных.

Ухины жили на втором этаже, семь врача Кассиля-на первом.

Город Покровск раньше был слободой. Слобода  Покровская.  Слобода  была богатая. На всю Россию торговала хлебом. На берегу Волги  стояли  громадные, пятиэтажные деревянные, с теремками, амбары. Миллионы пудов зерна  хранились в этом амбарном городке. Тучи голубей закрывали  солнце.  Зерно  грузили  на баржи. Маленькие буксирные пароходы выводили громадные баржи из  бухты,  как выводит мальчик-поводырь слепца.

     Слобода Покровская — самый крупный хлебный рынок Самарского Заволжья. Такое значение она приобрела после проведения Покровско-Уральской железной дороги. До того времени она уступала в торговых оборотах селу Балакову, к которому направлялись тогда главные подвозы хлебов из заволжской степи.

     Для облегчения хлебной торговли общество Рязанско-Уральской железной дороги устроило при Покровской слободе бухту и открыло в центре слободы отделение Саратовской городской станции, которое не только исполняет операции по приему и выдаче грузов, но производит и комиссионную продажу хлебных грузов по поручениям хлебовладельцев.
     На берегу бухты, при особой ветви, построено 87 хлебных амбаров, общей вместимостью на 10 миллионов пудов. Амбары эти принадлежат местным поставщикам, саратовским, нижегородским и рыбинским мукомолам и банкам: русско-азиатскому и русскому для внешней торговли. Хлебные сделки совершаются на бирже, помещающейся в собственном красивом здании на Троицкой площади, близ амбаров.

     Жили  в  слободе  Покровской  украинцы-хлеборобы,   богатые   хуторяне,немцы-колонисты,  лодочники,  грузчики,  рабочие  лесопилок,   костемольного

завода и немного русских крестьян. Летом  калились  до  синевы  под  степным

солнцем, гоняли верблюдов. Ездили на займище, дрались на берегу. Гонялись на

лодках с саратовцами. Зимой  пили.  Справляли  свадьбы,  танцуя  по  Брешке.

Лущили подсолнухи. Зажиточные хуторяне собирались в волостном правлении  "на

сходку". И, если подымался вопрос о постройке новой школы, о замощении  улиц

и т. д., горланили обычную "резолюцию":

     - Нэ треба!

Характеристики, данные слободе в различных изданиях начала века, подчеркивает ее рост, сравнивали с захолустным уездным Новоузенском доказывали необходимость повышения ее статуса, перевода слободы в город, а возможно, и образования Покровского уезда... "Ныне слобода имеет более 20 тыс. жителей, преимущественно малороссов и отчасти немцев, и по внешнему виду напоминает уездный город..."

Действительно, 11-я перепись населения 1897 г. та перепись, которую в России было принято считать единственной, выполненной согласно выработанному наукой методу и проведенной в один день но всей стране, дала цифру, но данным Покровского волостного правления, 21 018 человек. Правда, эта цифра сходилась лишь при подсчете населения по сословиям, несколько ниже - 20 905 человек — была она при подсчете общего числа лиц мужского и женского пола, но издержками в статистике всегда грешила Русь....

Основную часть населения слободы составляли православные, затем шли лютеране — 809, католики — 407, магометане — 52 и иудеи — 26 человек.
Перепись 1897 г. дача также полную картину жителей слободы но сословиям: 26 потомственных и 31 личных дворян, 93 — Белого духовенства и 1 — лютеранский священнослужитель. Обозначилось и чисто городское сословие: почётных граждан — 50 (также подразделенных на потомственных и личных), 108 купцов, 455 мещан, 389 цеховых. К сельскому сословию было отнесено 1216 колонистов. Основную же часть сельского сословия составляли государственные крестьяне — 17 796 человек. Вот почему так трудно решался вопрос о переводе слободы Покровской в разряд городов.

Городом слобода стала лишь в 1914 году!

Болота и грязь затопляли слободские улицы.

Е.Ерина: «Поскольку слобода строилась на «заниженной террасе пойменной полосы реки Волги», была перерезана многими.. болотами, неровностями, центр ее не мог строиться ровными рядами улиц и буквально утопал в грязи. В петропавловскую церковь ( угол Петровской и Свердлова) слобожане добирались в распутье на небольших дощанных плотиках, отталкиваясь палками, буквально плыли по улице, некоторые умудрялись добираться в деревянных корытах.

 Учитель: В «Кондуите и Швамбрании» упоминаются многие понятия, связанные со слободой Покровской, давайте установим соответствие:

Брешка

Ресторан

Сизяки

Кинотеатры

«Эльдорадо», «Пробуждение»

Гимназисты

«Везувий»

Улица

 Итак, в книге упоминается еще множество фактов, которые, к сожалению, невозможно проверить в архивах. Что вам запомнилось?

Авария на костемольном заводе

Встреча нового 1917 года

Эпопея с электрическими звонками

В) Покровская гимназия

 Внимание: черный ящик. Попробуйте догадаться по описанию, что же там лежит?

Там небольшой металлический предмет, на котором чернеют две большие буквы «П.Г.»

Действительно: Покровская гимназия.

Чтение главы «П.Г.» и составление кластера.

Покровская мужская гимназия была похожа на все другие мужские гимназии.

Холодные кафельные полы, мытые мокрыми опилками. Длинный коридор. Классы.  В коридоре - короткий прибой перемен и отлив уроков.

     Звонок. Лязгающий звон его имел два выражения. Одно, в конце  урока,  -

веселое, хихикающее, беззаботное:

     "Дунь!.. Жизнь - дребедень!" Другое - в начале урока,  когда  кончается

перемена. Брюзжащая, злая морда:

     "Дрррать вас надо,  дрянь!"  Уроки.  Уроки.  Уроки.  Классные  журналы.

Кондуит. "Вон  из  класса!"  "К  стенке!"  Молитвы,  молебны.  Царские  дни.

Мундиры. Шитая позументом тишина молебнов. Руки по швам. Обмороки от  духоты и двухчасового неподвижного стояния.

     Сизые  шинели.  Сизая  тоска.  Дни   листались   страницами   дневника.

Расписание. Что  задано?  Балл  -  отметка.  Подписью  классного  наставника

кончалась неделя. И только воскресенье, самый короткий  день  в  неделе,  не

имело своей графы в дневнике. Все остальное было отчеркнуто "от сих до сих".

  18. Воспитанникам средних учебных заведений запрещается  с  1  ноября  по  1

марта пребывать вне дома после семи часов вечера.

     20. Воспрещается посещение  воспитанниками  театров,  кинематографов  и

прочих увеселительных заведений без особого на то разрешения  г.  инспектора

для каждого раза.  Безусловно  воспрещается  посещение  кондитерских,  кафе,

ресторанов, мест публичного гулянья и т. д.

     Примечание. В г. Покровске таковыми  местами  являются:  Народный  сад,

Базарная площадь и железнодорожные платформы.

     Так было написано в наших гимназических "билетах", и  всякий  поступок,

нарушающий святость устава, грозил кондуитом. Говорят: все  дороги  ведут  в

Рим. В гимназии все дороги вели в кондуит. Жизнь каждого сизяка (гимназиста)

была вписана в кондуитный журнал. Штрафы, "безобеды",  выговоры,  исключения из гимназии... Страшная это была книга! Тайная книга. "Голубиная книга".

     Есть такое предание, что "Голубиная книга" упала много веков тому назад

с  неба  и  написано  было  в  ней  будто  бы  про  все  тайны   мироздания.

Замечательная такая книга, вроде кондуита для планет. И никто из мудрецов не

смог прочесть ее целиком и понять: слишком глубоки были  ее  тайные  смыслы.

Вот такой "Голубиной книгой" казался нам, гимназистам,  кондуит,  ибо  тайны

его свято блюлись начальством. Никто не смел и думать о том,  чтоб  прочесть

кондуитные записи.

Архивисты, СПРАВКА:      В слободе две гимназии — мужская и женская, 16 других учебных заведений.  Статистические сведения о Покровской мужской  и женской гимназиях за 1915 год

Мужская

Женская

Директор-Стаменов

Начальница покровской женской гимназии- В.Мазина

Детей потомственных дворян-3

Детей потомственных дворян-5

Личных дворян и чиновников-12

Личных дворян-19

Из духовного звания-10

Из духовного звания-16

Сыновей почетных граждан и купцов-5

Из почетных граждан-7

Сыновей мещан и цеховых-21

Из мещан-42

Крестьян-78

Из крестьян-194

Прочих-5

Из 134 учащихся:

Из 283 учениц:

Православных -111

Православных-257

Католиков-1

Католиков-6

Иных христиан-17

Иных христиан-15

Прочих-5

Иудеев-4

Магометан-1

Г) Концерт

Итак, дорогие гости! Мы представляем вам импровизированный концерт, небольшой, всего из двух номеров. Но вы должны догадаться, где он был возможен?

Итак, Покровск, 1915 год, гимназисты дают концерт.

1.Стихотворение Цветаевой М. Мирок

Мирок

Дети — это взгляды глазок боязливых,

Ножек шаловливых по паркету стук,

Дети - это солнце в пасмурных мотивах,

Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек,

Ласковых словечек шепот в полусне,

Мирные картинки птичек и овечек,

Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети — это вечер, вечер на диване,

Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,

Мерный голос сказки о царе Салтане,

О русалках-сестрах сказочных морей.

Дети — это отдых, миг покоя краткий,

Богу у кроватки трепетный обет,

Дети — это мира нежные загадки,

И в самих загадках кроется ответ!

2. Песня «Жаворонок» ,М.Глинка

Между небом и землей

Песня раздается,

Неисходною струей

Громче, громче льется.

Не видать певца полей!

Где поет так громко

Над подруженькой своей

Жаворонок звонкий.

Ветер песенку несет,

А кому — не знает.

Та, кому она, поймёт.

От кого — узнает.

Лейся, песенка моя,

Песнь надежды сладкой...

Кто-то вспомнит про меня

И вздохнет украдкой.

Угадали, чему посвящен концерт?

Придется ребятам подсказывать. Это концерт состоялся для первых раненых в годы гражданской войны. Затем их уже подвозили подводами. И концерты для них никто не устраивал.

Д) Ребята, а что же наше Пробуждение? Существовало 110 лет тому назад?

Нет, нашего пробуждения в те годы не было. Поселок возник позже, в 30-е годы. Как овощная артель. Но это….совсем другая история.

Е) Этап рефлексии. Ребята, я попрошу вас составить синквейны на темы: Покровск, Кассиль.

Послушаем стихи о нашем родном городе, написанные вами на предыдущих уроках.

IV/ Учитель. Давайте вспомним, как заканчивается повесть:

Я.. возьму в руки глобус. Глобус-вещь круглая и правильная. Сверяться с ним необходимо. Цветистый шар вращается на подставке…Проплывают океаны, проходят материки. Только Швамбрании на нем нет, нет и Покровска. Он переименован в город Энгельс.

Зато есть наше Пробуждение. А в поселке – очень хорошая школа – и мой уникальный, самый пытливый и любопытный 5б. Я вам желаю, сколько бы не минуло лет, не теряйте любопытства и жажды жизни!

Город наш на карте-малой точкой.

Только ближе нам масштаб иной.

Он душевным измереньем точен:

Самый-самый-тот, где дом родной.

Пусть иных не больше и не старше,

 Не помпезен, не лощён, как франт,

 Пусть провинциален…

Есть ли краше!-

Сердцу он роднее всех в сто крат.

 В. Удалов 

V. У вас на столах-солнышки. Вы же помните, я не устаю повторять, что вы для меня – солнышки. Подпишите с оборотной стороны свою фамилию и поставьте сами себе оценку. А на следующем уроке мы с вами обсудим результаты. Посмотрим: совпадут ли ваши и мои оценки.

Домашнее задание:

Я рада вас сегодня встретить.

     Мне интересны вы,друзья!

     И ваши умные ответы

     Не обойду вниманьем я.

     Сегодня ждут нас наблюдения

     И выводы,и рассуждениья...

     А чтобы впрок пошёл урок,

     Активным самым будь дружок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы изучения творчества писателей- земляков на уроках чувашской литературы в русскоязычной школе

В курсе чувашской литературы 10-11классов  изучается творчество писателей, оказавших неоценимое влияние на формирование чувашской современной литературы. С учащимися выяснили, что в курсе програм...

Урок-погружение в мир поэзии и прозы на основе обзора произведений о войне (в рамках межкустового семинара по обмену опытом)

Цель: проанализировать произведения поэзии и прозы о войне для  отработки одного из этапов к написанию «зимнего» сочинения .( блок «Вопросы, задаваемые человечеству войной».)Задачи: ·...

Презентация"С.А. Самошкин-писательсь-земляксь""

1. С.А.Самошкинонь идькс пингоц.2. Сай пингонь писательть тонафнемац.3. Сонь тяштьфоц....

Проект по литературе "Перелистывая страницы произведений писателей-земляков"

Цель проекта: повышение уровня качества чтения и формирование устойчивого интереса обучающихся 5-7 классов к литературным произведениям сибирских писателей....

Интересно.Познавательно.Смешно. урок- исследование по повести Л.А.Кассиля "Кондуит и Швамбрания"

Урок по повести Л.А.Кассиля содержит краеведческий материал, карты для работы с текстом...