Урок-новелла «Красною кистью рябина зажглась…» (Жизнь и творчество М.И. Цветаевой). 11-й класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Жиравова Ирина Михайловна

Урок литературы для учащихся 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-novella_po_tsvetaevoy.docx27.48 КБ
Файл zhizn_i_tvorchestvo_1.pptx489.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-новелла «Красною кистью рябина зажглась…»

 (Жизнь и творчество М.И. Цветаевой). 11-й класс

Я, словно бабочка к огню,
Стремилась так неодолимо
В любовь, в волшебную страну,
Где назовут меня любимой.
М.И.Цветаева

ЦЕЛИ:

  • Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М.И.Цветаевой, показать сложный внутренний мир поэта.
  • Развивать умения выразительного чтения, чтения наизусть, умения связной монологической речи.
  • Воспитывать эстетический вкус, понимание красоты поэтического слова, любовь к поэзии, музыке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет М.И.Цветаевой.
  • Оформление доски (запись темы урока “ Красною кистью рябина зажглась… ”, высказывание поэта).
  • Выставка книг М.И.Цветаевой, её любимых писателей, поэтов.
  • Музыкальное оформление.
  • Презентация “Марина Ивановна Цветаева”.
  • Свечи рядом с портретом поэта.

ТИП УРОКА: урок- новелла.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

 (Звучит первый куплет романса “Я, словно бабочка к огню)

В декабре 1920 года в заснеженной Москве, в переполненном зале Политехнического музея проходил “Вечер поэтесс“. Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читали свои стихотворения. Публика заметно скучала.

Как вдруг... Словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини, платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо вызывающе независимым. И вся она дышала каким-то внутренним протестом, внутренним напором. Она прочитала, чеканя каждое слово :

Я расскажу тебе – про великий обман:
Я расскажу тебе, как ниспадает туман
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни...

- Как вы думаете, кто была эта женщина в чёрном платье, стоптанных валенках и военной сумкой через плечо?

Это была Марина Цветаева. (СЛАЙД №1)

Учитель. Ребята, сегодня вы  познакомитесь с жизнью и творчеством Марины Цветаевой. “Мы цепи таинственной звенья, ”– так говорила о себе и о своей жизни поэтесса. “Возьмите…стихи – это и есть моя жизнь…” В этих словах вся Марина Цветаева, её увлечённость поэзией, неповторимость и уникальность.

Попытаемся посмотреть на личность Марины Цветаевой через призму её стихотворений.

Марина Ивановна Цветаева!.. Мы на уроках говорили о ней

- Какой она вам представляется? Какие смысловые ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите это имя? (Творец, трагедия, судьба-легенда, стихия, свобода, любовь, цветы, цветение, тайна, обнажённая душа, израненное сердце, глубина моря, сердце бьётся в каждой строчке, поёт стихи...)

М.И. Цветаева была поэтом вне групп и направлений, т.е. она не относилась ни к поэтам-символистам, ни к акмеистам, ни к футуристам.

Марину Ивановну как-то неловко называть “поэтессой”. 
Она была великим русским поэтом. С самого начала творческого пути Цветаева не признавала слова “поэтесса” по отношению к себе, она называла себя: “Поэт Марина Цветаева”. Вся её жизнь – это роман с собственной душой, отражённый в стихах. 
Судьба Марины Ивановны, как и судьбы многих ее соратников по перу, необычна и трагична.

Дух непокорности, протеста, напористости в достижении поставленной цели был присущ Марине Ивановне с детства.

1-й чтец.

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть. (СЛАЙД №2)

2-й чтец Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку». (СЛАЙД №3,4)

Звучит музыка Е.Доги из телефильма «Гонки по вертикали».

3-й чтец.

Кто создан из камня, кто создан

из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан

из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена –

и в полете

Своем – непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце,

сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня  - видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

4-й чтец. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась глубокая страсть – книги. С шести лет Муся (так называли ее в семье) писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает ее целиком. (СЛАЙД №4)

Звучит музыка Ф.Шопена.

5-й чтец. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»(СЛАЙД №6)

Вот как об этом говорит Марина в своем стихотворении «Бабушке»:

6-й чтец. 

Продолговатый и строгий овал,

Черного платья раструбы…

Юная бабушка! – Кто целовал

Ваши надменные губы?

Руки, которые в залах  дворца

Вальсы Шопена играли…

По сторонам ледяного лица –

Локоны в виде спирали.

Темный, прямой

И взыскательный взгляд,

Взгляд, к обороне готовый.

Юные женщины так не глядят.

Юная бабушка, кто вы?

Сколько возможностей вы унесли,

И невозможностей – сколько? –

В ненасытимую прорву земли,

Двадцатилетняя полька!

День был невинен,

И ветер был свеж,

Темные звезды погасли.

- Бабушка! – Этот жестокий мятеж

В сердце моем – не от вас ли?..

7-й чтец.  Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

В фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по произведению А.Н.Островского «Бесприданница» звучит романс на стихи Марины Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа». Почему режиссер обратился к стихам Цветаевой, чтобы передать характер героини, жившей в 60-х годах XIX века? Вот что об этом пишет сам Э.Рязанов: «Вначале я, обожающий старинные романсы, буквально начинил ими сценарий. Потом я понял, что вставленные мною романсы столь часто исполняются по радио и телевидению, что хоть они и не стали от этого хуже, в какой-то степени все же поднадоели. Тогда я принялся за штудирование русской женской поэзии… Однако ни у одной из талантливых поэтесс XIX столетия я не смог отыскать, что хотел… И тогда я прибег к помощи моей любимой Беллы Ахмадулиной, к содействию невероятно «чтимой Марины Цветаевой».

Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс».

8-й чтец. Стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной», которое стало известным благодаря фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!», Цветаева посвятила Маврикию Александровичу Минцу, мужу своей сестры Анастасии. (СЛАЙД №7)

Звучит вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

9-й чтец.

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть

Смешной –

Распущенной – и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.

Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе…

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!

Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня – не зная сами! –

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами, -

За то, что вы больны – увы! – не мной,

За то, что я больна – увы! – не вами!

Физкультминутка.

Я подобрала строчки стихотворений, в которых есть действия, которые мы с вами воспроизвёдём, творчество М.Цветаевой нам поможет.

О, люди - встаньте!
Под глубокий вздох
Вы руки к небу поднимите.
Глазами тучу поищите.
Себе под ноги посмотрите.
Кругом просторы оглядите.
Руками пепел разотрите.
Дав отдохнуть своим силам от споров,
Снова вернемся к разговору.

(Класс садится)

Беседа.

(?): Знакомясь на уроках со стихами М.Цветаевой, что вам открылось нового в ёё лирике?

 (?): Оставили ли след стихи поэтессы в вашей душе?

(Чем поэт гениальнее, тем больше откликов он оставляет в душе.)

 (?): Почему мы гордимся творчеством М.Цветаевой?

(Ёё стихи тревожат душу, сердце).

Чтение стихотворений по выбору учащегося.

10-й чтец. В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма. «Я раскрыла листок. В нем две строки от друзей: «Марина погибла два года назад, тридцать первого августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».

Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении Аллы Пугачевой: «Уж сколько их упало в эту бездну…».

С первыми звуками песни гаснет свет в зале и зажигается свеча под портретом М.Цветаевой.

11-й чтец. Ёё стихи были не поняты своим поколением, т.к. своими стихами она противостояла миру косности, духовного мещанства. Поэт всегда принимает на себя все беды мира, страдает от этого,

Но черёд ёё стихам настал, и все больше людей покупают томики стихов поэтессы.

М. Цветаеву – поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации.

Теперь М. Цветаева – общепризнанный классик русской поэзии, одна из её вершин.

Поэты – умирают. Поэзия – остается.

“Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать: за плечами гиганты”, - писал Б.Пастернак.

Действительно, через много лет мы лучше понимаем гениальность тех, кто творил в прошлом, чьи имена вошли в историю.

И.М.Заключительное слово (учитель): Подводя итог урока, хочу задать вам вопрос: "Вы впустили в свое сердце М.Цветаеву?"

Мы сегодня сделали много открытий, высказали личностное понимание поэзии великой русской поэтессы Серебряного века М.И. Цветаевой. Спасибо всем за работу. "Мне нравится", что урок не оставил вас равнодушными.

Хочу закончить наш разговор ёщё одним открытием - завещанием М.Цветаевой:

Где судьба бы вам жить не велела,
В шумном свете иль в сельской тиши,
Расточайте без счёта и смело
Все сокровища вашей души:.
*****************
Спасибо Вам и Сердцем и рукой, 
За то, что Вы меня так любите!!!

Д/з  Написать эссе  "Для меня творчество М.И.Цветаевой - это::::".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество М.И. Цветаевой

Слайд 3

М.И. Цветаева в детстве

Слайд 4

Семья Цветаевых в Тарусе

Слайд 5

Марина Цветаева в юности

Слайд 6

Мария Лукинична Бернацкая Сестры Анастасия и Марина Цветаевы

Слайд 7

Маврикий Александрович Минц Марина Цветаева

Слайд 8

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

"Красною кистью рябина зажглась" (литературно- музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству М. Цветаевой)

Данная литературно-музыкальная композиция предназначена для обучающихся 9-11 классов....

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

Урок литературы в 9 классе. "Красною кистью рябина зажглась...Марине Ивановне Цветаевой посвящается".

 Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой;развивать устную речь, умение выступать перед аудиторией, творческие способности учащихся;воспитывать любовь к искусству слова, к музыке....

«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой

Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   М...

"Красною кистью рябина зажглась..." (литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой)

Литературно-музыкальная композиция "Красною кистью рябина зажглась..." может быть проведена для обучающихся 11 класса в рамках внеурочной деятельности или как самостоятельное внеклассное мер...