«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Цели:
1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения
2. Развивающие цели:
• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
• развитие элементов творческой деятельности;
• развитие навыков устной и письменной речи;
• развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;
3. Воспитательные цели:
• Воспитание любви к прекрасному;
• Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Чехломеевская ОШ»

Учитель: Борщева Н.А.

Предмет: литература

Класс: 6

Тема урока: «Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:

1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения

2. Развивающие цели:

•        развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);

•        развитие элементов творческой деятельности;

•        развитие навыков устной и письменной речи;

•        развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели:

•        Воспитание любви к прекрасному;

•        Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

1.        репродукции картин русских художников.

2.        аудиозаписи симфонического цикла А.Вивальди “Времена года”

3.        компьютер, проектор.

4.         мультимедийное обеспечение ( презентация).

Структура  урока.

I. Оргмомент.( 1 мин.)

II. Объявление темы урока, задач. Вводное слово учителя.( 2 мин.)

III. Изучение нового материала  ( 30 мин.)

1.        Анализ стихов Баратынского ( 10 мин.)

2.        Анализ стихов Полонского ( 10 мин.)

3.        Самостоятельная работа (5 мин.)

4.         Анализ стихов Толстого ( 5  мин.)

V. Подведение итогов. Рефлексия. (5 мин.)

VI. Заключительное слово учителя. Выставление оценок. Задание на дом. ( 4 мин.)

Тема урока: «Очарованье русского пейзажа»

( открытый урок в 6 классе. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого)

Цели:

1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения

2. Развивающие цели: 

  • развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
  • развитие элементов творческой деятельности;
  • развитие навыков устной и письменной речи;
  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

3. Воспитательные цели: 

  • Воспитание любви к прекрасному;
  • Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах, активную жизненную позицию.

Оборудование: 

  1. репродукции картин русских художников.
  2. аудиозаписи симфонического цикла А.Вивальди “Времена года”
  3. компьютер, проектор.
  1.  Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, здравствуйте! Сядем поудобнее, приготовим тетради, ручки. Откройте тетради и запишите тему нашего урока.

  1. 2. Работа с эпиграфом к уроку. Тема занятия.

Ребята, посмотрите на тему урока и скажите, все ли слова вам понятны? Что означает слово ПЕЙЗАЖ?

Пейзаж – (фр.) картины природы.  Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, в поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».

А как вы понимаете слово ОЧАРОВАНЬЕ?

Очарование :  1. устар. Колдовство, волшебство.

2. перен. Чарующая сила, прелесть кого-чего-нибудь.        

Так о чем же пойдет речь на нашем уроке? ( о том, как прекрасна природа)  Как можно перефразировать тему нашего урока?

Прелесть, красота русской природы.

– А теперь обратимся к  эпиграфу нашего  урока. Вспомните, что такое эпиграф? ( отражает главную мысль).

“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…”

                          Ф.И.Тютчев

– Как вы понимаете данное высказывание? (Автор хотел донести мысль о том, что часто человек забывает о том, что природа жива, у неё есть свое настроение, душевное состояние)

Постановка целей и задач занятия

– Посмотрите ещё раз на эпиграф. Какова цель занятия?

( на примере лирических произведений, музыки и  изобразительного искусства понять то, что природа чувствует, дышит, радуется и грустит, у неё есть свои тайны, свой язык.)

3. Работа над новым материалом

Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук. В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле.  При этом каждый из них природу родной страны видит и изображает по-своему.

На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского, Якова Петровича Полонского и Алексея Константиновича Толстого. А также обратимся к полотнам известных художников- пейзажистов.

3.1 Анализ стихов Баратынского.

1. Знакомство с краткой биографией Баратынского

Евгений Абрамович Баратынский родился 19 февраля 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии в дворянской семье. В 1812 г. его отвезли в Петербург и определили в Пажеский корпус – привилегированное военно-учебное заведение. Подпав под дурное влияние, Баратынский в 1816 г. совершил тяжкий проступок- принял участие в краже. Дело дошло до царя. За негодное поведение Баратынский был исключен из корпуса без права поступления на службу. Эта катастрофа сыграла важную роль в жизни Баратынского и наложила глубокий отпечаток на его характер. С детства Баратынский любил поэзию и писал стихи. С 1818 г. завязывает знакомство с Дельвигом , который знакомит его с А. Пушкиным, вводит в писательские кружки и становится его руководителем на литературном поприще. Вскоре стихи Баратынского появляются в печати и были встречены очень сочувственно. Его творческие дарования были отмечены А.Пушкиным.

2.Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна!..»

3.Беседа:

- Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)

- Какие приметы весны видит автор? ( чистый воздух, ясный небосвод, бегущие ручьи и т.д.).

- Какие звуки помогают понять, что идет весна?

- Какие образные средства использует поэт? (Олицетворение, эпитеты, метафоры «на крыльях ветерка»)

- А какие краски использует автор? (Лазурь, ясен.)

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- на сколько частей можно разделить стихотворение? ( 2 )

- О чём говорится в 1 части ? а во 2 ?

Ребята, мы уже сказали, что музыка, поэзия и живопись взаимно дополняют друг друга. Сейчас мы послушаем музыку Антонио Вивальди «Времена года. Весна». Одновременно посмотрим на полотна известных художников и выберем произведение, которое больше других соответствует  стихотворению «Весна, весна…»

( «Ранняя весна» Архип Иванович Куинджи, И.Левитан «Весна. Большая вода», Б.Щербаков «Журчат ручьи весенние», «Ранняя весна. Оттепель» Саврасов Алексей Кондратьевич)

- Почему вы выбрали эту картину, объясните.

- понравилась ли вам музыка Вивальди? Какое она передает настроение?

3.2.Анализ стихотворений Полонского

  1. Биографическая справка о Я.Полонском.

Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898 год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья.  В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.

Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» ( «Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».

                  2. Выразительное чтение стихотворения “ По горам две хмурых тучи”

                  3.  Беседа:

- Что вы себе представили, читая это стихотворение? (Летний горный пейзаж,… действия происходят ночью, тучи ..)

- Назовите основные образы. (Тучи, скала)

- Какие художественно – выразительные средства использует автор?

(Олицетворения– эхо засмеялось, тучи ссорятся, скала вздохнула; эпитеты – яркая молния, скала горючая, хмурые тучи, дебри влажные, знойный вечер. Эти средства помогают нам понять красоту природы;)

Не только эпитеты и олицетворения помогают нам увидеть красоту природы, услышать звуки грозы.

- Найдите глаголы движения (блуждали, сошлись, сползали, не уступили, огласили, улеглись) глаголы говорят о том, что пейзаж динамичен, действие постепенно нарастает и успокаивается

- С помощью каких звуком мы слышим раскаты грома? (Ра, ры, ру, рю, ро, ря, ре, ри)

- Как называется такое изобразительное средство, когда сочетаются согласные звуки? (аллитерацией)

- Что вы можете сказать об отношениях туч между собой, почему они поспорили?

-Как отозвалась скала на эту ссору?

- Можно ли перенести описание явлений природы на человеческие отношения? ( да, отношение родителей и детей)

- какова главная мысль произведения?  ( все в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением)

             4. Анализ картин.

- Послушайте музыку А.Вивальди «Лето. Гроза». Посмотрите на репродукции картин. Какие полотна иллюстрируют картину, изображенную Полонским в стихотворении?

(Николай Рерих. Зов неба. Молния., М.Ю.Лермонтов. Кавказ)

3.3 Самостоятельная работа ( 3-4 мин)

- самостоятельно прочитайте стихотворение Полонского «Посмотри, какая мгла».

- устно проанализируйте стихотворение по плану.

- рассмотрите полотна пейзажистов. (Архип Куинджи. Дарьяльское ущелье. Лунная ночь, 1890-1895. Иван Айвазовский .Лунная ночь в Крыму, Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре, 1880)

Выступление учащихся.

3.4.Анализ стихотворения.

-Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж.)

-Какие существительные помогают понять, что ночь тёмная? ( Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на долины.)

- Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона) . эпитеты ( прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический)

-Какова композиция стихотворения ? (Оно состоит из двух частей. В первой - общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»)

-Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись - аллитерации на глухие согласные : «с», «т», «ч», «х», «ф».)

3.5. Анализ стихотворения Толстого

1. Рассказ о жизни и творчестве Алексея Константиновича Толстого.

А.К.Толстой родился 24 августа 1817 года в Петербурге в богатой и знатной семье. Сразу же после рождения сына родители расстались, и шести недель отроду мальчик был увезен матерью в ее имение на Черниговщине , там он воспитывался до десятилетнего возраста в кругу семьи Перовских, родных со стороны матери.

 Поэт вырос на просторах русских и украинских лесов и степей, в совершенстве знал все происходящие в природе перемены. Весна – это любимое время года поэта. По мере того как вчитываешься в стихи поэта, все больше понимаешь : за всем этим разнообразием сменяющихся картин лесов, полей сквозит что-то единое и самое важное - это любовь к родной земле. Он изобразил родную природу , сопровождающей человека на всех стадиях его жизни, чуткой к его радостям и страданиям. Природа у Толстого прекрасна, а красота имеет свойство утешать, врачевать, «выпрямлять» человека.

Стихотворения А.Толстого отличаются необычной музыкальностью, ритмичностью. Недаром ко многим стихотворениям А.Толстого лучшими композиторами написана музыка. Самое известное из них «Колокольчики мои…»

 «Толстой - неисчерпаемый источник для текстов под музыку, это один из самых симпатичных мне поэтов», - признавался Чайковский.

Давайте же обратимся к его стихотворению «Где гнутся над омутом лозы…»

  1. Чтение стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…»

                  3. Беседа:

-Какой пейзаж изображен А.Толстым ? (Изображен летний пейзаж: омут, окруженный ивовым кустарником, горячее летнее солнце, веселый хоровод стрекоз.)

Словарная работа: Омут- водоворот на реке, образуемый встречным течением.

-Чем это стихотворение отличается от других стихотворных пейзажей ?(Это стихотворение-сценка, большая часть занимает прямая речь – песня стрекоз , заманивающих ребенка, усыпляющих его осторожность.)

-Какими приемами создается мелодия этого стихотворения? (Убаюкивающая, завораживающая мелодия песни создается обращениями, повторами, анафорой (одинаковым началом строк), мерным, плавным , ласковым ритмом.)

4. Подведение итогов урока

– Какова была цель занятия? Достигли ли мы её?

– Какие виды искусства использовались нами в течение занятия? Для чего?

- С какими стихотворениями, музыкальными произведениями, художниками мы знакомились на уроке?

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. Вы увидели простой, неяркий русский пейзаж, но он помог нам понять , что природа неотъемлемая часть жизни любого человека, она тоже живая! Еще раз обратимся к эпиграфу.

- Чтение эпиграфа

А теперь давайте представим, что вы вышли завтра на улицу и не увидели ни березки, ни заснеженного кустики,  ни травинки.

- Что вы почувствуете? (Пустоту, одиночество, мы не замечаем природу, но без нее мы не можем жить, она часть нашей жизни)

- Как же нужно относится к нашей природе?

- Что мы можем сделать для того, чтобы наши потомки увидели красоту нашей природы? (Не мусорить, не ломать деревья)

  1. Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

Дома вы попробуете проанализировать стихотворение Толстого « Где гнутся под омутом лозы», сделать иллюстрацию к нему. Выучите стихотворение наизусть.

Использованная литература:

  1. Поурочные разработки по литературе .6 класс. Н.В.Егораева, Б.А. Макарова, М., «Вака», 2011.
  2. Русские писатели. Библиографический словарь.П.А.Николаева.М., «Просвещение», 1990.
  3. портрет Баратынского. http://www.wikiart.org/ru/vladimir-borovikovsky/portrait-of-the-russian-poet-evgeny-boratynsky-1820 
  4.  словари: http://ozhegov-dictionary.info/Словарь_Ожегова/22213/Пейзаж
  5. Портрет Полонского: http://www.wikiart.org/ru/ivan-kramskoy/portrait-of-the-poet-yakov-polonsky-1875
  6. Портрет А.Толстого http://www.liveinternet.ru/tags/%E0.%EA.+%F2%EE%EB%F1%F2%EE%E9/