Цветные стихи С.Есенина. Литература 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Цыпышева Валентина Викторовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Оргкомитет. На конкурс

МБОУ СОШ с.Карлыханово

Конспект урока по литературе в 5 классе

«Цветные» стихи С.Есенина

Выполнила:

Цыпышева  Валентина Викторовна,

учитель русского языка и литературы

2015г.

Урок литературы в 5 классе

«Цветные»  стихи С.Есенина

 Цель: показать красоту, напевность, задушевность и цветовую палитру

 поэзии С.А. Есенина.

Задачи:

 Образовательные:  познакомить с биографией поэта; систематизировать знания о творчестве С.А. Есенина; сформировать представление о красоте Есенинского стиха; Развивающие: развивать речь, внимание к поэтическому слову, обдумывающее восприятие  стихов С.А. Есенина через звук и цвет; развивать у детей воображение; формировать умения анализировать звучащую речь; формировать  опыт работы с книгой; развивать  речь, мышление, воображение;

Воспитывающие: учить видеть красоту окружающей  природы, прививать любовь к ней; воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, группах.

Метапредметные

Познавательные:

Умение: умение воспринимать и анализировать художественный текст; перерабатывать полученную информацию; давать оценку своим действиям; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение: умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать.

Коммуникативные

Умение: умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Предметные

Умение: выразительно читать стихи; работать с книгой, из общего выделять главное.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, музыка, технология

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Оборудование:

- сборники стихов С.А. Есенина по одному на парту;

- компьютер;

- мультимедийный проектор,  интерактивная доска;

- Набор для художника (акварельные краски, баночка с водой, кисть)

- Заготовки ромашек;

- карточки со стихами (приложение 2).

Ресурсы:

- презентация по биографии (Приложение 3);

- музыка (приложение 1);

План урока:

  1. Актуализация знаний.

«Какой чистый и какой русский поэт».

(М.Горький)

Звучит музыка. Приложение 1.

Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей внешности. Чарующую синеву очей – у бездонных озер и голубых небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив: «Эти волосы взял я у ржи, Если хочешь, на палец вяжи – Я нисколько не чувствую боли...» А главное, он взял у Родины, у бескрайней России, глубокую и необъятную душу. На уроке мы поговорим о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине, для которого самым дорогим местом на всей планете была Русь, познакомимся с его творчеством, и даже нарисуем его «цветные» стихи.

Запишите дату, тему. Начертите в тетради таблицу и заполните ее первую колонку. Вторую колонку вы заполните в конце урока.

Слайд 1.

Что я знаю о Есенине (раньше)

Что нового я узнал о Есенине (сегодня)

1

2

3

4

5

2. Беседа по теме. Биография поэта.

Слайд 2, 3,4.  Звучит музыка (приложение 3)

В осенний день 3 октября 1895 года в селе Констатиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей; в этой семье и прошло все его детство.

Дяди были озорные отчаянные. Однажды, когда Сереже было три с половиной года, они посадили мальчика на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Сережа очумел, но крепко держался за холку.

А как его учили плавать! Дядя Саша брал его в лодку, отъезжал от берега, снимал с него одежду и, как щенка, бросал в воду. Сережа неумело и испуганно плескал руками, а дядя подшучивал над ним. После восьми лет другому дяде он заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками.

Среди других мальчишек Сережа был коноводом и большим драчуном, ходил всегда с царапинами. Бабушка любила внука, нежности ее не было границ, но и ругала за озорство.

Так протекало его детство. Когда Сережа подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую он должен был поступить в Московский учительский институт и стать сельским учителем. Но этого не случилось. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сережа начал писать рано, лет с девяти, но сознательное творчество началось в 16-17 лет.

 Вглядитесь внимательно в портрет Есенина. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? О чём писал стихи? ( В своих произведениях поэт воспевал красоту родного края.)

Слайд 3

Родина для Сергея Есенина – это село Константиново под Рязанью.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Родина… С детства знакомое и близкое слово. С чего же она начинается? Какие у вас возникают смысловые ассоциации, когда вы слышите слово «Родина»?

Слайд 5

Слова: «Родина», «мама», «семья», «дом», «природа», «любовь», «забота», «Отечество», «Россия»

- Чувство Родины основное в моём творчестве, - писал Сергей Есенин.

Какой же видел и как любил свою Родину Сергей Есенин? Сейчас мы об этом узнаем.

 

3. Работа в группах.

а) определение цветовой гаммы стихов Есенина.

Ученики читают стихотворения:

«Береза»

«Я покинул родимый дом»

«Вот оно, глупое счастье…»

«С добрым утром!»

Ученики делятся на группы по 4 человека. Каждая группа получает ромашку.

- Если вы внимательно читали стихи Сергея Есенина, то, наверное, заметили, что стихи наполнены удивительными красками. Вчитаемся ещё раз в стихотворения, определим их цветовую гамму.

Оживим ромашки любимыми есенинскими красками. Пусть каждый лепесток будет раскрашен в любимый Есениным цвет. (Под музыку учащиеся в группах раскрашивают лепестки ромашек.)

- Поговорите с ромашкой. Докажите строчками из стихотворений наличие того или иного цвета.

Белый цвет:

«Белая берёза под моим окном…»

Голубой цвет:

«Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь…»

Синий цвет:

«Стелется синею рясою

С поля ночной холодок…»

Зелёный цвет:

«Шелестят зелёные серёжки..»

Красный, малиновый:

«По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат…»

Жёлтый, золотой:

«Задремали звёзды золотые…»

Серебристый цвет:

«И горят серебряные росы…».

- Вот видите, ребята, как разнообразна цветовая гамма стихов Есенина.

(Собираются ромашки и вывешиваются на зелёное поле - доску.)

б) Мы поэты

- А теперь попробуем хоть на некоторое время стать поэтами, ведь это так интересно.

Группы получают карточки с четверостишиями (приложение 2), где пропущены прилагательные, обозначающие цвет. Дети вставляют и обосновывают вслух свой выбор.

(Синее) небо, цветная радуга,

Тянется дым у (малиновых) сёл,

Свадьба ворон облегла частокол.

             Снова я вижу знакомый обрыв

             С (красною) глиной и сучьями ив,

             Грезит над озером (рыжий) овёс,

             Пахнет ромашкой и мёдом от ос.

Закружилась листва (золотая)

В (розоватой) воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

             (Синий) май. Заревая теплынь.

             Не прозвякнет кольцо у калитки.

             Липким запахом веет полынь.

             Спит черёмуха в (белой) накидке.

(Синий) туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный (Жёлтый) свет.

Сердцу приятно с тихой болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

               Гаснут (красные) крылья заката,

               Тихо дремлют в тумане плетни.

               Не тоскуй, моя (белая) хата,

               Что опять мы остались одни.

в) букет из любимых цветов Есенина

- Стихи Сергея Есенина наполнены особым ароматом. Букет  из каких  цветов вы бы составили, чтобы его передать? Докажите строчками из стихотворений. (При затруднении учитель подсказывает нужные стихи из сборника.)

Слайд 6

Черёмуха…

«Черёмуха душистая

С весною расцвела…»

Ромашка…

«Пахнет ромашкой и мёдом от ос…»

Ландыши…

«Я по первому снегу бреду,

В сердце ландыши вспыхнувших сил…»

Яблоня…

«Словно яблоневый цвет, седина

У отца пролилась в бороде…»

Колокольчик…

«Ах, колокольчик! Твой ли пыл

Мне в душу песней позвонил…»

Василёк…

«И рассказал, что васильки

Очей любимых далеки».

- Вот какой замечательный, красивый букет у нас получился. Я, думаю, он бы очень понравился поэту. Ведь сегодня мы старались не просто вспомнить строки из стихотворений Сергея Есенина, но и заглянуть в мир его поэзии, понять и почувствовать его.

4. Рефлексия. Творческая работа.

-А сейчас мне хотелось бы услышать ваше отношение к поэзии Есенина.

- Давайте попробуем вместе написать стихотворение о Есенине, используя рифмы:

Поэт – свет, малиновый – рябиновый, душа – спеша, любовь – кровь.

5. Итог урока.

- Какие чувства, мысли пробудил в вас урок?

-Что узнали нового из урока?

- Чем вы можете поделиться с друзьями?

В заключение нашей встречи мне хочется поблагодарить вас за работу.  И я думаю, что вы не раз ещё в течение своей жизни откроете томик стихов Есенина.

А теперь заполните вторую колонку таблицы, которую мы начали заполнять в начале урока, и  напишите, что нового вы узнали сегодня о Есение.

6. Домашнее задание:

Творческая работа: нарисуйте свой любимый стих Есенина акварельными красками на листе А4.

Приложение2

……….. небо, цветная радуга,

Тянется дым у …………… сёл,

Свадьба ворон облегла частокол.

             Снова я вижу знакомый обрыв

             С (красною) глиной и сучьями ив,

             Грезит над озером ……. овёс,

             Пахнет ромашкой и мёдом от ос.

Закружилась листва ............

В ……….… воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

             ……….. май. Заревая теплынь.

             Не прозвякнет кольцо у калитки.

             Липким запахом веет полынь.

             Спит черёмуха в ………..накидке.

………… туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный ………. свет.

Сердцу приятно с тихой болью

Что-нибудь вспомнить из ранних лет.

               Гаснут …………. крылья заката,

               Тихо дремлют в тумане плетни.

               Не тоскуй, моя ………… хата,

               Что опять мы остались одни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК «СТИХИ С.ЕСЕНИНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Тип урока: интегрированный (музыка, ИЗО, литература, русский язык)Провели урок учитель, библиотекарь. Задачи: образовательная:выработать навыки выразительного чтения стихотворений;развивающая: ра...

Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина

Презентация - стихи для анализа(с гиперссылками)...

Внеклассное мероприятие во 2 классе (1 вид) по теме: « Русская природа в стихах Сергея Есенина».

Знакомство учащихся с творчеством С.А. Есенина,  его стихотворениями о природе, его биографией.Чтение стихотворений....

Музыка стихов Сергея Есенина

Неведомо движение времени. Одно поколение сменяет другое. Русь вступила в XXI-й век. Движется, живёт по своим законам мир поэзии, а поэзия – это Вселенная души человечества. Непрерывно нарождают...

УРОК –КОНЦЕРТ «Песенное есенинское слово...» (Презентация новой пластинки на стихи С.Есенина)

Народный поэт С.Есенин, который и «на этой земле угрюмой счастлив тем, что здесь дышал и жил».«Десятилетие, в которое уложился его творческий путь (1915 -1925), было эпохой великих б...

Неологизмы в стихах Сергея Есенина (раздаточный материал)

Раздаточный материал для использования в проведении уроков по творчеству Сергея Есенина....