Урок литературы в 11 классе "Поэзия Серебряного века"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Цой Дина Валерьевна

Урок «Поэзия Серебряного века» является вводным уроком, поэтому очень важно,  чтобы ученики могли  не только интеллектуально, но и эмоционально постичь характер этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке и искусстве. С этой целью на данном уроке  использована технология обучения на образно-эмоциональной основе.  Эта технология способствует открытию учащимися собственных личностных смыслов, побуждает личность ученика к эффективной учебной деятельности, что особенно важно для выпускников.   Мотивирующее начало урока с включением эмоциональной сферы ребенка, обращением к его чувствам, в  атмосфере сотворчества в общении, при совместном поиске истины учителем – мастером и учащимися создали необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе

Поэзия Серебряного века

Учитель русского языка и литературы  Цой Дина Валерьевна

МБОУ СОШ №2 г.Батайска

Цели урока: создать условия

  • для развития когнитивной компетенции учащихся (умения самостоятельно приобретать новые знания и умения) через осмысление  основных тенденций русской литературы начала 20 века;
  • для самоактуализации и самореализации личностного потенциала учащихся в работе с литературными текстами, при анализе стихотворений и составлении схем и таблиц;
  • для воспитания творческого взаимодействия, сотрудничества, навыков работы в команде.

Ход урока

Создание образно-эмоциональной ситуации.

На слайде репродукция картины К.Малевича «Черный квадрат».

Звучит музыка А.Н. Скрябина («Мечты. Поэма для симфонического оркестра»)

Учитель читает отрывок из эссе Татьяны Толстой «Квадрат»:

В …  году, в какой именно день — неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 сантиметров, закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом…

Проделав эту простейшую операцию, Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете — «Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непереходимую черту, обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Нуль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие — одно из самых страшных событий в искусстве за всю историю его существования.

Как вы думаете, какой год должен быть указан в начале эссе? О каком периоде в истории русского искусства говорит Татьяна Толстая?

Это  рубеж 19 и 20 веков – эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий, революционных преобразований.  «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» - это блоковский вопрос-ответ подталкивает   к размышлениям о тех противоречиях, что являются ключом к пониманию Русского Ренессанса: подобно европейскому Возрождению, культура этого времени в России содержала элементы «надлома», кризиса. Никогда еще не происходило такого быстрого и  ошеломляющего роста народонаселения планеты одновременно новых полезных, но бездушных и холодных вещей. Старые просветительские  учреждения не успевали «окультурить» в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. «Бог умер!» - утверждает западный философ Ф.Ницше, а в России рождается религиозная философия.

Русский философ С.Франк предупреждает об опасности отторжения человека от Бога, он утверждает, что человек является частью бытия. В.Соловьев считает, что как только человек удовлетворит свои материальные потребности, ему станет нечем жить. Единственное спасение из этой трагической ситуации – вера в то, что в мире есть высшее духовное начало, которое заключает в себе смысл. Высшее предназначение человека – это творчество, которое становится сотворчеством человека с Богом (Бог – творец, а человек создан по его образу и подобию).

Русские философы не допускают, что истина может быть открыта рациональным путем, они обращаются за поддержкой к религии и искусству. Происходит обновление мироощущения. Уже нет уверенности, что человека можно объяснить влиянием на него среды, обстоятельствами его жизни, как учили реалисты, что мир можно вообще познать. Ю.Айхенвальд выразил это так: «Можно ли душу ввести в русло причин и следствий?». «Солнце наивного реализма закатилось», - вынес свой приговор А.Блок. Это грозное катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается модернизм – искусство, которое порывает с традициями реализма.

МОДЕРНИЗМ не отображает действительность, а создает новые художественные миры, в которых представлены разные грани бытия. Его основные направления и течения – СИМВОЛИЗМ, АКМЕИЗМ, ФУТУРИЗМ.

Этот период в истории русской литературы назван Серебряным веком.

  • Как вы думаете почему?
  • Если есть Серебряный век, значит, был и «золотой век» русской поэзии.  Какую поэзию можно отнести к «золотому веку»?

Сравним два стихотворения «золотого» и Серебряного века – «Я помню чудное мгновенье» А.С.Пушкина и «Смычок и струны» И.Ф.Анненского.

Выразительное чтение наизусть стихотворений подготовленными учениками.

Анализ стихотворений:

  • Какой теме посвящены эти стихотворения?
  • Одинаковое ли настроение создается у нас при их восприятии?

После совместной работы по анализу стихотворений учащиеся приходят примерно к следующим выводам:

Основная мысль пушкинского  стихотворения — светлая память о любви и радость неожиданной встречи с тем, что, казалось, утрачено навсегда — передается Пушкиным с постепенным и возрастающим движением. Сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, взлет радости и восторга.

Человек в поэтическом мире Анненского жаждет преодолеть свое одиночество, стремится к слиянию с миром и с родственными ему душами, но вновь и вновь переживает трагические разуверения в возможности счастья. Прежде всего, потому, что не может отрешиться от бремени собственного сознания. Присутствие обращенного на себя «гамлетовского» сознания передано в первой строфе интонацией недоумения и самоиронии. Череда тревожных вопросов, звучащих во второй — четвертой строфах, поддерживает картину мучительной работы сознания. Миг переживаемого счастья неотделим от импульса боли, рождаемого сознанием того, что счастье мимолетно. Мгновение гармонии — будто кратковременный мираж на фоне «темного бреда» повседневности. Но стремление к гармонии неустранимо, даже если оно чревато гибелью, как неустранима роковая связь музыки и муки — таковы смысловые ассоциации, рождаемые движением стиха.

После анализа стихотворений предлагаю заполнить таблицу ассоциациями, которые возникают в связи со словосочетаниями «золотой век» русской поэзии и Серебряный век.  (Может выглядеть примерно следующим образом)

«Золото» и «Серебро» русской поэзии

                                            125                                 123 

  • День                                                                           Ночь
  • Солнце                                                                       Луна
  • Полнота жизни                                                        Дисгармония
  • Радость бытия                                                         Внутреннее смятение
  • Гармония с окружающим миром                       Разочарование
  • Открытость                                                               Душевная усталость      

В заключение этого этапа работы сообщаю, что впервые название «Серебряный век» использовал философ Бердяев, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Н.Оцупа «Серебряный век русской поэзии» (1933 год)

Организация исследовательской деятельности учащихся.

Знакомство с основными направлениями поэзии модернизма – символизмом, акмеизмом, футуризмом  происходит в ходе самостоятельной исследовательской работы в группах.  Учащиеся работают с текстами, раскрывающими особенности одного из направлений, после чего отвечают на предложенные вопросы  и читают стихотворение, в котором, на их взгляд, наиболее ярко  раскрываются особенности этого направления.

Общий вопрос для всех групп:  Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века? Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов разных направлений?

Вопросы по символизму: Когда оформляется символизм как направление в русской литературе? Какие этапы в нем выделяются? Как связаны символизм и декадентство? Каковы философские истоки символизма? Назовите основные принципы символизма.

(Можно ввести элементы ролевой игры – выступление представителя символизма с программой данного направления).  Чтение и анализ выбранного стихотворения, обоснование выбора.

Вопросы по акмеизму: Кем  и когда было создано объединение акмеистов? Чем акмеизм противопоставлен символизму? Что является высшей ценностью для акмеистов? Какие выразительные средства используют акмеисты? Как выражается внутреннее состояние человека  в поэзии акмеистов?

Вопросы по футуризму: Когда появился футуризм, кем он представлен? Какова эстетическая программа футуристов? Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала? Какова цель футуристов? В чем особенности поэтики футуристов? Почему у футуристов акцент переносится с читаемого на произносимый текст?

В ходе выступлений групп предлагаю учащимся заполнить таблицу:

Основные направления модернизма

Цель творчества

Отношение к миру        

Отношение к слову

Особенности формы        

Символисты

Акмеисты

Футуристы

В завершении урока возвращаемся к вопросу о закономерности в смене направлений поэзии Серебряного века. Вместе с учащимися приходим к выводу, что в смене направлений модернизма можно увидеть движение от отрицания действительности у символистов к утверждению действительности у акмеистов и преобразованию ее у футуристов.  Если для символистов культура – средство преображения жизни, для акмеистов – цель, то футуристы ценят ее в меру материальной полезности. Символизм выносил часть значения слова в сферу интуитивного познания, акмеизм решил вернуть словам  первоначальную конкретность, а футуризм провозгласил свободу слова как такового.

Вернемся к репродукции Малевича «Черный квадрат». Художник относил себя к футуристам. Поиск новых пространственных отношений привел его к созданию собственного  авангардистского течения – супрематизма. На мой взгляд, «Черный квадрат» - это взгляд в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого черный туннель. Надвигающееся темное пространство втягивает человека. Что это, как не пророчество о тех испытаниях, которые последовали для России после относительно благополучного 1913 года?

Музыкальной иллюстрацией к нашему сегодняшнему разговору о модернизме стала музыка Скрябина, композитора, который стремился к синтезу звука, цвета и смысла. В музыке Скрябина есть стремление к познанию таинственных темных глубин бытия. Его музыка близка философии символистов.

К следующему уроку учащимся предлагаю выбрать одно из заданий:

  • Подобрать свои музыкальные, художественные образы Русского Ренессанса;
  • Представить макет обложки сборника поэзии Серебряного века;
  • Сделать иллюстрации к стихотворениям, прозвучавшим на уроке, подобрать музыкальные иллюстрации;
  • Приготовить слово о поэте Серебряного века или поэтическое выступление (чтение стихотворения наизусть и его устный анализ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературы В 11 классе Учитель Цой Д.В. МБОУ СОШ №2 г.Батайск

Слайд 2

Казимир Малевич «Черный квадрат Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? А.Блок

Слайд 3

Разное понимание роли и места человека в мироздании Реализм Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Серебряный век русской поэзии ?

Слайд 4

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкин К*** И.Анненский «Смычок и струны» Какой теме посвящены эти стихотворения? Одинаковое ли настроение создается у нас при их восприятии?

Слайд 5

«Золото» и «Серебро» русской поэзии День Солнце Полнота жизни Радость бытия Гармония с окружающим миром Открытость Ночь Луна Дисгармония Внутреннее смятение Разочарование Душевная усталость

Слайд 6

Серебряный век (1892-1917) ? Оцуп Н.А. Бердяев Н.А. Русский культурный Ренессанс По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия этого периода является достойным продолжением «золотого века»

Слайд 7

Исследовательская деятельность в группах Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии Серебряного века? Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у поэтов разных направлений? Общие вопросы Символизм Акмеизм Футуризм

Слайд 8

Вопросы по символизму: Когда оформляется символизм как направление в русской литературе? Какие этапы в нем выделяются? Как связаны символизм и декадентство? Каковы философские истоки символизма? Назовите основные принципы символизма. теория

Слайд 9

Вопросы по акмеизму Кем и когда было создано объединение акмеистов? Чем акмеизм противопоставлен символизму? Что является высшей ценностью для акмеистов? Какие выразительные средства используют акмеисты? Как выражается внутреннее состояние человека в поэзии акмеистов? теория

Слайд 10

Вопросы по футуризму Когда появился футуризм, кем он представлен? Какова эстетическая программа футуристов? Почему футуризм связан с атмосферой литературного скандала? Какова цель футуристов? В чем особенности поэтики футуристов? Почему у футуристов акцент переносится с читаемого на произносимый текст? теория

Слайд 11

C равнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм 1.Отношение к миру 2.Роль поэта 3.Отношеие к слову 4.Особенности формы 5.Близкий род искусства Мир не познаваем Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Слово многозначно И символично Намеки, иносказания Музыка Мир познаваем Поэт возвращает слову ясность, простоту Четкая определенность слова Конкретная образность Живопись, архитектура, скульптура Мир надо переделать Поэт разрушает старое Свобода в обращении со словом Обилие неологиз-мов , искажений слов Живопись

Слайд 12

Казимир Малевич «Черный квадрат

Слайд 13

Домашнее задание (по выбору) Подобрать свои музыкальные, художественные образы Русского Ренессанса; Представить макет обложки сборника поэзии Серебряного века; Сделать иллюстрации к стихотворениям, прозвучавшим на уроке, подобрать музыкальные иллюстрации; Приготовить слово о поэте Серебряного века или поэтическое выступление (чтение стихотворения наизусть и его устный анализ)



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь ученицы 11-А класса МБОУ СОШ №2 г.Батайска

Береза Алины

Поэзия Серебряного века

  1. Сравнительный анализ стихотворения А.С.Пушкина «К*…»  и   И.Анненского «Смычок и струны»
  •  Какой теме посвящены эти стихотворения?_____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Одинаковое ли настроение создается у нас при их восприятии?______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполнить таблицу ассоциациями, которые возникают в связи со словосочетаниями «золотой век» русской поэзии и Серебряный век_____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследовательская работа в группах
  • Какую закономерность можно обнаружить в смене направлений поэзии    

                  Серебряного века? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Как меняется отношение к действительности, к культурным традициям, к слову у    

                   поэтов разных направлений?________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Вопросы по футуризму:
  • Когда появился футуризм, кем он представлен? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Какова эстетическая программа футуристов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  •  Какова цель футуристов? ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  •  В чем особенности поэтики футуристов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. По ходу выступления групп заполните таблицу

Основные направления модернизма

Цель творчества

Отношение к миру        

Отношение к слову

Особенности формы        

Символисты

Акмеисты

Футуристы

  1. Выбор стихотворения. Обоснование._______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (В ГРУППЕ) ПО ТЕМЕ

 Серебряный век русской поэзии

Фамилии, имена  учащихся:_____________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема

Вид деятельности

Баллы

Оценка в баллах задания

1

Серебряный век русской поэзии

1.Знание теории вопроса

1-5 баллов

2.Ответ на общий вопрос

1-5

баллов

3.Выразительное чтение стихов

1-5 баллов

4. Обоснование выбора стихотворения

1-10 баллов

5. Монологическая речь

1-10 баллов

6.Вывод

1-10 баллов

                                                                       



Предварительный просмотр:

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключевые символы литературы и искусства Серебряного века: образ Демона

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: "Ключевые символы  литературы и искусства Серебряного века: образ Демона"...

Методическая разработка итогового урока по теме "Поэзия Серебряного века", литература 11 кл.

Данная методическая разработка содержит презентацию, план-конспект урока и аудиозаписи песен Вертинского и "Песни Сольвейг" из оперы Э. Грига " Пер Гюнт"....

Конспект урока литературы по поэзии Серебряного века 11 класс

Данная работа поможет учителю познакомить учащихся с модернистскими течениями  в поэзии конца 19 – начала 20 века , показать, в чем особенности творчества современников «серебряного века» ....

Тест по литературе «Творчество поэтов Серебряного века»

Тест по литературе 11 класс (Творчество  А.Ахматовой, Б.Пастернака,М.Цветаевой, А.Блока, В.Маяковского, Н.Гумилёва, С. Есенина)...

"Проектная деятельность на основе междисциплинарных связей как один из методов изучения русской литературы и философии Серебряного века"

Статья "Проектная деятельность на основе междисциплинарных связей как один из методов изучения русской литературы и философии Серебряного века", опубликованная в Сборнике "Акт...

Урок литературы по поэзии Серебряного века (поэзия А. Ахматовой и Н. Гумилева)

Урок содержит материал для выступления учащихся ( небольшая композиция из стихотворений А. Ахматовой и Н. Гумилева, выстроенная таким образом, что читающие стихи учащиеся должны обращаться друг к друг...